Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финно-угорские организации и коми СМИ




НОВЫЙ БРЕНД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

A NEW BRAND OF THE REPUBLIC OF KOMI

Сивков Сергей, Республика Коми, Сыктывкар

Sivkov Sergey, Republic of Komi, Syktyvkar

 

e-mail: sivkov.si@gmail.ru

 

I Международная конференция по брендингу финно-угорского движения

Октября 2011 года, Таллинн, Эстония



Введение

 

Тема конференции заявлена как брендинг финно-угорского движения, но что подразумевается под понятием «брендинг»? Брендинг – создание торговой марки (традиционно), термин, широко применяемый в маркетинге и в рекламе. Каким образом его можно применить к финно-угорскому движению? Финно-угорское движение сейчас это большей частью некие оформленные организации и «кружки по интересам», которые имеют четко выраженную финно-угорскую направленность, как-то: культура, история, наука и пр. Связав эти два понятия вместе, получается: создание особого узнаваемого бренда финно-угорских движений.

 

И тут возникает главный вопрос – ЗАЧЕМ? В основе любой деятельности должна стоят цель, в чем как мне кажется цель брендинга финно-угорского движения? По всей видимости, в повышении узнаваемости этого движения, в создании своего особого «кода», «фирменного стиля», который, вбирая в себя традиции и образы всех финно-угорских народов, будет продвигать идеи (традиции, культуру, историю и пр.) в мире, который всё более активно глобализуется. Т.е. цель не потерять все те исконные черты, что отличают нас от остальных, при этом активно использовать современные инструменты маркетинга, оставаясь в контексте развития мировой цивилизации и не остаться навсегда «музейной редкостью». Т.е. это ответ на вызов (challenge), который нам ежедневно бросает глобализация – не потеряться, не раствориться в массовой культуре, оставаясь актуальными, при этом доносить до каждого жителя Земли ценности финно-угорского мира на универсальном понятном языке. Это подразумевает анализ современного мира, осмысление места финно-угорского движения в РФ и в мире, борьбу концепций и на выходе – говоря языком маркетинга - готовый продукт в красивой упаковке. И этот продукт, подразумевающий в себе изначальную концепцию, из которой исходит любой художник создающий картину, необходимо будет реализовывать через общественные институты и через специалистов по брендингу.

 

Я представляю Республику Коми и мне бы хотелось обратить Ваше внимание именно на мою страну – Komi Mu (Коми му, коми землю) и на коми народ. В отличии от нашей нынешней власти я считаю себя Гражданином своей страны – Республики Коми, которая стала независимой в 1992 году и это нашло свое отражение в Первой Конституции Республики Коми от 17.02.1994, а чуть раньше 17.01.1993 года Республика Коми была включена в Организацию наций и народов, не имеющих представительства (UNPO)[1] - международную неправительственную организацию, цель которой состоит в защите интересов коренных народов, не имеющих собственных государств и/или живущих на оккупированных или спорных территориях.

 

 

Предпосылки создания нового бренда

 

Для меня брендинг финно-угорского движения тесно связан с брендингом региона, в данном случае брендинга Республики Коми. Было бы очень самонадеятельно изложить здесь готовую концепцию брендинга Республики Коми, но, по крайней мере, это попытка это сделать, тем более что предпосылок для этого достаточно. В свое время, после крушения СССР, люди, жившие в идеологии коммунизма-социализма, оказались в неком свободном пространстве, во времени, когда старые символы исчезли, а новых не было. Сложно обвинять тех людей в начале 90-х, что они «не смогли», «не разработали», «не успели» - это было время поисков и исканий без четких ориентиров, а, прежде всего, это было время свободы, время энтузиазистов, к сожалению, это время прошло и можно лишь констатировать, что время было упущено.

 

Появление новых, постсоветских символов в то время нельзя назвать «брендингом», потому что не было ясной цели и тем более не было осмысленной концепции, это было неким замещением вакуума, смена символьно-знаковой системы. Отсюда утверждение государственным символом флага Башкирии 1917 года[2], оставшиеся советские герба городов, не понимание роли этнодизайна, отсутствие новых современных символов или понимание «брендинга» на уровне 70-х годов прошлого века, проще говоря - воссоздание и компиляция «совка».

 

Чтобы не быть голословным приведу лишь ряд примеров, показывающих нынешнее состояние дел. Небольшим эпиграфом станет цитата заместителя главы Сыктывкара Валерия Козлова[3]:

 

«Широко коми орнаменты используются при оформлении праздничных городских мероприятий. Особенно ярко это видно в Новый год, дни города, республики. Например, при строительстве ледового городка на Стефановской площади, на других площадках были использованы мотивы коми народного эпоса, элементы национального орнамента на крепостных стенах и скульптурных композициях …были оформлены городские автобусные остановочные комплексы».

 

Здания и вывески

 

 

 

Используется непонятное сочетание символов: на стенах зданий используется угорский символ оленьих рогов, в вывесках элементы коми промыслового календаря. Всё это не вписывается в общий дизайн и выглядит аляповато.

 

 

Перевод названий улиц на коми язык выглядит скорее как что-то, что делается для галочки. При этом большинство улиц имеют мало общего с коми культурой и историей, пример тому – множество улиц имени Ленина, Интернациональных, Коммунистических и прочих, при этом перевод названия выглядит особым издевательством, как пример – Советскöй улича, смысл таких переименований непонятен.

 

 

«Традиционный коми орнамент» торжествует в аэропорту Сыктывкара и встречает гостей города уже при приезде…

 

 

…а также встречает в гостинице «Сыктывкар».

 

Вывески библиотек в коми селах обзавелись «традиционным коми орнаментом», который используют к месту и не к месту, но при этом нет ни одного слова по коми.

Гербы и флаги

 

 

Советские гербы городов так и остались, при этом опять видна попытка привязать убогий советский стиль к Республике Коми «традиционным коми орнаментом».

 

Эмблемы и логотипы

 

 

Представленные символы достаточно показательны – «Коми – грибное место», новый бренд, который активно начали продвигать в последнее время, неплохая идея, но воплощение в эмблеме не самое лучшее, здесь и «традиционный коми орнамент» и «традиционные коми цвета» (синий и зеленый) и убогий шрифт. Эмблема с медведем и елочками – это утвержденный «Турбренд Республики Коми», который занял первое место в конкурсе в 2009 году, при этом за последние 2 года он нигде не применялся, один раз его я встретил в статье про рост заболеваемости ВИЧ в Коми[4], налицо «традиционные орнамент и цвета», общая стилистика напоминает самые плохие примеры советского «дизайна». Эмблема фестиваля «Зарни Кияс» отличается полным отсутствием какой-либо дизайнерской мысли.

 

 

При этом символ 230-летия Сыктывкара можно отметить с положительной стороны (первый), по-крайней мере автор нашел узнаваемые элементы, связывающие эмблему с Коми (медведь, цвета флага), при этом это не выглядит так нарочито убого как на ранее представленных логотипах, как пример рядом логотипа занявшего 2 место.

 

 

Поезд Усинск - Сыктывкар, позиционирующийся как «туристический» сочетает в себе несочетаемый темно-синий с золотистым и «традиционный коми орнамент» в виде оленьих рогов.

 

 

Как символ непонимания роли дизайна и отсутствия смысла – шрифт на трапе и на стене стилизованы под старославянский, но причем здесь старославянский, если это Республика Коми? Неужели в момент возникновения Слободы это было древнерусское село? Может быть Сыктывкар один из древних городов Руси? Это, скорее всего неудачная передача «исторической» составляющей.

 

Летие Республики Коми

 

90-летие широко праздновалось в августе этого года, в целом можно проследить удачные дизайнерские решения и даже наметилась попытка уйти от «традиционных символов», к плюсам отнесу удачный символ, решенный вполне в духе коми этнодизайна, сразу вспоминаются работы талантливого коми этнофутуриста Павла Микушева, но, кроме этого остальное не впечатлило – опять «традиционные коми орнаменты» и «традиционные коми цвета».

 

 

Решение уйти от медведей можно считать положительным, на изображении молодые (коми?) девушки, которые смеются и слушают музыку, создавая положительный настрой, но «молодая и богатая республика» становится какой-то аморфной – ни одного слова на коми языке, нигде нет даже слова «коми». При этом были также баннеры (в большом количестве) с изображением усть-цилемцев, которые конечно также входят в Коми, но 90 лет назад их не было в составе Коми-зырянской автономии. Виной этому, скорее всего политика и лоббирование этой рекламы партией «Единая Россия», в которой много выходцев из Чилимдина.

 

 

Триумфом бессмысленного и бессодержательного празднования 90-летия Коми стали ролики, которых объединила тематика цифры «90», как следствие, авторы ничего не могли лучше придумать, как увязать женскую грудь, мужской живот и юбилей Республики.

 

Мультифестиваль «Ыбица», который по задумке авторов также был призван стать новым брендом Республики Коми оставил двоякое впечатление, если говорить об общем уровне, он оказался очень низким.

Коми эстрада

Коми песня сегодня представлена в большинстве своем народными коллективами, понимая важность сохранения традиционной коми песни и ее популяризации необходимо также развивать современную коми песню, потому что не всем молодым людям интересна традиционная песня, при этом трудно отказать в желании коми молодежи в желании потанцевать на дискотеках под коми песни. Один из удачных примеров музыкальный проект из Сыктывкара Olä San (Оля Сан), который отличается хорошим сочетанием вокала, текстом на коми языке и неплохими аранжировками.

 

Как и во всех начинаниях, основной проблемой является отсутствие продюсеров и финансирования, а также отсутствие поддержки со стороны властей Коми.

 

Финно-угорские организации и коми СМИ

Эмблемы ведущих коми организаций абсолютно не узнаваемые, не технологичны в плане применения в рекламе и в дизайне, являются такими же штампами, как и прочий современный этнокоми дизайн. Организации не имеют своих сайтов и ограничиваются страничкой в социальной сети «Вконтакте».

  

Коми печатные издания еще остались в советской эпохе, отсюда их названия и оформление, с таким анахронизмом не привлечь новых читателей и с большим трудом удается сохранить подписчиков из коми сел. Наоборот журнал АРТ пример удачного подхода.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...