Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы диагностики родительского отношения и поведения.




 

Тема 1.3. Методика Е.О.Смирновой, М.В. Быковой для диагностики структуры родительского отношения и стиля поведения.

Тема 1.4. Метод ССК для определения способов коммуникативного воздействия родителей в ситуации совместного выполнения задания с ребенком.

Тема 1.5. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин).

 

Исследование отношение ребенка к родителям.

Тема 1.6. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье игровыми методами. Сюжетные и ролевые игры. Проектирование диагностических игр с учетом возраста ребенка.

Тема 1.7. Опросник «Состояния и свойства тревожности» (STAIC).

Тема 1.8. Проективная методика, диагностирующая систему воспитательских ценностей родителей: «Мама всегда говорит…Папа всегда говорит…»

Тема 1.9. Тест «Кинетический рисунок семьи» как метод выявления субъективного восприятия ребенка себя членами своей семьи и восприятия им членов своей семьи.

 

Исследование отношений в системе «родитель - ребенок».

Тема 2.0. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» для диагностики  характера внутрисемейных отношений.

Тема 2.1. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (Марковская И.М.). Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер, Юстицкис). Опросник «Измерение родительско-детских установок и реакций» (РАRI)  (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, адаптирован Т.Н. Нещерет; Райгородский).

 Тема 2.2. «Диагностика эмоциональных состояний в семье» (ТСС), «Анализ семейной тревоги (АСТ)»

Тема 2.3. Методика М.Рокича для диагностики родительских ценностей.

Тема 2.4. Методика Р.Бейлза. Диагностика предметной и эмоциональной сферы конфликта. Дидактическая игра: «Оценка глубины конфликта».

 

 

Системные методы диагностики родительско-детских отношений.

Тема 2.5. Структурированные техники семейного консультирования. Цели и области применения. Преимущества. Техника социограммы. Генограмма семьи.

Тема 2.6. Системный тест Геринга.

Тема 2.7. Циркулярное интервью Миланской школы. Технология прослеживания последовательностей семейных взаимодействий.

 

 

Модуль № 6. Основныестратегии и техники коррекции родительско-детских отношений.

Тема 1.1. Основные методы коррекции родительского поведения в ситуации неконструктивного взаимодействия с ребёнком. Классификация коррекционных стратегий.

Тема 1.2. Критерии выбора методик, показания, области применения, формы работы, преимущества и ограничения.

 

 

Индивидуальная работа с родителем. Методы коррекции родительского отношения и поведения.

Тема 1.3.  Методы поведенческой терапии. Коррекция нереалистичных ожиданий, неадекватных требований родителей.

Тема 1.4. Методы поведенческой терапии. Решение дисциплинарных и поведенческих проблем детей. Тренинговые упражнения для установления ограничений, родительского контроля и последовательности воспитательских воздействий.

Тема 1.5. Обучение родителей поведенческой игровой терапии для развития способности оказывать эмоциональную поддержку ребенку.

 

Коррекция отношений в родительской паре.

 Тема 1.6. Тренинговые упражнения «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте».

Тема 1.7. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики» для развития навыков конструктивной критики и эмоционального контроля.

Тема 1.8. Структурированные задания «Мой ребенок» для развития согласованности родительских требований.

 

Индивидуальная работа с ребенком.

Тема 1.9 Метод сказкотерапии и песочной терапии для коррекции неадекватного эмоционального состояния, способности самовыражения, самопонимания ребенка, самоконтроля, позитивного образа «Я» в ситуации общения.

Тема 2.0. Графические и скульптурные художественные методы для коррекции неадекватного коммуникативного поведения, повышения самооценки и уверенности в себе.

 

Системные методы коррекции родительско-детских отношений.

Тема 2.1. «Структурированный тренинг общения» для развития семейных подсистем.

Тема 2.2. Техника «Семейная реконструкция», «Обмен ролями» для развития гибкой системы родительских ролей.

 Тема 2.3. Ситуационно-ролевая игра «Переговоры» и «Прояснение коммуникаций» для развития средств и форм адекватной коммуникации.

 

Занятия в родительских группах.

 

Тема 2.4. Игра - тренинг «Внутриличностные конфликты» для развития навыков эмоционального контроля.

Тема 2.5. Избранные техники гештальт - подхода и нарративной психотерапии. Техника «Горячий стул». Развитие способности взаимопонимания, творческого потенциала родителей, эмоционального опыта переживаний.

 

Занятия в детских группах.

 

Тема 2.6. Использование психологических игр для развития образа «себя», образа сверстников, стратегий поведения, умений совместно действовать.

Тема 2.8. Использование игровых «оболочек» для развития мотивов, адекватных способов выражения эмоционального состояния.

 



Календарный учебный график

 

Наименование

дисциплины

Общая

трудоемкость, час.

Всего

аудиторные, час.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
 1. Модуль № 1. Введение 18 16                  
 2. Тема № 1.1.  Родительско - детские отношения. Понятие. Специфика, структура, типы, возрастная дина­мика. 2 2                  
 3. Тема № 1.2.  Понятие психологической готовности к родительству. Специфика, факторы, этапы, динамика. Факторы формирования родительской позиции.

2

2

                 
 4. Тема № 1.3.  Материнство: структура, содержание, функции, онтогенез. Специфика ранней диады «мать-дитя». Эмоциональный контакт родителей и ребенка как условие психического и личностного развития ребенка.                   
 5. Тема № 1.4.  Влияние родительского отношения на формирование характера и личности ребенка. Влияние индивидуально-личностных особенностей ребенка на родительское отношение и стиль воспитания. 2 2                  
 6. Тема № 1.5.  Гендерные особенности родительского отношения. 2 2                  
 7. Тема № 1.6.   Культурные, национальные, семейные детерминанты родительского отношения и воспитания.   2 2                  
 8. Тема № 1.7.   Особенности развития материнского и отцовского поведения в современных условиях. 2 2                  
 9. Тема № 1.8.   Родительские установки и стили родительского воспитания. Детерминанты родительских установок и стилей воспитания. 1 1                  
10. Тема № 1.9.   Параметры оценки стиля воспитания. 1 1                  
11. Тема № 2.0.    Система воспитательских ценностей. Структура, содержание, родительская согласованность, семейная многопоколенная обусловленность. 2 2                  
12. Модуль № 2.  История и тенденция развития идей о психологии родительско-детских отношений. 16 14                  
13. Тема № 2.1.  Основные положения методологических подходов, современных теорий в исследовании психологии родительско-детских отношений. 2 2                  
14. Тема № 2.2. Проблема материнства и его изучение в психологии. Методологические направления в изучении материнства. 2 2                  
15. Тема № 2.3. Изучение проблемы материнства в отечественной практике. 2 2                  
16. Тема № 2.4. Проблема отцовства. Теоретические и экспериментальные исследования отцовства. 2 2                  
17. Тема № 2.5..  Проблема нарушений личностного развития ребенка. 2 2                  
18. Тема № 2.6.  Методологические направления в изучении нарушений личностного развития ребенка. 4 4                  
19. Модуль № 3.  Обзор основных проблем родителей и детей 18 2                  
20. Тема № 3.1.  Виды детского неблагополучия. Поведенческие и соматические проблемы как способы адаптации в системе дисфункциональных отношений в семье. Нарушения развития психических функций и физического здоровья. 1 1                  
21. Тема № 3.2.  Многофакторная детерминация нарушений личностного развития ребенка: биологические, социальные психологические причины нарушений. Причины, предпосылки, механизмы нарушений развития. 1 1                  
22. Тема № 3.3.  Психологические проблемы родителей. Личностная незрелость. Влияние прародителей на позицию воспитания родителей. 1 1                  
23. Тема № 3.4.  Обзор основных проблем родителей в сфере общения и воспитания с учетом возраста ребенка. 1 1                  
24. Тема № 3.5.  Психические отклонения в отношении и поведении родителей. Девиантное материнство. Причины. Предпосылки. Семейная обусловленность. 2 2                  
25. Тема № 3.6.  Дисфункциональные супружеские отношения как детерминанта нарушений личностного и психического развития ребенка. 2 2                  
26. Тема № 3.7.   Проблемы коммуникативных процессов в семье как фактор нарушения развития ребенка. Двойной зажим: структура, функции, исходы. 2 2                  
27. Тема № 3.8.   Основные проблемы ребенка, обусловленные трудностями обучения. Проблемы мотивации, созревания когнитивных и эмоциональных процессов, формирования коммуникативной компетенции. Проблемы профессионального самоопределения юношеского возраста. 2 2                  
28. Тема № 3.9.   Виды реакций и основных воспитательных воздействий родителей на проблемы обучения ребенка. 2 2                  
29. Тема № 4.0.  Виды поведения родителей, стимулирующие у ребенка мотивацию достижений и эффективного обучения.    2 2                  
30. Модуль № 4.  Организационные аспекты работы с родителями и детьми. 18 16                  
31. Тема № 4.1.  Определение трудной психологической ситуации в сфере родительско-детских отношений. Основные причины обращения родителей к психологу. 2 2                  
32. Тема № 4.2..  Критерии выбора психологической помощи родителю и ребенку. Разграничение уровня работы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. 1 1                  
33. Тема № 4.3.  Психокоррекционная ситуация. Классификация психологической коррекционной помощи. Виды коррекционных программ. 2 2                  
34. Тема № 4.4.  Основные этапы и задачи психологической коррекционно-развивающей работы. 1 1                  
35. Тема № 4.5.   Организация первой встречи. Особенности первой встречи с клиентом. Терапевтические задачи первого контакта. 2 2                  
36. Тема № 4.6.   Формы коррекционной работы: индивидуальная и групповая. Особенности работы с одним родителем или ребенком, с родительской диадой,  с родительско - детской диадой. Сходства и принципиальные различия. 2 2                  
37. Тема № 4.7.   Работа в форме котерапии, рефлексирующей команды. Преимущества и ограничения. Работа в команде с другими специалистами. 2 2                  
38. Тема № 4.8.   Этические принципы работы в системе «родители - ребенок».   1 1                  
39. Тема № 4.9.   Особенности отношений в процессе коррекционной работы. 2 2                  
40. Тема № 5.0.   Формирование терапевтических отношений. 2 2                  
41. Тема № 5.1.   Особенности личности психолога в развитии терапевтических отношений. 1 1                  
42. Модуль № 5.  Диагностика родительско-детских отношений. 18 16                  
43. Тема № 5.1.  Классификация психодиагностических подходов. 2 2                  
44. Тема № 5.2.  Критерии выбора методик, показания, области применения, преимущества и ограничения. 2 2                  
45. Тема № 5.3.  Структурированные техники семейного консультирования. Цели и области применения. Преимущества. Техника социограммы. Генограмма семьи. 2 2                  
46. Методика Е.О.Смирновой, М.В. Быковой. Метод ССК. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье игровыми методами. Сюжетные и ролевые игры. Проектирование диагностических игр с учетом возраста ребенка. 2 2                  
47. Тест «Кинетический рисунок семьи». Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи». Системный тест Геринга. 2 2                  
48. Методика Р.Бейлза. Диагностика предметной и эмоциональной сферы конфликта. Дидактическая игра: «Оценка глубины конфликта». 2 2                  
49. Циркулярное интервью Миланской школы. Технология прослеживания последовательностей семейных взаимодействий. 2 2                  
50. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин). Опросник «Состояния и свойства тревожности» (STAIC). Проективная методика, диагностирующая систему воспитательских ценностей родителей: «Мама всегда говорит…Папа всегда говорит…» 2 2                  
51. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (Марковская И.М.). Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер, Юстицкис). Опросник «Измерение родительско-детских установок и реакций» (РАRI)  (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, адаптирован Т.Н. Нещерет; Райгородский). 2 2                  
52. Модуль № 6.Основныестратегии и техники коррекции родительско-детских отношений. 20 18                  
53. Тема № 6.1.  Основные методы коррекции родительского поведения в ситуации неконструктивного взаимодействия с ребёнком. Классификация коррекционных стратегий. 2 2                  
54. Тема № 6.2.  Критерии выбора методик, показания, области применения, формы работы, преимущества и ограничения. 2 2                  
55. Тема № 6.3.  Игра - тренинг «Внутриличностные конфликты» 2 2                  
56. Тема № 6.4.  Избранные техники гештальт - подхода и нарративной психотерапии. Техника «Горячий стул». 2 2                    
57. Тема № 6.5.  Тренинговые упражнения «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте». Дидактический тренинг «Овладение искусством критики» для развития навыков конструктивной критики и эмоционального контроля. 2 2                  
58. Тема № 6.6. «Структурированный тренинг общения». Техника «Семейная реконструкция», «Обмен ролями». 2 2                  
59. Тема № 6.7. Ситуационно-ролевая игра «Переговоры» и «Прояснение коммуникаций» 2 2                  
60. Тема № 6.8. Метод сказкотерапии и песочной терапии. Графические и скульптурные художественные методы. 2 2                  
61. Тема № 6.8. Использование психологических игр для развития образа «себя», образа сверстников, стратегий поведения, умений совместно действовать. 2 2                  
62. Итого по видам занятий 84 24                  
63. Экзамен 36                    
64. Всего 144                    

 



Календарный учебный график

Программа повышения квалификации «Диагностика и коррекция родительско - детских отношений в практике семейного консультирования» проводится в срок с ______________ г. по_______________01.01.2017 г.

Количество участников: 25 человек.

Продолжительность обучения: 9 учебных недель.

Режим обучения: 12 учебных часов в неделю.

Режим занятий: 4 учебных часов в день.

Нормативное количество часов освоения программы: 144 учебных часов.

 

 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(организационно-педагогические)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...