Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рабочие программы дисциплин (модулей)




ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«Диагностика  и коррекция родительско - детских отношений в практике семейного консультирования»

 

 

Трудоёмкость обучения: 144 часов_____________________________

 

2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

 

Дополнительная профессиональная программа переподготовки «Диагностика и коррекция родительско - детских отношений в практике семейного консультирования» разработана с учётом требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

При разработке программы выполнены требования Приказа Министерства образования и науки РФ от 01.07. 2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Программа курса «Диагностика  и коррекция родительско - детских отношений в практике семейного консультирования» разработана на основе Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Высшего Профессионального Образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психология».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Цель реализации программы

Цель обучения по программе: изучение теоретических основ, формирование и развитие профессиональных умений в области диагностики и коррекции родительско-детских отношений.

Программа является преемственной к основной образовательной программе высшего образования: направления подготовки «Психология»

Планируемые результаты обучения:

Реализация дополнительной профессиональной программы (повышение квалификации) направлена на совершенствование следующих компетенций:

Код компетенции Наименование результата обучения
ОК-4 готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
ОПК-3 готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.
ОПК-6 способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды  
ПКСП-2 способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся.  
ПКСП-7 способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами.  

 

В результате освоения данной программы слушатель должен

знать:

· основные положения методологических подходов, современных теорий в исследовании психологии родительско-детских отношений;

· основные проблемы воспитания и общения на разных этапах развития личности ребенка,

· причины нарушений родительского отношения и поведения,

· предпосылки, факторы, механизмы, последствия нарушений развития личности ребенка,

· классификацию основных методов психодиагностики и коррекции родительско-детских отношений,

· особенности коррекционной работы с детьми и родителями,

· специфические характеристики, возможности, области применения, преимущества и ограничения различных методов, форм работы с родителями и детьми,

уметь:

· ориентироваться в современных методах коррекции родительско-детских отношений,

· проводить дифференциальную диагностику для выявления различных видов дисфункций отношений, психических и личностных нарушений,

· грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи,

· составлять рекомендации для родителей в сфере воспитания и общения,

· проводить оценку результативности и эффективности оказанной психологической помощи.

владеть:

· основными методами, применяемыми в современной практике семейного консультирования,

· базовой терминологией, основными понятиями изучаемой дисциплины,

· техниками установления и поддержания контакта с родителями и детьми,

· методами диагностики дисфункциональных паттернов родительско - детского взаи­модействия,

· методами и способами психокоррекционного воздействия на дисфункциональные паттерны поведения ребенка и родителя,

приобрести навыки:

· оказывать эмоциональную поддержку родителям и детям,

· руководствоваться этическими принципами психологической помощи в практической деятельности,

· обмениваться профессиональным опытом с коллегами.

· формулировать на основе психодиагностических данных профессиональную задачу,

· самостоятельно выбирать стратегии и техники.

 

1.2 характеристика НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НОВОЙ квалификации

Область профессиональной деятельности слушатель, прошедший обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области «Организации и предоставления психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп».

Объектами профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу, являются: члены семьи, реализующие воспитательную функцию.

Виды профессиональной деятельностик которым готовятся выпускник, освоивший программу:

· организационно-управленческая

· проектно-технологическая

Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

· рассмотреть основные направления в исследовании психологии родительско-детских отношений,

· проанализировать факторы, закономерности развития родительского отношения и личности ребенка, дерминанты установок и стилей воспитания,

· систематизировать основные проблемы воспитания и общения в системе «родители - ребенок»,

· проанализировать особенности психологической коррекции родительско - детских отношений,

· предоставить классификацию и характеристику основных методов диагностики и коррекции родительско-детских отношений,

· выделить критерии выбора видов и форм практической работы,

· научить диагностировать структурно-функциональные особенности родительско-детских отношений,

· научить проектировать варианты коррекционной работы,

· освоить способы коррекционного воздействия.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Вид учебной работы Объем часов
Трудоемкость изучения дисциплины 144
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 96

в том числе:

Лекции 24
практические занятия 42
лабораторные занятия 30
Самостоятельная работа студента (всего) 12

в том числе:

Подготовка к семинарам (практическим занятиям, лабораторным занятиям) 4
Самостоятельное изучение тем 4
Подготовка реферата, эссе, проекта (на выбор) 2
Получения индивидуальных консультаций преподавателя 2
  Подготовка и сдача экзамена 36

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов/ зачетных единиц Образовательные технологии

Формируемые компетенции/ уровень освоения*

Формы текущего контроля
1

2

3 4

5

6
Раздел 1. Введение Название темы занятия 18  

 

 

 

Лекции

 

2

 

 

 

Проблемная

лекция

 

 

ОК-4/1,

ПКСП-2/1

 

 

-

1 Родительско - детские отношения. Понятие. Специфика, структура, типы, возрастная дина­мика.
2 Понятие психологической готовности к родительству. Специфика, факторы, этапы, динамика. Факторы формирования родительской позиции.

2

3 Материнство: структура, содержание, функции, онтогенез. Специфика ранней диады «мать-дитя». Эмоциональный контакт родителей и ребенка как условие психического и личностного развития ребенка. 

Практические занятия

 

 

2

 

 

Диспут

 

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ПКСП-2/2

 

 

Групповое обсуждение

1. Влияние родительского отношения на формирование характера и личности ребенка. Влияние индивидуально-личностных особенностей ребенка на родительское отношение и стиль воспитания.
2. Гендерные особенности родительского отношения. 2

 

Исследовательский проект

 

 

 

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ПКСП-2/2

 

 

 

Оценка и обсуждение проекта

 

 

  3. Культурные, национальные, семейные детерминанты родительского отношения и воспитания.     2
  4. Особенности развития материнского и отцовского поведения в современных условиях. 2
  5. Родительские установки и стили родительского воспитания. Детерминанты родительских установок и стилей воспитания.   1    
  6. Параметры оценки стиля воспитания. 1
  7. Система воспитательских ценностей. Структура, содержание, родительская согласованность, семейная многопоколенная обусловленность. 2
   

Самостоятельная работа студента

 
  1. Особенности родительско-детских отношений в семье ребенка - инвалида. 2 Реферат Устный опрос
Раздел 2. История и тенденция развития идей о психологии родительско-детских отношений.

 

16  

 

 

 

Лекции

   

 

 
1. Основные положения методологических подходов, современных теорий в исследовании психологии родительско-детских отношений.   2   Обзорная лекция

ОК-4/1,

ПКСП-2/1

-

Практические занятия

 

1. Проблема материнства и его изучение в психологии. Методологические направления в изучении материнства.   2    

 

Круглый стол

 

 

ОК-4/2,

ОПК-3/2

ПКСП-2/2

Собеседование
2. Изучение проблемы материнства в отечественной практике. 2

Устный опрос

3. Проблема отцовства. Теоретические и экспериментальные исследования отцовства. 2
  4. Проблема нарушений личностного развития ребенка. 2

Диспут

Устный опрос

  5. Методологические направления в изучении нарушений личностного развития ребенка. 4
 

Самостоятельная работа студента

     
 

Инновации в области изучения родительско-детских отношений.

2 Исследовательский проект Презентация проекта
Раздел 3. Обзор основных проблем родителей и детей.  

 

18  

 

   
 

Лекции

   

 

 

 

1. Виды детского неблагополучия. Поведенческие и соматические проблемы как способы адаптации в системе дисфункциональных отношений в семье. Нарушения развития психических функций и физического здоровья.

 

2

Проблемная лекция

 

 

ОК-4/1,

ПКСП-2/1

-

2. Многофакторная детерминация нарушений личностного развития ребенка: биологические, социальные психологические причины нарушений. Причины, предпосылки, механизмы нарушений развития.
3. Психологические проблемы родителей. Личностная незрелость. Влияние прародителей на позицию воспитания родителей.

2

4. Обзор основных проблем родителей в сфере общения и воспитания с учетом возраста ребенка.

Практические занятия

   

 

 
11. Психические отклонения в отношении и поведении родителей. Девиантное материнство. Причины. Предпосылки. Семейная обусловленность.   2 Круглый стол

ОК-4/2, ОПК-3/2,

ОПК-6/2

Групповое обсуждение
  2. Дисфункциональные супружеские отношения как детерминанта нарушений личностного и психического развития ребенка.   2

Исследовательский проект

 

 

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ОПК-6/2

 

 

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ОПК-6/2

 

 

Оценка и обсуждение проекта

 

 

  3. Проблемы коммуникативных процессов в семье как фактор нарушения развития ребенка. Двойной зажим: структура, функции, исходы.   2
  4. Основные проблемы ребенка, обусловленные трудностями обучения. Проблемы мотивации, созревания когнитивных и эмоциональных процессов, формирования коммуникативной компетенции. Проблемы профессионального самоопределения юношеского возраста.   2

Исследовательский проект

  Оценка и обсуждение проекта
  5. Виды реакций и основных воспитательных воздействий родителей на проблемы обучения ребенка.   2

 

 

Устный опрос

  6. Виды поведения родителей, стимулирующие у ребенка мотивацию достижений и эффективного обучения.   2
 

Самостоятельная работа студента

   
  1. Личностные проблемы детей и подростков, связанные с общением в среде сверстников и взрослых: воспитателями, учителями, знакомыми семьи.   2 Реферат
Раздел 4. Организационные аспекты работы с родителями и детьми.  

 

18  

 

 
 

Лекции

   

 

 

 

1. Определение трудной психологической ситуации в сфере родительско-детских отношений. Основные причины обращения родителей к психологу.

 

4

 

 

Лекция – визуализация

 

 

ОК-4/1,

ОПК-3/1,

ПКСП-2/1

 

 

-

 

2. Критерии выбора психологической помощи родителю и ребенку. Разграничение уровня работы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.
3. Психокоррекционная ситуация. Классификация психологической коррекционной помощи. Виды коррекционных программ.  
4. Основные этапы и задачи психологической коррекционно-развивающей работы.  

Лабораторные занятия

   

 

 
1 Организация первой встречи. Особенности первой встречи с клиентом. Терапевтические задачи первого контакта.   2     Имитационный тренинг

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ОПК-6/2,

ПКСП-2/2

 

Анализ и обсуждение тренинга
2 Формы коррекционной работы: индивидуальная и групповая. Особенности работы с одним родителем или ребенком, с родительской диадой,  с родительско - детской диадой. Сходства и принципиальные различия.   2 Ролевая игра Анализ и обсуждение ролевого тренинга

 

3. Работа в форме котерапии, рефлексирующей команды. Преимущества и ограничения. Работа в команде с другими специалистами.   2

Рефлексивный отчет

ОК-4/2

ОПК-3/2,

ПКСП-7/2

 

 

Устный опрос

 

4. Этические принципы работы в системе «родители - ребенок».   1
5. Особенности отношений в процессе коррекционной работы. 1
6. Формирование терапевтических отношений. 1
7. Особенности личности психолога в развитии терапевтических отношений.   1

Самостоятельная работа студента

     

Границы возможностей коррекционной работы.

2 Кейс-стади Собеседование
  Раздел 5. Диагностика родительско-детских отношений.

 

18  

 

 
 

Лекции

   

 

 
  1. Классификация психодиагностических подходов.

 

 

4

Проблемная лекция

 

ОК-4/1,

ОПК-3/1

 

-

 

  2. Критерии выбора методик, показания, области применения, преимущества и ограничения.
 

Практические занятия

     
  1. Структурированные техники семейного консультирования. Цели и области применения. Преимущества. Техника социограммы. Генограмма семьи. 2 Тренинг профессиональных умений

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ПКСП-7/2

Групповое обсуждение
 

Лабораторные занятия

   

 

 
  1. Методика Е.О.Смирновой, М.В. Быковой. Метод ССК. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье игровыми методами. Сюжетные и ролевые игры. Проектирование диагностических игр с учетом возраста ребенка.     2     Тренинг профессиональных умений

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ОПК-6/2,

ПКСП-2/2

  Анализ и обсуждение тренинга  
  2. Тест «Кинетический рисунок семьи». Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи». Системный тест Геринга.

 

2

Тренинг профессиональных умений Анализ и обсуждение тренинга
  3. Методика Р.Бейлза. Диагностика предметной и эмоциональной сферы конфликта. Дидактическая игра: «Оценка глубины конфликта». Просмотр видеозаписи сессий семейного консультирования

Групповое обсуждение

  4. Циркулярное интервью Миланской школы. Технология прослеживания последовательностей семейных взаимодействий. 2 Анализ видеосеансов стенограммы семейного консультирования
  5. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин). Опросник «Состояния и свойства тревожности» (STAIC). Проективная методика, диагностирующая систему воспитательских ценностей родителей: «Мама всегда говорит…Папа всегда говорит…»   2 Рефлексивный отчет

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ПКСП-2/2

 

 

Собеседование

 

  6. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (Марковская И.М.). Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер, Юстицкис). Опросник «Измерение родительско-детских установок и реакций» (РАRI)  (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, адаптирован Т.Н. Нещерет; Райгородский).     2 Рефлексивный отчет
 

Самостоятельная работа студента

     
 

«Диагностика эмоциональных состояний в семье» (ТСС), «Анализ семейной тревоги (АСТ)»

2 Рефлексивный отчет  
Раздел 6.Основныестратегии и техники коррекции родительско-детских отношений.

 

20  

 

 
 

Лекции

   

 

 
  1. Основные методы коррекции родительского поведения в ситуации неконструктивного взаимодействия с ребёнком. Классификация коррекционных стратегий.

 

4

 

Проблемная лекция

 

 

 

ОК-4/1,

ОПК-3/1

 

 

 

-

  2. Критерии выбора методик, показания, области применения, формы работы, преимущества и ограничения.
 

Практические занятия

     
  1. Игра - тренинг «Внутриличностные конфликты» 2 Тренинг профессиональных умений

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ОПК-6/2

Анализ и обсуждение тренинга
  2. Избранные техники гештальт - подхода и нарративной психотерапии. Техника «Горячий стул». 2 Тренинг профессиональных умений Анализ и обсуждение тренинга
 

Лабораторные занятия

   

 

 
  1. Тренинговые упражнения «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте». Дидактический тренинг «Овладение искусством критики» для развития навыков конструктивной критики и эмоционального контроля.   2 Просмотр видеозаписи сессий семейного консультирования и занятий в родительских группах.

ОПК-3/2,

ОПК-6/2,

ПКСП-7/2

Анализ и обсуждение консультативной сессии.  
  2. «Структурированный тренинг общения». Техника «Семейная реконструкция», «Обмен ролями».   2 Ролевая игра Анализ и обсуждение игры
  3. Ситуационно-ролевая игра «Переговоры» и «Прояснение коммуникаций» 2 Анализ видеосеансов стенограммы семейного консультирования Анализ и обсуждение консультативной сессии.  
  4. Метод сказкотерапии и песочной терапии. Графические и скульптурные художественные методы. 2 Разработка психотерапевтическойпрограммы

ОК-4/2,

ОПК-3/2,

ОПК-6/3,

ПКСП-7/3

 

Презентация авторских программ  
  5. Использование психологических игр для развития образа «себя», образа сверстников, стратегий поведения, умений совместно действовать. 2 Разработка тренинга коммуникативных умений Презентация авторского тренинга
 

Самостоятельная работа студента

     
  1. Методы поведенческой терапии. Структурированные задания «Мой ребенок» для развития согласованности родительских требований.   2 Разработка психокоррекционной программы  
 

Всего

108  

 

 
               

 




Рабочие программы дисциплин (модулей)

 

Модуль № 1. Введение

Тема 1.1. Родительско - детские отношения. Понятие. Специфика, структура, типы, возрастная дина­мика.

Тема 1.2. Понятие психологической готовности к родительству. Специфика, факторы, этапы, динамика. 

Тема 1.3. Факторы формирования родительской позиции. Мотивационно-смысловой, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты родительско-детского взаимодействия. Критерии оценки родительской позиции.

Тема 1.4. Гендерные особенности родительского отношения.

Тема 1.5. Материнство: структура, содержание, функции, онтогенез. Специфика ранней диады «мать-дитя». Эмоциональный контакт родителей и ребенка как условие психического и личностного развития ребенка. 

Тема 1.6. Культурные, национальные, семейные детерминанты родительского отношения и воспитания.  Особенности развития материнского и отцовского поведения в современных условиях.

Тема 1.7. Родительские установки и стили родительского воспитания. Детерминанты родительских установок и стилей воспитания.

Тема 1.8. Параметры оценки стиля воспитания. Характер родительского контроля, последовательность и согласованность родительских требований, способы общения в ходе воспитательских воздействий, характер эмоциональной поддержки. 

Тема 1.9. Система воспитательских ценностей. Структура, содержание, родительская согласованность, семейная многопоколенная обусловленность.

Тема 2.0. Особенности детско-родительских отношений на разных  возрастных этапах.

Тема 2.1. Особенности родительско-детских отношений в семье ребенка - инвалида.

Тема 2.2. Влияние родительского отношения на формирование характера и личности ребенка.

Тема 2.3. Влияние индивидуально-личностных особенностей ребенка на родительское отношение и стиль воспитания.

 

Модуль 2 История и тенденция развития идей о психологии родительско-детских отношений.

Тема 1.1. Основные положения методологических подходов, современных теорий в исследовании психологии родительско-детских отношений.

Тема 1.2. Проблема материнства и его изучение в психологии. Методологические направления в изучении материнства. Изучение проблемы материнства в отечественной практике.

 Тема 1.3. Проблема отцовства. Теоретические и экспериментальные исследования отцовства.

Тема 1.4. Проблема нарушений личностного развития ребенка. Методологические направления в изучении нарушений личностного развития ребенка.

Тема 1.5. Инновации в области изучения родительско-детских отношений. 

 

Модуль № 3 Обзор основных проблем родителей и детей.

Тема 1.1. Виды детского неблагополучия. Поведенческие и соматические проблемы как способы адаптации в системе дисфункциональных отношений в семье. Нарушения развития психических функций и физического здоровья.

Тема 1.2. Многофакторная детерминация нарушений личностного развития ребенка: биологические, социальные психологические причины нарушений. Причины, предпосылки, механизмы нарушений развития.

Тема 1.3. Психологические проблемы родителей. Личностная незрелость. Влияние прародителей на позицию воспитания родителей.

Тема 1.4. Дисфункциональные супружеские отношения как детерминанта нарушений личностного и психического развития ребенка.

Тема 1.5. Психические отклонения в отношении и поведении родителей. Девиантное материнство. Причины. Предпосылки. Семейная обусловленность.

Тема 1.6. Проблемы коммуникативных процессов в семье как фактор нарушения развития ребенка. Двойной зажим: структура, функции, исходы.

 Тема 1.7. Обзор основных проблем родителей в сфере общения и воспитания с учетом возраста ребенка.

Тема 1.8. Основные проблемы ребенка, обусловленные трудностями обучения. Проблемы мотивации, созревания когнитивных и эмоциональных процессов, формирования коммуникативной компетенции. Проблемы профессионального самоопределения юношеского возраста.

Тема 1.9. Виды реакций и основных воспитательных воздействий родителей на проблемы обучения ребенка. Виды поведения родителей, стимулирующие у ребенка мотивацию достижений и эффективного обучения.

 Тема 2.0. Личностные проблемы детей и подростков, связанные с общением в среде сверстников и взрослых: воспитателями, учителями, знакомыми семьи. Общение в семье как база для формирования и развития коммуникативной компетенции ребенка.

 

Модуль № 4 Организационные аспекты работы с родителями и детьми.

Тема 1.1. Определение трудной психологической ситуации в сфере родительско-детских отношений. Основные причины обращения родителей к психологу.

Тема 1.2. Критерии выбора психологической помощи родителю и ребенку. Разграничение уровня работы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Тема 1.3. Психокоррекционная ситуация. Классификация психологической коррекционной помощи. Виды коррекционных программ. Основные требования к составлению программы психокоррекционной работы.

Тема 1.4. Основные этапы и задачи психологической коррекционно-развивающей работы.

Тема 1.5. Организация первой встречи. Особенности первой встречи с клиентом. Терапевтические задачи первого контакта. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж. Хейли.

Тема 1.6. Формы коррекционной работы: индивидуальная и групповая. Особенности работы с одним родителем или ребенком, с родительской диадой,  с родительско - детской диадой. Сходства и принципиальные различия.

Тема 1.7. Работа в форме котерапии, рефлексирующей команды. Преимущества и ограничения. Работа в команде с другими специалистами.

Тема 1.8. Границы возможностей. Этические принципы работы в системе «родители - ребенок».  

Тема 1.9. Особенности отношений в процессе работы. Формирование терапевтических отношений. Особенности личности психолога в развитии терапевтических отношений.

 

Модуль № 5 Диагностика родительско-детских отношений.

Тема 1.1. Классификация психодиагностических подходов.

Тема 1.2. Критерии выбора методик, показания, области применения, преимущества и ограничения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...