Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нравственные принципы менеджмента Ценности и нормы этики управляющего.




Проблемы взаимоотношения людей в совместной деятельности давно находятся в центре внимания в странах с развитой рыночной экономикой. Усиление роли человеческого фактора в производстве обусловило не только появление различных теорий, объясняющих этот феномен, но и обратило внимание субъектов предпринимательской деятельности на необходимость регулирования взаимоотношений в производственных коллективах по горизонтали (между сотрудниками), по вертикали (между сотрудниками и управленцами), а также между предпринимателями и обществом в целом. В практической плоскости отражением такого подхода к этическим аспектам деловых отношений стало увеличение количества штатных специалистов, непосредственно занимающихся изучением проблем создания благоприятного психологического климата в коллективах и консультациями по этому вопросу для служащих.

Что касается отношений предприниматель – общество, то в ходе длительной дискуссии в США определились две концепции теории социальной ответственности предпринимательства: теория традиционной корпорации и теория метрокорпорации. "Сторонники первой концепции утверждают, что основная цель бизнеса – прибыль, поэтому бизнесмен не должен брать на себя никаких общественных обязательств, кроме юридических. При этом они подчеркивают, что прибыль должна получаться в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана. Сторонники противоположной точки зрения (теории метрокорпорации) утверждают, что корпорация, являясь основным общественным институтом, не должна ограничиваться деятельностью чисто делового характера. Ее основной долг – служение обществу. В частности, она должна стремиться принимать участие в благотворительных, общественных, культурных проектах. Существует и третья позиция – средняя между отмеченными крайними. Ее сторонники пытаются уравновесить стремление к прибыли с социальной ответственностью и помощью".

Немецкие специалисты по предпринимательству и управлению полагают, что в основе деятельности предприятия должны лежать следующие этические ценности:

по отношению к сотрудникам предприятия – учет индивидуальности сотрудника и помощь в ее раскрытии, справедливая оплата труда (одинаковое вознаграждение за одинаковый труд), специальные гарантии (занятости, охраны труда), создание возможностей для профессионального роста и выделение сфер персональной ответственности, участие сотрудников в принятии управленческих решений (в управлении предприятием) и т.п.;

по отношению к рыночному партнеру – доверие в отношениях, честность в политике цен, гарантированное выполнение обязательств, следование принципу независимости потребителей, охрана окружающей среды;

в "поле пайщика" (инвестора, совладельца) – соразмерное участие в прибыли, открытость в вопросах деятельности предприятия, соблюдение интересов собственников и т.д.

Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность – альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:

Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Но огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.

Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту
или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта между
экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;

2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;

5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с
целью нахождения ими компромисса между собственными личными
ценностями и ценностями управляющих.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими
оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя
себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Нужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и
чтобы он нашел полное понимание подчиненных.

Управляющего будет лучше воспринят людьми, если:

он будет первым приветствовать собеседника, независимо
от его положения (подчиненный или партнер);

он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;

он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным
на "Вы";

он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его
авторитет;

он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

он установит четкий порядок, при котором максимально
уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;

установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно
короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;

он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;

он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;

он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды,
жестов, мимики собеседника;

он умеет осторожно использовать слово "я";

он будет высказываться кратко и по существу;

он будет избегать назидательности;

он будет всегда безупречно одет;

он всегда выполняет обещания в срок.

Все названное выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел менеджера.

Управленческая этика не может возникнуть по нашему
желанию. Ее формирование – сложный и длительный процесс, в котором участвуют, прежде всего, сами предприниматели, а также различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.

Я думаю, что условиями формирования цивилизованной управленческой этики являются:

СВОБОДА – как политическая, так и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность,
свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта,
свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т.д.;

СТАБИЛЬНОСТЬ – сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;

ПРОПАГАHДА – создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;

ПРАВО – не только нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии
бизнеса. Кроме того, необходимо иметь в виду, что на первых
порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральные
ценности участников рыночных отношений, роль правового регулирования особенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;

АССОЦИИРОВАНИЕ – создание профессиональных объединений
предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром
при оценке уровня нравственности входящих в них членов и
применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие
меры.

В предыдущих разделах работы была рассмотрена проблема
деловой этики вообще. Это нормы поведения, но нормы, касающиеся менеджера. Теперь можно эти постулаты профессиональной этики менеджера рассмотреть как основу этического кодекса менеджера.
Вот как определили их специалисты:

Цивилизованный предприниматель:

убежден в полезности своего труда не только для себя, но
и для других, для общества;

исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют
работать, стремятся реализовать себя вместе с управляющим;

верит в бизнес, расценивает его как привлекательное
творчество, относится к бизнесу как к искусству;

признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

уважает себя как личность, а любую личность – как себя;

уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

ценит образование, науку и технику, культуру, уважает
экологию;

стремится к нововведениям;

не перекладывает ответственность за принятие нужного;

решения на подчиненных; терпим к недостаткам других людей;

согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;

никого никогда не унижает;

имеет бесконечное терпение.

Менеджер должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для "умения вести себя в обществе", но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

правила представления и знакомства;

правила проведения деловых контактов;

правила поведения на переговорах;

требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

требования к речи;

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...