Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. Маршалл в дискуссии о предпринимательстве и предпринимательском доходе.




А. Маршалл уделял большое внимание организаторской функции предпринимателя и считал, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности. Он предложил добавить четвертый фактор производства — предпринимательские способности.

Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Труд – з/пл, земля – рента, капитал - %, предпринимательская способность – прибыль.

«предпринимательский доход» - это своего рода стоимость «предпринимательской способности» - часть прибыли, которая остается у предпринимателя после расчетов по процентам с кредиторами, т.е. «чистая прибыль» предпринимателя.

Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.

Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности.

Прибыль - вознаграждение за функцию предпринимателя, то есть доход от фактора предпринимательства.

Если предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации и ведению дела. Такой доход - плата за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя.

Однако, предпринимательство не всегда связано с получением прибыли, возможны и убытки.

А.Маршалл вводит в экономику понятие "организации производства" как особого фактора, обеспечивающего рост производительности труда в обществе. Размер организации у него объясняется наличием экономии на масштабе. Маршалл выделяет два вида подобной экономии, внешнюю экономию, "зависящую от общего развития производства", и внутреннюю экономию, "зависящую от ресурсов отдельных занятых в производстве предприятий, от их организации и от эффективности управления ими».

Развивая представление о фирме как об организации, ведущей к экономии на масштабах производства, А.Маршалл детальнейшим образом описывает разнообразные способы достижения подобной экономии и их следствия - формирование крупных организационных форм в экономике как через внутренний рост (расширение объемов производства), так и через слияния, поглощения и картелирование.

Заслугой Маршалла можно считать и введение им новой, очень важной характеристики фирмы - производство не для личных потребностей, коммерческий характер производства.

Цель Маршалла - показать управленческую структуру разных форм бизнеса саму по себе. Тем самым Маршалл склоняется в пользу управленческой науки.

Такой управленческий подход позволяет Маршаллу выделить специфическую черту: предпринимательские способности как ресурс производства. Под предпринимательскими способностями Маршалл понимает склонность человека к поиску новых вариантов производства и организации производства, определенную рискованность в осуществлении доселе неизведанных действий.

Кроме того, Маршалл вводит в экономическую теорию понятия короткого и длинного периодов производства, для каждого из которых рассматриваются свои особенности поведения фирмы.

Динамика в поведении фирмы у Маршалла принимает характер проблемы инвестирования и распределения ресурсов во времени.

Особо следует отметить, что Маршалл под нормальными условиями работы отраслей и сфер промышленности и экономики в целом как предпосылки своего анализа фирмы понимает условия совершенной конкуренции. В этой связи монополия, в трактовке Маршалла, выглядит как искажающий фактор рынка, связанный с недостаточной его развитостью, - даже если речь идет об отраслях со значительным положительным эффектом масштаба (железнодорожный транспорт, морские перевозки и другие отрасли естественной монополии).

 

Соответственно большое значение А. Маршалл уделяет предпринимательству. Предприниматели делятся на две категории: те, кто открывает новые и улучшенные методы хозяйствования, И те, кто следует проторенными путями. Вторые получают нормальную прибыль, первые могут получить больше. Пока новатор, улучшивший производство, может продавать свой товар по старой цене, его доходы будут превышать средний уровень. Затем конкуренция приведет к увеличению предложения товара и снижению его цены, а прибыль упадет примерно до прежнего уровня. Прибыль новатора А. Маршалл рассматривает как квазиренту (не земельную ренту).

       В анализе «цены предложения» А. Маршалл стоит на позиции что последняя определяется исключительно издержками. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у А. Маршалла определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием непроизводительного потребления капитала. Данная позиция уходит своими корнями ко взглядам английского экономиста Сениора. Опираясь на нее А. Маршалл отмечает, что и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя – отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимости их ожидания. Акцент на психологическом обосновании издержек производства станет более понятен, если учесть, что в этом утверждении звучит оппозиция Марксу, который считал источником прибыли и процента неоплаченный труд рабочих. А. Маршалл этого и не скрывает, когда пишет, что любая попытки отстаивать посылку, что процент есть неоплаченный труд молча подразумевает, что оказываемые капиталом услуги являются даровым благом. И если допустить, что товар является только продуктом труда, а не труда и ожидания, то мы неизбежно придем к логическому выводу, что процент и вознаграждение за ожидание не имеют оправданий.

Из приведенных выше рассуждений А. Маршалл делает вывод, что цена предложения должна обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений: заработная плата – компенсацию за усталость, процент – компенсацию за ожидание, предпринимательский доход – плата за риск. В этом суть методологического подхода А. Маршалла к определению издержек.

А. Маршалл выступил против примитивного представлении о том, будто предприниматели всегда заинтересованы в понижении заработной платы «Никакое снижение заработной платы не будет неизменно соответствовать интересам работодателей, поскольку оно будет выталкивать квалифицированных рабочих на другие рынки». Кроме того, заработкам плата должна быть достаточно высокой в среднем за год, чтобы привлекать молодых людей к данному виду занятий. Этим устанавливается нижний предел уровня за работной платы, а верхний предел определяете л потребностями, соответствующими предложению капитала. «Однако в какой точке между этими двумя пределами окажется заработная плата, может быть определено лишь путем споров и торговли.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 451.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...