Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потребности, мотивации, эмоции, физиологический механизм, их роль в формировании поведения.




Физиологические механизмы эмоций. Эмоционально-волевая сфера человека является предметом психологической науки, и в курсе возрастной физиологии мы рассмотрим только те примитивные физиологические механизмы, которые лежат в ее основе.

 

Первая физиологическая попытка объяснить эмоции человека принадлежит И. М. Сеченову, который считал, что эмоции — это «рефлексы с усиленным концом в их последней трети». Важное значение имели исследования И. П. Павлова, связавшего появление эмоций с переделкой динамических стереотипов, сопровождавшейся тяжелым «нервным трудом».

 

Павловские взгляды на механизм эмоций получили развитие в биологической теории эмоций П. К. Анохина (1964) и информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970). Ниже приведены некоторые современные данные, раскрывающие физиологические механизмы эмоций.

 

Изучение функциональной деятельности головного мозга животных и человека с помощью метода вживленных электродов показало наличие ряда нервных структур, ответственных за появление разнообразных эмоциональных реакций.

 

Наиболее широко представлены эмоциональные зоны в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий — лимбических зонах. Раздражение этих зон вызывает у человека и животных реакции страха, агрессии, чувство голода и жажды, чувство насыщения и многие другие.

 

Эти филогенетически более древние низшие элементарные эмоциональные реакции, связанные с деятельностью подкорковых нервных структур головного мозга, относят к протопатическим (подкорковым) эмоциям. Их необходимо отличать от высших специфически человеческих эпикритических (корковых) эмоций, обусловленных деятельностью более молодых в эволюционном отношении корковых зон (например, моральные чувства человека).

 

Все многочисленные эмоциональные реакции с точки зрения физиологии можно разделить на две группы: отрицательные и положительные эмоции. Возникновение отрицательных эмоций связано с дискомфортом организма, который может быть вызван нарушением постоянства его внутренней среды (гомеостаза) или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Например, снижение в крови содержания сахара сопровождается чувством голода, а действие опасных для жизни факторов внешней среды — чувством страха.

 

Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями, выражающимися в состоянии комфорта или наслаждения, например чувство насыщения после обеда или радость человека при спасении жизни своего друга. Исходя из биологической теории эмоций П. К. Анохина, можно считать, что отрицательные эмоции возникают всегда, если система (организм) не может достичь полезного для себя результата. Положительные эмоции будут возникать при достижении функциональной системой полезного для ее существования результата.

 

Информационная теория эмоций П. В. Симонова связывает их появление с избытком или недостатком информации об удовлетворении потребностей. Недостаток информации вызывает отрицательные эмоции, а ее избыток — положительные.

 

Материальный нервный субстрат отрицательных и положительных эмоций различен, что хорошо демонстрируется в опытах с раздражением этих структур через вживленные электроды. Особенно показательны в этом отношении опыты с самораздражением зон положительных эмоций, проводимых на животных.

 

Сущность опытов состоит в следующем. У животного предварительно вырабатывают условный рефлекс: нажатие лапкой определенной педали сопровождается дачей корма. Затем к педали подсоединяют специальный прибор — электростимулятор, который в свою очередь соединен с электродами, находящимися в отрицательных или положительных эмоциогенных зонах мозга. Теперь нажатие педали будет раздражать головной мозг животного электрическими импульсами, соизмеримыми с величиной естественных нервных импульсов. В зависимости от того, где находятся электроды: в центре положительных эмоций или отрицательных,— реакции животного будут различными. При нахождении электродов в отрицательных зонах, например страха, животное, лишь раз нажав на педаль, пытается в страхе вырваться из клетки. Если же электроды находятся в положительных эмоциогенных зонах, реакция животного противоположна. Оно может часами и с огромной скоростью нажимать педаль и раздражать свой мозг. При этом животное испытывает полный комфорт, отказываясь от еды и других соблазнов.

 

Таким образом, в подкорковых отделах головного мозга и в зонах древних отделов КГМ обнаружены специальные центры, регулирующие протекание эмоциональных реакций. Вместе с тем исследования показали, что качественная оценка эмоциональных состояний возможна только с участием молодых отделов КГМ (неокортекс). При корковых поражениях развиваются различные эмоциональные расстройства: от аффектов чрезвычайной силы до глубокой апатии — «эмоциональной тупости» или «эмоционального паралича». Регулирование специфически человеческих эмоциональных состояний осуществляется лобными долями, тесно связанными с лимбикой (см. разд. 4.15.6). Важное значение в проявлении эмоций у человека имеет сенсорная информация. Сенсорное голодание вызывает у человека эмоциональные расстройства. Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.

 

Широкие нейрогуморальные изменения, происходящие в организме в процессе эмоциональных реакций, свидетельствуют о том, что управление эмоциями может осуществляться и с помощью гормонов или других биологически активных веществ. Действительно, в настоящее время медики располагают широким арсеналом лекарственных средств, контролирующих эмоции человека.

 

Среди веществ, оказывающих влияние на проявление эмоций, находятся и такие, как никотин, алкоголь и наркотики. Особенно сильное действие оказывают алкоголь и наркотики. Вызывая у человека ложное состояние комфорта, они парализуют его волю. В результате человек лишается возможности целеустремленно добиваться решения поставленных перед ним задач и испытать настоящее и естественное чувство радости от достигнутых им побед.

 

Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе находится в тесной связи с формированием эмоциогенных зон головного мозга и общим психическим развитием ребенка. Новорожденный уже способен испытывать чувство голода и насыщения, а также и другие реакции удовольствия или неудовлетворения, возникающие в результате действия благоприятных или неблагоприятных раздражителей. Эти низшие, протопатические эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных. Однако именно на этой биологической основе формируются все высшие (эпикритические) эмоции человека. Превалирование низших эмоций, связанных с деятельностью подкорковых нервных структур, продолжается до 3 лет и обусловлено слабостью корковых нервных процессов и соответственно низким уровнем развития психики. Интересно, что на эмоциональную окраску речи дети начинают реагировать много раньше, чем на ее смысл. Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность, и особенно их общение со взрослыми.

 

По мере созревания высшей нервной структуры — коры головного мозга — происходит совершенствование психических процессов ребенка. Приблизительно с 3—4 лет постнатального развития начинают интенсивно формироваться высшие человеческие эмоции. Но в это время они еще слабы и часто уступают более сильным биологическим потребностям. У детей дошкольного возраста лишение лакомства и пищи еще способно вызвать более сильный эмоциональный эффект, чем словесные нравоучения о правилах поведения.

 

Важное значение в развитии эмоций в этом возрасте имеют игры детей, восприятие игрушек и манипулирование ими. Мощным фактором развития эмоций является также рисование. Этот период с 2—3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным, но не стойким проявлением эмоций. В рассматриваемом возрасте дети «эмоционально раздражимы», т. е. легко подвергаются влиянию эмоций других. Например, в группе детсада заплакал малыш, и сейчас же его «поддерживают» другие. Только в начале подросткового периода (с 10—12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Их окончательное формирование завершается к 20—22 годам, т. е. когда завершается и формирование высших отделов нервной системы.

 

Физиологические механизмы мотиваций, значение

 

Мотивация — активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. Мотивации могут создаваться как биологическими потребностями (например, пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Любая информация, прежде чем организуется поведение, сопоставляется с доминирующей в данный момент мотивацией. У сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации. С мотивациями неразрывно связаны эмоции. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. Недостижение целей приводит к отрицательным эмоциям. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации. Этот источник положительных эмоций неисчерпаем в течение всей жизни человека.

 

В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга, включающей структуры разных отделов головного мозга. Функции лимбической системы многообразны. При раздражении электрическим током гипоталамуса и миндалевидного тела или удалении поясной извилины у животных наблюдаются реакции ярости, агрессивного поведения (фырканье, рычание, расширение зрачков, изменение сердечного ритма). Двустороннее разрушение миндалевидного тела у крыс вызывает снижение двигательной активности; реакций ярости и агрессии при этом наблюдать не удается. При разрушении миндалевидного тела у человека, по медицинским показаниям, снижается эмоциональная активность типа страха, гнева, ярости.

 

Деятельность лимбических структур регулируется лобными отделами коры больших полушарий, с функцией которых связаны формирование высших познавательных потребностей и регуляция эмоционального состояния на основе проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости.

 

Опытным учителям известно, что эмоциональное изложение материала обостряет внимание учеников и повышает интерес к учебе. Каждый из нас хорошо знает: когда настроение хорошее, то и работа спорится. А как нужны положительные эмоции спортсмену, как они помогают ему бороться и побеждать!

 

Механизмы формирования мотиваций. В возникновении мотиваций и их удовлетворении лежат нейрогуморальные механизмы периферического и центрального уровней. К.В. Судаков сформулировал основные положения нейрофизиологического обеспечения доминирующих мотиваций:

 

1. Любая биологическая мотивация обусловлена соответствующей метаболической потребностью;

 

2. Потребность трансформируется нейрогуморальным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые активируют другие структуры мозга, в том числе и кору полушарий большого мозга;

 

3. Корковые и лимбические структуры мозга оказывают специфические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические мотивационные центры;

 

4. Каждое мотивационное возбуждение представляет собой специфическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур. В формировании различных биологических мотиваций участвуют одни и те же нейромедиаторы, однако в разных комбинациях и в разных структурах, что свидетельствует о специфической нейрохимической интеграции конкретного мотивационного возбуждения.

Сверху первые три это вторичные, последующие 2 первичные

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 453.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...