Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Безусловное и условное торможение условных рефлексов. Виды, механизм возникновения, значение. Особенности формирования у детей.




Высшая нервная деятельность определяется сложным взаимодействием процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Поэтому различают безусловное торможение и условное торможение.

 

Безусловное торможение– это врожденное торможение, которое возникает при появлении нового, неожиданного раздражителя (внешнее торможение) или при действии очень сильных или длительных раздражителей (запредельное торможение).

 

Примером внешнего торможения может быть ситуация, когда у ребенка выработан рефлекс на время и 14 часов у него усиливается слюноотделение в связи с предстоящим обедом. В это время вы приносите новую игрушку или кассету с мультиком и у ребенка пропадает аппетит, так как тормозится и условнорефлекторная деятельность и естественное чувство голода. Внешнее торможение способствует экстренному приспособлению организма к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма и дает возможность при необходимости переключиться на другую деятельность согласно ситуации.

 

Биологический смысл запредельного торможения– предохранение нервных клеток от истощающих воздействий, поэтому его называют также охранительным. Н/р, при встрече с сильным хищником, от которого нет спасения ни в бегстве, ни в борьбе, животное замирает, чтобы остаться незамеченным или не вызвать агрессивной реакции у хищника. Запредельное торможение может возникнуть при длительном действии слабого раздражителя. Н/р, человек, который едет в поезде может заснуть под стук колес. Длительные слабые звуковые колебания вызывают запредельное торможение в корковых нейронах слухового анализатора, которое иррадиирует по коре больших полушарий, вызывает сон.

 

Условное торможениетребует выработки, оно является приобретенным, индивидуальным. Выделяют угасательное торможение, дифференцировочное, запаздывающее и условный тормоз.

 

1. Угасательное торможение развивается при многократном применении условного раздражителя без подкрепления его безусловным.

 

Пример с выключателем. Физиологи считают, что угасание условных рефлексов лежит в основе забывания. В связи с тем, что прочность выработки условных рефлексов у детей существенно выше, чем у взрослых, угасание этих рефлексов у них происходит значительно труднее. В связи с этим, необходимо помнить, что легче предотвратить выработку у детей нежелательных условных рефлексов, чем затем пытаться их «угасить», т.е. отучить от вредных привычек.

 

С явлением угашения, очевидно, связано забывание пройденного учебного материала, если оно не повторяется на последующих уроках, угасание спортивных двигательных навыков, если есть перерыв в занятиях спортом.

 

2. Дифференцировочное торможение,связано со способностью мозга различать даже весьма близкие по своим свойствам условные раздражители. Этот тип торможения имеет большое значение, так как лежит в основе обучения и воспитания ребенка. Если выработать у собаки условный рефлекс частотой 1000 Гц и после его закрепления пищей дать звук частотой 800 Гц, то у собаки также начнется слюноотделение. Однако, если этот тон не подкреплять пищей, собака через некоторое время научиться различать (дифференцировать) эти два тона. Н/р, ребенок начинает различать отдельные речевые звуки или буквы именно благодаря высокой способности его мозга дифференцировать эти раздражители. Скорость образования дифференцировок, в значительной степени определяет учебные возможности детей и подростков.

 

3. Запаздывательное торможениевозникает при отставлении подкрепления на 1-3 минуты относительно начала действия условного сигнала. Постепенно появление условной реакции сдвигается к моменту подкрепления. Его функциональное значение связано с предохранением организма от напрасной, преждевременной траты энергии. Н/р, хищные животные способны затаиваться на длительное время, неподвижно выжидая удобного мгновения для нападения на свою жертву.

 

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под действием воспитания и тренировки. Как правило, младшеклассники нетерпеливо тянут руку, размахивают ею, встают из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту появляется выдержка, умение сдерживать свое желание, сила воли.

 

4. Условный тормозвырабатывается, если к условному сигналу присоединяют добавочный индифферентный раздражитель и их действие не сопровождается подкреплением. При этом условный раздражитель без дополнительного индифферентного продолжают подкреплять безусловным. В результате условную реакцию вызывает только условный раздражитель без индифферентного, а их сочетание тормозит условный рефлекс. Условный тормоз расширяет возможности человека выделять из окружающей среды биологически значимые сигналы и адекватно реагировать на них.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...