Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расскажите о прямом и переносном значении слова. Приведите примеры.




Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Например: Самолёт летит. Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого значение и связано с ним по смыслу. Например: Время летит.

Составное глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола.

Отвечает на вопросы что делает? что делать? что делал?

Владимир начинал сильно беспокоиться. Он хочет поступить в институт. Я долго не мог с ними встретиться.

Билет №9

Расскажите об антонимах, приведите примеры.

Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Род имен существительных.

С точки зрения грамматики род – это способность имён существительных сочетаться с определёнными формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.

По признаку рода имена существительные делятся на три группы:

1)имена существительные мужского рода: дом, конь, воробей, дядя;

2)имена существительные женского рода: мода, земля, пыль, рожь;

3)имена существительные среднего рода: лицо, море, племя, ущелье.

Особая группа – существительные общего рода, служащие для названия лиц и мужского, и женского пола: плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга.

Род определяется только в единственном числе. Грамматическое значение рода создаётся системой падежных окончаний данного существительного в единственном числе.

Имена существительные женского рода

К женскому роду относятся: большинство существительных с окончанием –а/я: трава, тётя, земля;

часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на Ж и Ш и нулевым окончанием: лень, рожь, тишь.

 

 

Имена существительные мужского рода

К мужскому роду относятся:существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже: стол, конь, камыш, нож, плач;

некоторый существительные на –а/я: дедушка, дядя;

Имена существительные среднего рода

К среднему роду относятся: существительные с окончанием на –о, -е: окно, поле; десять существительных на –мя: бремя, стремя, племя, вымя, время, темя, пламя, семя, … существительное дитя.

Билет №10

Дайте определение приставки.

Приста́вка, — значимая часть слова стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова.

Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в- (во-), взо-, вы-, до-, за-, из- (изо-), к-, на-, над-, не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, разо-, с- (со-), су-, у-. Приставки второй группы — все приставки, оканчивающиеся на З и С (кроме с-): без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при-.

В российской школьной традиции приставка указывается значком над ней.

Всего в русском языке имеется 70 приставок.

Виды предложений по цели высказывания.

По цели высказывания предложения делятся на три:

1)Повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе;

2)Вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?

3)Побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе.

Билет №11

Дайте определение корня.

Корень— это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов: гора, пригорок, горный. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренными называются слова с общим корнем, но разным лексическим значением: лес, лесной, лесник. Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи: пить – допить, зима – зимний. Необходимо различать омонимичные корни — совпадающие по звучанию (и написанию), но разные по значению:

носить – переносить – выносить – корень НОС;

нос – носовой – носоглотка – корень НОС.

Эти корни разные по лексическому значению, и поэтому слова из разных групп однокоренными не являются.

Корни, которые в языке существуют самостоятельно, то есть могут выступать как отдельное слово с окончанием или без него, называются свободными. Корни, которые выступают только в сочетании с другими морфемами, а не только окончанием, называются связанными. В слове может быть как один, так и несколько корней. Слова с несколькими корнями называются сложными: водопад, морозоустойчивый, плащ-палатка, двадцатиметровый.

Назовите виды односоставных предложений.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

Глагольные: с главным членом сказуемым:

1)Неопределенно-личное: сказуемое выражается глаголом в форме III лица(мн.ч.).

Например: Меня вызвали к директору.

2)Обобщенно-личное: обычно поговорки, пословицы, крылатые фразы. Главный член выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу

Например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3)Безличное: нет и не может быть подлежащего.

Например: На улице стемнело.

4)Определенно-личное: сказуемое выражается глаголом в форме I и II лица(ед.ч. и мн.ч.).

Билет №12

Дайте определение суффикса.

Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слов: вода – водный, печь – печник; Суффикс не является обязательным элементом слова.В слове может быть один или несколько суффиксов: легк-о, чит-а-тель, образ-ова-нн-ость. Суффикс может стоять непосредственно за корнем или после другого суффикса.

По функции различают суффиксы:

1) словообразующие,

2) формообразующие.

1)Словообразующие суффиксы служат для образования новых однокоренных слов:

писать – писа-тель, оптика – оптич-еск-ий.

2)Формообразующие суффиксы образуют не новые слова, а формы одного и того же слова:

время (им.п.) – времени (р.п.), короткий – короче (сравн. степень), читать – читал (прош. время),

поговорить (сов. вид) – поговаривать (несов. вид).

Многие суффиксы характерны для определённых частей речи:

1. Для имён существительных: -ость-, -ний(-ений), -ак-, -ок-, -ач-, -ец-, -лец-, -тель-, -чик-, -щик-, -ист-,-ниц-, -иц-
2. Для прилагательных: -тельн-, -лив-, -чив-, -аст-, -ат-
3. Для глаголов: -и-, -е-, -ну-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-
4. Для причастий: -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -нн-, -енн-, -ш-, -вш-
5. Для деепричастий: -учи-, -ючи-, -в-, -вши-
6. Для местоимений и наречий: -то, -либо, -нибудь

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1679.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...