Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Типы фонетических единиц: звук, слог, фонетическое слово, фраза




Фонетика занимается звуковой материей языка.

Фонетика как раздел языкознания занимается изучением звуковых единиц в связи с их ролью в образовании значимых единиц языка.

Фонетика, изучающая непосредственно звуки, фонология, изучающая функциональный аспект.

АСПЕКТЫ

Любой звук можно рассматривать с разных точек зрения.

1) Функциональная сторона – процесс понимания – ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ аспект звука речи, суть которого составляет учение о фонеме. Сложность этой единицы в том, что фонема смысла не имеет, но является потенциальным носителем смысла. ФОНОЛОГИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЯЙ АСПЕКТ.

2) Любой звук речи является результатом действия произносительных органов – АРТИКУЛЯТОРНЫЙ аспект звука речи, какие активные органы участвуют в образовании, какую роль играют пассивные органы (какую роль играет кончик языка – пассивный орган – и его положение при произнесении "т"). На этих параметрах основана классификация звуков речи любого языка.

3) Любой звук – результат колебательного движения. Звуковые волны. Слуховая система. Каждый звук имеет физические параметры: длительность, сила, частота. Качественно-разные. АКУСТИЧЕСКИЙ аспект звука речи (звук "с" в "са" и "су")

4) Восприятие параметров. Ограничение слуховой системы. Избыточность в языке. Восприятие естественного – воспринимается. Вырезанные звуки по длительности можно и не опознать звук. Есть определённый временной порог слуховой системы. Звук менее 100 милисекунд длительностью, изолированный, человек не может идентифицировать. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ аспект (воспринимающий). Через "сито" просеиваются звуки неродного языка. Мы можем понять и услышать те звуки, которых нет в русском.

Роль фонетики:

- определение частоты звука (мин.16 Гц, макс 20000 Гц – обычные звуки, от 50 до 10000 Гц – речевые звуки), для совершенных каналов связи необходимы подобные данные

- знать общие параметры для звуков, абстрагируясь от индивидуальных характеристик

- найти индивидуальность (Рамишвили, "идентификация диктора по голосу")

- определение параметров техники (частотные параметры звуков, которые передавали микрофон)

|р|а|

|t|a| если согл.имеют одинаковые характеристики остальные

|k|a|

- синтезированная речь, качество синтеза показывает качество анализа

- запись звуковой речи в письменном виде: проблема пробела, строгий признак конца слова вроде бы не существует точно.

Трубецкой: есть фонематические признаки конца слова и фонетические. Фонематические положительные – нет. Фонематические отрицательные – звонкие согласные мягкие заднеязычные (к', х') не могут быть на конце слова. Фонетические положительные и отрицательные.

- по искажению характеристик нормы звучания языка, параметров речи, можно узнать о физическом состоянии человека

с 50 по 80е годы – много экспериментов, фонетических исследований

Мягкий от твёрдого отличается доп.поднятой средней частью спинки языка. При мягкости – от 2000 до 3000 Гц – форманта мягкости, при твёрдости – от 1000 до 2000 Гц – формат твёрдости.

- исследование спектральных характеристик.

Лингвистика тесно связана с другими науками, физиологией, биологией, медициной, инженерией.

Фонетика изучает не только характеристики звуков речи, она определяет связь между означаемым и означающим. Физология и физика – только означающее, материальная сторона.

Предмет фонетики – изучение собственных характеристик звуков, сочетаемость звуков в потоке речи друг с другом, организация звуков в слог, вопросы слогоделения, ударения, интонации, соотношения звука и буквы.

Практическое применение фонетики, обучение чтению-письму, на родном и иностранном языках, при обучении дикторов, чтецов, певцов и проч, в логопедии при исправлении дефектов, при создании алфавитов для бесписьменных народов.

Фонетика: частная (конкретный язык) и общая (опирается на данные частных фонетик, даёт общее направление развития всем частным фонетикам) Интересуется теми же проблемами, что и частная, но общими планами! Проблема звуков, слогов и сингармонизма (гласный в корне уподобляет себе все остальные по ряду и подъёму)

Фонетика: историческая и описательная.

Компаративная фонетика – сравнительная, где сравниваются системы двух языков, родственных или неродственных.

Экспериментальная фонетика. Метод исследования.

Типы фонетических единиц: звук, слог, фонетическое слово, фраза

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это фразы , такты, слоги и звуки .

Фраза – это самая крупная фонетическая единицы , фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания, разрывающей звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы . Фраза объединяется общей интонацией и фразовым ударением.

Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких  звуков . При этом не все звуки могут образовывать слог, т.е. быть слогообразующими. Для этого не подходят мгновенные звуки, т.е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные и, наконец, фрикативные.

Определение слога представляет большие трудности, вследствие чего по мере развития фонетики появлялись все новые теории слога. Так, известны экспираторная, сонорная (Аванесов) теории, теория пульсации (Щерба), а также динамическая теория. Слоги разграничиваются слогоразделами. Определение слогораздела различно по языкам. Например, в русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая тенденцию к открытости слога.

И, наконец, слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...