Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дополнение с предлогом кроме, имеющее значение включения, обычно не обособляется, т. е. не отделяется запятой.




Слово с предлогом вместо, не образующее со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), обособляется.

Если слово с предлогом вместо может образовать со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога) или имеет значение за/взамен, то оно не обособляется.

 

41. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами,выделяются запятыми,независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому.

 

Деепричастный оборот, находящийся после союза или союзного слова, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот).

 

Исключение составляет союз а: в зависимости от контекста запятая ставится после союза а, перед деепричастным оборотом (такой деепричастный оборот можно опустить без ущерба для грамматической структуры предложения), либо не ставится, если союз а включается в деепричастный оборот.

 

При сочетании деепричастных оборотов знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения.

 

Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности.

 

Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно.

 

42. 

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ С.Г.ЗЕЛИНСКАЯ

 

 

43. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.

1. Пишутся раздельно:

частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),

частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не ; здешний. Ты ведь это знаешь!);

2. Пишутся через дефис:

частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

часть речи слитно раздельно
сущ. 1. если без не не употребляется (невежа, невзгода), 2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг), 1. если есть или подразумевается противопоставление ;не друг, а враг), 2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?
прил. 1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный). 2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый), 3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная), 4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок) 1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький), 2. с относительными прилагательными (небо здесь южное), 3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)
числ.

с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)
местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)
глагол если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать) примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-, со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать
дееприч. если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая) примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев) со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)
причаст.    
причастив если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик) 1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик), 2. с краткими причастиями ( контрольные работы не проверены), если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)
наречие 1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно), 2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно) 1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно), 2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно). 3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

 

 

44. После шипящих пишутся гласные:

• и, а, у во всех словах (чаща, чищу).

• Исключения: жюри, брошюра, парашют;

• и после ц пишется во всех словах (цирк, революция), кроме:

окончаний (лыжницы);

суффикса -ын- (курицын);

пяти слов-исключений: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть, цыц;

• е пишется в безударном положении: плюшевый, неуклюже, овражек;

• о, ё пишутся под ударением:

в корнях слов букву о нужно запомнить: шов, шорох, капюшон; букву ё можно проверить: шёпот - шепчет;

в суффиксах и окончаниях всех слов, образованных не от глаголов, пишется только о: крючок, холщовый, с малышом, большой;

в глаголах и в словах, образованных от глаголов, пишется только ё: течёт, тушить - тушёный - тушёнка + слова на -ёр: дирижёр.

Запомните: ещё, изжога, скачок, прыжок, толчок + ожог, поджог (сущ.), но ожёг, поджёг (глаг.): Мальчик ожёг (глаг.) руку. У него сильный ожог (сущ.).

 

 

45. Различаютсяличные окончания глаголов:

• в1-ом спряжении -ешь(ты), -ет (он, она, оно), -ем (мы), -ете (вы), -ут/-ют (они);

во 2-ом спряжении: ишь(ты), -ит (он, она, оно), -им (мы), -ите (вы), -ат/-ят (они).

Безударныеличные окончания глаголовпроверяютсяинфинитивом.

Ко2-ому спряжениюотносятглаголына -ить, кромебрить, стелить, зиждиться; всеостальныеотносятк1-ому спряжению, кромевертеть, видеть, терпеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать.ЕслиВынезнаете, какаягласнаявинфинитивеглагола, обращайтеськсловарю.

Следуетпомнитьличные окончанияединственного числаразноспрягаемого глаголахотеть (тыхочешь, онхочет, номыхотим, онихотят).

 

46. Правописание приставок

 

1.   Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)

Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др.на письме не изменяются, независимо от произношения.

Для них характерно традиционное написание.

 

2. Буквы З, С на конце приставок  

 

В приставках, оканчивающихся на-З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.

 

3. Буквы О, А в приставках

РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.

 

В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.

 

4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.

 

Приставка ПРИ-указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия.ПриставкаПРЕ-обозначает высшую степень признака и близка по значению к словуОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-.Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

 

5.НЕ и НИ в местоимениях и

отрицательных наречиях

 

В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.

 

47. Особенность языка и стиля официальных бумаг – использование устойчивых (шаблонных, стандартизированных) языковых оборотов,позволяющих с высокой степенью точности отражать регулярно повторяющиеся ситуации делового общения. За многолетнюю практику деловой переписки были выработаны языковые формулы, позволяющие ясно и лаконично излагать мотивы, причины и целиофициального послания; формулировать просьбу, предупреждение, распоряжение, отказ, заверениеи т.д. Соединение в определенной последовательности языковых формул, отражающих смысловые аспекты сообщения, позволяет моделировать текст документа, его структуру; упрощает процедуру создания официальной бумаги.

Началодокумента, какправило, представляетсобойизложениепобудительныхмотивов,объяснениепричинпринятиятехилииныхрешений. Оновводитадресатавпроблемуинедолжноповторятьтого, очемговоритсявосновнойчаститекста.Так, например, стандартныеделовыеписьмамогутначинатьсясязыковыхформул, выражающихмотивысозданиядокумента:Всоответствиисранеедостигнутойдоговоренностью (направляем, сообщаем)…; Всоответствиисписьмомзаказчика…; причинысозданиядокумента:Ввидузадержкиполучениягруза…; Попричинезадержкиоплаты…; Всвязисчрезвычайнымифинансовымитрудностями…; Всвязиснарушениемсрокапоставки…; цельсозданиядокумента:ВцеляхобменаопытомнаправляемвВашад-рес…; Воисполнениепостановлениясобранияакционеров…

Главнаяинформациядокументаизлагаетсяспомощьюглагольныхконструкций, ключевоесловокоторых – глагол-действие, позволяетавторуреализоватьсвоицелиинамерения.Приэтомключевыеслованетольковыражаютсмысловыеаспектысообщаемого, ноиопределяюттональностьсообщения.Выделяютследующиетипыречевыхдействийписьменногоделовогообщения: сообщение.сообщаем, ставимВасвизвестность, извещаем, уведомляем; предложение:предлагаем; просьба, требование, распоряжение:прошу, просим, настаиваем, приказываю, постановляю; подтверждение, заявление:подтверждаем, заверяем, заявляем, объявляем; обещание:заверяем, обязуемся, гарантируем; напоминание, предупреждение:напоминаем; отказ:вынужденыотказать, неможемвыполнитьВашупросьбу, выражениеотношения (формулыэтикета):ссожалениемсообщаем, приносимизвинения, выражаемпризнательность.

Какужеотмечалось, функциюключевыхслов, выражающихтоилииноеречевоедействие, выполняютглаголы.Онимогут употребляться в форме третьего лица единственного числа,если называют действия, совершаемые от имени всей организации («СОЮЗПОДШИПНИК предлагает…; ООО «Росэл» гарантирует…) и третьего лица множественного числа(администрация и профсоюзный комитет университета представляют…). Если автор документа – лицо физическое, то действия передаются от первого лица единственного числа(прошу сообщить…; предлагаю провести…; довожу до Вашего сведения…) и от первого лица множественногочисла (приглашаем Вас…; рады сообщить Вам…).

 

48. 

 

49. Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.

 

Текст реализует структурировано представленную деятельность, а структура деятельности предполагает субъект и объект, сам процесс, цель, средства и результат.Эти компоненты структуры деятельности отражаются в разных показателях текста -содержательно-структурных, функциональных, коммуникативных.

 

Текст имеет свою микро- и макросемангику, микро- и макроструктуру.Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.

 

Следует различать:

- внешнюю (композиционную) структуру текста,

- внутреннюю структуру текста.

 

На композиционном уровне выделяются:

- предложения,

- абзацы,

- параграфы,

- разделы,

- главы,

- подглавы,

- страницы и др.

 

Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой.Предложения задают границы действия знаков препинания, анафорических и катафорических ссылок.

 

Под структурой текста понимается его внутренняя структура. Единицами внутренней структуры текста являются:

- высказывание (реализованное предложение) ;

- ряд высказываний (меясфразовое единство) , объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент;

- фрагменты-блоки (совокупность межфразовых единств, обеспечивающих тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и тематических связей) .

 

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.

 

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.

 

Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др. ) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

 

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

 

Основными признаками текста являются:

1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;

3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

 

50. Правописаниенаречий

 

Слитное, дефисноеираздельноенаписаниенаречийзависитоттого, какониобразовались.Рассмотримпопорядкукаждыйизвариантовнаписания.

 

СЛИТНОнаречияпишутсявшестислучаях:

1. Еслинаречиеобразовалосьсравнительнодавноивегосоставеестьнеупотребляемыеныневлитературномязыкеименныеформы, например: ВДОВОЛЬ, ВДРЕБЕЗГИ, ВЗАПЕРТИ, ВОСВОЯСИ, ВПРИТЫК, ВРАСПЛОХ, ВТИХОМОЛКУ, ЗАПАНИБРАТА, ЗАПОДЛИЦО, НАСПЕХ, НАСТОРОЖЕ, НАТОЩАК, НЕВПОПАД, ОЗЕМЬ, СПОЗАРАНКУидр. Инымисловами, наречиеВДРЕБЕЗГИпишетсяслитно, таккакформыДРЕБЕЗГИвсовременномлитературномязыкенет.

2. Еслинаречиеобразовалосьсоединениемприставкисдругимнаречием, например: ДОНЕЛЬЗЯ, ЗАДАРОМ, НАВСЕГДА, ПОСЛЕЗАВТРА, ПОВСЮДУ, ЗАРАНЕЕипр. Рассмотримподробнеепоследнееслово: кнаречиюРАНЕЕприсоединяетсяприставкаЗА, иобразуетсяболеесложноенаречиеЗАРАНЕЕ, которое, естественно, пишетсяслитно.

3. Еслинаречиеобразовалосьблагодарясоединениюпредлогасприлагательным.Вобразованиинаречиймогутучаствоватьиполные, икраткиеформы.ПолныеприлагательныеотвечаютвименительномпадеженавопросыКАКОЙ?,КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? Например, наречиеизсловосочетанияСДЕЛАТЬВРУЧНУЮобразовалосьблагодаряслияниюпредлогаВсприлагательнымРУЧНУЮ (вим. падеже – РУЧНОЙ).ПодобнымобразомпоявилисьнаречияВПЛОТНУЮ, ВРАССЫПНУЮ, ВТЕМНУЮ, ВЧИСТУЮидр.КраткиеприлагательныеотвечаютвименительномпадеженавопросыКАКОВО?,КАКОВА?, КАКОВО? иКАКОВЫ? иимеютусеченныепосравнениюсполнымиприлагательнымиокончания, сравните: ГОРЯЧ-АЯ (отвечаетнавопросКАКАЯ? – этополнаяформа) иГОРЯЧ-А (отвечаетнавопросКАКОВА? – этократкаяформа). Например, наречие, котороеполучилосьблагодаряслияниюпредлогаСикраткогоприлагательногоГОРЯЧА, надописатьслитно.ПодобнымобразомобразовалисьнаречияВЛЕВО, ДОСУХА, ЗАМЕРТВО, ИЗДАЛЕКА, НАСКОРО, ПОНЕМНОГУ, ПОПУСТУ, ПОТИХОНЬКУ.

4. Еслинаречиеобразовалосьблагодарясоединениюпредлогассуществительным, номеждупредлогомисуществительным, изкоторыхобразовалосьнаречие, неможетбытьбезизменениясмыславставленоопределяющееприлагательное, местоимение, числительноеилиеслик cyществительномунеможетбытьпоставленпадежныйвопрос: ВДОБАВОК, ВБРОД, ВЛЕТ, ВНОВЬ, ВОИСТИНУ, ВОКРУГ, ВОСЛЕД, ВПЕРЕБОЙ, ВПЕРЕГИБ, ВПЛОТЬ, ВПОРУ (КОСТЮМ), ВОВРЕМЯ (ПРИЕХАТЬ), НАБОК (НАДЕТЬШЛЯПУ), НАВСТРЕЧУ, НАВЫЛЕТ, НАГОЛОВУ (РАЗБИТЬ), НАЗЛО, НАЗУБОК (ВЫУЧИТЬ), НАПЕРЕВЕС, НАПОЛОВИНУ, НАПЕРЕХВАТ, НАПОКАЗ, НАПОСЛЕДОК, НАПРИМЕР, НАПРОКАТ, НАРАСПЕВ, НАРЯДУ, НАСИЛУ, НАУДАЧУ, НАУТРО (ВЕРНУТЬСЯ), ПОДРЯД, ПОДЧАСидр. Этонеотноситсяксловам, которыеобразовалисьотсуществительныхВЕРХ, НИЗ, ПЕРЕД, ЗАД, ВЫСЬ, ДАЛЬ, ВЕК, НАЧАЛОиимеютпространственноеиливременноезначение.Несмотрянавозможностьпостановкипереднекоторымиизнихопределяющегослова, онипишутсяслитно, например: ВВЕРХ, ВВЕРХУ, КВЕРХУ, ДОВЕРХУ, НАВЕРХ, СВЕРХУ; ВНИЗ, ВНИЗУ, КНИЗУ, ДОНИЗУ, СНИЗУ; ВПЕРЕД, НАПЕРЕД; НАЗАД; ВВЫСЬ; ВДАЛЬ, ВДАЛИ, ИЗДАЛИ; ВВЕК, ВОВЕК, ВОВЕКИ, НАВЕК, НАВЕКИ; ВНАЧАЛЕ, СНАЧАЛА.

5. Еслинаречиеобразовалосьблагодарясоединениюпредлогасместоимением, например: ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОЭТОМУ, СОВСЕМ, ВНИЧЬЮ. ВОВСЕ.

6. ЕслинаречиеобразовалосьблагодарясоединениюпредлогаВилиНАссобирательнымичислительными.Числительныеврусскомязыкеделятсянатригруппы: количественные (например, ДВА, ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ), порядковые (ВТОРОЙ, ПЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ) исобирательные (ДВОЕ, ПЯТЕРО, ДЕСЯТЕРО). Всоответствиисправиломслитнопишутсянаречия, образованныетолькоизчислительныхпоследнейгруппы, например: ВДВОЕ, НАДВОЕ, ВШЕСТЕРО. Правописаниенаречий, образованныхизчислительныхдругихтипов, будетрассмотренониже.

 

НаречиепишетсяЧЕРЕЗДЕФИСвчетырехслучаях.

1. Еслионообразованоповторениемодногоитогожеслова (например, БЫСТРО-БЫСТРО), тойжеосновы (КРЕСТ-НАКРЕСТ) илисинонимичныхслов (ТИХО-МИРНО).

2. Еслинаречиеобразованоотполныхприлагательныхиместоимений, оканчивающихсяна -ОМУ, -ЕМУ, -ЦКИ, -СКИ, -ЬИспомощьюприставкиПО, например: ПО-НОВОМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-РУССКИ, ПО-ПТИЧЬИ.

3. Еслинаречиеобразовалосьотпорядковогочислительного, имеющегонаконце -ЫХили -ИХ, спомощьюприставкиВилиВО, например: ВО-ВТОРЫХ, В-ПЯТЫХ.

4. Еслинаречиеобразовалосьспомощьючастиц, которыевсегдапишутсячерездефис: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, -ТАКИ. Такиенаречияназываютсянеопределенными, например: КОГДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, ВСЕ-ТАКИ, КОЕ-ГДЕ.

 

Наречия, которыепишутсяраздельно, справедливееназыватьнаречнымисочетаниями, таккакэтосочетанияслов, которыепринадлежатдругимчастямречиилишьприобрелинекоторыепризнакинаречий.Возможно, пройдеткакое-товремя, ионипревратятсявполноправныенаречияибудутзаписанывсловаречерездефисилидажеслитно, носейчастакиесловатольковсталинапутьпревращениявнаречия.Срединаречныхсочетаний, пишущихсяраздельно, можновыделитьчетырегруппы.

 

1. Кпервойгруппепринадлежатсочетаниясуществительныхсразличнымипредлогами, вкоторыхсуществительноесохранилохотябынекоторыепадежныеформы.Рассмотритеследующиепримеры: НАКОРТОЧКИ, НАКОРТОЧКАХ; ЗАГРАНИЦУ, ЗАГРАНИЦЕЙ, ИЗ-ЗАГРАНИЦЫ; НАДОМ, НАДОМУ; НАПАМЯТЬ, ПОПАМЯТИ; НА COВЕСТЬ, ПОСОВЕСТИ; НАРУКУ, НЕСРУКИ; ПОДМЫШКАМИ, ПОДМЫШКИ, ПОДМЫШКОЙ, ПОДМЫШКУ, ИЗ-ПОДМЫШЕК; НАПОРУКИ, НАПОРУКАХ.

Наречие – этонеизменяемаячастьречи: ононесклоняетсяинеспрягается. Ноеслисловоимеетнесколькопадежныхформ, тоэтоненаречиеиписатьегонадоспредлогомраздельно.

2. Втораягруппанаречныхсочетаний, которыепишутсяотдельно, состоитизпредлога, оканчивающегосянасогласныйзвук, исуществительного, начинающегосянагласныйзвук.Например: ВОБНИМКУ, ВОДИНОЧКУ, ВОТМЕСТКУ, ВУПОР, ВУГОДУ, БЕЗУДЕРЖУ, БЕЗУСТАЛИидругие.

3. Третьюгруппусоставляютнаречныесочетания, состоящиеиздвухповторяющихсясуществительных, иногдаспредлогоммеждуними.Например: ЧЕСТЬЧЕСТЬЮ, ЧУДАКЧУДАКОМ, БОКОБОК, СГЛАЗУНАГЛАЗ, ДВЕРЬВДВЕРЬ.

4. Четвертаягруппапредставляетизсебяменеечеткоопределенноемножествосочетанийсуществительныхспредлогами, которыеупотребляютсявнаречномзначенииилипростопохожинанаречия, потомучтоотвечаютнавопросКАК?.Например: БЕЗВЕДОМА, БЕЗЗАПРОСА, БЕЗОГЛЯДКИ, БЕЗТОЛКУ, БЕЗУСТАЛИ, ВСТЕЛЬКУ, ДООТВАЛА, ДОСМЕРТИ, НАБЕГУ, НАВИДУ, НАГЛАЗОК, СРАЗБЕГУ, СХОДУидругие. Написаниятакихсловнеобходимозапоминать, авслучаесомненийобращатьсязапомощьюкорфографическомусловарю.

Необходимозапомнитьслова-исключения, которыепишутсяиначе, чемуказановправиле: ВОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.

 

51. 

 

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных или заменяющих их местоимений от других слов в словосочетании и предложении, например: рыбачил на Волге, идти по тропинке, добр к нам. Предлог входит в падежный вопрос: нареч. предл. Петя шёл (где?) впереди. Петя шёл (впереди чего?) впереди группы.
Предлоги выражают различные смысловые отношения: пространственные: писать из Парижа, писать в классе; временные: писать под вечер, писать на перемене; объектные: писать о фильме; образа действия: писать с воодушевлением; причинные: писать от скуки; целевые: писать для удовольствия и др.
Все предлоги делятся по происхождению на непроизводные и производные, по строению – на простые и составные. Непроизводные предлоги не образованы от других частей речи: без, в, для, до, за, между, из-за, через и др. Производные предлоги возникли в результате перехода из самостоятельных частей речи: из существительных: ввиду, вследствие, в случае, при условии, при помощи и др.; деепричастий: погодя, спустя, начиная с, не считая и др.; наречий: около, после, возле, вдоль по, вдали от, мимо, навстречу и др.. Производные отнаречные предлоги следует отличать от наречий. 1. Я писала этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением. Стояла где? возле (возле - наречие). 2. Возле речки начинается густой лес. Начинается где? возле речки (возле - предлог).
Простые предлоги состоят из одного слова: кроме, меж, над, от, насчёт и др.. Составные предлоги состоят из двух (реже трёх) слов: несмотря на, в отличие от, в связи.

 


 

Предлоги из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис: достать учебник из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла. Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно. Различайте! Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту), он сохранил удивительную свежесть лица. Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя) )вниз, он осторожно прошёл по краю обрыва.
Пишутся слитно предлоги: ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу, наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх. Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами. Обычно предлог легко можно заменить без изменения смысла синонимичным ему непроизводным предлогом: вследствие – из-за; навстречу – к; ввиду – из-за; наподобие – вроде; насчёт – о, об; вслед – за и т.д. Выйти из строя вследствие (предлог (по причине, из-за) )перегрева. Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия) ). Отменить поездку ввиду (предлог (по причине, из-за) )надвигающейся грозы. Иметь в виду (сущ. с предл.); держаться в виду (сущ. (близко от берега) )берега.
Пишутся раздельно предлоги: в виде, в течение, в продолжение, в заключение, в завершение, в отличие от, в сравнении с, в связи с, по окончании, по прибытии. Предлоги вследствие, наподобие, в течение, в продолжение, в отличие от, в заключение, в завершение имеют на конце -е. Предлоги в сравнении с, на протяжении, по прибытии, по окончании – -и. Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо. Сочетания с предлогами в течение, в продолжение, в заключение всегда имеют значение времени. Не спать в течение суток. (пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго? ) Поворот в течении (сущ.) реки, вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.

 


 

52. Союз — этослужебнаячастьречи, котораяслужитдлясвязиоднородныхчленовпредложения, частейсложногопредложения, атакжеотдельныхпредложенийвтексте.

Союзынеизменяются, неявляютсячленамипредложения.

Пообразованиюсоюзыделятсяна

1) непроизводные (первообразные), тоестьтакие, которыенесвязаныпопроисхождениюсдругимичастямиречи: а, но, или, даи;

2) производные (непервообразные), образованные

— соединениемнепроизводныхсоюзов: какбудто,

— соединениемуказательногословаизглавнойчастиипростогосоюза: длятогочтобы,

— соединениемсоюзасословомсобобщённымзначением: дотехпор, втовремякак,

— историческиотдругихчастейречи: пока, хотя, чтобы.

Построениюсоюзыделятсяна

1) простые (пишущиесябезпробелов): а, ибо ;

2) составные (пишущиесясоднимилинесколькимипробелами): таккак, втовремякак.

Разновидностямисоставныхсоюзовявляются

1)двойные (двукомпонентные) союзы, частикоторыхрасположеныдистантнособязательной (нестолько...сколько, нетолько...нои )илинеобязательной (если...то, когда...то, едва...как) второйчастью,

2) повторяющиеся ,тоестьтакиесоставныедвойные, которыесостоятизодинаковыхчастей (ни...ни, то...то, или...или).

Похарактерусинтаксическихотношений, выражаемыхими, союзыделятсянасочинительныеиподчинительные.

Сочинительныесоюзы соединяютравноправныекомпоненты. Онисвязываютоднородныечленыпредложения (иногдаинеоднородныетоже, например: Унеёестьплемянница, ипрехорошенькая , — гдеприсоединительныйсоюзи связываетподлежащееиопределение), частисложногопредложения, предложениявтексте.

Сочинительныесоюзыимеютследующиеразрядыпозначению:

1) соединительные (значение «иэто, ито»): и, да (взначении «и»), ни...ни, как...таки, и...и, нетолько...нои, как ... таки, тоже, также ;

2) разделительные (значение «илиэто, илито»): или, либо, то...то, нето...нето, или...или, толи ... толи;

3) противительные (значение «неэто, ато»): а, но, да (взначении «но»), однако, зато.

Влингвистикесписокразрядовсочинительныхсоюзовпозначениюдополняетсяещётремяразрядами:

4) градационные: нетолько...нои, нестолько...сколько, неточтобы...а;

5) пояснительные: тоесть, аименно;

6) присоединительные: тоже, также, даи, и, притом, причём.

Какможновидеть, некоторыеизэтихсоюзовнаходятместовпредлагаемомшкольнойграмматикойклассификации (нетолько...нои, тоже, также), анекоторыеневписываютсявнеё (тоесть, притом идр.).

Подчинительныесоюзы объединяютнеравноправныекомпонентыиуказываютназависимостьодногоизэтихкомпонентовотдругого. Онисвязываютглавнымобразомчастисложногопредложения, номогутбытьиспользованыивпростомпредложениидлясвязиоднородныхинеоднородныхчленов.Так, например, подчинительныйсоюзхотя связываетоднородныечленыпредложенияКнигаинтересная, хотянемногозатянутая ; союзыкак, будто, словно, чем связываютоднородныеинеоднородныечленыпредложенияЗимойночьдлиннее, чемдень; Прудсловнозеркало.

Выделяютследующиеразрядыподчинительныхсоюзовпозначению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь;

2) причинные: таккак, потомучто; ибо (устар. / книжн.);

3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, длятогочтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотрянаточто;

6) следствия: такчто;

7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем ;

8) изъяснительные: что, как, чтобы.

Этиспискиможнодополнитьсоставнымиподчинительнымисоюзами, например: втовремякак, какбудто, лишьтолько, всвязистемчто, стойцельючтобы идр. (см. выше).

Некоторыесоюзымногозначныимогутбытьотнесеныкнесколькимразрядам, напримерчтобы (целевойиизъяснительный), когда (временнойиусловный).

 

1. Сочинительные союзы ТОЖЕ и ТАКЖЕ.Они являются союзами и пишутся слитно, когда их можно заменить другим соединительным сочинительным союзом – И.

Например:

Николай ТОЖЕ поедет с нами.

Николай ТАКЖЕ поедет с нами.

Сравните: И Николай поедет с нами.

Но если ЖЕ можно оторвать от слова, а первая часть (ТО или ТАК) является самостоятельной частью речи (то есть отвечает на вопрос и является членом предложения), то пишется частица ЖЕ отдельно.

Например:

Я говорил тебе ТО ЖЕ САМОЕ. (Сравните: ТО САМОЕ.) Мы попали в ТО ЖЕ место (в какое?), где отдыхали в прошлом году.

Мы отдохнули ТАК ЖЕ хорошо (как?), как и в прошлый раз.

2. Сочинительный союз ЗАТО.Если это слово можно заменить другим противительным сочинительным союзом НО, то оно пишется слитно.

Например:

На соревновании спортсмен не поставил рекорд, ЗАТО (= НО) занял призовое место.

Если же ЗА является предлогом, а ТО – местоимением, то, естественно, они пишутся раздельно.

Например:

Сергей получил нагоняй от начальства ЗА ТО (за что?), что забыл выполнить срочное поручение.

3. Подчинительный союз ЧТОБЫ.Если это союз (то есть присоединяет придаточное цели, которое отвечает на вопрос «для чего?»), то пишется в одно слово.

Например:

Надо очень постараться (для чего?), ЧТОБЫ все получилось наилучшим образом.

Но если частицу БЫ можно переставить в предложении или вообще не употреблять, то это значит, что слово ЧТО является местоимением и, соответственно, пишется отдельно.

Например:

Я все думаю, ЧТО БЫ мне такое придумать, ЧТОБЫ всем было весело. (В этом предложении используются оба варианта написания, но союзом является только второй случай, а в первом частицу БЫ можно опустить.)

4. Союзы ПРИЧЕМ и ПРИТОМ.Во-первых, они, будучи союзами, легко заменяют друг друга, во-вторых, их можно заменить синонимичными выражениями ВМЕСТЕ С ТЕМ и К ТОМУ ЖЕ.

Например:

Нам хватит мастерства справиться с этим заданием, ПРИТОМ и времени у нас предостаточно. Сравните: … ПРИЧЕМ и времени у нас достаточно. … К ТОМУ ЖЕ и времени у нас достаточно.

Эти союзы надо отличать от сочетания предлога ПРИ и местоимения ЧЕМ или ТОМ. Их можно заменить другими самостоятельными частями речи и поставить к ним вопросы: «с чем?» и «при ком?»

Например: Если мы отдадим все деньги, ПРИ ЧЕМ мы останемся? Сравните: С ЧЕМ мы останемся? ЧТО нам останется?

5. Союзы ОТТОГО и ПОТОМУ, служащие для присоединения придаточного причины (то есть отвечают на вопрос «почему?») к главному предложению.Эти союзы тоже взаимозаменяемы.

Например:

Наташина подруга не пришла, ОТТОГО (= ПОТОМУ) девочка выглядела очень грустной.Мишу намазали средством от комаров, ПОТОМУ (= ОТТОГО) они и не кусали.

Эти союзы надо отличать от предлогов ОТ или ПО и местоимения ТО или ТОТ, находящегося в косвенном падеже (ТОГО – родительный падеж; ТОМУ – дательный падеж).

Например:

Лодка отчалила ОТ ТОГО берега и приближается к нашему.Машина уже пять раз проехала ПО ТОМУ мосту.

Я думаю, что достаточно доходчиво и наглядно объяснила, как надо отличать подобные союзы от других созвучных слов.Как раз это случай обыгрывается в шутливых вопросах на сообразительность. Помните, как в детстве нас пытались поймать подобными вопросами:

- От чего утка плавает? (От берега.)

- За чем у охотника ружье? (За плечом.)

Надеюсь, что теперь вы не попадетесь на такие каверзные вопросы, а самое главное – станете грамотно писать.Во всяком случае, немножко грамотнее, чем раньше.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...