Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дополнение, выраженное существительным с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с и т. п., в начале и в конце предложения отделяется запятой.




Образование деепричастий

Несовершенного вида Совершенного вида
1)Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом. 2)Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я): читая — читают; летя — летят; будучи — будут; узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива) 3) От некоторых глаголов [бьют, рвут, берегут, текут и др.) деепричастия не образуются.   1)Обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия, выраженного глаголом. 2)Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши: загрустив — загрустить, принесши — принести, обманувшись — обмануться; К суффиксу -в возвратный суффикс -ся; 3) От некоторых глаголов возможно образование двойных форм: от основы инфинитива и основы прошедшего времени: просохнув — просохнуть; просохши — просох; отперев — отпереть; отперши — отпер. От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) от основы будущего времени: придя — придут; прочтя — прочтут.  

Не выделяются запятыми (не обособляются):

а) Одиночные деепричастия, перешедшие в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа, не спеша и др.). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия: Лежа читать вредно, нужно читать сидя.

 

32. 1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

2. Однородные члены предложения, соединённые , неповторяющимися союзами:

если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),

если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);

Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),

запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и , хотя и ...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

 

33. При обращениях всегда запятая

 

34. Длявыделенияпрямойречиупотребляютсятиреиликавычки, аименно:

1. Еслипрямаяречьначинаетсясабзаца, топередначаломееставитсятире, например:

Маленькаядевочкабежалаикричала:

– Невидалимаму? М. Горький

2. Еслипрямаяречьидетвстроку, безабзаца, топередначаломивконцеееставятсякавычки, например:

Маленькаядевочкабежалаикричала: «Невидалимаму?»

Примечание. Цитаты, вставленныевсерединупредложения, такжевыделяютсякавычками, нопередниминеставитсядвоеточие, например:

СправедливосказалГоголь, что «вПушкине, какбудтовлексиконе, заключилосьвсебогатство, гибкостьисиланашегоязыка».Белинский

§ 196.Предложение, стоящееприпрямойречииуказывающее, комуонапринадлежит («словаавтора»), может:

а) предшествоватьпрямойречи; вэтомслучаепосленегоставитсядвоеточие, апослепрямойречи – знакпрепинаниявсоответствиисхарактеромпрямойречи, например:

Онотвернулсяи, отходя, пробормотал: «Авсе-такиэтосовершеннопротивправил». Лермонтов


Наконецяейсказал: «Хочешь, пойдемпрогулятьсянавал?» Лермонтов 


Онавзглянулаивскрикнула: «ЭтоКазбич!» Лермонтов

б) следоватьзапрямойречью; вэтомслучаепослепрямойречиставитсязнаквопросительный, иливосклицательный, илимноготочие, илизапятая (последняявместоточки), азаэтимзнаком – тире, например:

«АчтоКазбич?» – спросилянетерпеливоуштабс-капитана.Лермонтов
или: 
 
– АчтоКазбич? – спросилянетерпеливоуштабс-капитана.


 
«Какэтоскучно!» – воскликнуляневольно.
Лермонтов
или: 
 
– Какэтоскучно! – воскликнуляневольно.


 
«Умерла...» – эхомоткликнуласьАксинья. 
Шолохов
или: 
 
– Умерла... – эхомоткликнуласьАксинья. 
 
«Вонокружнойатаман», – шепнулПантелейПрокофьевич, толкаясзадиГригория.
Шолохов
или:

– Вонокружнойатаман, – шепнулПантелейПрокофьевич, толкаясзадиГригория.

в) разрыватьпрямуюречьнадвечасти; вэтомслучаеставятся:

передсловамиавторазнаквопросительный, илизнаквосклицательный, илимноготочиевсоответствиисхарактеромпервойчастипрямойречи, илизапятая (еслиниодинизуказанныхзнаковнетребуется), апослених – тире;

послесловавтора – точка, еслиперваячастьпрямойречипредставляетсобойзаконченноепредложение, изапятая – еслинезаконченное, далееставитсятире; еслиприэтомпрямаяречьвыделяетсякавычками, тоониставятсятолькопередначаломпрямойречиивсамомконцеее, например:

– Нехотителиподбавитьрому? – сказалямоемусобеседнику. – УменяестьбелыйизТифлиса; теперьхолодно. Лермонтов


– Ну, полно, полно! – сказалПечорин, обнявегодружески. – Неужелиянетотже? Лермонтов


– Выслушайтеменя... – сказалаНадя, – когда-нибудьдоконца. Чехов


– МенязовутФомой, – отвечалон, – апопрозвищуБирюк. Тургенев


– Дождьпойдет, – возразилКалиныч, – уткивонплещутся, даитравабольносильнопахнет. Тургенев

Примечание 1. Есливсловаавторазаключаютсядваглаголасозначениемвысказывания, изкоторыходинотноситсякпервойчастипрямойречи, адругойковторой, топослесловавтораставитсядвоеточиеитире, например:

– Идем, холодно, – сказалМакаровиугрюмоспросил: – Чтомолчишь? М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенныевданномпараграфе, относятсятакжекпредложениям, содержащимцитатысуказаниями, комуонипринадлежат.

Примечание 3. Внутренниймонолог («мысленнаяречь»), имеющийформупрямойречи, такжезаключаетсявкавычки.

§ 197.Еслинесколькорепликследуетвстрокубезуказания, комуонипринадлежат, токаждаяизнихвыделяетсякавычкамии, крометого, отделяетсяотсоседнейпосредствомтире, например:

«Скажи-камне, красавица, – спросиля, – чтотыделаласегоднянакровле?» – «Асмотрела, откудаветердует». – «Зачемтебе?» – «Откудаветер, оттудаисчастье». – «Чтоже, разветыпеснеюзазываласчастье?» – «Гдепоется, тамисчастливится».

 

35. Вводноеслово — этослово (либословосочетание), котороевходитвсоставпредложения, ноневступаетсегочленамивсинтаксическуюсвязь.Обычнодаетсведениеобисточникесообщенияилисвязисконтекстом, атакжевыражаетотношениеквысказыванию (оценку).

Признакивводныхсловиконструкций: книмнельзязадатьвопросотдругихчленовпредложения; онизаменяютсясинонимичнымивводнымисловамииконструкциями; онилегкоубираютсяизтекстабезпотерисмысла.

 

Правило. Вводныесловаиконструкциинаписьмевыделяютсясдвухсторонзапятыми.


 

 

ЗНАЧЕНИЕ ВВОДНОЕ СЛОВО
Уверенностьилинеуверенность конечно, несомненно, безвсякогосомнения, очевидно, безусловно, разумеется, самособойразумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, повсейвероятности, может, можетбыть, бытьможет, должнобыть, кажется, казалосьбы, видимо, по-видимому, пожалуй, всамомделе, подлинно, правда, неправдали, всущности, посуществу, посути, право, чай, надополагать, думаю, надеюсь, полагаю
Различныечувствиэмоции ксчастью, кнесчастью, посчастью, понесчастью, крадости, когорчению, кприскорбию, кдосаде, ксожалению, кудивлению, кизумлению, кужасу, кстыду, насчастье, нарадость, набеду, чегодоброго, нечегогрехатаить, странноедело, удивительноедело
Источниквысказывания говорят, сообщают, передают, пословам…,посообщению…, посведениям…, помнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, намойвзгляд, послухам, попреданию, помнится, слышно, дескать
Порядок явлений или мыслей и связь между ними итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, междупрочим, вобщем, вчастности, преждевсего, крометого, сверхтого, сталобыть, например, кпримеру, главное, такимобразом, кстати, кстатисказать, ксловусказать, во-первых, во-вторыхитакдалее, соднойстороны, сдругойстороны, повторяю, подчеркиваю
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли словом, однимсловом, инымисловами, другимисловами, иначеговоря, короткоговоря, попростусказать, мягковыражаясь, еслиможнотаксказать, еслиможнотаквыразиться, спозволениясказать, лучшесказать, таксказать, чтоназываетсяидругие; словасобственно, вообще, вернее, точнее, скорееитомуподобное (есликнимможнодобавитьговоря)
Призывксобеседнику видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьтесебе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста

 

 

36. Выразительность речи —это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; речь, обладающая этими особенностями, называется выразительной.

Показателями данного критерия являются:

– Хорошее знание выразительных возможностей языка;

– Использование разнообразных интонаций;

– Умение расставлять паузы;

– Умение вызвать реакцию у слушателя.

Когда мы придаем слову эмоциональную окраску, то благодаря этому мы выражаем свое отношение не только к предмету мысли, но и к нашему собеседнику.

 

Средства выразительности различных

функциональных стилей

 

1. Логико-понятийные (информационные) средства выразительности.

2. Чувственно-воздействующие средства (средства выражения личностного начала):

1) фонетико-интонационные средства,

2) графические средства,

3) лексические средства,

4) фразеологические средства,

5) словообразовательные средства,

6) морфологические средства,

7) стилистические фигуры.

 

РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО.

Умение выбирать из возможных вариантов высказывания наиболее точные, выразительные в смысловом и стилистическом отношении, а также ситуативно уместные средства языка и способы их употребления.

 

культура речи - совокупность правил построения речи и произношения

речевое мастерство - это умение в совершенстве владеть культурой речи

 

37. Уровеньречевойкультурызависитнетолькоотзнаниянормлитературногоязыка, законовлогикиистрогогоследованияим, ноиотвладенияегобогатствами, уменияпользоватьсяимивпроцессекоммуникации.

Русскийязыкпоправуназываютоднимизнаиболеебогатыхиразвитыхязыковмира.Егобогатство — внеисчислимомзапаселексикиифразеологии, всмысловойнасыщенностисловаря, вбезграничныхвозможностяхфонетики, словообразованияисочетанияслов, вмногообразиилексических, фразеологическихиграмматическихсинонимовивариантов, синтаксическихконструкцийиинтонаций.Всеэтопозволяетвыражатьтончайшиесмысловыеиэмоциональныеоттенки. «Нетничеготакоговмире, вокружающейнасжизниивнашемсознании, — говоритК. Г. Паустовский, — чтонельзябылобыпередатьрусскимсловом: извучаниемузыки, и... блесккрасок, ишумдождя, исказочностьсновидений, итяжелоегромыханиегрозы, идетскийлепет, изаунывныйрокотприбоя, игнев, ивеликуюрадость, искорбьутраты, иликованиепобеды».

Богатство речи отдельного человека определяется тем, каким арсеналом языковых средств он владеет и насколько" умело в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользуется ими в конкретной ситуации. Речь считается тем богаче, чем шире используютсявнейразнообразныесредстваиспособывыраженияоднойитойжемысли, одногоитогожеграмматическогозначения, чемрежеповторяетсябезспециальногокоммуникативногозадания, непреднамереннооднаитажеязыковаяединица.

 

38. Понятие логичности речи

 

 

 

 

 

39. Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми согласованные определения, распространенные (выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами) и одиночные:

· стоящие после определяемого слова (Трава, покрытая росой, блестела на солнце). Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, также, как правило, обособляются, так как намеренно выделяются, подчеркиваются автором (А Маша, наивная, была уверена в его любви). Большую роль при обособлении одиночных определений играет интонация (Ветер, сильный, неприятен. Ветер сильный неприятен);

· стоящие перед определяемым словом только в том случае, если имеют добавочное обстоятельственное (причины, условия, уступки, времени) значение (Оглушенный сильным ударом, милиционер сначала ничего не понял);

· стоящие перед личным местоимением Молодая и красивая, она нравилась мужчинам);

· отделённые от определяемого слова другими словами (В комнате, принаряженная и важная, сидела бабушка).

·

Обособляется особый вид согласованного определения – приложение.

 

Среди несогласованных определений обособляются с помощью тире определения, выраженные неопределённой формой глагола, перед которыми без ущерба для смысла можно поставить а именно (Он приехал с одним желанием – учиться).

 

Обособляются также определения, выступающие в роли уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения, а также несогласованные определения, выраженные сравнительным оборотом.

 

Следует помнить, что автор может обособить любое согласованное и несогласованное определение, если оно, по его мнению, выделяется интонационно.

 

Отделяются запятой, а в середине предложения выделяются запятыми распространенные согласованные определения, стоящие после определяемого слова.

 

Одиночные согласованные определения, стоящие после определяемого слова, как правило, обособляются.

 

Стоящие перед определяемым существительным одиночные и распространенные согласованные определения обособляются только в том случае, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

 

Стоящие перед личным местоимением одиночные и распространенные согласованные определения обособляются.

 

Отделенные от определяемого слова другими словами одиночные и распространенные согласованные определения обособляются.

 

Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которыми без ущерба для смысла можно поставить "а именно", обособляются с помощью тире.

40. Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми дополнения, выраженные существительными с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с, например: Еще, помимо мороженого, в киоске продавали разные соки.

 

Дополнение с предлогом кроме, имеющее значение исключения, обособляется (Кроме Димы, в кино никто не пошел).Если оно имеет значение включения, то обычно не обособляется (Кроме зарплаты они получают премиальные).

 

Дополнение с предлогом вместо, не образующее со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), обособляется: Вместо ответа, Кирилле Петровичу подали письмо (“подать ответ” нельзя). Если дополнение с предлогом вместо может образовать со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), то оно не обособляется: Вместо шубы надел пальто (“надеть шубу” можно). Не обособляется и дополнение, в котором предлог вместо имеет значение за, взамен: Написал контрольную вместо товарища.

 

Обособляются дополнения, выступающие в роли пояснительных (Его вызвали к начальству, а именно к директору) и присоединительных членов предложения (Всех вызвали к директору, даже Петрова), а также выраженные сравнительным оборотом (Утешают тебя, как ребенка).

 


Дополнение, выраженное существительным с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с и т. п., в начале и в конце предложения отделяется запятой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...