Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы и факторы размещения предприятий




Технико-экономические показатели строительства как отрасли

Решение многочисленных социально-отраслевых задач, стоящих перед строительством, требуют постоянного учета особенностей этой отрасли как в разработке долгосрочной стратегии, так и в практике оперативного управления.

1. Конечным продуктом строительства является создание нового производства, жилого, социального объекта. Время и затраты материальных ресурсов на его создание не могут сравниваться с соответствующими затратами на изготовление предметов потребления (продовольственных и непродовольственных) или средств производства - машин, станков, инструментов. Так, например, строительство 80-квартирного жилого дома осуществляется в среднем за 15-18 месяцев, строительство угольной шахты - 4-5, а автомобильного завода - 6-8 лет. Такой длительный рабочий период возведения новых объектов приводит к увеличению сроков окупаемости, а значит, осложняет финансирование строительной организации, которая должна постоянно выплачивать заработную плату, платить за электроэнергию, материалы, еще не сдав объект в эксплуатацию. Ко всему сказанному следует прибавить, что в данном периоде в течение 4-6 лет могут произойти существенные изменения в макроэкономической ситуации. Экономический подъем может смениться кризисом, могут увеличиваться темпы инфляции. Все это диктует необходимость добиваться постоянной минимизации арат в строительстве с помощью научно-строительного прогресса, совершенствования организации и управления трудовыми коллективами.

2. В строительстве или другой отрасли имеет постоянное место незавершенное производство. В советский период устанавливались нормативы по незавершенному производству применительно к отдельным возводимым объектам, и плановые органы жестко следили за выполнением этих нормативов. Несмотря на это, из года в год возрастали объемы незавершенного капитального строительства, что являлось одним из причин омертвления капитальных вложений и последующего глубокого экономического кризиса.

3. Конечный продукт строительной отрасли в отличие от всех других продуктов нетранспортабелен, не перемещается в пространстве, в то время как другие продукты могут перемещаться, создавая на рынке выгодную ситуацию, когда спрос большой, а предложение товаров отстает от спроса. Эта особенность строительства требует строгого учета предложения на рынке строительных объектов и достаточного равновесия его со спросом.

4. Строительный объект, как и всякий продукт труда, подвержен физическому и моральному кризису, но этот процесс происходит не так быстро, как у машин, оборудования. Такая же большая продолжительность эксплуатации и жилых зданий. Отсюда вытекает значимость осуществления реконструкции строительных объектов, которая позволит сэкономить значительные средства и выиграть время по сравнению с затратами на новое строительство. Довольно продолжителен процесс и морального старения объектов. Все это время взятое должно учитываться при установлении нормы амортизационных отчислений. Машины и оборудование должны окупать свою стоимость в более краткий период времени. Иногда он должен доходить до 5-6 лет. Такой период не характерен для строительных объектов.

5. Если строительный объект стационарен, то сама строительная организация достаточно мобильная. Машины, оборудование, работники могут перемещаться на довольно большие расстояния. Примером этому могут служить гидростроители, которые создавали каскады электростанций на наших реках - Волге, Лене. Это требует тщательной организации работ по перемещению машин и персонала, выбору новой строительной площадки и началу работ на новом месте, что естественно увеличивает подготовительный период, а значит, и сроки окупаемости капитальных вложений.

6. Весьма сложна оценка строительного объекта, так как любой из них, начиная с жилого здания и кончая такими крупномасштабными объектами, как производственные здания и сооружения, требует не только определения многочисленных количественных и качественных показателей, но и наличия высокопрофессиональных специалистов. Поэтому важное значение имеет стадия премии строительного объекта. Такая ситуация не характерна для предприятий, выпускающих различного рода товары штучного потребления и даже средства производства.

7. Осуществление строительных работ, а в дальнейшем эксплуатация объекта зависят от выбора земельного участка. Плодородность земли, что весьма существенно в сельском хозяйстве, здесь не имеет значения.

8. Не менее важно учитывать и местоположения строящегося объекта. Практика городского строительства показала, что существует высокий спрос на строительные объекты, находящиеся в центре города. При создании новых предприятий обращают внимание на местоположение предприятий к рынкам сбыта, транспортным коммуникациям, месторождениям полезных ископаемых.

Организационно-экономические особенности отрасли

Влияние организационно-экономических особенностей строительства на экономику:

1. Строительство осуществляется «на заказ» и очень редко на продажу. В этом отношении строительство до сих пор остается ремеслом.

2. В строительстве одного объекта участвует много предприятий, что вызывает создание особых организационных форм в управлении строительством (генподрядчики, инвесторы, заказчики и т.п.).

3. Многообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями выражается в необходимости использования тысяч видов материалов, конструкций и услуг других отраслей.

4. Степень освоения затрагивает территории, во многом определяет затраты на строительство, т.к. дополнительные расходы (на инфраструктуру) могут превышать собственно строительные затраты в несколько раз.

5. Необходимость комплексного строительства определяется невозможностью функционирования, например, промышленных зданий без складского хозяйства, инженерных сетей и т.п.

6. И, наконец, строителю приходится учитывать и знать технологические особенности тех отраслей, для которых ведётся строительство.

Принципы и факторы размещения предприятий

При размещении конкретных отраслей промышленности учитывают следующие особенности:

· экономическое назначение производимой продукции, степень массовости и масштабы потребления (в ассортиментном разрезе) по экономическим районам страны, транспортабельность продукции;

· характер потребляемых в отрасли материалов, степень распространенности источников сырьевых ресурсов по территории страны; транспортабельность важнейших видов промышленного сырья;

· техническая база отрасли, характер применяемой технологии, тепло- и энергоемкость производства, потребность в воде, характер отходов и отбросов производства и др.;

· тип предприятий, их размер, структура, характер специализации, возможность комбинирования;

· степень влияния данной отрасли на специализацию и профиль региона;

· влияние предприятий на образование крупных, средних и небольших населенных пунктов.

На размещение промышленности строительных материалов существенное влияние оказывают сырьевые базы. Это объясняется большим объемным

весом и низкой транспортабельностью минерально-строительного сырья. (Например, перевозка песка или гравия на расстояние 50 км обходится в 10 раз дороже по сравнению с их добычей). Благодаря относительно легким условиям разработки и высокому содержанию компонентов минерально-строительное сырье отличается дешевизной и не требует предварительного обогащения. Но удельные затраты его на единицу готовой продукции довольно велики.

Наиболее обеспечены сырьем для выработки строительных материалов Центральный, Северо-кавказский, Уральский, Поволжский, Западно-сибирский, Волго-Вятский, Северо-Западный и Дальневосточный экономические районы. Однако на территории многих районов важнейшие месторождения сырья часто не совпадают с центрами его массового потребления. Это обусловлено необходимостью дальних перевозок дешевой и в целом малотранспортабельной продукции отрасли.

В то же время размещение промышленности строительных материалов во многом зависит от потребительского фактора. Многие из строительных материалов (ЖБИ, вяжущие материалы, кирпич и т.д.) даже менее транспортабельны, чем исходное сырье.

Распространенность сырьевых ресурсов, дешевизна и грузоемкость сырья и готовой продукции, массовость и повсеместность их использования обусловливают главную экономико-географическую особенность промышленности строительных материалов - одновременное тяготение производства сырья к потребителю.

В связи с этим производства строительного комплекса размещены крайне неравномерно. Существует разрыв между Центральным регионом России и районами Сибири, Дальним Востоком. Причинами этого являются суровые климатические условия в Восточной зоне России, затрудняющие освоение данной территории; большая географическая удаленность от центральных районов; недостаточная транспортная оснащенность. Все это затрудняет развитие строительного комплекса, который здесь необходим, так как Сибирь имеет значительный нефте- и газоносный потенциал.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...