Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО




На Западе антимонопольная политика - это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер См.: Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования // Мировая экономика и международные отношения, 2006. - № 2. - С. 50..

Антимонопольная политика Европейского Сообщества (общая политика по вопросам конкуренции) в целом направлена на недопущение ограничения свободы конкуренции как предприятиями и индивидуальными предпринимателями, так и государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы См.: Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 4-е.- М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 243-244.. В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

В целом последовательно следуя принципу охраны свободы конкуренции, законодательство ЕС предусматривает случаи, когда последняя может быть ограничена. Существуют так называемые общие (закрепленные в нормативных актах ЕС) и индивидуальные (предоставляемые в каждом конкретном случае) исключения, позволяющие при наличии определенных обстоятельств ограничивать свободу конкуренции. Принципы антимонопольной политики и права ЕС по вопросам конкуренции закреплены в Учредительном договоре (разд. V ч. 3 «Общие правила по вопросам конкуренции, налогообложения и сближения законодательств»: гл. 1 «Правила конкуренции», прежде всего ст. 85, 86, 91, 92). Статья 85 запрещает заключение соглашений, направленных на предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции внутри общего рынка. Статья 86 говорит о недопущении злоупотребления доминирующим положением на рынке. Ст. 91 устанавливает меры против применения демпинга. Статья 92 объявляет несовместимой с общим рынком любую помощь, оказываемую государствами компаниям и отраслям, если она нарушает или угрожает нарушить конкуренцию, создавая более благоприятные условия отдельным предприятиям и производствам.

 

Кроме Договора о ЕС, нормы права ЕС о свободе конкуренции закрепляются в регламентах и директивах, утвержденных Советом в соответствии со ст. 87. Важное значение имеет также прецедентное право Европейского Суда, решения, принимаемые Комиссией, и интерпретация законодательных положений ЕС национальных судами и административными органами стран ЕС См.: Авдашева С.Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2009. - С. 73-74..

Итак, европейский тип антимонопольного законодательства основывается на преобладании так называемого принципа контроля действий подозрительных субъектов предпринимательского бизнеса, особенно в период слияния и присоединения компаний, а также текущей купли-продажи акций и долей в их уставном капитале См.: Гринспен А. Антимонопольное регулирование // Экономическая политика, 2007. - № 3. - С. 34-36.. Закон борется лишь против злоупотреблений со стороны подозрительных компаний, но не против самого факта наличия у них доминирующих позиций. Выделить же злоупотребления из деловой практики тех или иных конкурентов бывает порой практически невозможно. Особенностью европейской системы антимонопольного законодательства является то, что последнее сформировалось значительно позже американского. Это объясняется более поздней монополизацией экономики западноевропейских стран.

Другой важной особенностью рассматриваемого типа антимонопольного законодательства является то, что именно нормы антимонопольного права чаще всего обходятся различными претендентами на роль монополистов. Искусство нарушения «мягкого» закона субъектами современного предпринимательского бизнеса, а также порой очевидное стремление отдельных чиновников выступить на стороне одного из конкурентов, являются печальной, но часто наблюдаемой реальностью. И с этим должны считаться другие субъекты бизнеса, если они желают преуспеть на реальном, а не на выдуманном, абстрактном рынке См.: Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. Московская финансово-промышленная академия. - М., 2008. - С. 192-194..










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...