Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика 2 Оценка образного мышления




Оборудование:

- наборы из пяти картинок, на каждой из которых изображены четыре предмета;

- секундомер;

- протокол для регистрации ответов.

Протокол исследования образного мышления

Серия задания Результат Время выполнения задания, с
I II III IV V

Исследование проводится индивидуально. Работа начинается после установления доверительных отношений с ребенком. Инструкция испытуемому: «Из изображенных на рисунке четырех предметов три имеют между собой нечто общее, их можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а один предмет существенно отличается и должен быть исключен. Укажите, какой из четырех предметов лишний». Если испытуемый не усвоил Инструкцию, то один-два дополнительных примера можно решить вместе с ним. Картинки предлагаются в определенной последовательности - с нарастающей сложностью.

При обработке результатов оценивается время и точность вы­полнения каждой серии задания в баллах по табл. 2. Вычисляется интегральный показатель образного мышления А по каждой серии задания, объединяющий точность В и время выполнения теста с учетом поправки Т по формуле: А =В + Т.

Таблица 2Балльные оценки времени и точности выполнения задания

Серия Номер картинки Точность, баллы Время, с Поправки на время, баллы
I 1 2 3 4 1 9 1 5 < 6 6-60 60-120 > 120 +1 0 -1 -2
II 1 2 3 4 1 1 5 9 < 3 3-40 40-60 > 60 +1 0 -1 -2
III 1 2 3 4 1 9 1 1 < 3 3-40 40-60 > 60 +1 0 -1 -2
IV 1 2 3 4 1 9 1 5 < 3 3-40 40-60 > 60 +1 0 -1 -2
V 1 2 3 4 1 9 1 < 3 3-40 40-60 > 60 +1 0 -1 -2

Общий показатель образного мышления Аобшпо данной мето­дике как сумма пяти серий рассчитывается по формуле

На основе индивидуальных данных по показателю образного мышления подсчитывается средняя арифметическая величина по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) разли­чий необходимо сопоставить рассчитанные показатели между со­бой. В случае необходимости для сопоставления данных, полу­ченных при изучении образного мышления с другими характе­ристиками мышления, а также для интериндивидуальногосопо­ставления можно осуществить перевод абсолютных значений об­разного мышления в сопоставимые шкальные опенки.

При анализе результатов экспериментального исследования следует иметь в виду, что нормативных данных для этой методи­ки нет и поэтому каждый отдельный результат может быть ин­терпретирован лишь в сравнении с другими. Необходимо заметить, что в результате сопоставления экспериментальных данных представляется возможным сделать вывод о наличии или отсут­ствии межгрупповых различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегрупповыхданных, о степени выраженности индивидуальных различии какодномодальных, так и разномодальных показателей.

 

Методика 3 Определение активного словарного запаса

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изо­бражена на рис. 1). Его просят в течение 5 минут как можно по­дробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице 3, и затем анализируется.

Таблица 3 Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса

Младшего школьника

№ п/п Фиксируемые признаки речи Частота употребления этих признаков ребёнком
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12   13     14 Существительные Глаголы Причастия Деепричастия Прилагательные в начальной форме Прилагательные в сравнительной степени Прилагательные в превосходной степени Союзы Предлоги Частицы Однородные члены предложения Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.  

В этом протоколе отмечается частота употребления ребен­ком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического экспери­мента все эти признаки, включенные в форму протокола, отме­чаются в его правой части.

Оценка результатов

 

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рас­сказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 0-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 г разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1 -2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

 

10 баллов -очень высокий

8-9 баллов -высокий

4-7 баллов -средний

2-3 балла -низкий

0-1 балл -очень низкий

Рис.1 Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребенка младшего школьного возраста

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...