Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Содержание, методы и формы музыкального образования




План лекции:

· Содержание музыкального образования.

· Основные методы, применяемые в современном музыкальном образовании.

· Формы музыкального образования.

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.- М., 1983. - 112 с.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2002. - 416 с.

3. Музыкальное образование в школе под ред. Л.В.Школяр. - М., 2001. - 232 с.

4. Сборник нормативных документов. Искусство. Сост. Э.Д.Днепров,  А.Г.Аркадьев. - М., 2004. - 63 с.

В современной дидактике содержание музыкального обученияв школе определяется как воспитательно ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются: музыкальный материал - опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности; музыкальные знания (ключевые и частные); музыкальные умения и навыки. Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.

Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки по следующим критериям: музыкальные про изведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении школьников эталоны красоты, доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания про изведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; отобранные музыкальные про изведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы.

        В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:

        1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве;

      2)частные знания о музыке - элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.

В содержании музыкального образования должны быть представлены: различные пласты музыкальной культуры; познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства; изучение основных средств музыкальной выразительности; деятельностное усвоение музыкального искусства,

Содержание любого предмета так или иначе связано с другими учебными предметами. «Межпредметные связипрежде всего предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета»[3]. В содержании предмета «Музыка» произведения других видов искусства рассматриваются в плане их художественных особенностей, эстетической ценности и под углом зрения темы урока. Например, при изучении темы «Построение (формы) музыки» внимание школьников обращается на поэтический текст романса А.Бородина «Спящая княжна»: выразительное чтение его учителем, понимание учащимися композиции произведения, контрастных образов служат основой для уяснения формы рондо, при сущей и поэзии, и музыке.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 Основы музыкальной культуры

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла). Разнообразие вокальной, вокально-инст­рументальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры.

Народное музыкальное творчество. Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Духовная музыка в эпоху Средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Духовная и светская музыкальная культура второй половины 17-18 вв. Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт.

Музыкальная культура ХIХ в.: формирование русской классической школы. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

(КУРСИВОМ в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург), «Ла Скала» (Италия, Милан), «Гранд-опера» (Франция, Парuж), «Ковент-Гарденl» (Англия, Лондон), «Метрополитен-опера» (США, Нью-Йорк).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Московская государственная консерватория имени П. И Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского- Корсакова.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор имени М. Е. Пятницкого, Русский народный академический оркестр имени Н. П. Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии.

Жанры светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рах­манинова.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа ХIХ-ХХ вв. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.

Особенности музыки эпохи Возрождения и барокко. Творчество И. С. Баха (прелюдия, фуга, месса).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберm, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX в. (Ж. Бизе,  Дж. Верди). Образцы духовной музыки: реквием.

Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 в. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, Р. К Щедрин, А. И. Хачатурян, А. Г. Шнитке) и зарубежных композиторов (К Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).

Джаз (Л. Армстронг, Л. Утесов). Спиричуэл, блюз (Э. Фицджеральд). Симфоджаз (Дж.Гершвин).

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О. Дунаевский, А. В. Александров).

Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 467.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...