Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Современные концепции мvзыкального образования




ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНСПЕКТИВНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ КУРСА

 

Тема 1.Сущность теории мvзыкального образования

  • Теория музыкального образования как система научных знаний.
  • Научно-исследовательская деятельность педагога-музыканта.
  • Методы исследования музыкально-педагогической действительности.

 

Литература:

        1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - ­

        М., 2004.

        2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в

        общеобразовательных учреждениях. М., 2002. - 416 с.

        3. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной

        культуры и педагогики. Тамбов, 2005. - 337 с.

 

Так как мы будем рассматривать сущность теории музыкального образования в контексте методологии педагогики музыкального образования, нам предстоит обратиться к сфере деятельности, связанной с научным поиском, разработкой, обоснованием исходных положений, категорий, закономерностей, на основе которых решается та или иная проблема музыкального образования; с эмпирическими и теоретическими методами познания и преобразования музыкально-педагогической действительности. Методология (система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата)[1] лежит в основе теории музыкального образования.

Теория музыкального образования школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием учащегося, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке и формирования эстетического сознания.

Определим место теории музыкального образования в системе других наук:

Методологическая основа

 

Эстетика Наука об особенностях художественно-образного восприятия мира (о специфическом проявлении ценностного отношения человека к художественной деятельности людей)
Музыкознание Наука о закономерностях музыки как особой формы художественного восприятия мира с точки зрения теории и истории музыкального искусства
Психофизиология школьников Наука о закономерностях психического и физического развития школьников
Педагогика школы Наука о воспитании детей школьного возраста

I

I

Теория музыкального образования

I

I

Методика музыкального образования (Научная дисциплина, представляющая собой процесс и результаты интерпретации основополагающих теоретических положений к конкретным педагогическим условиям[2])

 

Профессор Московского педагогического государственного университета Г.М.Цыпинутверждает и обосновывает следующие положения:

1. Вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью занимается человек, он должен вникать в ее суть и смысл, постигать ее природу и характерные особенности.

2. Чтобы хорошо делать свое дело, человек сегодня должен много знать, и, что еще важнее, быть открытым для восприятия и усвоения новых знаний - причем, не только в рамках своей профессии, но и в смежных областях.

3. Нельзя заниматься творческой работой, не размышляя обо всем том, что с ней связано, о многочисленных проблемах, возникающих по ходу дела, не пытаясь найти рациональные пути решения этих проблем, не стремясь усовершенствовать сам процесс творчества.

4. Научно-исследовательская работа активизирует профессиональный интеллект; расширяет кругозор; обогащает творческий потенциал; развивает способность человека логично и последовательно мыслить, выделять основное и главное; формирует понятий­но-категориальный «аппарат», пополняет словарный запас.

5. Существуют определенные закономерности, подчиняющие себе научно­-исследовательскую деятельность. Будучи объективными по своей природе, они действуют независимо от каких-либо внешних факторов и обстоятельств.

6. Чтобы научиться хорошо излагать свои мысли, важно постоянно изучать и анализировать материалы, сделанные другими авторами.

7. Опытному, квалифицированному, думающему специалисту практически всегда есть с чем обратиться к своим коллегам, что сделать предметом обсуждения.

Получение новых знаний о закономерностях музыкального образования, разработка и обоснование исходных положений, категорий происходит в процессе психолого-педагогического исследования. Оно объясняет и предсказывает факты и явления. Всесторонне изучить исследуемую проблему позволяет применение целого ряда методов.

Методом называют способ познания явлений природы или окружающей действительности, в том числе и музыкально-педагогической действительности.

Методы делят на теоретические и эмпирические (от греческого «эмпирия» - опыт). К первым относят работу с научной литературой, с трудами по философии, педагогике, психологии, искусствознанию, культурологии, социологии и т.д.; метод обобщения передового педагогического опыта.

К эмпирическим методам исследования относят обычно педагогические наблюдения, опросы (письменные и устные), интервьюирование и анкетирование, тестирование, обучающие эксперименты и проч. Эти методы, несмотря на их кажущуюся простоту, требуют специальных знаний и умений; у них своя специфика.


 


Тема 2. Современные концепции мvзыкального образования

План лекции:

· Цель, задачи и принципы музыкального образования в концепции Д.Б.Кабалевского.

· Концепция Л. А. Безбородовой и Ю. Б. Алиева.

· Концепция обучения музыке Н.А. Бергер.

· Концепция музыкального воспитания школьников шестилетнего возраста Н.А.Ветлугиной.

Литература:

1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2002. - 416 с.

2. Бергер H.A. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

3.  «Музыка в школе». 1985. №1.  С. 6-10.

4.  Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б.кабалевского. - М., 2006. - 224 с.

Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы в совокупности образуют ту или иную концепцию музыкального образования. У каждой концепции (от лат. conceptio (восприятие), система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо) есть автор или авторы. Концепция является результатом научно-исследовательской работы в названной области; разрабатывая ее, педагоги­музыканты базируются на методологии, о чем мы упоминали в процессе изучения предыдущей темы.­

Композитор, педагог и общественный деятель Д.Б.Кабалевскийсоздал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания,которая органично связывает музыку как искусство с музыкой-учебным предметом.

Целью музыкального образования Д.Б.Кабалевский провозгласил воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

       Задачи:

  • увлечь детей музыкой, вызвать у них любовь к музыке, научить их ценить красоту музыки;
  • развитие личности учащегося, обогащение его духовного мира; развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать;
  • формирование навыков и специфических знаний о музыке в процессе
  • работы над музыкальными образами, их духовным содержанием;
  • выработка самостоятельного творческого мышления;
  • формирование способности учащихся схватывать связи и отношения
  • отдельных явлений музыкального искусства;
  • установление критериев требований к учащимся в области эстетического воспитания.

Принципы:

· связи музыкальных занятий с жизнью;

· тематического построения программы по музыке;

· доступности учащимся высочайших образцов серьезной музыки и воспитания на этих образцах духовного мира школьника;

· обращения к народному музыкально-поэтическому творчеству;

· импровизационности (реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки);

· образно-игрового вхождения в музыку;

· художественности, увлекательности и педагогической целесообразности    при отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе;

· целостности урока музыки.

В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича Алиеваподчеркивается, что искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.

Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагает преподавание музыки в школе с 1 по Х класс. Учитель музыки по своему усмотрению может выбирать учебную программу или работать по авторской программе.

Важнейшим принципомструктурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства.Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений,сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

 Задачамимузыкального воспитания и образования на уроках музыки в современной школе являются:

· формирование музыкальной культуры учащихся;

· приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности;

· развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты;

· обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

· совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса;

· становление «национальной широты» музыкального вкуса;

· приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни;

· развитие умения общаться с образцами современной музыки;

· активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий;

· приобретение детьми знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств.

Принципы:воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в  музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода:

· постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;

· понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;

· осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.

Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.

Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях.

При этом рекомендуется опираться на специфические черты:

· национальные музыкальные традиции малых и больших   народов, в среде которых реализуется данная концепция;

· традиции конкретного региона России;

· работу русскоязычных школ в суверенных государствах - бывших союзных и автономных республиках СССР.

Концепция обучения музыке Нины Александровны Бергер.Автор именует свою концепцию «Музыка для всех» и подчеркивает ее направленность на то, чтобы дать возможность каждому человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии.

Цельработы Н.А.Бергер - «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию».

Задачи(в рамках общего музыкального образования):

                   1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как

       читают книгу), его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти;

       2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами;

       3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками - как

       равноправными;

       4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования.

       5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить здоровьеребенка и его право на детство.

Принципыосвоения музыкального языка и музыкальной письменности:

1. развитие индивидуально-групповых форм занятий;

2. рационализация процесса изучения нотной грамоты;

3. совершенствование музыкальной письменности;

 преобладание творческих форм работы;

5. разработка и применение сравнительно дешевых средств ТСО.

Концепция музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной.Профессор Наталья Алексеевна Ветлугина разработала концепцию музыкального воспитания школьников шестилетнего возрастадля созданной ею учебной программы по музыке («Музыка в школе». 1985. №1. С. 6-10).

Цельшкольных занятий музыкой - формирование музыкальной культуры как части духовной культуры молодого поколения.

Задачауроков музыки для учащихся-шестилеток - накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей - опора для дальнейших занятий музыкой.

В основе программы лежит принцип тематизма(выдвинутый Д.Б.Кабалевским), это служит реальной основой для установления преемственности в содержании программы для учащихся шестилетнего возраста и программ последующих классов, достижения единства программ подготовительных групп детского сада и подготовительных классов школы.        

Общее, что объединяет учебные программы для первого и подготовительного классов, заключается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на развитие восприятия музыки как основы всех видов деятельности на уроке. Различие же состоит в том, что шестилетние дети лишь накапливают музыкальный опыт. Сведения о музыке, которые им сообщают, связаны в основном с практической деятельностью.

Темы программы усваиваются в общей формуле; не следует активизировать процесс овладения, специальными понятиями и терминами: главная задача - различать произведения по характеру и настроению.

Урок музыки проводится один раз в неделю по 35 минут. Он строится по-разному. Обычно на уроке дети слушают 2-3 произведения, поют попевки, разучивают 1-2 песни, исполняют танец, музыкальную игру. В начале занятия чаще даются небольшие музыкально-ритмические задания. Затем дети слушают музыку, поют, играют на детских музыкальных инструментах. Урок для шести леток включает игры, пляски, хороводы. Надо, чтобы дети выражали характер музыки в своих движениях.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 476.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...