Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Современные концепции мvзыкального образованияСтр 1 из 6Следующая ⇒
ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНСПЕКТИВНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ КУРСА
Тема 1.Сущность теории мvзыкального образования
Литература: 1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М., 2004. 2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2002. - 416 с. 3. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики. Тамбов, 2005. - 337 с.
Так как мы будем рассматривать сущность теории музыкального образования в контексте методологии педагогики музыкального образования, нам предстоит обратиться к сфере деятельности, связанной с научным поиском, разработкой, обоснованием исходных положений, категорий, закономерностей, на основе которых решается та или иная проблема музыкального образования; с эмпирическими и теоретическими методами познания и преобразования музыкально-педагогической действительности. Методология (система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата)[1] лежит в основе теории музыкального образования. Теория музыкального образования школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием учащегося, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке и формирования эстетического сознания. Определим место теории музыкального образования в системе других наук:
I I
I I
Профессор Московского педагогического государственного университета Г.М.Цыпинутверждает и обосновывает следующие положения: 1. Вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью занимается человек, он должен вникать в ее суть и смысл, постигать ее природу и характерные особенности. 2. Чтобы хорошо делать свое дело, человек сегодня должен много знать, и, что еще важнее, быть открытым для восприятия и усвоения новых знаний - причем, не только в рамках своей профессии, но и в смежных областях. 3. Нельзя заниматься творческой работой, не размышляя обо всем том, что с ней связано, о многочисленных проблемах, возникающих по ходу дела, не пытаясь найти рациональные пути решения этих проблем, не стремясь усовершенствовать сам процесс творчества. 4. Научно-исследовательская работа активизирует профессиональный интеллект; расширяет кругозор; обогащает творческий потенциал; развивает способность человека логично и последовательно мыслить, выделять основное и главное; формирует понятийно-категориальный «аппарат», пополняет словарный запас. 5. Существуют определенные закономерности, подчиняющие себе научно-исследовательскую деятельность. Будучи объективными по своей природе, они действуют независимо от каких-либо внешних факторов и обстоятельств. 6. Чтобы научиться хорошо излагать свои мысли, важно постоянно изучать и анализировать материалы, сделанные другими авторами. 7. Опытному, квалифицированному, думающему специалисту практически всегда есть с чем обратиться к своим коллегам, что сделать предметом обсуждения. Получение новых знаний о закономерностях музыкального образования, разработка и обоснование исходных положений, категорий происходит в процессе психолого-педагогического исследования. Оно объясняет и предсказывает факты и явления. Всесторонне изучить исследуемую проблему позволяет применение целого ряда методов. Методом называют способ познания явлений природы или окружающей действительности, в том числе и музыкально-педагогической действительности. Методы делят на теоретические и эмпирические (от греческого «эмпирия» - опыт). К первым относят работу с научной литературой, с трудами по философии, педагогике, психологии, искусствознанию, культурологии, социологии и т.д.; метод обобщения передового педагогического опыта. К эмпирическим методам исследования относят обычно педагогические наблюдения, опросы (письменные и устные), интервьюирование и анкетирование, тестирование, обучающие эксперименты и проч. Эти методы, несмотря на их кажущуюся простоту, требуют специальных знаний и умений; у них своя специфика.
Тема 2. Современные концепции мvзыкального образования План лекции: · Цель, задачи и принципы музыкального образования в концепции Д.Б.Кабалевского. · Концепция Л. А. Безбородовой и Ю. Б. Алиева. · Концепция обучения музыке Н.А. Бергер. · Концепция музыкального воспитания школьников шестилетнего возраста Н.А.Ветлугиной. Литература: 1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2002. - 416 с. 2. Бергер H.A. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с. 3. «Музыка в школе». 1985. №1. С. 6-10. 4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б.кабалевского. - М., 2006. - 224 с. Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы в совокупности образуют ту или иную концепцию музыкального образования. У каждой концепции (от лат. conceptio (восприятие), система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо) есть автор или авторы. Концепция является результатом научно-исследовательской работы в названной области; разрабатывая ее, педагогимузыканты базируются на методологии, о чем мы упоминали в процессе изучения предыдущей темы. Композитор, педагог и общественный деятель Д.Б.Кабалевскийсоздал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания,которая органично связывает музыку как искусство с музыкой-учебным предметом. Целью музыкального образования Д.Б.Кабалевский провозгласил воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры. Задачи:
Принципы: · связи музыкальных занятий с жизнью; · тематического построения программы по музыке; · доступности учащимся высочайших образцов серьезной музыки и воспитания на этих образцах духовного мира школьника; · обращения к народному музыкально-поэтическому творчеству; · импровизационности (реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки); · образно-игрового вхождения в музыку; · художественности, увлекательности и педагогической целесообразности при отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе; · целостности урока музыки. В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича Алиеваподчеркивается, что искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагает преподавание музыки в школе с 1 по Х класс. Учитель музыки по своему усмотрению может выбирать учебную программу или работать по авторской программе. Важнейшим принципомструктурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства.Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений,сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Задачамимузыкального воспитания и образования на уроках музыки в современной школе являются: · формирование музыкальной культуры учащихся; · приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности; · развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты; · обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры; · совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса; · становление «национальной широты» музыкального вкуса; · приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни; · развитие умения общаться с образцами современной музыки; · активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий; · приобретение детьми знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств. Принципы:воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода: · постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой; · понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах; · осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности. Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами. Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях. При этом рекомендуется опираться на специфические черты: · национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в среде которых реализуется данная концепция; · традиции конкретного региона России; · работу русскоязычных школ в суверенных государствах - бывших союзных и автономных республиках СССР. Концепция обучения музыке Нины Александровны Бергер.Автор именует свою концепцию «Музыка для всех» и подчеркивает ее направленность на то, чтобы дать возможность каждому человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии. Цельработы Н.А.Бергер - «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию». Задачи(в рамках общего музыкального образования): 1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу), его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти; 2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами; 3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками - как равноправными; 4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования. 5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить здоровьеребенка и его право на детство. Принципыосвоения музыкального языка и музыкальной письменности: 1. развитие индивидуально-групповых форм занятий; 2. рационализация процесса изучения нотной грамоты; 3. совершенствование музыкальной письменности; преобладание творческих форм работы; 5. разработка и применение сравнительно дешевых средств ТСО. Концепция музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной.Профессор Наталья Алексеевна Ветлугина разработала концепцию музыкального воспитания школьников шестилетнего возрастадля созданной ею учебной программы по музыке («Музыка в школе». 1985. №1. С. 6-10). Цельшкольных занятий музыкой - формирование музыкальной культуры как части духовной культуры молодого поколения. Задачауроков музыки для учащихся-шестилеток - накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей - опора для дальнейших занятий музыкой. В основе программы лежит принцип тематизма(выдвинутый Д.Б.Кабалевским), это служит реальной основой для установления преемственности в содержании программы для учащихся шестилетнего возраста и программ последующих классов, достижения единства программ подготовительных групп детского сада и подготовительных классов школы. Общее, что объединяет учебные программы для первого и подготовительного классов, заключается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на развитие восприятия музыки как основы всех видов деятельности на уроке. Различие же состоит в том, что шестилетние дети лишь накапливают музыкальный опыт. Сведения о музыке, которые им сообщают, связаны в основном с практической деятельностью. Темы программы усваиваются в общей формуле; не следует активизировать процесс овладения, специальными понятиями и терминами: главная задача - различать произведения по характеру и настроению. Урок музыки проводится один раз в неделю по 35 минут. Он строится по-разному. Обычно на уроке дети слушают 2-3 произведения, поют попевки, разучивают 1-2 песни, исполняют танец, музыкальную игру. В начале занятия чаще даются небольшие музыкально-ритмические задания. Затем дети слушают музыку, поют, играют на детских музыкальных инструментах. Урок для шести леток включает игры, пляски, хороводы. Надо, чтобы дети выражали характер музыки в своих движениях.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 476. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |