Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правотворчество: понятие, виды, принципы.




Правотворчество – деятельность, направленная на установление, изменение, отмену правовых норм. Правотворч деятельность может осуществляться в самых различных формах и зависит от многих факторов: типа правовой системы общества, правовых традиций, степени развития демократии и культуры в целом. Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования. Ученые условно выделяют две фазы в процессе правообразования: 1) возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений (объективный процесс), а именно объективные изменения в структуре общественных отношений, осознание новых потребностей, формирование правовых идей; 2) правотворческая деят компетентных органов (сознательно-волевой процесс). Следовательно, правотворчество это финальная стадия процесса образования права. Такое понимание позволяет признать за государством роль не создателя права, а субъекта, который лишь оформляет, придает соответствующую юр форму нормам права, выработанным самим обществом.

Классификацию правотворчества проводят по различным основаниям. В зависимости от субъекта правотворчества выделяют следующие виды. 1Правотворческая деятельность компетентных государственных органов – это наиболее распространенный и целесообразный вид правотворчества. 2Непосредственное правотворчество народа (референдум) является специфическим видом и осуществляется лишь по наиболее важным вопросам (например, принятие конституции). 3Делегированное правотворчество характеризуется передачей парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов на конкретный срок и при осуществлении контроля самим законодательным органом. Такая практика существует в Италии, Франции, Бразилии. В России к делегированному правотворчеству можно отнести правотворчество органов местного самоуправления. 4Локальное правотворчество осуществляется в учреждениях, организациях. В данном случае имеет место санкционированное (разрешенное, подтвержденное) правотворчество.

В федеративных государствах правотворчество подразделяется также на общефедеральное и правотворчество субъектов федерации.

В зависимости от формы права принято выделять принятие (изменение, отмену) НПА; признание правовым сложившегося обычая; принятие решения по конкретному делу, которое послужит примером при последующем разрешении подобных дел (создание правового прецедента); заключение нормативного договора (договорное правотворчество).

Наряду с этим выделяют также чрезвычайное правотворчество, представляющее собой принятие НПА для регулирования общественных отношений в условиях режима чрезвычайного положения.

Правотворчество основано на определенных принципах – руководящих, исходных началах, соблюд которых обеспеч создание НПА высокого качества. К числу основных принципов относятся следующие. Демократизм, то есть активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности (гласность, т.е. открытость правотворческого процесса для граждан, их информирование не только о принятых, но и разрабатываемых нормативных правовых актах). Законность и конституционность, исходящие из необходимости строгого и неуклонного следования конституции и обыкновенным законам в процессе правотворческой деятельности. НПА должны издаваться строго в пределах компетенции уполномоченного органа, с соблюдением установленной процедуры. Гуманизм выражается в направленности издаваемых НПА на защиту прав и свобод граждан, на макс удовлетворение их матер и духовных потребностей. Профессионализмпредусматривает обязательное участие квалифицир, высокопроф специалистов на всех стадиях правотворч процесса. Научная обоснованностьпредполагает объективный анализ потребностей общества, всесторонний учет соц, эк и полит ситуации в стране, а также общественное мнение относительно предполагаемого закона.

Особо следует выделить принцип постоянного технического совершенствования принимаемых актов. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия НПА в макс степени использовать выработанные юр наукой и апробированные правотворч практикой наиболее эф-ые методы и приемы разработки проектов новых НПА, оптимального изложения их содержания и отвечающего общепринятым в мире стандартам технического их оформления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...