Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право в системе социальных норм




Социальные нормы – правила общего характера, регулирующие поведение людей в обществе.Все социальные нормы характеризуются следующими общими чертами:1) Имеют нормативный характер, то есть являются правилами поведения. 2) Имеют общий характер, т.е. рассчитаны на неопределенный круг лиц, многократность применения, длительность действия и регулируют наиболее типичные отношения. 3) Возникают как результат сознательно-волевой деятельности людей, выражают объективные закономерности общественного развития. 4) Возникают объективно в процессе исторического развития и обусловлены потребностями общественной практики. 5) Система и содержание соц норм обусловлены уровнем эк, политического и культурного развития, историческими особенностями той или иной страны. 6) Направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. 7) Исполнение социальных норм подкрепляется санкциями. Характер санкций зависит от вида социальных норм.

Право, являясь особой разновидностью соц норм, регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами. Определить место права в системе соц регулирования возможно через характеристику единства, различия и взаимодействия права с остальными соц нормами.

Единство соц норм вытекает из названных выше общих признаков. Право, мораль, обычаи, корпоративные нормы и др. являются разновидностями социальных норм, преследуют одни цели – регулирование общественных отношений, совершенствование общественной жизни и имеют, соответственно, один объект. Регулируют общественные отношения посредством установления границ должных и возможных поступков. Кроме того, все они являются общеисторическими ценностями.

Отличие права от иных соц норм проводится по следующим критериям:1) По способам установления, формирования. Только нормы права создаются при непосредственном участии государства, остальные соц нормы, в большинстве своем, складываются постепенно в процессе исторического развития. 2) По методам обеспечения. Все соц нормы в массе своей соблюдаются добровольно, под влиянием сознательности и внутренней убежденности людей. Соблюдение норм права гарантировано силой государственного принуждения, остальные нормы подкрепляются силой общественного мнения, возможностью общественного воздействия, порицания. 3) По форме выражения: право имеет письменную форму, фиксируется в официальных актах государства, мораль и большинство соц норм фиксируется в сознании общества, отдельных соц групп, либо имеют письменную форму, не обладающую официальным статусом. 4) По характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей: право четко, властно, санкции заранее известны. 5) По характеру и порядку ответственности: за нарушение права устанавливается юр ответственность, меры которой налагаются в строго определенном процессуальном порядке. 6) По сферам действия: пространство действия обычаев, норм морали, корпоративных норм шире сферы правового регулирования, поскольку право регулирует наиболее важные сферы общественной жизни, которые поддаются регулированию и объективно нуждаются в этом.

Взаимодействие права с иными соц нормами предопределено характером общественных отношений. Для того, чтобы нормы права действовали наиболее эффективно, они должны иметь непосредственное соприкосновение с внеправовыми категориями и ценностями. Право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе оно не получит должного признания в обществе. В действительности право, будучи минимумом нравственности, согласуется с нормами морали, обычаями и проч. Право защищает основные нравственные ценности (жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство) путем установления уголовной и административной ответственности. Наиболее справедливые обычаи (традиции, ритуалы) берутся под защиту государства, поскольку в них концентрируется опыт поколений, служащий основой для дальнейшего развития культуры.

Возможны ситуации, когда право входит в противоречие с теми или иными социальными нормами. Нормы обычаев и морали консервативны и нередки ситуации, когда государство борется с «пережитками» посредством правовых запретов (обычай кровной мести, выкупа невесты). Истории известны и обратные ситуации, когда противоречие рождается из-за нарушения правом устоев общества, многовековых представлений о добре и зле.

Понятие и признаки права

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой гос принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Признаки права:

-Нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей.

-Общеобязательность. Исполнение права обязательного для всех субъектов права.

-Исполнение права обеспечивается силой гос принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых гос органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев.

-Неперсонофицированность адресата.

-Формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах гос власти.

-Системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений.

-Властно-волевой характер права. Основой права выступает гос воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале гос воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В юр науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юр науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на гос уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юр ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...