Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственно-правовой режим и его виды.




Гос-правовой режим представляет собой сов-ть форм, методов и приемов реализации публичной (гос) власти посредством гос механизма. В отеч литературе отсутствует последоват разгранич понятий «политич режим» и «гос режим». Однако в строго научном смысле первое гораздо шире и объемнее чем гос режим, поскольку включает в себя средства и методы как гос воздействия, так и негос влияния на общество. Отчасти смешение данных понятий предопределено некоторыми объективными обстоятельствами. Гос режим не способен отразить в полном объеме характер существующей власти, ее содержание, не исчерпывает всех средств ее осущ-я. Категория «политич режим» более масштабно определяет характер и способы взаимод власти, общества и личности, полнее отражает сущность государства. Совершенно определенно можно говорить о том, что ПР существенно влияет на форму правления и гос устройство.

Различное сочетание методов и средств осуществления власти позволяет классифицировать ГР на две основные группы: демократические и недемократические.

Демократ режим обладает следующими признаками: демокр способы формир высших органов гос власти; обеспечение подлинного народовластия; обеспечение демокр прав и свобод в обществе и признание приоритета прав личности; конституц разделение властей как сов-ть гос-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой гос власти взаимоотн высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга); демокр принципы функционирования механизма гос власти; обеспечение режима законности; независимость судебной власти; наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность должностных лиц; полит плюрализм и идеолог многообразие, наличие легальной оппозиции; учет интересов меньшинства при принятии гос решений; реальное обеспечение многопарт системы и независимости СМИ; признание многообразия форм собственности и их защита.

Антидемокр политич режимы отличаются разнообразием, вместе с тем, их общие признаки противоположны чертам режима демократии: полный контроль государства над всеми сферами общ жизни; огосударствление общественных организаций (полит партий, профсоюзов); подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод; примат государства над правом; диктатура одной полит партии; милитаризация общественной жизни; преследование за религиозные и др официально не признанные убеждения, за инакомыслие; низкий уровень жизни основных слоев населения.

Следует согласиться с мнением о том, что чаще всего недемократические режимы устанавливаются в кризисные (чрезвычайные) периоды или в ситуации неразвитых полит и соци структур общества.

Традиционно выделяют авторитарный и тоталитарный режимы.

Тоталитарный режим является порождением XX в. Тоталитарное государство выступает как всеохватыв, всеконтрол и всепроницающая власть. Хаар-ся наличием одной офиц идеологии, которая формир и задается господствующей (правящей) полит партией. Происходит сращивание партийного и гос аппарата. Правящая партия объявляет монополию на информацию. В гос управлении проявляется крайний централизм. Фактически управление осущ-ся командным способом сверху вниз. Особенности регионов не учитываются, а местные власти становятся передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер, ген. секретарь). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры. Возрастает роль силовых ведомств (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура). Устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В эк жизни происходит огосударствление всех форм собственности.

Милитаризация - одна из основных хар-к тоталитарного режима. Идея военной опасности становится необходимой для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного эк положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические задачи. Агрессия может быть выражена в идее мировой революции или мирового господства.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм) и религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Авторитарный режим считается наиб мягким среди недемокр режимов. Отличит особенностью данного режима является наличие правящей элиты, власть которой не ограничена законом и не контролируется населением. Вместе с тем, существуют внешние атрибуты демократии: выборы, существование многопартийности, при отсутствии оппозиции и политич плюрализма. Однако частная жизнь и экономика свободны от полит контроля, принуждение и насилие применяется лишь в отношении открытых оппозиционеров.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...