Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, признаки и социальное назначение государства




Попытки дать определение понятия государства предпринимались неоднократно, начиная еще со времен Античности. Однако сам термин «государство» в его совр понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Н.Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объектив причинами – сложностью и истор изменч самого гос-ва. Кроме того, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же гос-правовые явления, анализируют самые разнообр ха-ки гос-ва. Отсюда и невозмож-ть сформул-ть универсальное понятие государства. В этой связи на протяжении уже довольно длит времени общепринятым является определение гос-ва через перечисление и характеристику его признаков.

Все гос-ва, независимо от индивид особенностей, обладают рядом черт, кот позволяют отличить их от догос и негос форм организации общества. К таким признакам относятся:

1) Наличие публичной полит власти, выделенной из общества и обладающей особым аппаратом управления и принуждения.

2) Наличие гос суверенитета – верховенство гос власти внутри страны и ее незав-ть во взаимоотн с др гос-вами.

3) Территор организация населения – гос власть осущ-ся в пределах границ государства по территор, а не кровно-родственному или иному признаку.

4) Неразрывная связь государства с правом, общеобяз характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловл.

5) Наличие системы налогов и гос казны. Существование налогов, с одной стороны, возможно лишь в условиях государства, поскольку присваивающая экономика не создает прибавочного продукта. С другой стороны – потребность в подобных средствах возникает с появлением спец аппарата управления, которого первобытное общество не знало, и на содержание которого они направлялись. В настоящее время средства гос казны необходимы также для обеспечения всех направлений его разнообр деятельности.

Кроме названных, выделяют также доп признаки государства: гос символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, наличие армии и т.д.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определение государства. Государство – особая форма организации политич власти в обществе, облад суверенитетом, осущ с помощью спец аппарата в пределах своей территор упр-е обществом.

Определить сущность явления - значит выявить то главное, глубинное в нем, что определяет его существование. В государстве главным является власть. В связи с этим для понимания сущности государства важно учитывать, с одной стороны, принадлежность политической власти в государстве (формальная сторона), а с другой – интересы, которым служит данная организация (содержательная сторона). Сущность гос-ва – главное, основное качество гос-ва, определяющее его содержание, цели и функции

Можно выделить классовый, общечеловеч, религиоз, нац, расовый подходы к сущности государства. Долгое время в отеч науке господствовал классовый подход к пониманию государства. Однако современная наука исходит из многоаспектности сущности государства. Она не сводится только к классовым и общесоц началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Соц назначение государства хар-ет его предназначение в обществе. Оно, в свою очередь, во многом предопределяется сущностью государства. Другими словами, какова сущность, таковы цели, которые ставит перед собой государство. В идеале государство должно служить обществу, индивидам. Однако в действительности история знает периоды конфликтов и противостояний между обществом и государством.

Такая категория, как соц назначение государства претерпевает постоянное изменение. В настоящее время у государств появляются новые направления деятельности, совершенно не характерные для государств предыдущих периодов. Соц назначение совр государств состоит в разнообра, широкой деят-ти, направленной на решение задач, вытекающих из необх-ти обеспечения нормал, бесконфликтного сущ-я и прогрессивного развития общества.

Типология государств: формационный и цивилизац подходы

Типология государств – это научно обоснованная классификация государств. Классификация по типам является необходимым этапом в постижении сущности, раскрытии признаков государства, выявлении закономерностей естественно-исторического процесса развития государств.

На протяжении длительного времени в отечественной науке господствовал формационный подход к типологии государств, основоположниками которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-эк формации, которая включает в себя тип производств отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис является, по мнению представителей формационного подхода, решающим фактором общественного развития и предопределяет соответствующий ему тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов эк базиса выделяют и типы государства.

К. Маркс делил историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную (коммунистическую). Их выделение было обусловлено наличием или отсутствием частной собственности, антагонистических классов и товарного производства. Государство рассматривалось элементом экономической макроформации, в рамках которой ученый выделял азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как прогрессивные эпохи эк общественной формации. Необх и закономерным являлась последовательная смена в ходе естественно-истор развития названных трех формаций. Однако в 30-е гг. XX в. советскими учеными марксистская концепция была несколько переработана, в результате стали выделять пять общественно-эк формаций: первобытнообщ, рабовлад, феод, капиталистич и коммунистич, первой фазой которой является социализм. Всем формациям, кроме первобытнообщ, соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к другому) происходит посредством соц революций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...