Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИДЕЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ




Одним из первых теоретиков теории разделения властей является средневековый мыслитель XIV века Марсилий Падуанский. В своём трактате "Защитник мира". Марсилий теоретически обосновывает необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную, хотя основную часть его труда занимает обоснование отделения церкви от государства.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескье, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Разделение властей — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Шарль Луи Монтескье выделил следующие положения своей теории. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, функции которых должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, следовательно, свободы граждан будут нарушаться.

Локкразличает власть законодательную, имеющую право определять, как должна быть применима сила государства для охранения общества и его членов; власть исполнительную, постоянно действующую и ведающую исполнение законов, и, наконец, власть федеративную, ведающую международные отношения.

Локк вовсе не считает необходимым их разделение. Напротив, он считает даже нормальным соединение исполнительной и федеративной власти в одних руках. Законодательная и исполнительная власть обыкновенно бывают разделены. Но при этом Локк считает необходимым предоставление исполнительной власти прерогативы, которую он определяет, как дискреционную власть, действовать для общественного блага вне закона и даже иногда вопреки закону. Следовательно, и он не придает особенного значения строгому разделению различаемых им функций государственной власти.

Монтескье не только различает функции законодательства, суда, исполнения, но и считает необходимыми строгое разъединение их так, чтобы каждая из этих функций всецело была вверена особому учреждению. Такое разъединение представляется действительно очень важным условием правильного осуществления этих функций. Если они смешаны, невозможно обеспечить, чтобы при отправлении правосудия не влияли и соображения целесообразности, чтобы при исполнении действительно соблюдался закон, как обязательная норма, чтобы при издании закона имелось в виду только общее, а не частное или даже личное.

Стоить отметить, что теория Монтескье выдержала проверку временем и нашла отражение во многих конституциях разных стран, в том числе и в ст. 10 Конституции РФ 1993 года, согласно которой государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть необходимо едина. Имея в виду единство государственной власти, заметим, что единство присуще государственной власти в любом государстве. Другое дело, что в тоталитарных государствах такое единство достигается путем насилия и построенной для этой цели системой власти, а в демократических странах единство государственной власти зиждется на ее организации в соответствии с принципом разделения властей. Отсюда:при осуществлении принципа разделениявластей ни одной из ветвей власти не можетпринадлежать вся власть в полном объеме.

Власть в данном случае достигает своего единства, базируясь на согласованных действиях и консолидированном подходе.

При этом одна из властей тем не менее должна получить главенствующее положение. В терминах классической теорииразделения властей такое положение должно принадлежать законодательной властии, действительно, парламенты многих республик обладают мощными рычагами воздействия на исполнительную власть.

Не всегда правомерно, как видится, утверждать «правильность» и «неправильность» той или иной модели управления государством, тем более проводить параллели между ним и его экономической состоятельностью или, скажем, социальной либо правовой защищенностью граждан в нем.

Рассмотрим варианты государственного устройства по признаку разделения властей:

1) парламентарные или конституционные монархии;

2) парламентарные республики;

3) президентские республики;

4) парламентско-президентские (полупрезидентские, смешанные) республики;

 

5) государства с отсутствием системы разделения властей

Парламентарные|конституционные монархии

Поддержание в государствах этого типа монархии – в значительной степени дань определенной исторической традиции: основная государственно-политическая роль в таких государствах принадлежит парламентам. Странам с монархической парламентарной формой правления присуще наличие монарха – формальной главы государства, законодательного органа, правительства и суда. Главенствующее значение в них имеет законодательная власть, в полномочия которой входит формирование правительства и контрольные функции. Действительно исполняет функции главы государства, как правило, глава исполнительной власти – премьер-министр.

К государствам с такой формой правления относят Великобританию, Бельгию, Данию, Испанию, Нидерланды, Швецию, Японию. Как видно, большинство таких стран находится в Европе. Формальным главам этих государств – монархам – принадлежат определенные полномочия, однако в силу традиции они не применяют их либо применение таких полномочий связано серьезными ограничениями. В конституциях таких стран, как Испания, Швеция и Япония даже юридически не предусмотрено наложение монархом вето на законопроекты, одобренные парламентом. В Великобритании, вообще не имеющей конституции, основные законодательные акты декларированы парламентскими статутами.

Несмотря на то, что в конституции Испании предусмотрены полномочия монарха в сфере законодательства и безопасности, королевские правовые указы не могут иметь юридической силы без контрасигнатуры правительства. В то же время монархи обладают в большинстве случаев большим политическим влиянием и авторитетом.

 

Парламентарные республики

Характерной чертой парламентарных республик является наличие значительных полномочий парламента, закрепленных в конституции. В республиках такого типа, как и в парламентарных монархиях, решающее значение приобретают политические партии, влияющие на деятельность государственных институтов.

Для парламентарной республики свойственно и то, что на правительство, сформированное на парламентской основе, ложится политическая ответственность перед парламентом, всецело контролирующим исполнительную власть. Формально все члены правительства назначаются президентом, в то же время такие назначения совершаются им не по своему усмотрению, а на основании решения парламента о формировании правительства из числа представителей партии (коалиции партий), располагающей большинствоммест в парламенте (одной из его палат).

 

В таких республиках президентские полномочия, носящие преимущественно церемониальный, представительский характер, в значительной степени аналогичны полномочиям монарха в конституционных (парламентарных) монархиях и реализовываются с согласия либо по инициативе правительства.

Президент может избираться или парламентом, иногда дополненным представителями субъектов федерации (Венгрия, Германия, Индия, Италия, Латвия, Чехия, Швейцария и другие страны), или населением (Австрия, Ирландия, Исландия, Литва, Португалия, Сингапур, Эстония и другие страны), однако в последнем случае характер республиканского правления позволяет отнести эти страны к смешанному типу.

Президент, полномочия которого ограничены парламентом или правительством, обладает правом отлагательного, но не относительного вето. Президентом издаются правовые акты, нуждающиеся в письменной (например, в Италии) или в устной (в Индии) контрасигнатуре, без чего они недействительны. Принимаемые парламентом законы подписывает президент, но в то же время они должны быть заверены главой правительства либо ответственным министром.

Исполнительную власть в парламентарной республике осуществляет правительство, на которое ложится политическая ответственность перед парламентом, что вступает в некоторое противоречие с идеями Ш. Монтескье о значении относительной самостоятельности исполнительной власти.

Однако по мнению В.Е. Чиркина,«ответственность правительства и контроль в отношении его политической линии со стороны парламента или главы государства не исключает независимости (самостоятельности) в деятельности правительства (как и органов исполнительной ветви власти в целом) в определенной для него сфере и в пределах его компетенции.

В этих пределах правительство, другие органы исполнительной власти, должностные лица действуют самостоятельно, выбирая соответствующие формы и методы деятельности (в пределах закона). В этом смысле исполнительная власть независима от законодательной».

Вместе с тем, как отмечает А.И. Черкасов, «в странах с парламентарными формами правления имеет место большая взаимосвязь и взаимозависимость различных ветвей власти, что делает барьеры между ними менее четкими»

Президентские республики

С точкизрения строгого соответствия концепцииразделения властей, предложенной Монтескье, президентская республика из всехвидов республиканской формы правлениябольше других отвечает ее основнымпринципам. Главой государства в президентской республике является президент,возглавляющий исполнительную власть.

Довольно часто конституции президентских республик содержат положения о том,что исполнительная власть возлагается исключительно на президента, а министрыиграют лишь вспомогательную роль.

Однако в отдельных случаях в конституциях президентских республик закреплено, что президент осуществляет исполнительную власть вместе с министрами (в частности, ст. 88 Конституции Боливии 1996 г.). В некоторых странах (например, в Бразилии, Мексике и других) президентами создаются кабинеты президента (совещательные органы, не принимающие коллегиальных решений; прерогатива их принятия принадлежит президенту).

В президентской республике наиболее четко воплощается принцип разделения властей, что выражается в строгом обособлении всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с этим президентская республика располагает эффективной системой «сдержек и противовесов», специфической чертой которой является то, что парламент в президентской республике обыкновенно не вправе отправить правительство в отставку.

В свою очередь президент не может распустить парламент (одну из его палат), что позволяет последнему безбоязненно осуществлять контроль за исполнительной властью.

Исключение же возможности для парламента отправлять в отставку отдельных должностных лиц, представляющих исполнительную власть, создает условия для стабильности как самой исполнительной власти, так и власти вообще. Все это обеспечивает исполнительной ветви независимость от парламента, что наиболее полно отвечает идее, высказанной Монтескье о принципиальном значении относительной независимости исполнительной власти от законодательной. Кроме того, президент в целях эффективного исполнения своих обязанностей по некоторым ключевым вопросам должен заручиться поддержкой парламента. В особенности это проявлено в США: там президент многие свои полномочия может осуществлять «с совета и согласия Сената».

Президентские республики наиболее распространены в странах Латинской Америки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 498.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...