Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие формальные требования к докладу




Ауров О.В., к.и.н., доцент

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДОСОВРЕМЕННОГО МИРА

ЧАСТЬ I: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНОСТИ И ЗАПАДНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По написанию докладов

Общие положения

Основная цель написания доклада – развитие у студентов следующих знаний и навыков, имеющих фундаментальный характер (т.е. потенциально востребуемых в будущей профессиональной деятельности, вне зависимости от ее конкретной специализации и направленности):

· способность четко разделять каналы получения первичной (источник) и вторичной (научная литература) информации;

· способность осуществлять поиск необходимых источников и литературы в доступных традиционных и цифровых библиотеках с использованием справочной литературы и указателей, выполненных как на традиционных, так и на цифровых носителях;

· способность корректно оценивать круг информации, содержащейся в источниках (источниковедческий анализ);

· способность получать необходимую информацию из текста источника, анализировать ее и делать корректные выводы на основе этого анализа;

· способность сопоставить результаты, полученные в процессе самостоятельного исследования, с выводами и концепциями, содержащимися в научной литературе;

· способность корректно, в оптимальной литературной форме, изложить полученные результаты в виде самостоятельно написанного текста;

· способность грамотно оформить готовый текст (общая структура работы, вступительный и заключительный разделы, необходимый научный аппарат (примечания, библиография).

 

Общие формальные требования к докладу

2.1. Доклад представляет собой творческую письменную работу, объемом не менее 20 000 печатных знаков (12 – 14 страниц текста 14-м шрифтом через 1,5 интервала), оформленная согласно установленным правилам (п. 2.2).

2.2. Грамотное оформление доклада подразумевает наличие следующих элементов:

  • Титульный лист;
  • Структура, включающая следующие разделы: «Содержание», «Введение», «Основная часть» (название этого раздела в тексте работы опускается), подразделенная на главы (как правило – три), в свою очередь, подразделяющиеся на параграфы, «Заключение», содержащие общие выводы, сделанные в процессе исследования, «Источники и литература», оформленный установленным образом, а также (при необходимости) «Принятые сокращения» и «Приложения»;

2.3. Требования к оформлению текста: 14-й шрифт (тип – Times New Roman) через 1,5 интервала. Примечания должны иметь сплошную автоматическую нумерацию и быть выполненными 12-м шрифтом (тип – Times New Roman) через 1 итервал; примечания – постраничные (а не концевые); нумерация страниц – вверху листа, в центре. Как правило, на каждой странице введения, заключения или основного текста выделяется 2 – 3 абзаца; заглавия (разделов, глав, параграфов) выравниваются по центру, основной текст и текст примечаний – по ширине; каждая глава начинается с новой строки. Название главы печатается жирным шрифтом, параграфа – жирным курсивом. Выделение значимых мест в тексте (при необходимости) осуществляется курсивом. Ссылки на источники, помещаемые в примечаниях, как правило, представляются в развернутом виде. Список источников и литературы должен содержать не менее 12 – 15 названий работ, в том числе – на иностранном языке.

2.4. Сроки рассылки текста: не менее, чем за две недели до даты обсуждения работы; при нарушении сроков представления работ итоговая оценка снижается пропорционально.

 

3. Требования к структуре доклада

3.1. Введение (до 1/3 общего объема текста) должно содержать не менее трех разделов:

  • историографический обзор
  • обзор источников (источниковедческий анализ)
  • Цели и структура работы (1 – 1,5 страницы)

3.2. Основная часть подразделяется на главы, озаглавленные в соответствии с их основным содержанием. Предметом анализа в них являются ключевые аспекты проблемы, намеченной темой доклада. Параграфы (2 – 3 в каждой главе) в содержательном плане посвящаются изложению частных аспектов проблематики соответствующей главы. Каждый параграф завершается выводом объемом в 1 – 2 абзаца, каждая глава – выводами объемом около 0,5 страниц.

3.3. «Заключение» (2 – 4 страницы) представляет собой единый текст (как правило, без примечаний). Задача заключения состоит не только в том, чтобы подвести итоги исследования, но и в том, чтобы наметить дальнейшие исследовательские перспективы.

 

4. Требования к содержанию доклада

       4.1. Введение имеет своей целью подготовить читателя к восприятию содержания основной части.

4.2. Задача историографического раздела (оформляется как отдельный параграф раздела «Введение») – объяснить место исследуемой проблемы в общем контексте проблематики соответствующего периода экономической истории досовременного мира, а также обосновать необходимость предлагаемого исследования. С этой целью структурно эта часть введения подразделяется на:

  • Вводные замечания (1 – 1,5 страницы): объясняют место проблемы в контексте изучения экономической истории в целом (вариант исследовательской логики: средневековое общество было обществом военным; воин занимал в нем центральное место; в эпоху Высокого Средневековья главной ударной силой являлась рыцарская конница; поскольку вооружение, снаряжение и боевой конь являлись значительной материальной ценностью, для их приобретения рыцарь должен был обладать значительными материальными средствами; выяснение источников материального обеспечения рыцарства, в силу изложенного, представляет собой важную исследовательскую проблему; именно поэтому избранная мною тематика, связанная с рыцарским землевладением, является актуальной в научном плане).
  • Анализ существующих историографических концепций, выстроенных в хронологическом порядке (примерная логика рассуждения: исследование проблемы начал А, наметивший основной круг исследовательских вопросов (1, 2, 3, 4…); его ученик Б уточнил ответы на вопросы 1, 3, 4, но вопрос 2 оставил без внимания; исследователь В, представляющий иную научную школу, предложил свое решение задачи: он дал ответ на вопрос 2, а на основании полученных данных пересмотрел решения вопросов 1, 3, 4, предлагавшиеся А и Б и т.д.). Цель этой части введения: показав общее развитие исследований данной проблематики, разделить все ракурсы исследования на три группы: (1) вопросы, в ответах на которые исследователи единодушны (соответственно, в работе они рассматриваться не будут); (2) вопросы, ответы на которые являются предметом дискуссии; (3) вопросы, которые ранее даже не ставились. Соответствующим образом и формулируются выводы из этого параграфа (объем – 1 – 2 абзаца);

4.3. Источниковедческий раздел (оформляется в виде отдельного параграфа «Введения»). Его цель – анализ содержания источника (т.е. выявление степени его репрезентативности), задача – показать, ответы на какие из означенных выше вопросов (группы (2) и (3)) можно найти в источнике, а на какие – нет. Соответственно, выводы из этого параграфа представляют собой перечень вопросов, на которые материал источника дает более или менее корректные и полные ответы.

4.4. Параграф «Цели и структура настоящего исследования» логически заключает введение. Его цель – объяснить читателю структуру основной части работы (порядок и содержание глав и параграфов), объяснить, почему ответы на вопросы (см. выводы источниковедческого параграфа) располагаются именно в этом, а не в каком-либо ином порядке.

 

Порядок написания доклада

5.1. Написание доклада является чрезвычайно трудоемким делом, требующим, как правило, не менее 1 месяца активного труда.

5.2. В течение этого месяца студент обязан не одного раза посетить консультации преподавателя с целью обсуждения:

  • Предварительной версии библиографии (составляется студентом самостоятельно и корректируется преподавателем);
  • Предварительного плана работы.

5.2. Примерный порядок исследования:

  • Внимательно прочитать текст источника, параллельно составляя список важнейших терминов, обозначающих те явления и процессы, которые являются объектом исследования;
  • Воспользовавшись электронной версией текста (формат Word) и системой поиска, составить файлы-досье на каждый термин (в дальнейшем, большая часть таких досье станут готовым материалом для написания отдельных параграфов); каждый такой файл должен включить все упоминания соответствующего термина, представленные в контексте, позволяющем уточнить их смысл;
  • Объединить близкие по содержанию файлы-досье в папки (содержание этих папок в дальнейшем станет основой для выделения глав основной части исследования);
  • Составить план работы (подлежит уточнению в процессе исследования, и постепенно превратится в раздел «Содержание») и обязательно обсудить его с преподавателем;
  • Осуществить выявление круга основной литературы из фондов доступных традиционных и цифровых библиотек, используя каталоги, справочную литературу и указатели, выполненные как на традиционных, так и на цифровых носителях;
  • Составить предварительную библиографию исследования и обсудить ее с преподавателем;
  • Составить предварительный «вопросник» к научной литературе; соответственно, конспект каждой работы будет представлять собой комплекс вопросов и ответов на них;
  • При необходимости – уточнить предварительный план работы;
  • Если это необходимо, вновь вернуться к источнику, выявить пропущенные ранее термины, составить на них файлы-досье и поместить в соответствующие папки.

5.2. Порядок написания текста доклада:

  • На основе уточненного плана приступить прежде всего к написанию основной части (а не «Введения»!).
  • Анализируя материалы, собранные в отдельных файлах-досье и структурируя выводы в логическом порядке, сформировать содержание параграфов, одного за другим, согласно их нумерации в плане (§ 1, § 2, § 3 …). Каждый вывод подтверждается ссылкой на источник (при этом, из всей гаммы упоминаний термина выбираются 1 – 2 наиболее яркие; остальные указываются в «закрытом виде» (лишь ссылкой на страницу, главу и т.п., помещаемой в примечании); злоупотреблять пространными цитатами нецелесообразно: гораздо лучше пересказывать их содержание в основном тексте, расставляя, при этом, смысловые акценты;
  • Не следует злоупотреблять ссылками на научную литературу в основной части; такие ссылки приводятся лишь в случах, когда автор принципиально присоединяется к какой-либо из существующих точек зрения по конкретному частному вопросу или же, наоборот, спорит с таковой; кроме того, ссылаться на научную литературу имеет смысл тогда, когда исследователь-предшественник детально изучил какой-либо аспект проблемы, который, при всей его важности, невозможно рассмотреть на основе данного источника в силу недостатка информации; тем более, не следует злоупотреблять цитированием чужих исследований в основном тексте: это позволяется лишь в исключительных случаях;
  • Не забывать о выводах: 1 – 2 абзаца – выводы по параграфам, ок. 0,5 страницы – выводы по главам;
  • После завершения работы над основной частью, следует написать раздел «Заключение». Для этого выводы по главам сводятся воедино, стилистически оформляются в виде сплошного текста и завершаются рассуждениями о возможных дальнейших исследовательских перспективах;
  • После этого пишется раздел «Введение».
  • Важнейшие выводы, сделанные в разделе «Введение», учитываются в начальной части раздела «Заключение» (краткое объяснение места проблемы в общем исследовательском контексте, круга спорных и нерешенных вопросов, степени репрезентативности источника и т.п.).
  • Уточнение содержания разделов «Содержание», «Источники и литература».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...