Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология видов прикладного экономического анализа




Классификационный признак Вид анализа
Объекты управления Технико-экономический; финансово-экономический; социально-экономический ; управленческий; маркетинговый; экономико-статистический ; экономико-экологический и т.п.
Субъекты управления и заинтересованные лица его проведения Анализ, проводимый руководством, функциональными службами; собственниками; поставщиками; покупателями; кредитными органи­зациями; аудиторскими фирмами; агентствами по финансовому оздоровлению и банкротству; судебно-правовыми органами
Пользователи анализа Внутренний и внешний анализ
Периодичность проведения Годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный, разовый
Полнота охвата объектов Сплошной и выборочный; локальный и тематический
Временной признак Последующий (ретроспективный, исторический, «посмертный»); предварительный (перспективный, стратегический); оперативный (ситуационный), экспресс-анализ
Методика исследования Сопоставительный, в том числе диагностический, детерминирован­ный факторный, стохастический (корреляционный), маржинальный, коммерческих рисков, функционально-стоимостный, комплексный, системный
Источники информации Финансовый, управленческий, инвестиционный, инновационный, на­логовый

 

Отличительными признаками каждого вида анализа являются: его целевая направленность и задачи; объекты исследования и источники информации; ме­тодика проведения. Например, задачи оперативного анализа состоят в отслежи­вании величины отклонений от нормального хода деятельности; быстром выявлении внутренних и внешних причин, вызвавших отклонения; оценке сложившейся ситуации с позиции выполнения внешних обязательств; подготовке вариантов управленческих решений в зависимости от параметров отклонений и необходимости вмешательства руководителей разных уровней.

Самостоятельным видом оперативного анализа является выборочный экс­пресс-анализ.

Оперативный анализ тесно корреспондирует с прогнозным анализом на короткий период, на оставшиеся дни месяца, квартала.

Прогнозный (стратегический) анализ в современных условиях приобретает особую значимость. Интенсификация предпроизводственных исследований, аналитико-прогностическое сопровождение занимают ведущее место в меха­низме стратегического управления. Аналитико- прогностическая работа проводится по таким направлениям: маркетинговые исследования; анализ ситуации в фирме; анализ (сканирование) внешней среды.

Маркетинговые исследования включают изучение: тенденций в развитии спроса и формировании новых потребностей у покупателей; конкурентных по­зиций фирмы и др.

Анализ ситуации в фирме связан с выявлением проблем и возможностей использования внутренних ресурсов на базе сопоставления основных характе­ристик фирмы с соответствующими параметрами главных конкурентов; с исследованием проблемных областей для дальнейших управленческих действий и разработок.

Сканирование внешней среды предусматривает: экономическое сканиро- вание (анализ динамики макроэкономических показателей, экономической и конкурентной ситуации в отрасли, положения на финансовых рынках и т.д.); техническое сканирование (изменение в ходе научно-технической конкурен­ции, появление принципиальных новшеств, нетрадиционное использование известных технологий и т.д.); политическое сканирование (оценка общей полити­ческой ситуации, стабильности правительств, системы государственного регу­лирования экономики, стабильности и рациональности хозяйственного регули­рования экономики; эффективности хозяйственного законодательства; степени политического риска инвестиций в данный регион и т.д.).

Целью сопоставительного анализа является оптимизация экономической стратегии и разработка мероприятий по ликвидации разрыва в показателях соб­ственного бизнеса и лидеров, направленные на получение наивысшего эффекта от новаций в хозяйственной деятельности.

Стратегическое управление бизнесом невозможно без использования результатов ретроспективного анализа.

Современный бизнес связан с повышением роли такого вида анализа, как функционально-стоимостный. Его базовый принцип состоит в изучении функ­циональности объектов анализа и затрат на их осуществление с целью минимизации последних при высоком качестве продукции, товаров, работ и услуг. Данный вид анализа отличается творческим характером аналитических иссле­дований, широким применением эвристических методов.

Коммерческая деятельность организаций способствует широкому распространению маржинального анализа — так называемого СVP-анализа, основанного на изучении взаимосвязи и соотношения затрат, объема и прибыли, на делении затрат на постоянные и переменные. Этот анализ, широко используемый в зарубежной практике, дает возможность управлять прибылью в бизнесе, оптимизировать ее парамет­ры в зависимости от отклонений уровней объемных показателей, удельных пе­ременных расходов, цены единицы продукции и т.п.

В современной научной литературе экономический анализ хозяйственной деятельности подразделяется на две составные части - финансовый и управленческий анализ. Это разделение обусловлено принципиальными различиями в их содержании. Названные виды анализа характеризуются различными целя­ми и задачами, объектами и субъектами анализа, информационной базой, име­ют разных потребителей информации, степень свободы в проведении анализа.

Цель финансового анализа состоит в объективной оценке финансового состояния экономического субъекта, платежеспособности и финансовой устой­чивости, деловой активности; в выявлении путей увеличения собственного ка­питала и улучшения использования заемных средств; в разработке прогнозов роста (снижения) финансовых результатов и аргументированных предсказаний о степени реальности банкротства (финансовой несостоятельности) предпри­ятия и на этой основе в выработке как внутренними, так и внешними пользова­телями аналитической информации, вариантов обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйствования и под­держание долгосрочных экономических связей с партнерами.

Целью управленческого анализа является разработка перспективных программ развития и конкурентной политики предприятия, обоснование решений по достижению конкретных производственных целей, изучение механизмов достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствова­ния. Довольно часто финансовый анализ называют внешним, а управленческий – внутренним. В самом общем виде финансовый анализ представляет собой систему способов исследования финансового положения предприятия и финан­совых результатов его деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, по данным бухгалтерской отчетности. Термин «управленческий анализ» означает, что аналитическая информация используется руководителями различного уровня для управления своим предпри­ятием. Управленческий анализ направлен на выявление резервов снижения за­трат и роста прибыли, обоснование управленческих решений по мобилизации их в производство. Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ. Важнейшими составляющими внутрихозяйственного производственного анализа являются анализ в обосно­вании и реализации бизнес-планов, анализ в системе маркетинга, анализ техни­ко-организационного уровня и других условий производства, анализ использо­вания производственных ресурсов, анализ объема продукции, маржинальный анализ и т.п. В то же время анализ в бизнес-планировании, маркетинговый анализ, комплексный анализ хозяйственной деятельности включают элементы внутреннего финансового анализа. Руководство хозяйствующего субъекта не может осуществлять свою финансовую стратегию без финансового анализа, при этом возможности руководства в вопросах внутреннего финансового ана­лиза значительно шире, чем у внешних субъектов.


Таблица 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 492.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...