Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типология видов прикладного экономического анализа
Отличительными признаками каждого вида анализа являются: его целевая направленность и задачи; объекты исследования и источники информации; методика проведения. Например, задачи оперативного анализа состоят в отслеживании величины отклонений от нормального хода деятельности; быстром выявлении внутренних и внешних причин, вызвавших отклонения; оценке сложившейся ситуации с позиции выполнения внешних обязательств; подготовке вариантов управленческих решений в зависимости от параметров отклонений и необходимости вмешательства руководителей разных уровней. Самостоятельным видом оперативного анализа является выборочный экспресс-анализ. Оперативный анализ тесно корреспондирует с прогнозным анализом на короткий период, на оставшиеся дни месяца, квартала. Прогнозный (стратегический) анализ в современных условиях приобретает особую значимость. Интенсификация предпроизводственных исследований, аналитико-прогностическое сопровождение занимают ведущее место в механизме стратегического управления. Аналитико- прогностическая работа проводится по таким направлениям: маркетинговые исследования; анализ ситуации в фирме; анализ (сканирование) внешней среды. Маркетинговые исследования включают изучение: тенденций в развитии спроса и формировании новых потребностей у покупателей; конкурентных позиций фирмы и др. Анализ ситуации в фирме связан с выявлением проблем и возможностей использования внутренних ресурсов на базе сопоставления основных характеристик фирмы с соответствующими параметрами главных конкурентов; с исследованием проблемных областей для дальнейших управленческих действий и разработок. Сканирование внешней среды предусматривает: экономическое сканиро- вание (анализ динамики макроэкономических показателей, экономической и конкурентной ситуации в отрасли, положения на финансовых рынках и т.д.); техническое сканирование (изменение в ходе научно-технической конкуренции, появление принципиальных новшеств, нетрадиционное использование известных технологий и т.д.); политическое сканирование (оценка общей политической ситуации, стабильности правительств, системы государственного регулирования экономики, стабильности и рациональности хозяйственного регулирования экономики; эффективности хозяйственного законодательства; степени политического риска инвестиций в данный регион и т.д.). Целью сопоставительного анализа является оптимизация экономической стратегии и разработка мероприятий по ликвидации разрыва в показателях собственного бизнеса и лидеров, направленные на получение наивысшего эффекта от новаций в хозяйственной деятельности. Стратегическое управление бизнесом невозможно без использования результатов ретроспективного анализа. Современный бизнес связан с повышением роли такого вида анализа, как функционально-стоимостный. Его базовый принцип состоит в изучении функциональности объектов анализа и затрат на их осуществление с целью минимизации последних при высоком качестве продукции, товаров, работ и услуг. Данный вид анализа отличается творческим характером аналитических исследований, широким применением эвристических методов. Коммерческая деятельность организаций способствует широкому распространению маржинального анализа — так называемого СVP-анализа, основанного на изучении взаимосвязи и соотношения затрат, объема и прибыли, на делении затрат на постоянные и переменные. Этот анализ, широко используемый в зарубежной практике, дает возможность управлять прибылью в бизнесе, оптимизировать ее параметры в зависимости от отклонений уровней объемных показателей, удельных переменных расходов, цены единицы продукции и т.п. В современной научной литературе экономический анализ хозяйственной деятельности подразделяется на две составные части - финансовый и управленческий анализ. Это разделение обусловлено принципиальными различиями в их содержании. Названные виды анализа характеризуются различными целями и задачами, объектами и субъектами анализа, информационной базой, имеют разных потребителей информации, степень свободы в проведении анализа. Цель финансового анализа состоит в объективной оценке финансового состояния экономического субъекта, платежеспособности и финансовой устойчивости, деловой активности; в выявлении путей увеличения собственного капитала и улучшения использования заемных средств; в разработке прогнозов роста (снижения) финансовых результатов и аргументированных предсказаний о степени реальности банкротства (финансовой несостоятельности) предприятия и на этой основе в выработке как внутренними, так и внешними пользователями аналитической информации, вариантов обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйствования и поддержание долгосрочных экономических связей с партнерами. Целью управленческого анализа является разработка перспективных программ развития и конкурентной политики предприятия, обоснование решений по достижению конкретных производственных целей, изучение механизмов достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования. Довольно часто финансовый анализ называют внешним, а управленческий – внутренним. В самом общем виде финансовый анализ представляет собой систему способов исследования финансового положения предприятия и финансовых результатов его деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, по данным бухгалтерской отчетности. Термин «управленческий анализ» означает, что аналитическая информация используется руководителями различного уровня для управления своим предприятием. Управленческий анализ направлен на выявление резервов снижения затрат и роста прибыли, обоснование управленческих решений по мобилизации их в производство. Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ. Важнейшими составляющими внутрихозяйственного производственного анализа являются анализ в обосновании и реализации бизнес-планов, анализ в системе маркетинга, анализ технико-организационного уровня и других условий производства, анализ использования производственных ресурсов, анализ объема продукции, маржинальный анализ и т.п. В то же время анализ в бизнес-планировании, маркетинговый анализ, комплексный анализ хозяйственной деятельности включают элементы внутреннего финансового анализа. Руководство хозяйствующего субъекта не может осуществлять свою финансовую стратегию без финансового анализа, при этом возможности руководства в вопросах внутреннего финансового анализа значительно шире, чем у внешних субъектов. Таблица 2 |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 492. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |