Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 7. Особенности формирования здорового образа жизни в системе образования. Вопросы: 1. Проблема развития и сохранения здоровья детей в системе образования. 2. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. 3. Основные направления формирования здорового образа жизни в системе образования. Проблема развития и сохранения здоровья детей в системе образования
Здоровье молодежи – актуальная тема для любого общества, поскольку здоровье подрастающего поколения определяет в перспективе здоровье нации. Здоровьем и развитием детей и подростков занимаются не только их родители, но и медицинские, а также образовательные учреждения. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для детей и подростков этой средой являются учреждения образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связана значительная часть их дня. Дети младшего возраста с 3-х до 6-7 лет значительную часть времени проводят в дошкольных образовательных учреждениях. С 6-7 до 17 лет дети учатся в средних учебных заведениях, с учебой в которых связаны более 70% времени их бодрствования. В то же время, в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Дети особенно уязвимы в отношении факторов риска неинфекционных и инфекционных болезней, многие из которых можно эффективно предотвращать. Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения. По данным медосмотров выявляются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми; ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям.
Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию не слишком благополучной экологической обстановки, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, напряженный ритм учебы, неправильное питание, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе – состояние здоровья детей отражает картину нашего общества. Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счёт чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге – ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования. На сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения): экология; семья и микроклимат в ней; наследственность · Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; · Круг общения, вредные привычки; · Питание; · Здоровый образ жизни. б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении): · Стрессовая педагогическая тактика; · Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; · Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; · Провалы в существующей системе физического воспитания; · Интенсификация учебного процесса; · Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; · Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; · Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют: · комплексно и системно; · длительно и непрерывно (9-11 лет ежедневно). Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Сегодня демографическая ситуация в стране стала предметом внимания государства и здоровьем детей и подростков – нового поколения россиян – заинтересовались на самом высоком уровне. В связи с этим серьезное внимание уделяется вопросам формирования здорового образа жизни молодежи. Укрепление здоровья молодежи– это не периодические мероприятия, а системная работа, связанная с применением здоровьесберегающих технологий. Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии. Понятие «образовательные технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. - Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов). Этому способствуют условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. - Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения учащихся, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном учреждении предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение иукрепление здоровья учащихся. Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоит задача содействия формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективного взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья. По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие. Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т.п. Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика - на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях. Отдельное место занимают еще группа технологий, в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; -психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя или преподавателя на уроке, лекции, семинарском занятии. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Также к данному типу относятся психологические технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития, профилактики и коррекции девиантного поведения. - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы: - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников. В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 1) Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители. 2) Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи: - создание оптимальных гигиенических, экологических и других - обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.; - обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями; - обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий; - обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье; - проведение мониторинга состояния здоровья учащихся; - проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек. 3) Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |