Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативно-правовая база охраны здоровья населения в Российской Федерации.




Тема 5. Нормативно-правовая база формирования здорового образа жизни на международном уровне и в Российской Федерации

Вопросы:

1. Право на охрану здоровья в нормах международного права.

2. Нормативно - правовая база охраны здоровья населения в Российской Федерации.

3. Правовое обеспечение формирования здорового образа жизни в Российской Федерации.

Право на охрану здоровья в нормах международного права.

 

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран.

Право на охрану здоровья – термин российской Конституции. В нормах международного права используются термины: право на медицинский уход (термин из Всеобщей декларации прав человека) и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (термин из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В 1948 году на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ)  – базовый документ в сфере защиты прав человека, рекомендованный для всех стран-членов ООН. В статье 25-й ВДПЧ написано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

В 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах, который вступил в силу в 1977 году. В ряду базовых прав человека в данном пакте обозначено право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (статья 12 МПЭСКП).

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН выделяет следующие элементы права на здоровье:

- наличие учреждений, товаров, услуг, соответствующих программ, включая инфраструктуру, подготовленный и оплачиваемый персонал, важнейшие лекарственные средства;

- доступность (недискриминация, физическая доступность, экономическая доступность, доступность информации);

- приемлемость (с точки зрения медицинской этики, культурных критериев, требований в отношении гендерной проблематики и жизненного уклада, а также направленность на конфиденциальность и улучшение состояния здоровья);

- качество (приемлемость с научной и медицинской точек зрения и высокое качество, включая наличие квалифицированного медицинского персонала, научно проверенных и пригодных медикаментов и медицинского оборудования, безопасной питьевой воды и адекватных санитарных услуг).

Право на «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья в качестве основного права каждого человека» закреплено в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) – специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

Страна-член ООН становится членом ВОЗ, приняв Устав. Страна не член ООН принимается в члены ВОЗ простым большинством голосов Генеральной ассамблеи здравоохранения. Территории, не правомочные выступать субъектами международных отношений, могут быть приняты в ВОЗ в качестве ассоциативных членов на основании заявлений, сделанных от их имени членом ВОЗ или другим полномочным органом, ответственным за международные отношения этих территорий.

Высший руководящий орган ВОЗ – Всемирная ассамблея здравоохранения. Ассамблея здравоохранения собирается на ежегодные сессии, как правило в мае в Женеве во Дворце Наций ООН. Каждое из 194 государств-членов ВОЗ имеет право прислать на сессию Ассамблеи здравоохранения не более 3 делегатов, один из которых назначается главным делегатом.

В специализированную группу ООН, кроме ВОЗ, входят ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международная организация труда (МОТ), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям).

Согласно Уставу ВОЗ, право на здоровье включает доступ к своевременной, приемлемой и доступной по цене медико-санитарной помощи надлежащего качества.

Немаловажное значение в своей деятельности ВОЗ уделяют вопросам формирования здорового образа жизни людей и профилактики заболеваний.

Так, в Московской декларации Первой Глобальной министерской конференции ВОЗ по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, принятой в апреле 2011 г., подчеркивалась необходимость создания единой профилактической среды и продвижения принципов здорового образа жизни, о сотрудничестве государства и бизнеса в этой области.

Политическая Декларация, принятая вскоре после этого на Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья в Рио-де-Жанейро в октябре 2011 г., закрепила ответственность лидеров стран за профилактику и мониторинг факторов риска неинфекционных заболеваний (НИЗ). 

 

Нормативно-правовая база охраны здоровья населения в Российской Федерации.

В СССР медицинская помощь являлась бесплатной, предоставление медицинской помощи полностью финансировалось за счет бюджета («система Семашко»). Право на бесплатную медицинскую помощь было прописано, в частности, в Конституции СССР 1936 года. Статья 120 данной конституции предусматривала бесплатную медицинскую помощь трудящимся как средство реализации права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Данное право гарантировали и последующие советские Конституции.

Правовое урегулирование здоровья граждан в СССР и союзных республиках было прописано на уровне законов. Можно выделить «Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961 г.) и закон РСФСР «О здравоохранении» (1971 г.), который был принят в соответствии с вышеуказанными основами.

С 1990 года в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоохранение. Основные направления правового регулирования в области охраны здоровья:

- надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;
законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;
- организация деятельности системы здравоохранения;

- регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;

- финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;

- специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.

К сожалению, правовое регулирование основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие педагоги были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.

Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации1993 года, статья 41 которой гласит:

- «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

- «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

- «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Основой реформы правовой системы здравоохранения являются законы:

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993,1998, 1999 и 2000 гг.;

- «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991г. с изменениями и дополнениями от 1993, 1994г.;

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

В Республике Крым вопросы оказания медицинской помощи и функционирования учреждений здравоохранения на региональном уровне регулируются Конституцией Республики Крымот11 апреля 2014 года. Согласно статье 34-й Конституции Республики Крым:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Республике Крым медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Республике Крым финансируются региональные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

На федеральном уровне охрана здоровья граждан РФ регламентируется Конституцией РФ и иными законодательными актами. В частности, «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан». В ст. 1 данного закона охрана здоровья населения трактуется как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья».

В число основных принципов охраны здоровья (ст.2) входят: соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан; а также приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

Также законодательство РФ конкретизирует различные права граждан в контексте базового права на охрану здоровья.

Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствия санитарным нормам и правилам, о других факторах (Извлечения из статьи 19).

Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.Гарантированный объем медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и другие услуги на основе программ добровольного медицинского страхования.

Дети, подростки, учащиеся, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания (извлечения из статьи 20).

Права семьи. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, ... медико-генетические консультации с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья имеет право на выбор семейного врача. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка с выдачей листка нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. (Извлечения из статьи 22).

Права несовершеннолетних. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную домощь и питание на льготных условиях за счет средств бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Права пациента (Статья 30). При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; 3) обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; 10) получение медицинских и других услуг в рамках программы добровольного медицинского страхования; 11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; 12) допуск к нему адвоката для защиты его прав; 13) допуск к нему священнослужителя.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобами непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Согласие на медицинское вмешательство. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум –  непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их родители или законные представители (Извлечение из статьи 32).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...