Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ХристианскйШестоднев и научное знание




Лекция 4: Виды Божьих творений. Шестоднев

Символ веры называет Бога Творцом «неба и земли», то есть всей совокупности конечного бытия. Слова «видимым же всем и невидимым» являются пояснением предыдущих и указывают на два основных вида творений.

Мир духовный или ангельский

«Пространный Катихизис» говорит, что «под именем невидимых» должно разуметь «невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы». «Пространный Катехизис» дает следующее определение Ангелов: «Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом». Ангелами они называются, потому что «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»(Евр.1:14).

Место пребывания ангелов в Священном Писании называется различно, например небо небес (3Цар.8:27) или третье небо (2Кор.12:2). Что это такое, Священное Писание не конкретизирует. Когда был сотворен ангельский мир? Точных указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает.

В святоотеческих текстах встречаются различные мнения:

1) ангелы сотворены прежде вещественного мира. По разъяснению свят. Василия Великого «Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей... Они-то наполняют собою сущность невидимого мира...».

«где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов.38:4-7)

2) Ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Так полагал, например, блаж. ФеодоритКиррский. Блаж. Августин считал, что ангелы сотворены в первый день вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами. Наиболее обоснована и распространена первая версия

Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной, поскольку ангельский мир, несомненно, имеет начало. Кроме того, ангельский мир в той или иной степени подвержен изменению – так, известно, что часть ангелов пала. У свв. отцов встречаются высказывания о том, что ангелы способны совершенствоваться, непрестанно возрастая в стяжании вечных благ, что также предполагает некоторую соотнесенность со временем. Соответственно утверждать бытие вне времени и пространства возможно только по отношению к Богу. Что касается ангелов, то они, как существа тварные и, следовательно, ограниченные, в определенной степени зависят от этих категорий тварного бытия. С одной стороны, из Священного Писания видно, что по отношению к свойствам пространства и времени ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди. В частности, они могут перемещаться с огромной скоростью, при этом они не удерживаются, как говорит преп. Иоанн Дамаскин, «ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями... и пребывают в местах, постигаемых только умом». По природе ангелы не имеют вида, подобно телам, и поэтому не имеют троякого измерения. С другой стороны, они не вездесущи: духовно присутствуя там, где им повелено, они не могут одновременно действовать в другом месте. Когда они находятся на небе, их нет на земле, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе, т. е. в определенной степени они все же ограничены в пространстве, поскольку не обладают свойством вездеприсутствия.

О том, что мы не знаем ничего об ангельском естестве, косвенно свидетельствует и само наименование: слово «Ангел (angelos)» буквально означает «вестник», «посланник» и таким образом указывает не на природу, а на исполняемое служение. В Священном Писании Ангелами называются Сам Господь Иисус Христос (Мал. 3:1), Иоанн Предтеча (Мф. 11:10), ветхозаветные священники (Мал. 2:7), пророки (2Пар. 36:15–16) и даже неодушевленные предметы, когда они являются орудиями воли Божией (Пс. 77:49)212.

Из Священного Писания следует, что существуют различные «чины» ангелов. Так, некоторые из небесных сил называются просто ангелами, а другие – архангелами (буквально «старшими ангелами»). По общепринятому мнению выделяют девять ангельских чинов, которые разделяются на три триады (по нисходящей):Епархия: серафимы, херувимы, престолы. Метархия: господства, силы, власти. (Без названия): начала, архангелы, ангелы.Неизвестно, исчерпываются ли все ангельские чины теми девятью чинами, которые упомянуты в Священном Писании, или существуют и другие ангельские лики.

Таким образом, главное, что необходимо усвоить: один лишь Бог абсолютно духовен, т.е. невещественен, не ограничен пространством и временем, чье естество является абсолютно простым(не-составным) и бесконечно отличным от всего остального и не имеющим никакого начала. Далее, в рамках уже сотворенного мироздания мы можем выделить духовный ангельский мир и вещественный материальный мир. В сравнении с нашим миром, ангельский мир мы можем назвать невещественным, а ангелов – бесплотными, но в сравнении с Богом даже ангельское естество будет грубым и ограниченным.

Творение материального мира

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев.Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Творение мира описывает ветхозаветный пророк Моисей, который в самом начале Библии, в книге Бытие описывает то, что он видел, будучи просвещаем Св.Духом.Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее действие Божие на неустроенную «первоматерию»

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).

По Божественному повелению возник свет. Что это был за свет? До недавнего времени это место Священного Писания многие богословы толковали, исходя из теории эфира. Ученые предполагали, что вся Вселенная заполнена тончайшей невидимой материей, которой дали название эфир. По этой теории свет есть не что иное, как колебание эфира. Во вселенной это колебание эфира производят звезды, в том числе и наше солнце.

Но здесь надо отметить, что в XX веке в связи с открытием квантовой энергии, произошла грандиозная ломка прежнего научного мировоззрения. Появились новые гипотезы и теории. И прежде всего, здесь интересна теория Большого взрыва(самая распространенная на данный момент). Кратко ее можно описать следующим образом. Вся Вселенная примерно 20 миллиардов лет назад находилась в сжатом состоянии. Все ее вещество заключалось в одной точке, в атоме, который не имел ни времени, ни пространства. И вот, в силу какой-то, еще неизвестной для науки причины, первоначальное ядро взорвалось, и явилась ослепительная вспышка света – огненный шар, который стал расширяться с невероятной скоростью. Быстро расширяясь, первичное вещество Вселенной также быстро теряло свою плотность и температуру. Взаимодействуя между собой, элементарные частицы стали создавать сначала атомы, затем – молекулы, звезды и планеты. Но не все элементарные частицы перешли в твердое вещество, большое количество их осталось во Вселенной в виде лучевой энергии.

Таким образом, под тьмой в данном стихе мы можем понимать вещество, а под светом – лучевую энергию, которая в определенный момент образования Вселенной отделилась от твердого вещества и существует до настоящего времени, хотя в большей своей массе остается невидимой для человеческого глаза.

При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. Скорее всего это сделано для того, чтобы поставить эти этапы творения в некоторое соответствие с семью днями еврейской недели, где каждый день рассматривался как Божий дар, а кульминацией была суббота. Поэтому главный духовный смысл «Семиднева» таков: творение нашего мира есть священнодействие Бога. Каждый творческий «день» начинается «накануне»: и был вечер, и было утро. Из небытия в бытие, из тьмы во свет приводится всякая тварь. И по сей день в Церкви каждый день считается с предыдущего вечера — это священное время.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и отделил воду, которая под твердью(небом), от воды, которая над твердью(над небом).

Во второй день Бог создал физическое небо. Славянское слово твердь тщетно старается передать смысл еврейского слова ракия (“пустое пространство”), происходящего от глагола рака — “простирать, растягивать”.При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.Некоторые современные толкователи второй библейский день понимают как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то, по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени.

Третий день творения

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. (Быт.1:9-12)

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13). В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. В этот третий творческий «день» ожила земля, зазеленели ее необъятные просторы, покрылись в конце «дня» могучей растительностью земные долины.Но лес был необитаем, в нем не было ни птиц, ни зверей, ничего живого.

Четвертый день творения

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов(Быт.1:14)

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18). В этот период по Слову Творца окончательно установились солнечная и звездная системы, которые уже начали зарождаться во второй день. Они не переставали развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получили свое завершение.

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).

Исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. В силу этого Божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего. Тут создавалась живая душа, явилось нечто такое, что не существовало в первобытном веществе.

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), так же как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, обитающих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Мы видим, что Бог творит все в определенной последовательности возрастающего совершенства. Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты – суша оставалась еще необитаемой. Но вот настало время и для ее заселения. Примечательно то обстоятельство, что всемогущее Слово Творца обращается к земле и призывает ее соучаствовать в творении животного мира. В шестой творческий день земля во всех своих частях была уже населена живыми существами. Мир живых существ представлял стройное биологическое дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви – из высших животных. Но это «дерево» не имело еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину. Не было еще человека – царя природы. Но вот явился и он.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Человек сотворен особым способом. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). Эти слова хорошо весьма (слав. добро зело) являются неизменной характеристикой творения. Совершенство творения следует понимать, во-первых, в том смысле, что мир со всеми силами и законами, которые ему присущи, целиком и полностью отвечает тем целям и задачам, ради которых он был создан. Во-вторых,рука Творца не внесла в мир никакого зла.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается, во-первых, на окончание этапов творения мира, а так же на тайну истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.

Соответствуют ли эти «дни» нашим суткам в 24 часа, или же они обозначают длительные эпохи, и качественный – имеет ли первозданное время то же качество, что и время падшего мира? Мнения святых отцов по этим вопросам не были однозначными. М.А. Скобелев так подытожил святоотеческие толкования «дней» творения: «Для святых отцов, толковавших Шестоднев, этот вопрос не был главным: одни понимали слово день буквально: преп. Ефрем Сирин [31] и литургическая традиция, согласно которой первый день – воскресение, а шестой – пятница, другие: свят. Василий Великий, блаж. Августин воздерживались от уточнения значения этого слова. Так, блаж. Августин говорит: «Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро – вследствие восхода солнца; но из этих дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый».

ХристианскйШестоднев и научное знание

Перед большинством святых отцов, которыми так или иначе толковались первые две главы книги Бытия, не стояло проблемы соотнесения учения Церкви с научными взглядами в том виде, в каком она стоит перед нами сейчас. Тогда не было ни того понимания научного знания, ни того огромного значения этого знания в человеческом обществе, какие есть ныне. И поэтому в то время не могла быть возможной ситуация, когда научное понимание мира являлось бы для многих людей более авторитетным, чем позиция, указанная в Священном Писании. Гармоничное восприятие «двух книг» было нарушено научной революцией Нового времени. Особенно большое влияние на мировоззрение оказали две натуралистические теории, возникшие в XIX веке: униформизм в геологии (принцип однообразия процессов и законов, наблюдаемых в настоящее время, и тех, которые действовали в отдалённые геологические эпохи – «настоящее есть ключ к прошлому») и эволюционизм в биологии (учение о происхождении всех живых существ от общего предка).

В предшествовавшие XVIII–XIX столетия общепринятой была модель вечно существующей, бесконечной и статичной Вселенной. К середине ХХ века наряду с теорией «стационарной Вселенной» (вечной, бесконечной и расширяющейся) оформилась модель расширяющейся и имеющей начало Вселенной (теория «Большого взрыва»). Только после открытия микроволнового реликтового излучения в 1964 г. и обнаружения предсказанных неоднородностей этого излучения в 1992 г. (см. Часть 2[lii]) модель стационарной Вселенной была отвергнута, а теория Большого взрыва получила признание большинства учёных-космологов.

Результаты исследований в области геологии, физики и астрономии, полученные в Новейшее время, свидетельствовали о древнем возрасте Земли и Вселенной (по современным данным – около 4.5 и 14 миллиардов лет, соответственно) и тем самым усугубили противостояние между научными и библейскими взглядами на мироустройство. В чём причины возникших разногласий между Книгой Бытия и наукой?

1. Cвященное Писание(СП): Завершение творения мира к седьмому дню: Творение мира завершилось к седьмому дню: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2).

Согласно научным данным Вселенная возникла из небытия около 14 миллиардов лет назад.

2. СП: Гармония творений: В конце шестого дня после сотворения человека «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма...» (Быт. 1:31).

По научным данным: многочисленные творения оказались недостаточно хорошими, чтобы дожить до конца шестого дня.Например, около 85-95% морских видов и более 50% всех семейств животных погибли только в одном пермском вымирании около 250 миллионов лет назад.

3. Отсутствие хищничества в первозданном мире СП: Хищничества не было в первозданном мире: «...а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:30). Однако по теории эволюции хищничество существовало на всех стадиях эволюции животных.

4. СП: Сверхъестественное сотворение первых людей: Человек – венец творения – был создан по образу и подобию Творца чудесными сверхъестественными действиями: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21-22).

Но по ТЭ человек (по крайней мере, его телесная составляющая) – это продукт естественной эволюции популяции человекообразных животных; библейский рассказ о творении Адама и Евы (Быт. 2) следует понимать как аллегорию эволюции. Такое крайне аллегорическое толкование подразумевает, что язык и содержание 1-2 глав Книги Бытия были не только недоступны для адекватного понимания, но и вводили в заблуждение человечество в течение тысячелетий

5. СП: Повреждение природы человека вследствие грехопадения СП: Человек был сотворен совершенным, но вследствие грехопадения его природа и природа всего мира повредилась и деградировала .

По ТЭ современное состояние природы и физические законы остаются такими же, как и в древнем мире, ачеловек находится на вершине эволюционного развития и продолжает совершенствоваться – т.е.биологическая эволюция продолжается в наше время.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 571.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...