Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Здоровьесберегающие технологии в контексте работы врачей в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях.




Тема 4. Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности врача

Вопросы:

1. Здоровьесберегающие технологиикак способ профилактики заболеваний.

2. Здоровьесберегающие технологиив контексте работы врачей в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях.

Здоровьесберегающие технологии в контексте работы врачей в санаторных учреждениях.

Проблемы реабилитации и сохранения здоровья медицинских работников.

1. Здоровьесберегающие технологии как способ профилактики заболеваний.

Профилактика заболеваний – важнейшая составляющая профессиональной деятельности врача и один из основных элементов системы здравоохранения.

Здоровьесберегающие технологии связаны, прежде всего, с первичной профилактикой заболеваний – системой мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, минимизация негативных воздействий окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Применение технологий здоровьесбережения актуально также и на уровне вторичной профилактики заболеваний. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления. Этот вид профилактики направлен на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания.

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Выделяют индивидуальную и общественную профилактику заболеваний.

Индивидуальная – включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.

Общественная – включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебных мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин, порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры.

Профессиональная деятельность врача может быть связана со следующими технологиями профилактики заболеваний:

- Защитно-профилактические (здоровьесберегающие) –профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.

Оздоровительные –физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия, офтальмотренажеры и др.

Технологии обучения здоровью – оздоровительные беседы, занятия по развитию навыков здоровьесбережения, семинары, лекции и т.д.

По характеру деятельностиздоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

       Среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

- медицинские(технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);

- образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

- социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции       девиантного поведения);  

- психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиямотносят:

- технологии  комплексной  профилактики  заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

- педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

 

 

Здоровьесберегающие технологии в контексте работы врачей в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях.

Работа врача в детских садах, средних и высших учебных заведениях напрямую связана с вопросами профилактики заболеваний, создания системы мониторинга состояния здоровья учащихся и педагогов.

Наряду с медицинскими здоровьесберегающими технологиями, для врача в дошкольном, среднем, или высшем учебном заведении актуальны здоровьесберегающие образовательные технологии. Согласно определению Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это комплексная, построенная на единой методологической основе система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов».

Школа совместно с детскими поликлиниками должна сохранять и укреплять здоровье школьников. Большинство детей проводят в школе большую часть дня в течение 11 лет. Время обучения в школе совпадает с напряженным периодом роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм крайне чувствителен к воздействию факторов окружающей среды.

Следовательно, школа, и в том числе школьный медицинский персонал, должны играть основную роль в сохранении здоровья детей и подростков.

Основные задачимедицинских сотрудников школьных учреждений:

· организация и непосредственное оказание помощи учащимся;

· сохранение здоровья, снижение заболеваемости и смертности детей;

· обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий специфического и неспецифического характера.

Планирование и проведение здравотворческой работы предполагает организацию здоровьесберегающего пространства учреждения образования (ЗПУ).

Задачи школьного врача значительно шире, чем работа врача-педиатра. Школьный врач в первую очередь должен осуществлять профилактическую деятельность. Он должен знать основы различных отраслей гигиены, чтобы оценить условия, в которых находятся дети, следить за рациональностью питания в школе, правильно организовать расписание занятий для того, чтобы избежать переутомления и т.д. Школьный врач должен быть также инфекционистом, так как инфекционные заболевания имеют большое значение для детского коллектива. Также он должен знать педиатрию, для того чтобы оценивать физическое развитие детей, осуществлять вакцинопрофилактику и оказывать первую медицинскую помощь. Таким образом, школьный врач – это гигиенист и педиатр в широком смысле этого слова. Школьному врачу также необходимо уметь находить общий язык с детьми и их родителями, а также сотрудничать с педагогами и психологами, работающими в школах.

К сожалению, в области школьной медицины остается много проблем – отсутствие должной квалификации у врачей; школы, особенно сельские, не укомплектованы медиками; нет нужного оборудования; врачи занимаются непрофильной работой; невысокая заработная плата; медработники вынуждены совмещать работу в школе и в других учреждениях и др.

Оценка здоровья детей в школе проводится по следующим показателям:

· общая заболеваемость (уровень и структура по классам МКБ-Х);

· острая заболеваемость (уровень и структура);

· заболеваемость детей в случаях и в днях на 1 ребенка;

· процент часто болеющих детей;

· процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями;

· процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой (основная, подготовительная, специальная);

· процент детей, функционально незрелых к обучению;

· процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к ДОУ, школе;

· процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;

· распределение детей по группам здоровья.

· показатели физического развития: распределение по группам физического развития; процент детей с нарушениями осанки.

· показатели физической подготовленности по тестам

Анкетирование школьников позволяет дополнительно выявить:

· мотивацию детей к ведению здорового образа жизни;

· сформированность медико-гигиенических знаний;

· организацию и состояние питания детей;

· отношение к физической культуре;

· распространенность вредных привычек.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...