Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел «Вопросы общей теории государства и права»




С.А. Малькова

ПраВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тексты лекций

Чайковский, 2017г.


Введение

Правовые знания способствуют подготовке молодого специалиста к жизни, к общественно-полезной деятельности. Они помогают ему раздвинуть рамки непосредственного окружения, ощутить себя участников сложных и подчас неоднозначных социальных процессов, регулируемых правом, побуждают соблюдать правовые нормы и действующее законодательство. Важная роль при этом отводится информированности и знаниям юридической ответственности за нарушение правовых норм, уяснению того, что к нарушителю неизбежно будут применены меры государственного принуждения.

Только юридические познания без внутреннего осознанного убеждения в необходимости соблюдения правовых предписаний, не способствуют предупреждению правонарушений. Основой формирования у студентов внутренней потребности соблюдения законов является глубокое, всестороннее и аргументирование раскрытие социальной ценности права, и его важнейшей, положительной роли в жизни общества. Преподавание правовых дисциплин ставит своей целью формирование у молодых людей нетерпимого отношения к правонарушениям, умение в соответствии с законом защищать личные, общественные и профессиональные интересы. Именно поэтому в дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» уделяется внимание совершенствованию традиционных форм учебного процесса в виде лекций и практических занятий. Повышается информационная насыщенность занятий за счет проблемного изложения материала, решения юридических казусов, разбора конфликтных ситуаций, а также за счет применения технических средств обучения.

Особенностью курса является то, что в нем содержится множество сложных юридических понятий, а также большой объем законодательной информации. Предлагаемые в учебном пособии теоретические материалы помогают показать взаимосвязь правовых явлений и способствуют лучшему запоминанию правовых норм действующего законодательства.


Раздел «Вопросы общей теории государства и права»

Тема «Понятие и сущность государства и права»

План:

1. Понятие, признаки и функции государства и права.

2. Форма государства.

 

1. Государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.

Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей).

Власть – влияние на поведение населения страны.

Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Признаки государства - территория, население, флаг, гимн, налоги.

Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние (основные):

1) политическая (стабильность в обществе);

2) охранительная (все законы должны выполняться);

3) экономическая;

4) социальная (дети, инвалиды, пенсионеры);

5) экологическая.

Внешние:

1) оборона страны от внешнего нападения;

2) внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны, государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти.

Легитимность – законность установления власти, степень поддержки власти населением государства.

Первоначально право возникает путем выделения в особую группу наиболее нужных для государства обычаев, которые брались под защиту государства («обычное право»).

Далее к обычному праву добавляются оформленные в письменной форме правила поведения, устанавливаемые должностными лицами государств (королями, царями и др.) («писанное право»).

Формирование права в многообразных формах как системы нормативных актов (законы, декреты, декларации и др.).

Под сферой правового регулирования понимается совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами права. Состав сферы правового регулирования со временем меняется. При этом правовому регулированию подвергается активное поведение человека, то есть, осознанное, волевое поведение. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктами и совершается без участия его воли, правом не регламентируется.

Сущность права – есть общая воля, интересы населения государства.

Право выступает в качестве меры возможного и должного поведения человека в данном государстве. Содержание права выражается в форме двух принципов:

1) для граждан: разрешено все, что не запрещено законом.

2) для органов государственной власти: разрешено только то, что предусмотрено законом.

Право имеет сложную структуру и включает в себя следующие основные части:

1) права человека (естественное право);

2) общие принципы права;

3) нормы, принятые на референдуме;

4) централизованные нормы;

5) договорные нормы.

Выделяют следующие основные признаки права:

1. Социальность (характеризует первоначальное предназначение права как регулятора наиболее важных общественных отношений).

2. Формализм (фиксация норм права в письменном виде, нормы права имеют определенную структуру).

3. Системность (право как система взаимосвязанных, общеобязательных норм, основанных на учете интересов различных слоев общества).

4. Процедурность (имеется определенный порядок создания, применения и защиты норм права).

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Функции права подразделяются на:

1) внутренние или специально-юридические;

2) внешние или общесоциальные.

Специально-юридические функции права:

1) регулятивная функция;

2) охранительная функция.

Общесоциальные функции права:

1) гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе);

2) воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц);

3) идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов).

Источник (форма) права – это документальная форма выражения и закрепления норм права, исходящих от государства или признаваемых им официально.

В качестве основных форм прав в настоящее время используются:

1) правовые обычаи;

2) юридические прецеденты;

3) нормативно-правовые акты;

4) договоры нормативного содержания;

5) общие принципы права;

6) религиозные тексты.

2. Форма государства включает в себя три элемента:

1) форма правления (монархия, республика);

2) форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство);

3) форма политического режима (демократический, антидемократический).

Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

К основным теориям возникновения государства принято относить:

• теологическую (религиозная, божественная);

• патриархальную (отеческая);

• договорную (естественно-правовая);

• органическую;

• психологическую;

• ирригационную;

• насилия (внутреннего и внешнего);

• экономическую (классовую).

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные теории происхождения государства

2. Что такое государство и каковы его признаки?

3. Перечислите функции государства.

4. Что такое право и каковы его признаки?

5. Перечислите функции и структурные элементы права.

Литература:

1. Крашенинников П.В. Зарождение права [Электронный ресурс] / П.В. Крашенинников. — Электрон.текстовые данные. — М. : Статут, 2016. — 288 c. — 978-5-8354-1277-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58252.html

2. Основы права [Электронный ресурс] : учебник для студентов неюридических направлений подготовки / Р.Г. Мумладзе [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — М. :Русайнс, 2016. — 357 c. — 978-5-4365-0890-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61634.html

3. Право [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И.А. Воронина [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 772 c. — 978-5-7410-1453-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61390.html

4. Стацура А.Г. Право [Электронный ресурс] : методические указания для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов-бакалавров, обучающихся по неюридическим направлениям подготовки / А.Г. Стацура. — Электрон.текстовые данные. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 45 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66851.html

Тема «Основные правовые системы современности»

План:

1. Понятие, элементы и типология правовых систем современности.

2. Система российского права.

3. Частное и публичное право.

4. Систематизация законодательства: понятие и виды.

 

1. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

К ее основным элементам относятся:

1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);

2) право и выражающее его законодательство;

3) правовые отношения;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем. Обычно выделяют четыре правовые семьи современности.

1. Романо-германская семья– Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария.

Признаки романо-германской правовой семьи:

· единая иерархически построенная система источников права;

· главную роль в формировании права играет законодатель;

· наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

· важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

· деление системы права на отрасли.

2. Англосаксонская семья– Великобритания, США, Канада, Австралия.

Признаки англосаксонской системы права:

· основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

· ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

· главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;

· отсутствие кодифицированных отраслей права;

· отсутствие классического деления права на частное и публичное.

3. Религиозная семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

· главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

· источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.;

· тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;

· отсутствует деление права на частное и публичное;

· судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

4. Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

· доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

· обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

· юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

2. Под системой понимается целое, состоящее из частей. Как целостное образование система права включает в себя все действующие в государстве нормы права. В качестве составных частей системы права выступают отрасли права, подотрасли права и институты права, но базовыми частями системы права выступают отрасли права.

Под отраслью права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. Основаниями для разбиения права на отрасли являются предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

· порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);

· степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);

· способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);

· способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

Система права – это совокупность отраслей права, в которых выражена общая воля господствующего класса или всего общества.

В свою очередь, каждая отрасль права может состоять из подотраслей права и институтов права.

Горизонтальное строение права представляет собой разбиение права на отдельные отрасли права.

Вертикальное строение права – иерархическая связь различных частей, входящих в отрасль права.

Подотрасль права – совокупность норм права, регулирующих специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права. Например, в качестве подотраслей гражданского права выступают авторское право, наследственное право и др. подотрасли.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений.

По своему содержанию институты права бывают простыми(отраслевые) и сложными(межотраслевые).

Простой институт права включает в себя нормы права одной отрасли права. Например, институт залога в гражданском праве.

Сложный институт права включает в себя нормы права из различных отраслей права. Например, институт собственности включает в себя нормы права из конституционного права, гражданского права, семейного права и др. отраслей права.

Каждая отрасль права имеет основной институт права, в котором определяются:

1. Предмет правового регулирования отрасли.

2. Общеотраслевые принципы права.

3. Задачи отрасли и иные общие положения.

Так, в конституционном праве в качестве основного института выступает институт «Основы конституционного строя» (подраздел 1 Конституции РФ).

В качестве основного института гражданского права выступают нормы права, отраженные в подразделе Гражданского Кодекса «Основные положения».

Первичным элементом системы права выступает норма права.

Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);

2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;

3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;

4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

В логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу («если»), диспозицию («то») и санкцию («иначе»).

Гипотеза – это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция – это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция – это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц, по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.

Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.

Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.

Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма. Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.

По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные.

Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие), точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы.

Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные.

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.

К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.

 

Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов – объема (гипотеза) и привязки (указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:

а) личный закон (закон местожительства, гражданства);

б) закон местонахождения вещи;

в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;

г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;

д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.

Регулятивные нормы – это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.

 

Правоохранительные нормы – это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы. Это в основном нормы уголовного, административного права.

Выделяют также нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права.

По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные (действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Система права не является застывшей структурой. Она изменяется в зависимости от изменений общественных отношений. В ней появляются новые отрасли права и институты права, отмирают старые.

Существует деление отраслей права на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

Отрасли материального права определяют права и обязанности сторон, условия их возникновения, изменения и прекращения.

Отрасли процессуального права устанавливают порядок рассмотрения в судебных органах споров между сторонами по поводу нарушенных прав и невыполненных юридических обязанностей.

К отраслям материального права относятся государственное, гражданское, административное и ряд других отраслей права.

К отраслям процессуального права относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право.

Понятие системы законодательства.

Система законодательства – это система нормативно-правовых актов (НПА) определенного государства, состоящая из совокупности отраслей законодательства. Основанием для формирования отрасли законодательства является предмет правового регулирования.

Система законодательства является выражением системы права. Они соотносятся между собой как содержание (система права) и форма (система законодательства).

Отраслей законодательства всегда больше, чем отраслей права.

Первичным элементом системы права выступает норма права.

Первичным элементом системы законодательства выступает статья закона или пункт подзаконного нормативно-правового акта.

3. Частное и публичное право. 

Основаниями для такого деления являются:

1. Констатация факта: регулирует ли отрасль права общественные отношения, в которых заинтересованной,необходимой стороной выступает государство?

В этом случае отрасль права относится к отраслям публичного права. В противном случае отрасль права относится к отраслям частного права.

2. Используемый в качестве доминирующего метод правового регулирования.

В отраслях публичного права в качестве доминирующего метода используется императивный метод, в отраслях частного права – диспозитивный метод.

Примеры отраслей публичного права: государственное, административное, уголовное право.

Примеры отраслей частного права: гражданское, семейное, трудовое и др.

Право международное и право национальное.

Существует деление права на отрасли международного права и отрасли национального права.

К отраслям международного права относятся две отрасли:

1) международное право;

2) международное частное право.

Международное право регулирует отношения между государствами.

Международное частное право регулирует отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

К отраслям национального права относятся все другие отрасли права.

4. Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно исторически. В наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация - это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права.

Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача - расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения.

При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом перед кодификацией.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте понятия: отрасль, подотрасль, институт права.

2. Что относится к отраслям материального права?

3. Назовите элементы системы законодательства.

4. Что относится к отраслям частного и публичного права?

Литература:

1. Основы права [Электронный ресурс] : учебник для студентов неюридических направлений подготовки / Р.Г. Мумладзе [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — М. :Русайнс, 2016. — 357 c. — 978-5-4365-0890-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61634.html

2. Право [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И.А. Воронина [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 772 c. — 978-5-7410-1453-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61390.html

3. Сулейменов М. Право как система [Электронный ресурс] / М. Сулейменов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Статут, 2016. — 360 c. — 978-5-8354-1278-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58272.html

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...