Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ценности кастовых брахманов.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Сухотра Свами Апа сампрадаи Анализ девиантных учений Suhotra Swami The Apasampradāyas. Deviant Vaiṣṇava Sects. — 1991
Глава 1 Джата-Гошани Кастовые Госвами
"Итак, существует тринадцать псевдо-последователей, принадлежащих к Чайтанйа-сампрадайе... Поэтому если описывать все тринадцать, то это займет тринадцать часов. И я не описываю их все. Но одна или две должны быть описаны. Самая значительная — это джати-гошаи. Они создали касту госвами, точно также как и касту брахманов. Эти госвами приходили по наследственному рождению, так же как и брахманы. Вкладом моего Гуру Махараджа является то, что он разгромил этих кастовых госвами, таким же путем как это сделал Чайтанйа Махапрабху, как говорил Чайтанйа Махапрабху: киба випра шудра нйаса кеббе найа йеи Кришна таттва ветта сеи гуру хайа — 'не имеет значения кем является человек — саннйаси, брахманом, шудрой, грихастхой, домохозяевом или никем. Каждый, кто знает науку о Кришне является брахманом.'
"Это вклад, скажем , за сто лет. Таков вклад. И по этой причине ему пришлось столкнуться с многочисленными неистовыми протестами со стороны этих госвами принадлежащих к классу брахманов. Они устроили заговор, чтобы убить его. Гуру Махараджа рассказывал мне лично, потомучто по его милости, когда мы встречались наедине, он говорил о многих вещах. Он был так добр, что говорил со мной. И он лично мне сказал:'Эти люди хотели убить меня. Они собрали 25,000 рупи и пошли к офицеру полиции, ответственному за территорию:"Возьми 25,000 рупи. Мы предпримем кое-что против Бхактисиддханты Сарасвати. А ты не принимай никаких мер." А офицер полиции отказался и пришел к моему Гуру Махарадже:"Остерегайтесь. Таково положение." (Шрила Прабхупада, лекция, 7 февраля 1969)
Следующие цитаты Шрилы Рупы Госвами определяют качества bona fide духовного учителя, к которому обращаются как к госвами, гошани или гошаи в Брахма- Мадхва-Гаудийа сампрадайе.
иха йасйа харер дасйе кармана манаса гира нирхилам апи авастхасу дживанмуртах са учйате
"Тот, кто занимает свое тело, ум и слова в трансцендентальном служении Господу, должен считаться освобожденным в любых условиях материального существования." (Б.р.с. 1.2. 187)
вачо вегам манасах кродха-вегам джихва- вегам ударопастха-вегам этан веган йо вишахета дхирах сарвам апимам пртхивим са шишйат
"Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире." (Шри Упадешамрита 1)
Священные писания дают ясное предостережение тем, кто принимает положение гуру не будучи квалифицированным:
на ча мантра упаджива шйана чапйа арчо упаджириках на аниредита бхогас ча на нирдйах ниредиках
"Никогда не принимайте положение инициирующего духовного учителя или священника в храме как профессию. Никогда не принимайте в пищу то, что не было предложено, и никогда не предлагайте то, что не рекоммендовано в священных писаниях." (Нарада Панчаратра)
свалпа апи ханди бхуйам шам свадхарма нирдита крийа дрштим кудрштир бхактис ту деватантапо самшрайа
"Даже малейшее недостойное поведение разрушает величайшие добродетели. Обширные изучения разрушаются малейшим неправильным пониманием. Бхакти разрушается малейшей зависимостью от полубогов." (Нарада Панчаратра)
гуру наса шйат сва джана наса шйат пита наса шйат джанани на са шйат дайвам на тат шйан на патис ча са шйан на мочайеа йах самупаити матйум
"Тот, кто не может освободить своих подопечных от повторяющихся рождений и смертей, не должен становиться духовным учителем, отцом, мужем, матерью или почитаемым полубогом." (Бхаг. 5.5.18)
Джата -гошани являются так-называемыми наследственными духовными учителями. Их квалификация давать инициацию очень ограниченна и она сводилась ктому, чтобы похвастать связями семьи со спутниками Шри Чайтанйи Махапрабху или же к ученикам этих спутников. Известным примером такой семьи является так-называемая Нитйананда-вамша. Они претендуют на происхождение от Господа Нитйананды посредством личностей, которые в действительности являются учениками, а не сыновьями Господа Нитйа-нанды и бездетного сына Шри Вирабхадры Госвами.
Использование джата-гошани "госвами", в качестве названия семьи является отклонением, характерным для апасампрадайи. Поглощенные мирскими семейными делами, они считают себя такими же значительными, какими являются отреченные госвами Гаудийа сампрадайи.
"Тот, кто все еще ведет семейную жизнь не должен неправильно использовать титул госвами. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура не признавал кастовых госвами, так как они не принадлежали к цепи шести Госвами, которые вели отреченный образ жизни и являлись прямыми учениками Господа Чайтанйи — Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Бхатта Рагхунатха Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами, Шри Джива Госвами и Шрила Рагхунатха даса Госвами. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что грхастха ашрам, или статус семейной жизни, является своего рода уступкой для чувственных наслаждений. Поэтому грхастхи не должны ложно присваивать титул госвами. Движение ISKCON никогда не давали грхастхам титул госвами. Хотя все саннйаси, которых мы инициировали в ISKCON молоды, мы дали им титул отреченного образа жизни, свами и госвами, потому что они полностью посвятили свои жизни проповеди культа Шри Чайтанйи Махапрабху." (Ч.ч. Ади 12.27, Комментарий)
Народные поверия в Бенгали, которые упоминаются в Комментарии Ч.ч. Мадхйа 10.23, говорят о том, что личности рожденные в кастовых семьях госвами, автоматически являются уттама-адхикари. Таким образом титул Прабхупада принадлежит от рождения. Гаудийа Вайшнава сампрадайа отвергает это.
"Говорится, фалена паричийате: человека распознают по результатам его действий. В вайшнавском обществе существуют много типов Вайшнавов. Некоторых из них называют госвами, других — свами, некоторых — прабху, а других прабхупада. Однако личность не распознается только по такому званию. Духовный учитель является настоящим, если он в действительности изменил характер своих учеников. (Ч.ч. Антйа 3.143, Комментарий)
Во Врндаване, многие большие храмы управляются кастовыми госвами. История двух таких выдающихся семей иллюстрирует как осквернение джата-гошани может увести с пути великих ачарйев, даже высоко квалифицированных личностей. Для того, чтобы избежать неприятностей с полемикой, некоторые имена опущены. Один клан иимеет храмы в Матхуре, Джатипуре, Гокуле и Камане. Они происходят от брахмана, который является известнным современником Шри Чайтанйи Махапрабху, и который, как описано в Шри Чайтанйе-чаритамрите, формально стал связан с Гаудийа Вайшнава Сампрадайей, после того как получил инициацию от Шри Гададхара Пандита. Шрила Прабхупада отмечал, что Господь Чайтанйа принял его как великого ученого, а необязательно как великого преданного. В Говердхане он взял на себя управление храмом, который был установлен великим ачарйей Гаудийа Вайшнавов. В то время, ученый брахман общался с шестью Госвами, особенно с Рупой и Санатаной. Из-за отсутствия опыта, Гаудийа Вайшнавы проводили пуджу под его наблюдением. Хотя сын брахмана не был замешан в интриге, он не предпринял никаких попыток к примирению с Гаудийа сампрадайей. У брахмана было два сына; после того как он оставил мир в 1530 году, Шрила Рагхунатха даса Госвами попросил одного из сыновей, взяться за управление храмом. Храмовые обязанности продолжали делиться между Гаудийа Вайшнавами и учениками ученого брахмана до 1550 года, когда против Гаудийа преданных началась интрига. Однажды, когда они поклоннялись Божествам, завистливый ученик брахмана устроил пожар в домах Гаудийа пуджари и выгнал их. С этого времени, Божества были объявлены исключительной собственностью клана брахмана. (В 1699, из-за угрозы мусульманского нападения, Божества покинули Врндаван и по воле случая оказались в Раджастхане.) Хотя сын брахмана не был замешан в интриге, он не предпринял никаких попыток к примирению с Гаудийа сампрадайей. Чтобы завоевать авторитет среди учеников своего отца, он назначил ачарйами семеро своих сыновей, и высказал желание, чтобы только они и их потомки могли использовать титул "Госвами Махараджа" и давать инициацию. Позднее, эта семья распрорстранила миф о том, что сын брахмана является инкарнацией Кришны; эта псевдо-божественность была присвоена последующими поколениями и использовалась в качестве объяснения некоторых "любовных игр" клана. Вторая цепь кастовых госвами Врндавана, которую мы обсудим, взяла начало с кого-то, кто принял санньясу у Гопала Бхатты Госвами. Имитируя Господа Нитйананду, он позже женился на двух сестрах и заявил, что он сделал это по личному приказу Шри Кришны. Община Гаудийа Вайшнавов не одобрила ни его действий, ни оправданий. В 1585 году, он установил мандир, неподалеку от Калийа Гхата. Кастовые госвами, которые управляют храмом сегодня, являются потомками его первого сына. Потомки его второго сына управляют другим известным храмом во Врндаване. Этот клан имеет смутное представление об аскетичности, присущей госвами Гаудийа Вайшнава сампрадайи. Кришна любит своих преданных, спорят они, и Он удовлетворен, когда видит, что они ведут комфортную жизнь, полную чувственных наслаждений. Они поддерживают пример, данный его оснавателем, и считают его выше того, который показали Шесть Госвами. Один Прийадаса, из этого клана, написал работу под названием Шушлокаманимала, в которой он утверждает, что его основатель является духовным учителем Санатана Госвами и Дживы Госвами. Такими выдумками они защищают свою апасампрадайю как подлинную. Некоторые исторические свидетельства, включая биографию Шриниваса Ачарйи, под названием Премвиласа, повествует о том, что основателю отрубили голову, или грабители, или разгневанный пуджари. В 1932 году, кастовые госвами Врндавана противостояли Враджа Мандала Парикраме Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и его учеников Гаудийа Матха, на почве того, что они отошли от Ведической системы, предлагая священный шнур личностям, не брахманического происхождения. Шрила Прабхупада объяснял заблуждение джата-гошани, в письме к Ачйутананда Свами:"Что касается действительности брахманического статуса так, как мы его принимаем, учитывая что церемония гарбхадхана не проводится, то даже личность, рожденнная в брахманической семье, не считается брахманом, его называют джива-бандху или неквалифицированный сын брахмана. Поэтому все население сейчас является шудрами, как утверждается калау шудра самбхава. Таким образом, согласно Ведической системе, шудры не получают инициацию, но следуя системе панчаратрики, инициация дается личности, склонной принять сознание Кришны." В Бенгалии, помимо кастовых госвами, которые в действительности имеют хотя бы генеологическую связь с некоторыми Вайшнавами прошлого, существуют даже такие самозванцы, которые претендуют на звание "госвами", не имея на то никаких оснований. Многие известные храмы и святые места, связанные с играми Господа Чайтанйи, остаются под контролем джата-госвами. Вплоть до начала нашего века, они держали Вайшнавов низших каст мертвой хваткой невежества и эксплуатации. Шрила Бхактивинода Тхакура бросал вызов джати-гошани в таких работах, как Джайва Дхарма и Хари Нама Чинтамани, утверждая, что принятие духовного учителя на основе его касты, является недостаточным. Перед инициацией, кандидат должен быть полностью уверен в том, что инициирующий сведущ в священных писаниях и способен возвысить своих учеников над невежеством. Гуру должен обладать безупречным характером: если он вовлечен в греховную деятельность, даже если он уже инициировал, должен быть отвергнут. Книги Бхактивиноды вызвали волну реформ в Бенгали, которая отбросила джата-гошани в оборонительную позицию. Но конфронтация привела к открытой войне, когда его сын, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати принял миссию Гаудийа. В 1912 году, его пригласили посетить самминлани (собрание) Вайшнавов, поддерживаемых Мхараджем Коссимбазара. Но некоторые джата-гошани и их сторонники воспрепятствовали проведению его публичной лекции; в знак протеста он постился ровно четыре дня. Согласно свидетельсву его ученика Самбидананда даса, Ачарйа Сиддханта Сарасвати опроверг все доводы, выдвинутые кастовыми оппонентами во время дискуссии проведенной отдельно от основной программы. Таким образом, джата госвами научились бояться Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати как самую занчительную угрозу их привилегированному существованию. После принятия саннйасы в 1918 году, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати предпринял совместные усилия к тому, чтобы уничтожить влияние джата-гошани, их оплот. Он бесстрашно путешествовал по Джессоре и Кхулне (сейчас Бангладеш), родным местам Прийанатха Нанди, который был ведущим оратором касты госвами. Прийанатха потерпел поражение в публичном споре, который проходил в деревне Туфпада. Ситуация достигла критической стадии в феврале — марте 1925 года, когда Гаудийа Матха начали девятидневную Навадвипа парикраму, которая была началом празднования Гаура Пурнимы в том году. На группу преданных, насчитывающую несколько тысяч, и возглавляемую лично Шрилой Бхактисиддхантой, злостно напали гунда наемники джата-гошани, когда они вошли в Навадвипу, не заплатив налога на поддержание храмов кастовых госвами. Вооруженные камнями и другим оружием, гунды атаковали процессию со слонами, ранив множество поломников. Обескураженная публика присоединилась к преданным Гаудийа Матха и поломничество продолжилось под охраной полиции. Этот инцидент постоянно порочил репутацию и влияние джата-гошани. Их упорное противостояние проповеди Шрилы Бхактисиддханты потеряло всяческую силу.
Менталитет Кастовых Госвами и ИСККОН
Милостью Шрилы Прабхупады, грубое отклонение джата-гошани — наследственное принятие статуса гуру — кажется невозможным для основанного им ИСККОН. Хотя автор ссылается на 1970-е, когда преданные храма в Нью-Йорке обращались к своему Джи-Би-Си как "Госвами Махараджа", несмотря на то, что он оставил ашрам саннйаси и женился. После того как на различные неделикатные моменты его женитьбы был пролит свет, этого человека заставили оставить его положение. Таким образом здесь есть единственный пример того, как заблуждение присущее джата-гошани, нашло свое место и разрешилось в скором времени в ИСККОН. В этой связи стоит упомянуть другие характеристики костовых госвами апасампрадайи. Джата-гошани — это класс священников мирской религии, которая имеет внешнее сходство с Вайшнава-дхармой. Как говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, они используют шалаграм-шилу и арча-виграху, как "камень для колки орехов" ( т.е. средства дохода для чувственных наслаждений). Они дают инициацию сиддха-пранали ( в которой они "открывают" расу с Кришной), в качестве ритуального средства, для того чобы заручиться пожизненной финансовой поддержкой последователя. Они игнорируют духовное продвижение ученика, не наставляя их в выполнении регулирующих принципах садхана-бхакти; на самом деле, такие "госвами" почитаются биди-севами (церемониальное подношение сигарет) и предложение рыбы. Как начались такие отклонения? Здесь несколько указаний: "Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура объясняет, что хотя человек может избавиться от желания заниматься деятельностью ради плодов, иногда в наше сердце приходит тонкое желание к занятию такой деятельностью. Часто думают о занятии бизнесом для улучшения деятельности в преданном служении. Однако осквернение настолько сильно, что позже оно может развиться в неправильное понимание, описываемое как кути-нати ( выявление недостатков) и пратистхаса (желание имени, славы и высокого положения), джива-химса (зависть к другим живым существам), нисидхачара (принятие вещей, которые запрещены шастрами), кама (желание материалььной выгоды) и пуджа (погоня за престижем). (Ч.ч. Мадхйа 12. 135, Комментарий)
"Если человек, чрезмерно привязанный к семье использует Шримад-Бхагаватам или сознание Кришны для того, чтобы заработать на жизнь, его деятельность несомненно является оскорбительной. Человек не должен становиться кастовым гуру или продавать мантры в угоду мирским покупателям, нельзя также принимать учеников в качестве средсва для существования. Вся эта деятельность является оскорбительной. Не следует зарабатывать средства к существованию, путем создания профессиональных групп для совместного воспевания, не следует заниматься преданным служением, будучи привязанным к мирскому обществу, дружбе и любви. А также не нужно становиться зависимым от общественного этикета. Все это является умственными спекуляциями. Ничто не может сравниться с беспримесным преданным служением." (Ч.ч. Мадхйа 8.83, Комментарий)
"Каждый получает отца и мать во время рождениия, но истинным отцом и матерью являются те, кто может освободить своих потомков из тисков неминуемой смерти. Это возможно только для продвинутых в сознании Кришны родителей. Таким образом родители, которые не могут просветить своего отпрыска в сознании Кришны, не могут быть приняты за истинных мать и отца." (Ч.ч. Антйа 13.113, Комментарий)
"Никто не должен самонадеянно полагать, что способен понять трансцендентное любовное служение Господу, просто читая книги. Необходимо стать слугой Вайшнава. Как утверждал Нароттама даса Тхакура, чадийа вайшнава-сева ништара пайече кеба: невозможно достичь трансцендентной платформы, не оказывая преданного служения чистому Вайшнаву. Следует принять гуру Вайшнава (адау гурв-ашрайам), а затем путем вопросов и ответов человек должен постепенно изучить, что представляет собой преданное служение Кришне. Это называется системой парампары." (Ч.ч. Антйа 7.53, Комментарий)
"В чистом сознании, или в сознании Кришны, человек во всем видит присутсвие Кришны. И поэтому если, человек поклоняется Божествам в храме и не заботится о других живых существах, он находится на самой низкой ступени преданного служения. Тот, кто поклоняется Божествам в храме и не оказывает почтения другим, является преданным, находящимся на материальной платформе, на низшей ступени преданного служения." (Бхаг. 3.29.21, Комментарий)
"Настоящий брахман никогда не завидует Вайшнаву. А если это происходит, то он считается несовершенным неофитом." (Ч.ч. Мадхйа 15.277, Комментарий)
"Мой дорогой царь, если человек насмехается над возвышенным преданным, он теряет результаты своей благочестивой деятельности, свое состояние, свою репутацию и сыновей. Все Вайшнавы являются великими душами. Тот, кто их поносит, падает в ад известный как Махараурава. Его сопровождают также его предки. Тот, кто убивает или поносит Вайшнава, или тот, кто завидует Вайшнаву или гневается на него, или тот, кто не предлагает ему свои поклоны или веселится увидев Вайшнава, несомненно падает в адские условия существования." (Ч.ч. Мадхйа 15.261, Комментарий)
"Принимая вид великих ученых, аскетов, домохозяев и свами, так-называемые последователи религии Хинду, являются бесполезными, высохшими ветвями Ведической религии. Они бессильны. Они ничего не могут предпринять для того, чтобы распространить Ведическую культуру на благо человеческого общества. Сутью Ведической культуры является послание Шри Чайтанйи Махапрабху. Господь Чайтанйа наставлял:
йаре декха, таре каха 'кришна' — упадеша амар аджнайа гуру хана тара эи деша
(Ч.ч. Мадхйа 7.128)
Нужно просто рассказывать о принципах Кришна катхи, как об этом рассказывает Бхагавад-Гита как она есть и Шримад-Бхагаватам. Тот, кто не заинтересован в Кришна катхе и культе Шри Чайтанйи Махапрабху, подобен высохшему дереву, лишенному жизненной силы. Ветвь ИСККОН, поливаемая самим Чайтанйа Мхапрабху, несомненно становится успешной, тогда как оторванные ветви так-называемой религии Хинду, которая завидует ИСККОН, чахнут и умирают." (Ч.ч. Ади 12.73, Комментарий)
Как объясняет Шрила Прабхупада в своем комментарии к Ч.ч. Ади 12.8, когда наследники имущества духовных учителей борются за права собственности на землю и храмы, они таким образом налагают тяжбу на всю миссию своими бесконечными судебными разбирательствами, и просто стараются превзойти враждебный дух джата-гошани. Члены общин таких сварливых Вайшнавов Кали-Юги теряют веру и ищут духовного руководства где-то еще, к несчастью далеко не самого лучшего. История показывает, что сомнительная деятельность кастовых госвами передала бесчисленное число простых людей Бенгали в руки аватар-шарлатанов. Поддельные альтернативные движения многих апасампрадай стали развиватьтся через два столетия после ухода Шри Чайтанйи Махапрабху, и вплоть до того времени, как Шрила Бхактивинода Тхакура реорганизовал движение санкиртаны с его Вишва Вайшнава Раджа Сабха. В заключении главы отметим, что изначально традиция джата-гошани являлась bona fide: "Согласно указаниям панчаратры, только брахман-домохозяин может давать инициацию. Больше никто."(Ч.ч. Мадхйа 4.111, Комментарий) Но кастовая гордость, жадность, зависть и моральное падение некоторых недостойных потомков Вайшнавов-брахманов извратили эту систему. "Шри Чайтанйа Махапрабху высказал нам свое мнение в шлоке киба випра киба нйаси, и т.д. Это значит, что Господь понимал неспособность общества поддерживать мнение, что только грхастха-брахманы должны быть духовными учителями." (там же.) Разница между намапарадхой и полным отклонением от сампрадайи объясняется Шрилой Дживой Госвами, в его предостережении в Бхакти-сандхарба. Говорится, что существуют такие оскорбители святого имени, которые являются ачикитсья или неисправимыми (джнана-лава-дурвидагдхастра-ачикитсья-атва-дупекша). Преданные сострадательны и всегда стараются помочь падшим душам, давая полезные наставления. Но если кто-то становится наглым и заносчивым из-за того, что приобрел незначительные знания, то он покидает сампрадайю из-за трех видов намапарадх: садху-ниндха (поношение преданных Господа), гуру-аваджна (пренебрежение духовным учителем) и шрути-шастра-ниндха (поношение священных писаний). Однако неисправимый оскорбитель никогда не признает своих оскорблений. Он не может понять, что милость духовного учителя и общение чистого преданного совершенно необходимы для воспевания святого имени. Из-за того, что он высоко ценит материальные достижения и знания, он свысока смотрит на простых преданных, которые посвятили себя преданному служению. Это садху-ниндха. Он не может принять, что духовный учитель является трансцендентным наставником, а не мирским; поэтому он пытается оценивать личность и наставления гуру, согласно своим ментальным стандартам. Это гуру-аваджна. Он изучает священные писания как обычную литературу, выбирая из них все, что может поддержать его предвзятые понятия, не обращая внимания на все остальное. Это шрути-шастра-ниндха. Если, демонстрируя продвижение в сознании Кришны, он делает вид, что полностью осознал славу святого имени, то он достоин вечного наказания Ямараджа. Как объяснялось в Комментарии к Ч.ч. Мадхйа 19.156, тот, кто "думает, что стал очень продвинутым и может жить без общения с Вайшнавами, нарушая регулирующие принципы", совершает хати-мата или оскорбление бешеного слона. Каким бы искренним не было вдохновение на преданное служение, посаженное в его сердце благоприятным общением, оно вырывается и разрушается. Из-за неисправимой клеветы, община bona-fide преданных должна избегать таких жестокосердных ачикитсйа-намапарадхи. Тем не менее видно, что некоторые ачикитсйа-намапарадхи становятся очень влиятельными в Кали-югу. Так или иначе они используют духовных учителей в своих целях. Демонстрируя из себя приближенных учеников, кажется, что они искренне служат, прославляют и почитают духовного учителя. Но все это делается только для публики. Их прогресс заключается в достижении материального благополучия и славы, а не в преданном служении Кришне. Ачикитсйа-намапарадхи, выделившиеся благодаря хитрости, дипломатии и таким материальным качествам, как благородное происхождение, богатство, ученость и красота, привлекают последователей принадлежащих к категории двух более слабых ступеней намапарадх, которые к своему несчастью не примкнули к сампрадайе. Этими двумя типами оскорбителей являются невежественные и слабые. Невежественные оскорбители сравниваются с сырым деревом: из-за отсутствия бхакти-шрути, общения и милости святого, они погружены в материальные представления; даже если они подвергаются очистительному огню сознания Кришны, это не зажигает их счастливую судьбу немедленно. Поэтому они склонны ошибаться. Но если они находят прибежище в святом имени, то милость Кришны будет доступна им, хотя это может занять длительное время. Слабые не решаются принять истинное садху-санга, из-за отсутствия веры. Невинные и недвуличные, чем больше они просто предаются воспеванию святого имени в благоприятном обществе, тем больше милости Кришны они получают. Но до тех пор, пока их грехи не будут устранены благодаря садху-санге, они не смогут возвыситься над намапарадхой. Ачикитсйа-намапарадхи очень искусно плетет сеть иллюзии, извращенную настроением наслаждения (пракрта-раса), с помощью которой завладевает своими несчастными последователями. Пробуждая и питая семена мирских желаний (анартх) в своих сердцах, он заставляет их думать, что эти развивающися анартхи есть бхакти-лата-биджа. "Бхакти-лата-биджа означает 'семя преданного служения'. Все имеет изначальную причину или семя. Все имеет изначальную причину или семя. Методы, правила и регуляции, которые в совершенстве обучают преданному служению, составляют бхакти-лата-биджу или семя преданного служения. Бхакти-лата-биджу получают от духовного учителя, по милости Кришны. Другие семена называют анйабхиласа-биджа, карма-биджа, джнана-биджа или политические, социальные или филантропические биджи. Однако бхакти-лата-биджа отличается от этих бидж. Бхакти-лата-биджа может быть получена только по милости духовного учителя. Поэтому необходимо удовлетворить духовного учителя, чтобы получить бхакти-лата-биджу (йасйа прасадад бхагават-прасадах). Бхакти-лата-биджа является началом преданного служения. Не удовлетворив духовного учителя, можно получить биджу, или причину кармы, джнаны и йоги, без пользы, которую приносит преданное служение. Тот, кто предан своему духовному учителю, получает бхакти-лата биджу. Бхакти-лата-биджу получают после инициации bona fide духовного учителя. После получения милости духовного учителя, необходимо следовать его наставлениям, это называется шравана-киртана — воспевание и слушание. Тот, кто не слушает духовного учителя или не следует регулирующим принципам, не годится для воспевания киртана). Это объясняется в Бхагавад-Гите (2.41): вйавасайатмика буддхир екеха куру-нандана. Тот, кто невнимательно слушает наставления духовного учителя, недостоин воспевать и проповедовать культ преданного служения. Необходимо поливать бхакти-лата-биджу после получения наставлений от духовного учителя." (Ч.ч. Мадхйа 19.152, Комментарий)
В апасампрадайах воспевание и проповедь не принимаются в соответствии с Вайшнавскими традициями следования регулирующим принципам и духовным наставлениям. Экстаз "пракрта-расы", исходящий из таких воспеваний и проповеди является ядом для предания.
"Вместо пробуждения настоящей любви к Кришне, такие слушатели Бхагаватам все больше и больше привязываются к домашним делам и сексуальной жизни (йан маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам). Необходимо слушать Шримад-Бхагаватам от личности, которая не имеет ничего общего с материальной деятельностью, или другими словами, от Вайшнава парамахамсы, того, кто достиг высочайшей ступени саннйасы. Конечно, это невозможно до тех пор, пока человек не примет прибежища лотосных стоп Шри Чайтанйи Махапрабху. Шримад-Бхагаватам может понять только тот, кто следует по стопам Шри Чайтанйи Махапрабху." (Ч.ч. Антйа 5.131, Комментарий)
В своем "экстазе", апасампрадайи наслаждаются святой Дхамой (или местом, которое они провозглашают дхамой), как средством личного продвижения и накопления денег. Они наслаждаются учениками, которых они уводят с пути служения Господу и занимают их в служении чувствам лжегуру. Они используют великих Вайшнавов через незначительное служение и дешевую имитацию, желая ввести в заблуждение невинных и выдвинуть свои собственные проекты, они стремятся к своего рода признанию со стороны великих Вайшнавов, для того чтобы можно было свободно использовать это "подтверждение". Они получают удовольствие, распространяя эзотерические доктрины собственного измышления, которые они выдают за истинные наставления гуру, шастр и садху. Все это приводит к трем неблагоприятным качествам присущих апасампрадайам. Об этом упоминается в Вайшнава Ке Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати: анитйа-вайбхава (погоня за материальным успехом), каминира-кама (незаконные сексуальные связи, которые часто проходили как "трансцендентальные"), и майавада (философские спекуляции, которые принижают личностную природу Господа). В последующих главах будут исследоваться происхождение и анализироваться отклонения тринадцати сампрадай. Я принялся за эту работу из твердой убежденности, что тринадцать этих случаев являются типичными для разного рода неправильных представлений движения санкиртаны Шри Чайтанйи Махапрабху, вплоть до этого дня. На лекции 4 июля 1970 года, Шрила Прабхупада сказал, что он считает единственным своим успехом, расширение сампрадайи Господа Чайтанйи в Западном мире. Это будет нашим успехом, как его последователей, увеличить ИСККОН, чтобы он распространился на каждый город и деревню этой планеты, как предсказывал Господь Чайтанйа. Давайте обратим внимание на предостережение, которое сделал Господь Чайтанйа в другом своем предсказании, относительно расцвета апасампрадай: вишва андхакара корибе — "От Моего имени они погрузят весь мир во тьму." При подготовке этого тома, я использовал различные источники, как вайшнавские, так и академические. Самыми важными являются книги, письма и лекции Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я использовал резюме и опровержения философии апасампрадай, данную в Апасампрадайа Сварупа Шри Бхакти-виласа Бхараты Махараджа, любезно переведенную с Бенгали Бхактой Кришану Лахири, студентом, изучающим языки в Калькутском университете, членом Службы Бхактиведанты по делам молодежи. Так же я воспользовался богатыми данными отличий Гаудийа сампрадай от джата-гошани и смартовых каст, неопубликованного манускрипта История и литература Гаудийа Вайшнавов, духовного брата Шрилы Прабхупады по имени Самбидананда даса (другой духовный брат Шрилы Прабхупады, который в 1930-е сопровождал двух саннйаси Гаудийа Матха в проповедническом туре по Европе). Были использованы следующие научные труды: Вайшнавизм в Бенгалии Доктора Рамакантхи Чакраварти (Sanskrit Pushtak Bandhar, Calcutta 1985), Неисследованные религиозные культы Доктора Шаша Бхушана Дас Гупты (1976 reprint by Firma KLM Ltd.), The Bauls of Bengal by Rebati Mohan Sarkar (Gian Publishing House, New Delhi 1990), и Braj — Center of Krishna Pilgrimage by Alan W. Entwistle (Egbert Forsten, Holland 1987). Шри Бхакти Викаша Свами Махараджа и Киранаса Прабху ввели меня в курс дела, полностью описав феномен современной апасампрадайи, с которым они сталкивались за годы своей проповеди в Бангладеше. Шриман Сарвабхавана Прабху помог мне с переводом материала Бенгальских источников по Аула-апасампрадайе, а Кишор Гхош из B.Y.S. тоже помог мне с материалом о Баулах. Атма Таттва Прабху из гурукулы ИСККОН в Майапуре был любезен помочь во многих вещах, которые не перечислишь. Ниже перечисленные преданные помогали мне в обработке данных, которые составляют эту книгу: Анади даса, Рама Гопала даса, Шучирани деви-даси, Прити-лакшана деви-даси, Дайа Дхарма деви-даси.
Глава 2 СМАРТЫ Кастовые брахманы
смартавйах сататам вишну висмартавйо на джатучит сарве видхи-нишедхах шйур этайор эве кинкарах
"Падма Пурана рекомендует: так или иначе, всегда думай о Вишну, не забывая о Нем ни при каких обстоятельствах. Фактически это главный регулирующий принцип. Любое указание делать что-либо одновременно несет в себе и запрет на какую-либо деятельность. Указание всегда помнить Кришну подразумевает запрет: Его никогда нельзя забывать. К этому простому приказу и запрещению сводятся все регулирующие принципы." (Нектар преданности, Глава вторая)
Смрти означает "то, что помнят." Это классификация Ведических писаний, включая дхарма-шастры, такие как Ману-смрити, в которой содержатся правила и предписания для укладов и ашрамов цивилизованного человеческого общества, и истории как Пураны, которые дают практические иллюстрации того, как великие личности следовали или не следовали этим правилам и какова была в результате их судьба. Таким образом, смрти-шастры могут быть сгруппированы в два раздела: книги по закону и ведомости. Но почему они называются смрти? Как законы, они должны приниматься во внимание перед тем как сделать что-либо, что может иметь законные последствия. Могу ли я ездить на слоне по дороге, предназначенной для экспрессов? Или я изучаю законы дорожного движения, раздел или абзац, посвященный езде на слоне, или же я просматриваю приговор суда, имеющий дело с таким случаем. Суть заключается в том, чтобы я запомнил закон перед тем как действовать, или я рискую быть наказанным. Выше упомянутая цитата из Падма Пураны, как и все смрти-шастры касаются закона кармы. Здесь приговор таков, что если мы просто помним о Вишну или Кришне перед тем как что-либо сделать, мы тем самым не преступим закона. Если мы Его забываем, мы непременно его нарушаем, даже если соблюдаем менее важные правила и предписания, потому что постоянно помнить о Кришне — цель всех правил и предписаний. Но не каждый может понять эту цель. Существует три класса брахманов: двиджа, випра и Вайшнавы. Двиджа, брахман третьего класса принял священный шнур, випра второго класса изучил Веды, а первоклассный Вайшнав знает цель Вед: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем. Випра, не являющийся преданным не может знать истинную суть всех правил и предписаний; подобно нечестному юристу, он будет использовать закон для собственного обогащения. Непреданный випра является смарта-брахманом.
"Смарта-брахмана всегда заинтересован в материальной выгоде, тогда как Вайшнав заинересован только в удовлетворении Верховной Личности Бога." (Бхаг. 8.19.33, Комментарий)
Смарта-брахманы полностью перевернули наставление Падма-Пураны: вместо того, чтобы помнить Кришну и таким образом выполнять правила и предписания, они помнят правила и предписания и всегда забывают о Кришне. Смарты имеют много общих черт с джата-гошани. Это потому что джата-гошани потеряли свои Вайшнавские качества и возвратились к кастовой гордости или упадхи-бхута (принятие ложных отождествлений), которые избегают те, кто действительно находится на платформе брахма-бхуты. Упадхи-бхута джата-гошани — это их кровное родство со средневековыми семьями брахманов-Вайшнавов, которые как-то связаны с движением Господа Чайтанйи. Попадая под влияние смартов, потомки этих семей постепенно возродили кастовые правила и запреты из смрти-шастр, для того чтобы отстоять свое предположительно прирожденное превосходство над другими сообществами.
"Иногда кастовые гуру говорят: йеи Кришна-таттва-веттха, сеи гуру хайа, это значит, что тот, кто не является брахманом может стать шикша-гуру или вартма-прадаршака-гуру, но не инициирующим гуру. Согласно таким кастовым гуру, рождение и семейные узы являются самыми главными. Однако наследственные признаки неприемлемы для Вайшнавов." (Ч.ч. Мадхйа 8.128, Комментарий)
То, что джата-гошани скомпроментированы представлениями смарт, становится ясным, когда мы примем во внимание следующее: "Существует различие между процессом смартов и процессом госвами. Согласно процессу смартов, невозможно быть брахманом, не родившись в брахманической семье. В соответствии с процессом госвами, Хари-бхакта-виласой и Нарада-панчаратрой, каждый, кто получил инициацию от bona fide духовного учителя, может быть брахманом." (Ч.ч. Мадхйа 23.105, Комментарий)
Однако, если кастовый госвами по крайней мере сохраняют свою семейную традицию изысканного поклонения Вишну-мурти, то он остается отличным от сообщества смарта-брахманов. Смарты, следуя концепции панчопасаны Майавади, считают Господа Вишну одной из пяти форм Брахмана. Из пяти (Дурга, Ганеша, Сурйа, Шива и Вишну), смарты Бенгали всегда предпочитали богиню Дургу, так как она дарует своему преданному материальное богатство. В пятнадцатом и шестнадцатом веках нашей эры, значимость сообщества смартов Бенгали была практически аннулирована движением санкиртаны Господа Чайтанйи. Среди великих Вайшнавов-ачарйев того периода, Шрила Нароттама даса Тхакура выделяется как проповедник, который лучше всех сократил их гордость. Смарты, считавшие его всего лишь низкорожденным кайастхой, пришли в такую ярость из-за того, что он берет учеников из их рядов, что они заручились поддержкой царя Раджа Нарасимхи и побежденного пандита по имени Шри Рупанарайана, возглавить поход, чтобы как-нибудь выставить Ачарйу Тхакура мошенником. Царь, пандита и большая группа кастовых брахманов направились к Кхетуре, где у Шрилы Нароттамы даса был центр. Когда Шри Рамачандра Кавираджа и Шри Ганга Нарайана Чакраварти, два Вайшнава-брахмана узнали о заговоре смартов, они переоделись как шудры и открыли две маленьких лавки на базаре Кумарапуры: одну — по продаже посуды и орехов бетеля, другая торговала глиняными горшками. Как только группа прибыла в Кумарапуру, смарты послали своих учеников на базар купить посуду для приготовления пищи. Когда ученики пришли к этим лавкам, они были ошарашены тем, что эти "слуги" в совершенстве говорили на Санскрите и хотели не торговать, а вести философские обсуждения. Признав себя побежденными, разочарованные ученики обратились к своим учителям, которые появились на сцене с Раджа Нарасимхой и Рупанарайаной. Когда и они закончили не лучше чем их ученики, Рупанарайана сам вступил в спор и был побежден. Когда же царь потребовал у них представиться, два лавочника смиренно признали, что они являются низкорожденными и незначительными учениками Шрилы Нароттамы даса Тхакура Махашайи. Испытывая жгучий стыд, Рупанарайана и смарта-брахманы потеряли всяческий интерес идти в Кхетури. Они решили немедленно вернуться в свои дома. В ту ночь, дома Раджа Нарасимхе приснился сон, в котором разгневанная Дурга-деви угрожала ему топором для убийства коз. Она свирепо посмотрела на него сверкающими глазами и сказала: "Нарасимха! Из-за того, что ты нанес величайшее оскорбление Нароттаме дасу Тхакуру, мне придется разрубить тебя на куски! И если ты хочешь спасти себя, тогда тебе лучше немедленно пойти и принять прибежище у его лотосных стоп." Безумно испугавшись, царь проснулся, быстро омылся и отправился в Кхетури. Когда наконец он прибыл, он был удивлен встрече с пандитом Рупанарайаной, который робко объяснил, что ему приснился такой же сон. Они вместе вошли в храм Шри Гауранги, чтобы встретить Шрилу Нароттама даса Тхакура. Ачарйа Тхакура был погружен в пение бхаджана, но когда ученик сказал ему о прибытии двух гостей, он вышел встретить их. Просто увидев его трансцендентную форму, два оскорбителя очистились и упали ниц, чтобы предложить свои поклоны лотосным стопам Тхакура. В итоге он инициировал их Радха-Кришна мантрой. Из-за того что их руководители стали Вайшнавами, многие смарты, занимающие более низкое положение, сочли благоразумным внешне принять традиции Вайшнавов. Так взяла свое начало смарта-апасампрадайа или альтернативный Вайшнавизм кастовых брахманов. Смарты думают, что обладают монополией на право давать инициации личностям, рожденным в брахманических семьях, и что только личности инициированные ими, могут носить священный шнур. По этому поводу они резко выступают против духовных учителей Гаудийа Вайшнавов, которые дают священный шнур преданным с разным прошлым, на основе духовной квалификации. Смарты также претендуют на свое исключительное право поклоняться шилаграм-шиле. И конечно же они не заключают браков вне брахманической касты: этот запрет настолько строг, что отец смарта лучше отдаст свою дочь сыну тантрика-брахмана, чем Вайшнаву не-брахману. Разбивая все эти надменные понятия, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура разгромил смарта-апасампрадайю в Валигхаи Уддхаранапуре в сентябре 1911 года. Он представил работу под названием Брахмана о ВайшнавераТаратмйа Вишайака Сиддханта, в которой он убедительно доказывает превосходство Вайшнавов над брахманами. Самбидананда даса повествует о том, что он прочитал этот труд перед десятитысячным собранием пандитов, и хотя он был самым младшим из говорящих, он был признан победителем спора. Тем не менее были предприняты попытки навредить ему, и он был помещен под защиту полиции.
Ценности кастовых брахманов.
Согласно обозревателям ИСККОН, кастовые брахманы Бенгали стали настолько материалистичными, что они больше не интересуются религиозными делами (многие стали лидерами Коммунистической партии Западной Бенгали). Ценностью смартов является пурушартхика. Ценностью Вайшнавов является парамапурушартхика. Разница между двумя объясняется Шрилой Прабхупадой: "Пурушартха ('цель жизни') обычно относится к религии, экономическому развитию, удовлетворению чувств и в конечном итоге, освобождению. Однако выше этих четырех видов пурушартх, стоит любовь к Богу. Это называется парамапурушартха (высочайшая цель жизни) или пурушартха-широмани (самая возвышенная из всех пурусартх)." (Ч.ч. Антйа 7.24, Комментарий)
Вайшнавы ценят регулируемую деятельность, предписанную в священных писаниях, которая развивает чистую любовь к Богу. На самом деле Шримад-Бхагаватам 1.2.9 запрещает ценить что-либо, помимо этой деятельности. Таким образом Вайшнавы выполняют свои обязанности согласно пурушартхика-смрти-шастрам, подобным Нарада Панчаратре, Хари-Бхакти-Виласе, Шри-Сат-Крийа-Сара-Дипике, и Самскара-Чандрика-Паддхати, которые дают сознающий Кришну комментарий по обязанностям варн и ашрамов. Смарты, напротив, следуют пурушартхика-смрти-шастрам, таким как Карма-Випака Махарнава, Карма-Канда-Паддхати, Прайашчитта Кадамва, Прайашчитта-Париджата, Прайашчитта-Прадипика, Смарта-Вйавастхарнава, и т.д. Ачара строгого смарта-брахмана и строгого Вайшнава внешне могут иметь слабые различия, но сознание совершенно разное. Напимер:
а) Смарты соблюдают варнашрама-дхарму как средство удовлетврения своих мирских желаний. Вайшнавы соблюдают ее для удовлетворения Вишну.
б) Хотя официально смарты поклоняются Господу Вишну, они считают его подвластным реинкарнации и ограничениям шастр. Наряду с Вишну, Смарты почитают полубогов наравне с Ним. Их отношение оскорбительно и поэтому их поклонение не принимается Господом Вишну.
в) Смарты солюдают Экадаши для увеличения чувства собственного достоинства. Вайшнавы соблюдают Экадаши, чтобы усилить преданность Господу.
г) Смарты омываются в Ганге, чтобы очиститься от грехов. Вайшнавы думают о Ганге, как о нектаре, сходящим с лотосных стоп Господа Вишну.
д) Смарты воздвигают храмы и устанавливают Божества из экономических соображений. Они думают, что своими ритуалами они привнесут жизнь в форму Господа. Они используют храмы для саморекламы, общественного и морального благополучия, как например госпитали и дневные школы. Смарты считают, что самым необходимым для поклонения Божествам, является рождение в брахманической семье. Смарты не понимают, что нама-санкиртана является жизнью и душой религии этого века, включая поклонение Божествам. Они смотрят на Божество как на статую, и поэтому не имеют любовного обмена с Ним.
е) Смарты совершают оскорбление артхавада харинама калпанам, когда читают Харе Кришна маха-мантру. (Это оскорбление, считать воспевание Харе Кришна благоприятной ритуальной деятельностью, предписанной в Ведах как деятельность ради плодов).
ж) Смарты наслаждаются прасадом и чаринамртой, тогда как Вайшнавы почитают их как священные.
з) Хотя смарты принимают инициацию от гуру, они делют это из-за социальных традиций, не принимая во внимание его квалификацию и серьезность обетов.
и) Для смарта, дхарма является вопросом телесного отождествления и деятельности. Вайшнавы понимают ее как преданное служение Кришне, сад-дхарма души.
к) Смарты ценят Туласи-деви как растение, имеющее медицинское значение. Они обычно прячут свои шейные бусы из Туласи, и открывают только по случаю церемоний. Иногда они посвящают Туласи пышные церемонии, но это делается только с целью продемонстрировать свое благочестие. Они предлагают листики Туласи стопам гуру, хотя Туласи следует предлагать только лотосным стопам Кришны. Они думают, что бросив листики Туласи в любое блюдо — даже рыбу — оно автоматически принимается Господом.
л) Смарты лелеют разного рода мирские понятия по поводу священных писаний Вайшнавов. Они согласны с Вайшнавами в том, что хорошо помнить Шримад-Бхагаватам, т.к. в этом случае можно делать деньги цитируя бхагават-саптаха. Они понимают, что Бхагавад-гита содержит в себе смесь различныхрелигиозных концепций, таких как карма, джнана, мистическая йога и бхакти, а так же является книгой, рассказывающей о военных событиях, политике, имперсонализме и социальном освобождении.
м) Смарты принимают участие в церемониях по поводу рождения, бракосочетания и смерти, в невежественной телесной концепции, и таким образом получают большое наслаждение или боль.
н) Они соблюдают Чатурмасйю ради плодотворной выгоды и освобождения, а не для предания себя служению Господу. о) Идея семьи у Смартов является полностью мирской. Для них семья содействует воспроизведению общности брахманов. Они осуществляют браки только между избранными семейными родами, которые насчитывают около 30 миллионов. Вайшнавы знают только одну готру — Ачйюта Готра, которая является трансцендентной семьей преданных Кришны.
п) Когда Смарты посещают святую дхаму, они следуют внешним правилам, которые предписаны в Аштавимшати-Таттва (Двадцать восемь положений) Рагхунанданы Бхаттачарйи. Там говорится, что величайшее благо достигается посещением Джаганнатха Пури в день Снана-ятры. Предки получают великое удовлетворение, а греховные реакции полностью искореняются. Но там нет наставлений, касающихся того как удовлетворить Господа Джаганнатху в этот день и таким образом продвинуться в преданном служениии. Смарты постятся и бреют головы в святой дхаме, потому что они верят в то, что эта деятельность освободит их от грехов и принесет благо. Они боятся навлечь на себя грехи, принимая маха-прасадам в святой дхаме, не помыв рот. Если маха-прасадам готовится не-брахманом, они считают его нечистым. Также, если маха-прасадам или вода Ганги транспортируется из святой дхамы поездом, автобусом или машиной, она теряет свою силу. Смарты занимаются материалистическими вычислениями о благе, которое могут получить родственники, посещая одно святое место, вместо другого. Для получения определенного блага, они могут посещать Пури вместо Врндавана, думая что Врндаван не настолько эффективен в удовлетворении этого определенного желания. А другой вид благословения лучше искать в Двараке, чем в Пури и т. д. Они так же уверены в том, что существуют определенные месяцы, когда бывает неблагоприятно посещать некоторые святые места.
Но таким образом смарты просто совершают оскорбления стопам святого имени, святой дхамы, Вайшнавам, Божествам и маха-прасадам. Вайшнавы не ждут того, чтобы святая дхама исполняла их эгоистические желания, и нет у них грехов, чтобы выгружать их там. Они знают, что места игр Господа, храмы и Божества, преданное служение, преданные и параферналии, и все места и обстоятельства там трансцендентны. Маха-прасадам является почитаемым, даже если он выпал на землю изо рта свиньи. Господь Чайтанйа был очень удовлетворен Сарвабхаумой Бхаттачарьей, когда он принял прасадам, сразу же встав с кровати. Сарвабхаума принял на себя роль смарта-брахмана в играх Господа Чайтаньи, чтобы показать этой общности, что их единственным спасением является общество чистых преданных. До времен Шрилы Бхактсиддханты Сарасвати, ношение священного шнура многие Гудийа Вайшнавы не считали важным, потому что их духовная жизнь была сконцентрирована на бхаджане. В своем комментарии к Ч.ч. Мадхйа 8.128, Шрила Прабхупада пишет:"Иногда Вайшнав, являющийся бхаджанананди не принимает савитра-самскару (инициацию священным шнуром), но это не значит, что эта система должна использоваться для проповеди. Существует два типа Вайшнавов — бхаджанананди и гоштхйананди. Бхаджанананди не интересуется проповедью, гоштхйананди занят распространением сознания Кришны на благо всех людей, чтобы увеличить число Вайшнавов. Вайшнав считается выше брахмана. Как проповедник он должен быть брахманом; иначе могут возникнуть недопонимания относительно его положения Вайшнава." В возрождении проповеднической миссии Господа Чайтаньи, Шрила Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура проводил савитра-самскару для своих учеников; он встретил оппозицию даже от учеников Шрилы Бхактивиноды Тхакура, которые считали, что он отклонился от сампрадайи. Но это не значит, что он установил что-то новое, ранее невиданное в традиции Гаудийа Вайшнавов.Историк доктор Рамкантха Чакраварти выдвинул свидетельства того, что савитра-самскара соблюдалась ранее в некоторых общностях Вайшнавов Бенгали, но не во всех; эти общности вручали священный шнур даже преданным, которые не принадлежали брахманическим семьям. Эта традиция долгое время принижалась смарта-апасампрадайей, но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати ввел ее как стандарт.
Глава 3 ПРАКРИТА-САХАДЖИЙА Дешевые псевдо-преданные.
"Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура говорит, что материалистически настроенные люди и сахаджийи, или так-называемые Вайшнавы, которые все принимают очень дешево, являются вишайи и материалистами. Принятие пищи, предложенной ими является оскверняющим, и результатом этого является то, что даже серьезный преданный становится подобным материалистическому человеку. Существует шесть видов общения — приносить дары и принимать дары, принимать прасад и угощать прасадом, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном. Следует тщательно избегать общения и с сахаджийами, которых иногда называют Вайшнавами, и не-Вайшнавами или авайшнавами. Общение с ними меняет трансцендентное преданное служение Господу Кришне на чувственное удовлетворение, и когда чувственное удовлетворение входит в ум преданного, он оскверняется. Материалистически настроенный человек, который стремится к чувственному удовлетворению, не может должным образом думать о Кришне." (Ч.ч. Антйа 6.278, Комментарий)
Слово сахаджа ("природный", "простой", "нормальный") имеет два созначения в Вайшнавской литературе. Прослеживая это мы можем более четко понять суть отклонений, присущих сахаджийам. В Бхагавад-гите, Господь Кришна использует слово сахаджа, ссылаясь на материальную природу.
саха-джам карма каунтейа са-дошам апи на тйаджет сарварамбха хи дошена дхуменагнир ивавртах
"Как огонь всегда сопровождается дымом, так и любое усилие влечет за собой какие-то недостатки. И потому человеку не следует отказываться от деятельнсти, порожденной его природой, о сын Кунти, даже если эта деятельность полна изъянов." (Б.г. 18.48)
Здесь слово саха-джам означает "рожденный материальной природой". Оно относится к человеческой деятельности, которая является са-доша, имеющая недостатки. Несмотря на это, Господь Кришна говорит, что мы не должны отказываться от деятельности. Но это не значит, что мы должны заниматься материальной чувственной деятельностью. Двумя стихами ранее, Шри Кришна говорит: "Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности." В Комментарии Шрила Прабхупада делает ударение на следующих моментах:"Верховный Господь является источником всех живых существ"; "как частица Всевышнего Господа, человек должен быть занят преданным служением Господу"; и "Каждый должен думать, что он занимается определенной деятельностью благодаря Хршикеше, повелителю чувств." Таким образом сахаджа, или "природный", употребляемое в этой связи указывает на несовершенную человеческую природу. Чувственная деятельность человека имеет недостатки из-за его рождения в материи. Но он должен узнать о том, что его истинным источником является Кришна, и он должен занять свои чувства в служении Господу. Тогда он сможет превзойти недостатки материальной обусловленности и достичь совершенства. "Освобождение не означает бездеятельность, а это служение свободное от ошибок, присущих человеческой природе." (Бхаг. 2.2.1, Комментарий)
Другой смысл этого слова найден в Шри Чайтанйа-чаритамрте, Мадхйа 8.215:
сахаджа гопира према — нахе пракрита кама кама-крида-самйа тара кама-нама
"Нужно отметить, что природной характерной чертой гопи является любовь к Верховному Господу. Их вожделение нельзя сравнить с материальным вожделением. Тем не менее, из-за того что их желание иногда напоминает материальное вожделение, их трансцендентальная любовь к Кришне иногда описывается как вожделение."
Контекст понятен: сахаджа относится к духовной природе. Другой интересный момент в этом стихе — это слово ("материальный"), которое используется для отличия камы или вожделения от любви гопи к Кришне. Мы можем сделать вывод, что когда пракрта сочетается с сахаджей, трансцендентальные чувственные отношения не проявляются. Мы также можем сделать вывод, что человек подверженный материальному вожделению не имеет возможности понять духовные эмоции. Сначала он должен следовать предписаниям Господа Кришны и подняться над своим несовершенным состоянием. Это то, что бьет в сердце осквернения пракрта-сахаджийа: они отказываются следовать исправительному процессу. Поэтому их восприятие Кришны, преданных Кришны, служения Кришне, любви Кришны являются ошибочными творениями их низшей природы. "Без служения Кришне в соответствии с с регулирующими принципами видхи-марга панчаратрика-видхи, беспринципные люди хотят сразу перескочить к принципам рага-марги. Таких людей называют сахаджийами." (Бхаг. 4.24. 45-46, Комментарий). Они иногда говорят, что человек входит в рага-маргу только по беспричинной милости Бхактидеви, а не посредством тщетных попыток победить чувственные беспокойства, но Шрила Прабхупада говорит:"Когда преданный строго следует правилам и предпи |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |