Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная регуляция поведения личности




Социальное поведение личности - сложное социальное и соци­ально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детер­минируется определенными факторами и осуществляется по опреде­ленным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» оз­начает упорядочивание, налаживание чего-ю в соответствии с опреде­ленными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции Функциями социальной ре­гуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, зашита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, пра­вил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспро­изводство гипа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятель­ности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъекта­ми регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принад­лежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по па­раметру объективного (внешнего) — субъективного (внутреннего).

Внешние факторы регуляции поведения.Личность включена в слож­ную систему общественных отношений Все виды отношений: про­изводственные, нравственные, правовые, политические, религиоз­ные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе, Для осуществле­ния этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.

Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явле-ния с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

: Социальная психология личности_____________________________\\\

общественное производство, общественные отношения (широкий '. социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные дви­жения, общественное мнение, социальные потребности, обшествен-■ ные интересы, общественные настроения, общественное сознание, ■социальная напряженность, социально-экономическая ситуация. К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкуль­тура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере полити­ки — власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений — право, закон.

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация,этнос, со­циальные установки, быт, семья

Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психо­логические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают: большие социальные группы (эшос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления — социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внут-ригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплочен­ность группы, референтность группы, уровень развития коллектива

К общим социально-психологическим феноменам, регулирую­щим социальное поведение, относятся, символы, традиции, пред­рассудки, мола, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических ре­гуляторов относятся; социальный престиж, позиция, статус, авто­ритет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регу­лирующих поведение, являются социальные нормы. Их обстоятельный анализ содержится в трудах М. И. Ьобневои (Бобнева. 1978). Соци­альные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регла­ментирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкциони­рования, по механизмам распространения, по социально-психоло-

112_____________________________________________________________Глава 2

гическим механизмам действия. Например, правовые нормывыраба­тываются, формулируются, утверждаются специальными государ­ственными учреждениями, устанавливаются специальным законо­дательным путем, поддерживаются государством. Они всегда верба-лизированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах. Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нор­мы, принятые в той или иной общности Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точ­ки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведе­ния. Это — групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей. На основании этого, например, противоправное, преступное поведение относится к разряду нормативного поведе­ния, т.е. регулируемого определенными нормами.

Этические нормы - нормы морали и нравственности - склады­ваются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или I              иных норм является проявление в них отношения человека к дру-

,              гому человеку и самому себе как подлинно человеческому суще-

!              ству — личности. Моральные нормы — это, как правило, неписа-

|              ные нормы поведения Моральные нормы регулируют обществен-

I'              ное поведение, групповое и личное.

1                    Близкими по своему психологическому содержанию, способу

!              происхождения и механизму воздействия к этическим нормам яв-

ляются нормырелигиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общ­ность, определяющая нормы и принимающая их как установления и правила поведения (заповеди разных религий). Эти нормы разли­чаются по степени их нормативности (жесткости), действия рели­гиозных норм фиксируются б церковных канонах, священных пи- саниях и заповедях, в неписаных правилах отношения к божествен- ным, духовным ценностям. Иногда религиозные нормы имеют уз- колокальный ареал распространения (нормы поведения отдельных религиозных сект и их представителей). Иногда норма действует в пределах одной местности («в каждом приходе свои устав»).

К разряду не абсолютно директивно действующих норм соци­ального поведения личности относятся ритуалы.Ритуалы - это кон­венциональные нормы поведения Это «прежде всего видимое дей-

Социальная психология личности______________________________ЦЗ

ствие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какие-то явления или факты, и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отноше­ние, содействовать общественному настрою. При этом обязатель­ны некоторые принципы: во-первых, общепринятая условность действия; во-вторых, общественная значимость явления или фак­та, на котором концентрируется ритуал; в-третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или при­знанию важности факта или явления» (Королев, !979, с. 36).

Наряду с социальными нормами макрогрупп, нормами полити­ческими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп — как организованных, реальных, формализованных в той или иной струк­туре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфи­ку природы общности, группы, характер, форму, содержание отноше­ний, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии и целей (Бобнева, 1978, с. 35).

Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представ­ленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. 8 ней существует определенная система зависимых и должных отно­шений. Все организации используют разнообразные нормы: стан­дарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оце­нивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, в деятельности организации как целостного социального образования.

Внутренние регуляторы поведения. В системе воздействий вне­шних, объективно существующих факторов детерминации соци­ального поведения личность выступает как объект социальной ре­гуляции. Но главным при изучении социального поведения являет­ся понимание того, что личность - это не только субъект социаль­ного поведения, но и субъект регуляции этого поведения. Все пси­хические явления выступают в двойном своем качестве, они 1) ре-

114____________________________________________________:■    Глава 2

зультат детерминации внешних воздействий и 2) определяют пове­дение и деятельность человека. Эти два плана объединены в глав­ных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.

Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в раз­ных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психичес­кие процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (в совместной деятельности и общении -как формах социального поведения) является устная и письменная речь (язык выступает внешним регулятором поведения). Внутрен­няя речь — один из психологических (интимных) регуляторов личного поведения. В составе психических процессов специфические регуля­ционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, сужде- ния, умозаключения, решение задач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективное семантическое пространство.

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся - аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества су­ществуют в двух формах — личностные свойства и социально-психологи­ческие качества личности. К первым относятся — внутренний локус 1 .ill               контроля — внутренняя причинность, смысл жизни, активность, от-

1'               ношения, идентичность, направленность личности, самоопределе-

ние, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жиз­ненные планы. К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: диспозиции, мотива­ция достижения, социальная потребность, аффилиация. аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция, любовь, ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установ­ка, статус, страх, стыл, экспектаиии, тревожность, атрибуция.

К собственно регуляционному блоку психических явлений отно­сится мотивационно-потребностная и волевая сферы личности Иссле­дования (В. Г. Асеев) показали, что различные особенности моти-вационной системы, такие как ее иерархический, многоуровне­вый характер, двухмодальное (положительное — отрицательное)

Социальная психология личности    __________________________||5

строение, единство актуального и потенциального, процессуаль­ного и дискретного аспектов, оказывают специфическое регули­рующее влияние на социальное поведение личности. Мотивация, мотив, мотивировка осуществляют пусковой механизм регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потреб­ности человека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмо­циях, настроениях) осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, оценка собы­тий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей.

Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, приня­тие решения, осуществление волевого действия, совершение поступ­ка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...