Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 1 страница




С древнейших времен потребности в совместной жизни и жиз­необеспечении заставляли людей вступать в различные виды кон­тактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведе­нии особенности психики окружающих, а также и свои возмож­ности.

В течение многих тысячелетий малопонятные психические яв­ления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непремен­ным спутником человеческого общества. Однако возникновение Учений о душе относится к VI в. до н.э.

Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей

37

душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути.

Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на доб­рых и на злых духов.

У людей создавались определенные табу, складывались обря­ды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Посте­пенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти зна­ния становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жре­цы, волхвы, гуру, церковная элита).

В древних представлениях о душе она присутствует везде в при­роде, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наде­лялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основыва­лось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило на­звание анимизм (от лат. «анима» — дух, душа).

В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII —I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материаль­ный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов.

Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить воз­никновение у человека абстрактного логического мышления, во­ображения, целеполагания, воли и ряда других психических осо­бенностей.

Это создало предпосылки для развития идеалистических взгля­дов на психику человека.

Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части рас­пределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разум­ная, высшая часть души господствует у аристократов, филосо­фов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных вар­варов — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам.

Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону приро­ды незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души чело­века в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализ­ма в психологии.

Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразде­лимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мне­нию Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в раз­витии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека.

Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит за­слуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, пред­ставления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. По­степенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека.

Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о ес­тественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи древнего мира.

Уже в VI в. до н.э. древнегреческий врач Алкмеон выявил нали­чие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души явля­ется мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпе­раментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В III в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во II в. до н. э. римский врач Гален обобщил достижения физи­ологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявле­ний, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален рас­ширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов.

Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина (Ави-цена) (980-1037).

С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание со­знания, психики человека начинает приобретать все более идеа­листическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средне­вековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур­жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться и успешно решать задачи естественные, биоло­гические и медицинские науки, возрождаются и преобразовыва­ются различные виды искусств. Однако учение о душе продолжает оставаться церковно-богословским.

С возникновением мануфактурного производства, совершен­ствованием и усложнением орудий труда на первый план выдви­нулась механика. Появляется механистическая концепция миро­понимания. Происходят великие географические открытия. Обо­стряется политическая борьба нарождающейся буржуазии за власть. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глу­бинные изменения в мировоззрении человечества.

Английский мыслитель Френсис Бэкон (1561 — 1626) обосно­вывает идею о решающей роли в научном познании эксперимен­та, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обоб­щения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действитель­ности. Все это переносится и на изучение человека.

Выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О человеке») и вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впослед­ствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт счи­тал, что душа определяется не собственной, изначально прису­щей ей активностью, а воздействием внешних явлений, обстоя­тельств на «машину тела». С помощью рефлекса он объяснил психические проявления как материально обусловленные рефлек­торные регуляционные процессы. Психику он трактовал как внешне детерминированный внутренний регуляционный механизм. Это по­ложение сыграло большую роль в последующем развитии науч­ных представлений о психике человека.

Декарт ввел в науку и понятие сознания (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирую­щую соответствующим образом на внешние воздействия. На ос­нове этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникно­вение ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций. Однако всю психическую деятельность с позиции своей рефлекторной схемы он объяснить не сумел. Декарт продолжал считать, что на­ряду с рефлекторной природой психического у человека продол­жает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.

Попытку преодолеть дуализм и механистические представле­ния Р.Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1716). Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание являстся.такой же реально­стью, как и материальный мир. Спиноза утверждай, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов науч­ной психологии — принцип детерминизма.

Крупнейший немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646— 1716) впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессо­знательного и об активной природе и непрерывном развитии пси­хического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная со­стоит из множества душ — «монад» (от нем. «монада» — неделимое).

В XVII в. характерным для развития науки и жизни в целом было господство рационализма, согласно которому только разум дает истинное знание.

Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции в передовых странах способствовали актуализации потребности в практическом использовании науч­ных знаний. Это привело к возникновению учений, надолго оп­ределивших развитие психологии как науки: эмпиризма и сенсуа­лизма — учений о приоритете опыта и чувственного познания перед «чистым» разумом, о том, что в уме не может быть ника­ких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения челове­ком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным.

Родоначальником эмпирической (опытной) психологии стано­вится английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704). Он утверждал, что от рождения человек представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». По существу, Локк отрицал наличие у человека врожденных особен­ностей, задатков, оказывающих влияние на его психическое раз­витие.

Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания человека, Локк выделял два источника такого опыта: деятель­ность внешних органов чувств, ощущения (внешний опыт) и внут­реннюю деятельность ума по восприятию и пониманию собствен­ной работы, рефлексию (внутренний опыт). По мнению Локка, человек познает психологические факты (в отличие от познания физических) интроспективно, путем самоанализа на основе внут­реннего восприятия. Это утверждение Локка стало базовой осно­вой длительного господства в психологии парадигмы интроспек-ционизма. Вместе с тем, отстаивая идею двух опытов, двух источ­ников психического и противопоставляя сознание и внешний мир на основе того, что они познаются принципиально разными спо­собами, Локк выступает как дуалист.

Учение Локка дало толчок развитию как материалистических [Д.Гартли (1705-1757) — в Англии, Д.Дидро (1713—1784)^— во Франции, А.Н.Радищев (1749—1802) — в России], так и иде­алистических [Д.Беркли (1684—1753) — в Англии] учений о пси­хике.

Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ассоциа­ция, под которым понимались сочетание, связь идей. После Локка в психологии утверждается всеобщий объяснительный принцип человеческой психики — принцип ассоциации (связи) идей, обра­зов. Понятие об ассоциации становится наиболее простым и уни­версальным объяснительным механизмом формирования и при­обретения человеком опыта.

Ассоцианизм становится господствующим направлением в пси­хологии, как в материалистической, так и в идеалистической. Ограниченность этого направления состояла в том, что при объ­яснении особенностей и механизма формирования психики пу­тем организации соответствующего воздействия на нервную си­стему человека сама нервная система воспринималась как лишен­ная каких-либо прирожденных качеств и предрасположений.

В XVIII в. возникает другое направление в психологии — учение о способностях души [X. Вольф (1705—1757) — в Германии]. В отличие от ассоцианизма, который утверждает, что вся психика есть ассоциации, новое учение проводит мысль о том, что душа рас­полагает имманентно присущими ей свойствами — способностя­ми, не выступающими следствием ассоциаций. X. Вольф вводит в научный оборот термин психология.

Крупные достижения в психологии в XVIII в. связаны с разви­тием естествознания, изменениями в мировоззрении, философ­ском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного ис­торического процесса. Появляется представление о культурно-ис­торической обусловленности индивидуальной психики. Психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, с внешней средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются крупными до­стижениями в исследовании нервной системы, физиологии го­ловного мозга (Л. М. Галлер, Й.Прохазка).

Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749—1820) разрабаты­вает проблему рефлексов и дает классическое определение реф­лекса. Он показывает, что рефлекс возникает лишь на те раз­дражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка устанавливает, что по рефлекторному прин­ципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие) и все формы психической деятельности направ­лены на приспособление организма к условиям окружающей среды. Закладываются основы понимания психики как функции мозга.

С началом XIX столетия развитие психологического знания стимулировалось в значительной мере достижениями физио­логии нервной системы, головного мозга, органов чувств чело­века (Ф.Мажанди, Ч.Белл, Ф.Мюллер, Ф. Галль, Г. Гельмгольц и др.).

Уже в начале XIX в. английский невролог Ч. Белл и независимо от него французский физиолог Ф. Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные), которые обеспечивают соответственно афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервные пути.

Огромную популярность приобретает френология (от греч. «френ» — душа, ум), автором которой является австрийский ана­том Ф. Галль (1758—1829). Он предложил карту мозга, в соответ­ствии с которой различные способности размещены в соответ­ствующих его участках. Френология побудила к эксперименталь­ному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга (а не мозговые желудочки, как считалось раньше) являются местом локализации «умственных сил» человека.

В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч.Дарвина (1809— 1882), которая анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В поведении чело­века и животных в биологическом плане обнаружилось много общего: как у человека, так и у животных существуют общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой. В рамках теории Ч.Дарвина возник­ла одна из основных категорий психологии — поведение. В работе «Происхождение видов» (1859) он показал роль приспособитель­ных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом раз­витии.

Ч.Дарвин сделал смелый шаг в признании общности психики животных и человека. В ряде своих работ он анализирует психику человека, делает сравнительный анализ психики животных и че­ловека и приводит убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872).

Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психоло­гии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили от­крытие ряда психофизиологических закономерностей и содей­ствовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как науч­но-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий фи­лософ, языковед, физиолог и психолог Вильгельм Вундт (1832— 1920). Вундт признан одним из основателей и социальной психо­логии.

В 1879 г. В. Вундт создает в Лейпциге первую в мире лаборато­рию экспериментальной психологии для изучения структуры со­знания и других психических функций человека. Разработки лабо­ратории публиковались в журнале «Философские исследования», созданном Вундтом в 1881 г. Лаборатория вскоре преобразуется в институт, который превращается в большую интернациональную психологическую школу. По данным М. Г. Ярошевского, эту шко­лу прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза.

Благодаря исследованиям Вундта к концу XIX в. эксперимен­тальная психология получила развитие во многих странах мира.

В 1884 г. Ф. Гальтон организует в Лондоне первую антропомет­рическую лабораторию. Его сотрудник Р. Кеттел разрабатывает и осуществляет первые тестовые обследования (1890).

После стажировки у Вундта известный невролог и врач-психи­атр В. М. Бехтерев создает в 1885 г. в Казани первую в России пси­хофизиологическую лабораторию.

Основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857—1911) в 1889 г. основывает первую во Франции психологиче­скую лабораторию. Он закладывает основы патопсихологии, пе­дагогической психологии, дефектологии, разрабатывает методы экспериментального изучения высших психических функций — мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального разви­тия, предлагает метод естественного эксперимента.

Разработку методологии метода естественного эксперимента осуществили русские психологи А. Ф. Лазурский (психология лич­ности) и В.М.Бехтерев (психология малых групп).

В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс.

В конце XIX столетия немецкий психолог Герман Эббингауз (1850—1909) создает лабораторию изучения памяти, открывает ряд закономерностей памяти (кривая забывания Эббингауза). Аме­риканский психолог Эдуард Торндайк (1874—1949) разрабатывает объективные методы исследования процесса формирования на­выков у животных и человека, закладывает основы для возникно­вения бихевиоризма.

В начале XX в. ученик Вундта Освальд Кюльпе (1862—1915) со­здает Вюрцбургскую психологическую школу (г. Вюрцбург — Ба­вария). На основе проведенных исследований интеллектуальной сферы психики человека в этой школе было установлено наличие в мышлении несенсорных компонентов — умственных действий и наличие в сознании несенсорных системообразующих компонен­тов — смыслов и значений.

На рубеже веков большую известность приобретает американ­ский психолог и философ Уильям Джемс (1842—1910). В отличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство), Джемс исходил из идеи целостности и динамичное™ сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джемс различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К.Ланге) как функции физиологических изменений в организ­ме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций.

Под влиянием эмоциональной теории Джемса дальнейшее ос­мысление этой проблемы содержится в работах профессора Гар­вардской медицинской школы Уолтера Кеннона (1871 — 1945). Он выявил роль адреналинового фактора в повышении энергетики человека в эмоционально напряженных ситуациях. Кеннон созда­ет нейрогуморальную теорию эмоций. Он установил, что эмоции

45

являются функцией подкоркового центра — таламуса и сформу­лировал основной принцип саморегуляции организма — принцип гомеостаза, объясняющий механизм поддержания постоянства, устойчивого равновесия внутренней среды организма («Мудрость тела», 1932).

В первой половине XX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим понимани­ем предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.

Наибольшую известность в Европе получили психоанализ [3. Фрейд (1856-1939), А. Адлер (1870-1937), К. Юнг (1875-1961), Э. Фромм (1900—1980)]; гештальтпсихология [М. Вертгеймер (1880—1943), В.Келер (1887-1967), К. Кофка (1886-1941)]; в США - бихевио­ризм [Дж.Уотсон (1878-1958), Э.Торндайк (1874-1949), Э. Тол-мен (1886-1959), К.Халл (1884-1952)]; школа К.Левина (1890— 1947).

В начале XX в. формируется новая отрасль психологии — соци­альная психология [В. Вундт (1832-1920), Г.Тард (1843-1904), Г.Лебон (1841-1931), Э.Дюркгейм (1858-1917), У. Мак-Даугалл (1871-1938), Дж.Мид (1863-1931), В.М.Бехтерев (1857-1927)].

В конце XIX — начале XX в. психология выделяется в самосто­ятельную отрасль в России. В своем идейном и содержательном от­ношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных течений, направлений.

Первое направление было идеалистическим, описательным и представляло собой психологическую науку, развивающуюся пре­имущественно на историко-философских и филологических ^фа­культетах университетов, а также в духовных академиях (Г. В. Фло-ровский, Н.А.Бердяев, С.Ф.Франк, С.Н.Трубецкой и др.).

Развитие естествознания, успехи в развитии физиологической мысли в России создали научную базу для второго направле­ния — опытного и объективного изучения психологии, становле­ния экспериментальной психологии.

Третье, эмпирическое направление в понимании психиче^ ского ориентировалось на идеи В. Вундта, Дж. Локка и других пред­ставителей эмпиризма в мировой психологии. Оно было представ­лено такими известными учеными, как М.И.Владимиров, М.М.Троицкий, Н. Я. Грот, Г. И.Челпанов, А.П.Нечаев и др.

Формирование научной психологии в России было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологиче­ской школы, с научными работами И.М.Сеченова (1829—1905), И.П.Павлова (1849—1936), А.И.Введенского (1856-1925), А.А.Ухтомского (1875-1942), В.М.Бехтерева (1857—1927).

Основы естественно-научного (опытного), материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученый И. М. Сеченов. В 1863 г. он публикует свой фунда­

46

ментальный труд «Рефлексы головного мозга», а затем и ряд дру­гих работ: «Кому и как разрабатывать психологию?» (1872), «Пси­хологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878).

И.М.Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения (до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем нейрофизиологии, связан­ных с отношением возбуждения и торможения. И.М.Сеченов стремится разобраться в механизме протекания психического про­цесса. И он вновь обращается к проблеме рефлекса. И. М. Сече­нов рассматривает любое психическое явление как процесс, име­ющий свою структуру: начало, течение и конец. Начало процес­са определяется внешними влияниями, и потому, по мнению Сеченова, внутреннее психическое детерминируется внешними воздействиями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное — и это ста­ло рассматриваться в качестве одной из основных функций пси­хики.

Заключительный акт психического процесса состоит в двига­тельном ответе на воздействие внешнего раздражителя — приспо­собительное действие. Сеченов считал, что мозг получает и обраба­тывает два ряда сигналов: идущих от значимых предметов, событий через те или иные средства чувств и от результатов действий.

Психическое, по мнению И.М.Сеченова, включает в себя не только то, что выступает в сознании человека в виде образов, представлений, мыслей (как это было принято в психологии). Он считал большим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и заканчиваются в сознании. Наряду с от­ражательной функцией психики И.М.Сеченов выделяет и обо­сновывает ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие и в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обоб­щение этих воздействий и предвидение результатов их послед­ствий (мышление, воображение), на основе чего происходит ак­тивизация или, наоборот, торможение деятельности (чувства, воля), выявляются различия в поведении и деятельности людей (темперамент, опыт, характер).

И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлек­сы», а психические явления — это регуляторы деятельности, воз­никающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внеш­ней среды. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии — рефлексологии.

Дальнейшее развитие учения И. М. Сеченова осуществил вы­дающийся русский физиолог И.П.Павлов, которому принадле­

47

жит заслуга создания целостного учения о высшей нервной дея­тельности как основы деятельности психической. Он открыл ос­новные закономерности высшей нервной деятельности, опреде­ляющие механизмы уравновешивания организма со средой. И. П. Павлов рассматривал поведение как систему условных реф­лексов, открыл и сформулировал закономерности их формирова­ния. Он использовал рефлекс не только как концепцию понима­ния высшей нервной деятельности, но и как метод нейрофизио­логического исследования.

И. П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об ана­лизаторах. Он исследовал и показал связи органов чувств с соот­ветствующими корковыми центрами, осуществляющими анализ и синтез поступающей туда информации.

И. П. Павлов показывает, что под влиянием стабильных усло­вий жизни и деятельности человека у него складывается достаточ­но устойчивая система условных (и безусловных) рефлексов, обес­печивающих устойчивую систему реакций — динамический стереотип.

Опираясь на данные проведенных исследований, И. П. Пав­лов создает учение о двух сигнальных системах человека: сенсор­ные сигналы — первая сигнальная система и речевые сигналы — основанная на первой вторая сигнальная система.

Животные в своем поведении руководствуются сигналами пер­вой сигнальной системы. У человека эта сигнальная система так­же играет большую роль. При этом управляют поведением не сами по себе сигнальные раздражители, а их образы-сигналы в мозгу, которые возникают как следствие условно-рефлекторных связей, содержат в себе определенный смысл и, сигнализируя о ситуации вне человека, регулируют его поведение.

У человека в отличие от животных есть еще и вторая сигналь­ная система, сигналы которой — слова (произносимые, услы­шанные, прочитанные) выполняют сигнальную, регулятивную функцию. Слово может замещать, обобщать сигналы первой сиг­нальной системы и выступает как «сигнал сигналов». Важно раз­личать слова-сигналы как раздражители, идущие извне, и сигна­лы как представленность этих раздражителей в мозгу в виде смысла и значения этих слов. Регулятивную функцию выполняют те вос­принимаемые человеком слова-сигналы, смысл которых он по­нимает.

Учение И.П.Павлова дает основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение дей­ствительности в головном мозге, как функционально предназна­ченную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.

Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудах А.А.Ухтомского. В 1923 г. в «Русском физиологическом журнале» публикуется его работа «До­

48

минанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведе-(ния человека под влиянием доминанты — устойчивого и господ-I ствующего очага возбуждения, организующего регуляционные процессы до тех пор, пока поведение человека не завершится со­ответствующим необходимым или ожидаемым результатом.

Большую роль в развитии психологических знаний в России в первых десятилетиях XX столетия сыграли отечественные уче­ные А. Ф. Лазурский, Г. И. Челпанов, К.Н.Корнилов, А.П.Не­чаев и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...