Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 1 страница
С древнейших времен потребности в совместной жизни и жизнеобеспечении заставляли людей вступать в различные виды контактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведении особенности психики окружающих, а также и свои возможности. В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непременным спутником человеческого общества. Однако возникновение Учений о душе относится к VI в. до н.э. Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей 37 душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути. Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на добрых и на злых духов. У людей создавались определенные табу, складывались обряды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Постепенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти знания становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жрецы, волхвы, гуру, церковная элита). В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наделялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основывалось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило название анимизм (от лат. «анима» — дух, душа). В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII —I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материальный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов. Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воображения, целеполагания, воли и ряда других психических особенностей. Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику человека. Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разумная, высшая часть души господствует у аристократов, философов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных варваров — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам. Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону природы незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души человека в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализма в психологии. Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразделимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мнению Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в развитии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека. Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. Постепенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека. Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о естественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи древнего мира. Уже в VI в. до н.э. древнегреческий врач Алкмеон выявил наличие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души является мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В III в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Во II в. до н. э. римский врач Гален обобщил достижения физиологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявлений, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален расширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов. Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина (Ави-цена) (980-1037). С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции. В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться и успешно решать задачи естественные, биологические и медицинские науки, возрождаются и преобразовываются различные виды искусств. Однако учение о душе продолжает оставаться церковно-богословским. С возникновением мануфактурного производства, совершенствованием и усложнением орудий труда на первый план выдвинулась механика. Появляется механистическая концепция миропонимания. Происходят великие географические открытия. Обостряется политическая борьба нарождающейся буржуазии за власть. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глубинные изменения в мировоззрении человечества. Английский мыслитель Френсис Бэкон (1561 — 1626) обосновывает идею о решающей роли в научном познании эксперимента, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действительности. Все это переносится и на изучение человека. Выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О человеке») и вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впоследствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт считал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействием внешних явлений, обстоятельств на «машину тела». С помощью рефлекса он объяснил психические проявления как материально обусловленные рефлекторные регуляционные процессы. Психику он трактовал как внешне детерминированный внутренний регуляционный механизм. Это положение сыграло большую роль в последующем развитии научных представлений о психике человека. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирующую соответствующим образом на внешние воздействия. На основе этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций. Однако всю психическую деятельность с позиции своей рефлекторной схемы он объяснить не сумел. Декарт продолжал считать, что наряду с рефлекторной природой психического у человека продолжает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность. Попытку преодолеть дуализм и механистические представления Р.Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1716). Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание являстся.такой же реальностью, как и материальный мир. Спиноза утверждай, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов научной психологии — принцип детерминизма. Крупнейший немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646— 1716) впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессознательного и об активной природе и непрерывном развитии психического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная состоит из множества душ — «монад» (от нем. «монада» — неделимое). В XVII в. характерным для развития науки и жизни в целом было господство рационализма, согласно которому только разум дает истинное знание. Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции в передовых странах способствовали актуализации потребности в практическом использовании научных знаний. Это привело к возникновению учений, надолго определивших развитие психологии как науки: эмпиризма и сенсуализма — учений о приоритете опыта и чувственного познания перед «чистым» разумом, о том, что в уме не может быть никаких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным. Родоначальником эмпирической (опытной) психологии становится английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704). Он утверждал, что от рождения человек представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». По существу, Локк отрицал наличие у человека врожденных особенностей, задатков, оказывающих влияние на его психическое развитие. Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания человека, Локк выделял два источника такого опыта: деятельность внешних органов чувств, ощущения (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума по восприятию и пониманию собственной работы, рефлексию (внутренний опыт). По мнению Локка, человек познает психологические факты (в отличие от познания физических) интроспективно, путем самоанализа на основе внутреннего восприятия. Это утверждение Локка стало базовой основой длительного господства в психологии парадигмы интроспек-ционизма. Вместе с тем, отстаивая идею двух опытов, двух источников психического и противопоставляя сознание и внешний мир на основе того, что они познаются принципиально разными способами, Локк выступает как дуалист. Учение Локка дало толчок развитию как материалистических [Д.Гартли (1705-1757) — в Англии, Д.Дидро (1713—1784)^— во Франции, А.Н.Радищев (1749—1802) — в России], так и идеалистических [Д.Беркли (1684—1753) — в Англии] учений о психике. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ассоциация, под которым понимались сочетание, связь идей. После Локка в психологии утверждается всеобщий объяснительный принцип человеческой психики — принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации становится наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта. Ассоцианизм становится господствующим направлением в психологии, как в материалистической, так и в идеалистической. Ограниченность этого направления состояла в том, что при объяснении особенностей и механизма формирования психики путем организации соответствующего воздействия на нервную систему человека сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо прирожденных качеств и предрасположений. В XVIII в. возникает другое направление в психологии — учение о способностях души [X. Вольф (1705—1757) — в Германии]. В отличие от ассоцианизма, который утверждает, что вся психика есть ассоциации, новое учение проводит мысль о том, что душа располагает имманентно присущими ей свойствами — способностями, не выступающими следствием ассоциаций. X. Вольф вводит в научный оборот термин психология. Крупные достижения в психологии в XVIII в. связаны с развитием естествознания, изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляется представление о культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики. Психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, с внешней средой, но и с культурно-историческим развитием общества. Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются крупными достижениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга (Л. М. Галлер, Й.Прохазка). Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749—1820) разрабатывает проблему рефлексов и дает классическое определение рефлекса. Он показывает, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка устанавливает, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие) и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды. Закладываются основы понимания психики как функции мозга. С началом XIX столетия развитие психологического знания стимулировалось в значительной мере достижениями физиологии нервной системы, головного мозга, органов чувств человека (Ф.Мажанди, Ч.Белл, Ф.Мюллер, Ф. Галль, Г. Гельмгольц и др.). Уже в начале XIX в. английский невролог Ч. Белл и независимо от него французский физиолог Ф. Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные), которые обеспечивают соответственно афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервные пути. Огромную популярность приобретает френология (от греч. «френ» — душа, ум), автором которой является австрийский анатом Ф. Галль (1758—1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в соответствующих его участках. Френология побудила к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга (а не мозговые желудочки, как считалось раньше) являются местом локализации «умственных сил» человека. В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч.Дарвина (1809— 1882), которая анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В поведении человека и животных в биологическом плане обнаружилось много общего: как у человека, так и у животных существуют общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой. В рамках теории Ч.Дарвина возникла одна из основных категорий психологии — поведение. В работе «Происхождение видов» (1859) он показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Ч.Дарвин сделал смелый шаг в признании общности психики животных и человека. В ряде своих работ он анализирует психику человека, делает сравнительный анализ психики животных и человека и приводит убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872). Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, генетическая, сравнительная. Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний. Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, языковед, физиолог и психолог Вильгельм Вундт (1832— 1920). Вундт признан одним из основателей и социальной психологии. В 1879 г. В. Вундт создает в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психических функций человека. Разработки лаборатории публиковались в журнале «Философские исследования», созданном Вундтом в 1881 г. Лаборатория вскоре преобразуется в институт, который превращается в большую интернациональную психологическую школу. По данным М. Г. Ярошевского, эту школу прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. Благодаря исследованиям Вундта к концу XIX в. экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. В 1884 г. Ф. Гальтон организует в Лондоне первую антропометрическую лабораторию. Его сотрудник Р. Кеттел разрабатывает и осуществляет первые тестовые обследования (1890). После стажировки у Вундта известный невролог и врач-психиатр В. М. Бехтерев создает в 1885 г. в Казани первую в России психофизиологическую лабораторию. Основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857—1911) в 1889 г. основывает первую во Франции психологическую лабораторию. Он закладывает основы патопсихологии, педагогической психологии, дефектологии, разрабатывает методы экспериментального изучения высших психических функций — мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального развития, предлагает метод естественного эксперимента. Разработку методологии метода естественного эксперимента осуществили русские психологи А. Ф. Лазурский (психология личности) и В.М.Бехтерев (психология малых групп). В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс. В конце XIX столетия немецкий психолог Герман Эббингауз (1850—1909) создает лабораторию изучения памяти, открывает ряд закономерностей памяти (кривая забывания Эббингауза). Американский психолог Эдуард Торндайк (1874—1949) разрабатывает объективные методы исследования процесса формирования навыков у животных и человека, закладывает основы для возникновения бихевиоризма. В начале XX в. ученик Вундта Освальд Кюльпе (1862—1915) создает Вюрцбургскую психологическую школу (г. Вюрцбург — Бавария). На основе проведенных исследований интеллектуальной сферы психики человека в этой школе было установлено наличие в мышлении несенсорных компонентов — умственных действий и наличие в сознании несенсорных системообразующих компонентов — смыслов и значений. На рубеже веков большую известность приобретает американский психолог и философ Уильям Джемс (1842—1910). В отличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство), Джемс исходил из идеи целостности и динамичное™ сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джемс различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К.Ланге) как функции физиологических изменений в организме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций. Под влиянием эмоциональной теории Джемса дальнейшее осмысление этой проблемы содержится в работах профессора Гарвардской медицинской школы Уолтера Кеннона (1871 — 1945). Он выявил роль адреналинового фактора в повышении энергетики человека в эмоционально напряженных ситуациях. Кеннон создает нейрогуморальную теорию эмоций. Он установил, что эмоции 45 являются функцией подкоркового центра — таламуса и сформулировал основной принцип саморегуляции организма — принцип гомеостаза, объясняющий механизм поддержания постоянства, устойчивого равновесия внутренней среды организма («Мудрость тела», 1932). В первой половине XX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим пониманием предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий. Наибольшую известность в Европе получили психоанализ [3. Фрейд (1856-1939), А. Адлер (1870-1937), К. Юнг (1875-1961), Э. Фромм (1900—1980)]; гештальтпсихология [М. Вертгеймер (1880—1943), В.Келер (1887-1967), К. Кофка (1886-1941)]; в США - бихевиоризм [Дж.Уотсон (1878-1958), Э.Торндайк (1874-1949), Э. Тол-мен (1886-1959), К.Халл (1884-1952)]; школа К.Левина (1890— 1947). В начале XX в. формируется новая отрасль психологии — социальная психология [В. Вундт (1832-1920), Г.Тард (1843-1904), Г.Лебон (1841-1931), Э.Дюркгейм (1858-1917), У. Мак-Даугалл (1871-1938), Дж.Мид (1863-1931), В.М.Бехтерев (1857-1927)]. В конце XIX — начале XX в. психология выделяется в самостоятельную отрасль в России. В своем идейном и содержательном отношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных течений, направлений. Первое направление было идеалистическим, описательным и представляло собой психологическую науку, развивающуюся преимущественно на историко-философских и филологических ^факультетах университетов, а также в духовных академиях (Г. В. Фло-ровский, Н.А.Бердяев, С.Ф.Франк, С.Н.Трубецкой и др.). Развитие естествознания, успехи в развитии физиологической мысли в России создали научную базу для второго направления — опытного и объективного изучения психологии, становления экспериментальной психологии. Третье, эмпирическое направление в понимании психиче^ ского ориентировалось на идеи В. Вундта, Дж. Локка и других представителей эмпиризма в мировой психологии. Оно было представлено такими известными учеными, как М.И.Владимиров, М.М.Троицкий, Н. Я. Грот, Г. И.Челпанов, А.П.Нечаев и др. Формирование научной психологии в России было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научными работами И.М.Сеченова (1829—1905), И.П.Павлова (1849—1936), А.И.Введенского (1856-1925), А.А.Ухтомского (1875-1942), В.М.Бехтерева (1857—1927). Основы естественно-научного (опытного), материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученый И. М. Сеченов. В 1863 г. он публикует свой фунда 46 ментальный труд «Рефлексы головного мозга», а затем и ряд других работ: «Кому и как разрабатывать психологию?» (1872), «Психологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878). И.М.Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения (до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем нейрофизиологии, связанных с отношением возбуждения и торможения. И.М.Сеченов стремится разобраться в механизме протекания психического процесса. И он вновь обращается к проблеме рефлекса. И. М. Сеченов рассматривает любое психическое явление как процесс, имеющий свою структуру: начало, течение и конец. Начало процесса определяется внешними влияниями, и потому, по мнению Сеченова, внутреннее психическое детерминируется внешними воздействиями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное — и это стало рассматриваться в качестве одной из основных функций психики. Заключительный акт психического процесса состоит в двигательном ответе на воздействие внешнего раздражителя — приспособительное действие. Сеченов считал, что мозг получает и обрабатывает два ряда сигналов: идущих от значимых предметов, событий через те или иные средства чувств и от результатов действий. Психическое, по мнению И.М.Сеченова, включает в себя не только то, что выступает в сознании человека в виде образов, представлений, мыслей (как это было принято в психологии). Он считал большим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и заканчиваются в сознании. Наряду с отражательной функцией психики И.М.Сеченов выделяет и обосновывает ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие и в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обобщение этих воздействий и предвидение результатов их последствий (мышление, воображение), на основе чего происходит активизация или, наоборот, торможение деятельности (чувства, воля), выявляются различия в поведении и деятельности людей (темперамент, опыт, характер). И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», а психические явления — это регуляторы деятельности, возникающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внешней среды. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии — рефлексологии. Дальнейшее развитие учения И. М. Сеченова осуществил выдающийся русский физиолог И.П.Павлов, которому принадле 47 жит заслуга создания целостного учения о высшей нервной деятельности как основы деятельности психической. Он открыл основные закономерности высшей нервной деятельности, определяющие механизмы уравновешивания организма со средой. И. П. Павлов рассматривал поведение как систему условных рефлексов, открыл и сформулировал закономерности их формирования. Он использовал рефлекс не только как концепцию понимания высшей нервной деятельности, но и как метод нейрофизиологического исследования. И. П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об анализаторах. Он исследовал и показал связи органов чувств с соответствующими корковыми центрами, осуществляющими анализ и синтез поступающей туда информации. И. П. Павлов показывает, что под влиянием стабильных условий жизни и деятельности человека у него складывается достаточно устойчивая система условных (и безусловных) рефлексов, обеспечивающих устойчивую систему реакций — динамический стереотип. Опираясь на данные проведенных исследований, И. П. Павлов создает учение о двух сигнальных системах человека: сенсорные сигналы — первая сигнальная система и речевые сигналы — основанная на первой вторая сигнальная система. Животные в своем поведении руководствуются сигналами первой сигнальной системы. У человека эта сигнальная система также играет большую роль. При этом управляют поведением не сами по себе сигнальные раздражители, а их образы-сигналы в мозгу, которые возникают как следствие условно-рефлекторных связей, содержат в себе определенный смысл и, сигнализируя о ситуации вне человека, регулируют его поведение. У человека в отличие от животных есть еще и вторая сигнальная система, сигналы которой — слова (произносимые, услышанные, прочитанные) выполняют сигнальную, регулятивную функцию. Слово может замещать, обобщать сигналы первой сигнальной системы и выступает как «сигнал сигналов». Важно различать слова-сигналы как раздражители, идущие извне, и сигналы как представленность этих раздражителей в мозгу в виде смысла и значения этих слов. Регулятивную функцию выполняют те воспринимаемые человеком слова-сигналы, смысл которых он понимает. Учение И.П.Павлова дает основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозге, как функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром. Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудах А.А.Ухтомского. В 1923 г. в «Русском физиологическом журнале» публикуется его работа «До 48 минанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведе-(ния человека под влиянием доминанты — устойчивого и господ-I ствующего очага возбуждения, организующего регуляционные процессы до тех пор, пока поведение человека не завершится соответствующим необходимым или ожидаемым результатом. Большую роль в развитии психологических знаний в России в первых десятилетиях XX столетия сыграли отечественные ученые А. Ф. Лазурский, Г. И. Челпанов, К.Н.Корнилов, А.П.Нечаев и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |