![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дети с начальными проявлениями психических заболеванийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Практическое занятие № 1,2. Особенности аномального развития детей с сенсорными нарушениями. План. 1.1.Дети с сенсорными нарушениями. 1.2.Характеристика детей с нарушениями слуха. 1.3.Характеристика детей с нарушениями зрения 1.4. Слепоглухие дети Вопросы и задания: 1. Дайте характеристику нарушения по плану: - определение понятия, сурдопсихология; - классификация нарушения; - причины нарушений слуха; - психологическая характеристика нарушения. 2. Что составляет предмет сурдопсихологии? 3. Какие существуют варианты нарушений слуха? 4. Каковы причины нарушений слуха? 5. В чем состоит различие в психическом развитии детей с разной степенью нарушений слуха? 6. Как изменяется психическое развитие детей в зависимости от времени нарушений слуха? 7. Какие условия обеспечивают всестороннее комплексное психическое развитие детей с нарушением слуха? 8. Какие сложные комплексные нарушения встречаются у детей с нарушением слуха? Особенности аномального развития детей с нарушениями зрения.
Вопросы и задания: 1. Определение понятия, тифлопсихология: - классификация нарушения; - причины нарушений зрения; - психологическая характеристика нарушения. 2. Что такое тифлопсихология? Что является ее предметом и объектом? 3. Какова связь тифлопсихологии с другими смежными науками? Вклад тифлопсихологии в педагогическую психологию. 4. Кто относится к категории детей с нарушением зрения (имеется в виду степень выраженности зрительного дефекта и время его возникно вения)? 5. В чем заключается современная теория компенсации слепоты? Возрастные аспекты формирования компенсации. 6. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности? 7. Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабо видящих, в компенсации отклонений, связанных с нарушением зрения? 8. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих? 9. Какие особенности в формировании и развитии зрительного восприятия у детей со зрительным дефектом? Причины его своеобразия. 10. Как формируется и развивается осязание у незрячих и слабовидящих детей? 11. Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших? 12. В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориентировке. 13. Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незрячих и слабовидящих? Компенсаторное значение памяти в их психическом развитии. 14. Укажите специфические особенности наглядно-образной памяти у слабовидящих. 15. В чем своеобразие словесно-логической памяти у незрячих и слабовидящих? 16. Каковы особенности формирования и развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением зрения? 17. В чем своеобразие в формировании и развитии понятийного мышления незрячих и слабовидящих? 18. Какова специфика мыслительных операций у детей с нарушением зрения? 19. Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем заключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения? 20. Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы? 21. Каковы особенности внимания при слепоте и слабовидении? 22. Расскажите, что представляет собой психологическая реабилитация лиц с нарушением зрения?
Литература 1. Ахутина Т.В. Дети струдностями учения // Начальная школа: плюс, минус. 2000. №12. с. 20-25. 2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная и специальная психология». М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. 3. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой и др. М., 2002. 4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер,2001. 5. Сорокин В.М. Специальная психология: Учебн.пособие. – СПб.: «Речь», 2003. 6. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
Практические занятия № 3,4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с дефектами речи План 2.1. Общая характеристика детей с двигательными нарушениями. 2.2. Особенности психического развития детей с двигательными нарушениями. 2.3. Причины речевых дефектов и общая характеристика детей с нарушениями речи. 2.4. Классификация речевых нарушений. Вопросы и задания: 1. Определение понятия: - классификация нарушения; - причины нарушения; - психологическая характеристика нарушения. 2. Определите понятие «детский церебральный паралич». 3. Укажите основные причины детского церебрального паралича. 4. В каких формах может проявляться детский церебральный паралич? 5. В чем проявляются нарушения высших психических функций при детском церебральном параличе? 6. Дайте характеристику задержки психического развития у детей с церебральным параличом в возрастном аспекте и с учетом форм заболевания. 7. Охарактеризуйте нарушения мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом в динамическом аспекте. 8. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с церебральным параличом? 9. Дайте характеристику олигофрении у детей с ДЦП. 10. Дайте характеристику речевых нарушений у детей с церебральным параличом. 11. В чем проявляются особенности дизартрии у детей с церебральным параличом? 12. В чем состоит специфика корковых речевых расстройств у детей с ДЦП? 13. Каковы особенности личности у детей с церебральным параличом? 14. Что такое нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом? Литература 1. Ахутина Т.В. Дети струдностями учения // Начальная школа: плюс, минус. 2000. №12. с. 20-25. 2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная и специальная психология». М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. 3. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой и др. М., 2002. 4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер,2001. 5. Сорокин В.М. Специальная психология: Учебн.пособие. – СПб.: «Речь», 2003. 6. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002. Практические занятия № 5. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний План 3.1.Дети с эпилепсией 3.2.Дети с шизофренией 3.3.Дети с ранним детским аутизмом. Особенности аномального развития умственно отсталых детей. Вопросы и задания: 1. Дайте характеристику нарушения умственного развития по плану: - определение понятия «умственно отсталые дети», олигофренопсихология; - классификация умственной отсталости; - причины нарушения; - психологическая характеристика нарушения. 2. Дайте определение понятия «умственная отсталость» и объясните причины этого явления. 3. Как построена клиническая классификация нарушения умственного развития? 4. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с нарушениями умственного развития? 5. Опишите основные черты динамики развития психической деятельности при задержке психического развития. Особенности аномального развития детей с ЗПР. Вопросы и задания: 1. Дайте характеристику нарушения по плану: - определение понятия «задержка психического развития», олигофренопсихология; - классификация нарушения; - причины задержки психического развития; - психологическая характеристика нарушения.
2. Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления. 3. Как построена клиническая классификация задержки психического развития? 4. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с задержкой психического развития? 5. Расскажите об особенностях моторики дошкольников. 6. Чем отличаются восприятие и внимание дошкольников с задержкой психического развития? 7. Опишите особенности памяти дошкольников с задержкой развития. 8. Каковы особенности развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте? 9. Расскажите о речевом развитии дошкольников с задержкой развития. 10.Как развивается игровая деятельность детей с задержкой психического развития? 11.Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой развития? 10. В чем состоит проблема готовности к школе при задержке психического развития? чем специфика восприятия школьников с задержкой развития? 12. Охарактеризуйте своеобразие памяти школьников с задержкой развития. 13. Какова динамика развития мышления в школьном возрасте? 14. Расскажите об особенностях речи младших школьников с задержкой психического развития. 15. Охарактеризуйте особенности эмоций и личности школьников. 16. Опишите основные черты динамики развития психической деятельности при задержке психического развития. Литература 1. Ахутина Т.В. Дети струдностями учения // Начальная школа: плюс, минус. 2000. №12. с. 20-25. 2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная и специальная психология». М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. 3. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой и др. М., 2002. 4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер,2001. 5. Сорокин В.М. Специальная психология: Учебн.пособие. – СПб.: «Речь», 2003. 6. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
Практические занятия № 6. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |