Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление учения о метаморфозе




RUDOLF STEINER

 

        EINLEITUNG

      ZU GOETHES

 NATURWISSENSCHAFTLICHEN

      SCHRIFTEN

 

 

  ZUGLEICH EINE GRUNDLEGUNG DER

  GEISTWISSENSCHAFT (ANTHROPOSOPHIE)

 

               1987

         

 

       RUDOLF STEINER VERLAG

 

          DORNACH/SCHWEIZ

 

 

            РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР

 

 

            

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ

    РАБОТЫ ГЁТЕ

                

 

 

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОСНОВЫ

     ДУХОВНОЙ НАУКИ (АНТРОПОСОФИИ)

 

 

        

 

 

Рудольф Штайнер

 Введение в естественнонаучные работы Гёте

 

 Сначала было издано как введение в «Естественнонаучные

 Работы Гёте» в «Немецкой национальной литературе» Кюршнера

 с предисловием, примечаниями и комментариями Рудольфа Штайнера

 в 4 книгах, Штутгарт 1884 – 1897.  

 

Перевод сделан по изданию 1987 г., GA № 1.

 

Переводчик Веселов П.В.

 

                

 

              СОДЕРЖАНИЕ

 

Вместо вступления из «Моего жизненного пути».        6

      

               1887, книга I

I. Введение                                          7

II. Становление учения о метаморфозе                 10

III. Зарождение мыслей об образовании животных       24

IV. О сущности и значении работ Гёте об органике     39

V. Итог морфологических воззрений Гёте               63

   

1887, книга II .

 

VI. Способ познания Гёте                             66

VII. О систематизации естественнонаучных работ Гёте  71

VIII. От науки к искусству                          73

IХ. Теория познания Гёте                             77

Х. Знание и деяние в свете гётевского образа мыслей  90

XI. Отношение гётевского образа мыслей к другим      113

воззрениям                                           

XII. Гёте и математика                               126

XIII. Основной принцип геологии у Гёте               129

XIV. Представления Гёте о метеорологии              133                                                           

 

     1990, книга III

 

XV. Гёте и естественнонаучный иллюзионизм        135                

XVI. Гёте как мыслитель и исследователь           138

 

             1897, книга IV, 1 и 2 части

 

XVII. Гёте против атомизма                           161

XVIII. Мировоззрение Гёте в его «Изречениях в прозе» 175

 

    

 

    

 

 

О РАСШИРЕНИИ НАЗВАНИЯ.

 

Прежнее название «Естественнонаучные работы Гёте» в издании 1987 г. было расширено до «Введения в естественнонаучные работы Гёте» и добавлен подзаголовок «в то же время основы духовной науки (Антропософии)». Это требует пояснений: глубокое понимание гётевского воззрения на мир и природу, которое изложено в этом «Введении… », стало возможным только потому, что у молодого Рудольфа Штайнера конгениальный исходный пункт находился ещё в стадии становления, когда он познакомился с естествознанием Гёте. Проникновение в работы Гёте привело одновременно и к развитию собственного исходного пункта, и к его первому появлению в печати. Изложенные в «Введении… » основные воззрения стали в то же самое время и основой духовной науки (Антропософии). Однако наряду с этим следует подчеркнуть, что, например, в «Истине и науке» и в «Философии свободы», как и в дальнейших работах и докладах, предлагаемое «мыслительное построение является основанным на себе самом целым, которое не нуждается в выведении из мировоззрения Гёте».

 

 

                      

 

Вместо вступления

 

 

           Из автобиографии Рудольфа Штайнера

                 «Мой жизненный путь»

 

 

По рекомендации Шроёра меня пригласили в 1882 году принять участие в издании естественнонаучных трудов Гёте с введением и комментариями, включёнными в задуманную им серию «Немецкая национальная литература». Первый из редактируемых мною томов должен был содержать предисловие Шроёэра, который для этого большого собрания работ взял на себя издание драм Гёте. В предисловии он говорил о месте Гёте как поэта и мыслителя в современной духовной жизни. В мировоззрении, которое принесла следующая после Гёте естественнонаучная эпоха, Шроэр видел падение с той духовной высоты, на которой находился Гёте. В этом предисловии исчерпывающим образом была охарактеризована задача, выпавшая на мою долю в связи с изданием естественнонаучных трудов Гёте.

Для меня эта задача заключалась в следующем: с одной стороны, необходимо было представить проблемы естествознания, а с другой – всё гётевское мировоззрение. Поскольку с этой работой мне предстояло предстать перед общественностью, мне пришлось довести до некоторой завершённости выработанное мной до сих пор мировоззрение. ...

Образ мышления, господствовавший в естествознании с того времени, когда он начал оказывать значительное влияние на цивилизацию ХIХ столетия, представлялся мне непригодным для понимания того, к чему стремился и в значительной степени достиг Гёте в познании природы.

В Гёте я видел личность, которая ставила человека в особое, сообразное с духовным отношение к миру и благодаря этому была в состоянии вернуть природопознание на соответствующее ему место в общей сфере человеческого творчества. Образ мышления нашего времени, который был мною освоен, представлялся мне пригодным лишь для развития идей о неживой природе. Я считал, что его познавательным силам недоступна живая природа. Чтобы достичь пригодных для познания органического идей, необходимо, говорил я себе, сначала оживить соответствуюшие неорганической природе понятия. Ибо они представлялись мне мёртвыми и способными лишь к постижению неживого.

В пояснениях к гётевскому воззрению на природу я пытался показать, как оживали в духе Гёте идеи, как становились они идее-образами (Ideen-Gestaltungen).

О чём в частности размышлял Гёте и что он разработал в той или иной области познания природы - имело, на мой взгляд, меньшее значение по сравнению с центральным открытием, которое следует приписать ему. Последнее видел я в том, что он нашёл, как следует мыслить органическое, чтобы подойти к нему на пути познания.

 

 

                    

                      ВВЕДЕНИЕ

 

18 августа 1787 года Гёте пишет из Италии Кнебелю: "После моих наблюдений под Неаполем и в Сицилии растений и рыб, я попытался бы,будь я на 10 лет моложе, совершить путешествие в Индию, не для того, чтобы открыть нечто новое, но рассмотреть уже известное присущем мне способом"[WA 8, 2501].Эти слова выражаютточку зрения, с которой нам надлежит рассматривать научные работы Гёте. Речь у него всегда идёт не об открытии новых фактов, но об открытии новых точек зрения для рассмотрения природы определённым способом. Гёте действительно сделал ряд значительных открытий, таких как: межчелюстная кость и позвонковая теория черепа в остеологии, идентичность всех органов растения с формой листа (Stammblatte) в ботанике. Но как оживляющий все эти частности (Einzelcheiten) принцип  мы должны рассматривать величественное воззрение на природу, которое движет ими; в учении об организме нам следует, прежде всего, принимать во внимание значительное, оставляющее всё остальное в тени открытие: открытие сущностисамого организма. Он объяснил то основное начало, благодаря которому организм есть то, что он собой представляет, те причины, последствия которых явлены нам во внешних выражениях жизни, а именно всё, что мы можем спросить об этом первоначале с более принципиальной точки зрения.2 С самого начала это было целью всех его стремлений в области органического естествознания; при её достижении эти частности (Einzelheiten) возникали перед ним как бы сами. Он должен был открыть их, если не желал ставить преград своим дальнейшим

----------------------------

 

1 Все места из опубликованных писем Гёте цитируются по так называемому Weimarer Ausgabe (= WA) или Sophien Ausgabe сочинений Гёте, Abteilung IV: Briefe, 50 Bd., Weimar 1887-1912; обе цифры указывают соответственно на том и страницу этого сочинения – дополнения ответственного редактора даны в квадратных скобках.

2 Кто заранее считает такую цель недостижимой, тот никогда не придёт к пониманию гётевского воззрения на природу; кто же, напротив, оставив этот вопрос открытым, непредвзято приступит к его изучению, тот, изучив его, непременно придёт к утвердительному ответу. У многих могли бы вызвать сомнения некоторые из замечаний самого Гёте, например, такое: «Не претендуя на открытие изначальных движущих сил природныхявлений, нам следовало бы уделить внимание проявлению сил, посредством которых растение раз за разом образует один и тот же орган». Однако подобные высказывания Гёте направлены не против принципиальной возможности познания сущности вещей, но он, будучи достаточно осмотрительным, не делает опрометчивых и окончательных выводов относительно физически-механистческих условий, лежащих в основе организма, поскольку ему хорошо было известно, что подобные вопросы могут быть решены только с течением времени.

 

 

стремлениям. Гёте полагал, что естествознание, которое не знает сущности жизненных явлений и исходит в исследовании организма из совокупности частей, из изучения их внешних признаков, как это делается в области неорганических вещей, - это естестовознание при таком подходе часто даёт неверное объяснение частностей, показывает их в ложном свете. На частностях, как таковых, подобного заблуждения, естественно, можно не заметить. Мы узнаём об этом только тогда, когда постигаем организм, ибо сами частности, рассмотренные отдельно, не несут в себе принципа их объяснения. Они объясняются лишь через природу целого, поскольку именно целое наделяет их сутью (Wesen) и смыслом. Только когда Гёте открылась эта природа целого, ему стала очевидна ошибочность этих интерпретаций; они были несовместимы с его теорией живого организма, противоречили ей. Если он хотел идти своим путём дальше, ему следовало отвергнуть подобные предубеждения. Так было в случае с межчелюстной костью. Факты, представляющие ценность и интерес лишь в свете такой теории, как теория позвоночной природы черепа,  были до этого неизвестны науке о природе. С помощью ряда опытов (Einzelerfahrungen) следовало очистить путь от всех этих препятствий. Нам представляется, что эти открытия никогда не были у Гёте самоцелью; они должны были совершаться всегда, чтобы подтвердить эту великую мысль, это центральное открытие. Нельзя отрицать, что современники Гёте рано или поздно пришли бы к тем же самым выводам; что сегодня, быть может, всё это было бы известно даже без стремлений Гёте; но в ещё большей степени нельзя отрицать и то, что его великое, объемлющее всю природу открытие ещё и по сей день не было бы сделано таким же совершенным образом никем, кроме Гёте3; ибо до сих пор у нас нет, пусть даже более или менее удовлетворительной оценки этого открытия. В принципе всё равно, открыл ли Гёте какой-либо факт впервые или обратился к известному, ибо факт получает своё истинное значение только благодаря тому способу, каким он включал его в своё воззрение  на природу. Именно это до сих пор не  принималось во внимание. Чрезмерное выделение этих отдельных фактов влекло за собой  полемику.  Довольно часто указывали на убеждение Гёте в консеквентности природы, только не замечали, что тем самым

 

 

------------------------

3 Мы ни в коем случае не хотим этим сказать, что воззрение Гёте вообще никем не было понято. Напротив: в этой работе мы ещё раз воспользуемся случаем указать на ряд учёных, которые представляются нам продолжателями и разработчиками гётевских идей. К ним относятся Фогт, Нес фон Эзенбек, Дальтон (старший и млдаший), Шельвер, С.Г.Карус, Мартиус и т.д.. Но они строили свои системы на основании изложенного в работах Гёте воззрения, и как раз о них нельзя сказать, что они пришли к своим представлениям без Гёте, а некоторые современники Гёте, напротив, самостоятельно пришли к открытиям межчелюстной кости (например, Жозеф фон Готтинген) или позвонковой теории (Окен).

 

 

даётся лишь второстепенная,  не имеющая большого значения харак-

теристика гетевского мировоззрения, что, например, в отношении органики главное - показать природу того, что поддерживает эту консеквентность. Если мы назовём это типом, то следует сказать, в чём заключается сущность типа в смысле Гёте.

Главное в метаморфозе растений заключается, например, не в открытии отдельного факта, что лист, чашечка, крона и т.д. являются идентичными органами, но в грандиозном мыслительном построении живой совокупности взаимодействующих формирующих законов, которые исходят отсюда и определяют из себя частности и отдельные ступени развития. Величие этой идеи, которую Гёте пытался распространить и на животный мир, постигнут лишь тогда, когда попытаются оживить её в духе, когда будут размышлять о ней. Тогда окажется, что она есть переведённая в идею природа самого растения, которая живёт в нашем духе точно так же, как в объекте; а ещё увидят, что организм оживляется вплоть до мельчайших частей, представляется не мёртвым изолированным объектом, но развивающейся, становящейся, непрерывной в себе самой подвижностью.

По мере того, как в дальнейшем мы всё намеченное здесь попытаемся представить более подробно, нам одновременно откроет-ся истинное отношение гётевского воззрения на природу к воззрению на природу в наше время, а именно – к теории эволюции в современном виде.

 

 

     II

Становление учения о метаморфозе

 

Если проследить историю становления гётевских мыслей об образовании организмов, то легко можно усомниться относительно вклада, приписываемого юности поэта, то есть периоду до его приезда в Веймар. Сам Гёте был очень невысокого мнения о своих научных познаниях того времени: "О том..., что, собственно говоря, называют внешней природой, я не имел ни малейшего представления и не знал ничего о её так называемых трёх царствах" (Siehe Goethes Naturwissen-schaftliche Schriften in Kurschners Deutscher National-Literatur, 1 Band, S. 64)4. Исходя из этого высказывания, начало его естественнонаучных размышлений относят чаще всего ко времени его прибытия в Веймар. Однако если не желают оставить весь дух его воззрений непонятым, представляется необходимым обратиться к более раннему периоду. Животворный импульс (die belebende Gewalt), давший его исследованиям то направление, которое мы представим в дальнейшем, проявился ещё в ранней юности.

Когда Гёте прибыл в Лейбцигский университет, там во всех естественнонаучных стремлениях ещё всецело господствовал характерный почти для всего восемнадцатого столетия дух, разделявший науку на две противоположности, в объединении которых не чувствовали никакой потребности. С одной стороны была философия Христиана Вольфа (1679-1754), которая вращалась в совершенно абстрактном элементе; с другой - отдельные научные дисциплины растекались во внешнем описании бесконечных подробностей, не считая нужным искать в мире своих объектов высший принцип. Та философия не могла найти путь из сферы своих всеобщих понятий в область непосредственной действительности, индивидуального бытия. Здесь весьма обстоятельно разрабатывались совершенно очевидные вещи. Определялось, что вещь есть нечто такое, что не имеет в себе противоречий; что есть конечная и бесконечная субстанции и т. д. Однако, подступая с этими общими понятиями к самой вещи, чтобы понять её действие  и бытие, становились совершенно беспомощными; никак не могли применить эти понятия к миру, в котором мы живём и который хотим познать. В описании же окружающих нас вещей отсутствовали всякие принципы, они описывались исключительно по внешнему виду, по внешним признакам. Итак, имелись в наличии наука принципов, лишённая живого содержания, живого углубления в непос-редственную действительность, и лишённая идеальных содержаний наука без принципов; однако без взаимодействия каждая для другой были совершенно бесплодны. Здоровую природу Гёте равным образом отталкивали обе крайности5, и в противодействие им в нём разви-лись представления, которые привели его позднее к плодотворному

------------------------------------------------------------------------

4 В дальнейшем сокращается как Natw. Schr.

5 См. «Поэзия и правда», 2 часть, кн. 6

постижению природы, в котором идея и опыт во всестороннем проникновении оживляли друг друга и становились единым целым.

Поэтому у Гёте сначала развилось понятие, которое могло быть доступно этим крайностям меньше всего: понятие жизни. Живое существо, когда мы рассматриваем его внешний облик, представляется множеством частностей, которые являются нам как его части или органы. Описание этих частей, их формы, взаимного положения, величины и т.д. может стать темой обширных рассмотрений, которыми и занималось второе из названных нами направлений. Но подобным образом могло быть описано любое механическое соединение неорганических тел. Совсем упускалось из виду, что при рассмотрении организма следует прежде всего исходить из того, что здесь над внешним явлением властвует внутренний принцип, что в каждом органе действует целое. Это внешнее явление, пространственную рядоположенность частей можно наблюдать даже когда жизнь уходит, ибо они ещё некоторое время сохраняются. Но мёртвый организм, который находится перед нами, в действительности больше не является организмом. Исчез тот принцип, который пронизывал все частности. Всякому рассмотрению, которое разрушает жизнь, чтобы познать её, Гёте изначально противопоставляет возможность и потребностьболеевысокого рассмотрения. Нам ясно это уже из письма от 14 июля 1770 года, относящегося к страссбургскому периоду, где Гёте пишет о бабочке: "Бедное создание трепещет в сачке, стирает свои прекраснейшие цвета, и когда его ловят невредимым, оно лежит уже застывшим и безжизненным; труп не есть ещё всё животное, здесь недостаёт чего-то ещё, чего-то главного, а при случае, как и всех прочих случаях, чего-то очень главного: жизни... [WA 1, 238]. Следующие строки [1 часть, кабинет Фауста] "Фауста" берут начало из того же воззрения:

 

«Wer will was lebendiges erkennen und beschreiben

Sucht erst den Geist herauszutreiben    

    Dann hat er die Teile in der Hand?,

    Fehlt, leider! Nur das geistige Band.»

 

     Кто хочет живое понять, описать,

          Берётся прежде дух изгнать,

          Частями владеет, познать устремясь.

          Но жаль! Исчезает духовная связь.

                      (перевод О.Тарасовой)

 

Но Гёте, как и следовало ожидать при его натуре, не останавлива-

ется на отрицании этой точки зрения, но всё больше пытается вы-

работать свою собственную, и в тех сведениях, которые имеются о его мыслях периода 1769-1775 г.г., мы довольно часто находим зародыши его дальнейших работ. Он развивает идею сущности, каждая часть которой оживляет другие, и все части пронизываются  одиним принципом. В "Фаусте" [1 часть, ночь] это звучит так:

 

 

    «Wie alles sich zum Ganzen webt,

         Eins in dem andern wirkt und lebt»

               

         «Всё здесь единство создаёт,

         Взаимодействует, живёт»

 

И в "Сатире" [4. акт]

 

         «Wie im Unding das Urding erquoll,

          Lichtsvacht durch die Nacht scholl,

Durchdrang die Tiefen der Wesen all,

Das aufkeimte Behehrungs-Schwall

Und die Elemente sich erschlossen,

Mit Hunger ineinander ergossen,

Alldurchdringend, alldurchdrungen

 

         «Как пра-вещь прорвала свалку туч,

         Ночь взрыв, пробежал луч,

         Во все глубины проник -

         И взыграл вожделений родник:

         Разом стихии открылись,

         Жадно друг в друга пролились,

         Всё проникая, всем проникаясь.»

 

                              (Перевод Н. Вильмонта)

 

Эта сущность мыслится как подверженная постоянным изменениям во времени, но на всех ступенях превращений она проявляется всегда как единая сущность, которая утверждает себя пребывающей, постоянной в изменениях.

 

Дальше об этой пра-вещи в "Сатире" говорится:

 

         «Und auf und ab sich rollend ging

          Das all und ein’ und ewig’ Ding,

          Immer verandert, immer bestandig!»

 

        «И гулко катится Оно

Везде, во всём, во всех - одно,

          Всё обновляясь, всё сохраняясь.»

                             (Перевод Н. Вильмонта)

 

Сравним это с тем, что Гёте написал в 1807 г. в ведении к своему учению о метаморфозе: "Но если мы рассмотрим все формы,

особенно органические, то нигде не найдём ничего пребывающего, покоящегося, изолированного, но более того - всё, изменяясь, постоянно движется" (Natw. Schr., 1. Bd). Этим изменениям он противопоставляет идею или пребывающее, "удерживаемое в опыте лишь на мгновение". Вышеприведенные места из "Сатира" достаточно ясно показывают, что основа его размышлений о морфологии была заложена ещё до приезда в Веймар.

Но следует иметь в виду, что эта идея живого существа не сразу была применена к отдельному организму, но этим живым существом представлялась вся Вселенная. Причину этого следует искать, разумеется, в занятиях алхимией с фройлин фон Клеттенберг и в знакомстве с работами Теофраста Парацельса после возвращения Гёте из Лейпцига (1768-69). Этот пронизывающий весь Универсум принцип пытались установить с помощью какого-либо эксперимента, запечатлеть его в материи6. Однако этот тяготевший к мистике способ рассмотрения мира был лишь временным эпизодом в развитии Гёте и сменился вскоре более здоровым и объективным родом представлений. Но представление обо всём мироздании как гигантском организме, на что было указано в вышеприведенных цитатах из "Фауста" и "Сатира", оставалось в силе ещё до 1780 года, как мы вскоре увидим из статьи "Природа". Оно ещё раз встречается нам в "Фаусте", а именно там, где Дух Земли представлен этим пронизывающим все организмы принципом жизни [Часть 1\ночь].

 

         «In Lebensfluten, im Tatensturm

         Wall ich auf und ab,

         Webe hin und her!

         Geburt und Grab,

         Ein ewiges Meer,

         Ein wechselnd Weben,

         Ein gluhend Leben.»

 

            «Средь жизни бурь и передряг

            Брожу я вечно - круговерть -

  Двигаюсь вволю!

  Рожденье, смерть,

  Я - вечное море,

  Плетенье ткани

 И жизни пламя

 

В то время как в духе Гёте развивалось это определённое мировоззрение, в Страсбурге ему попалась книга, представляющая в выгодном свете мировоззрение, прямо противоположное его собственному. Это была "Система природы" Гольбаха7 . Если в силу обстоятельств ему приходилось пока лишь порицать описание живого как механического соединения отдельных частей, то теперь в лице Гольбаха он познакомился с философом, которой действительно считал живое механизмом. Что там проистекало лишь из неспособности познать основу жизни, здесь вело к умерщвляющей жизнь догме. Гёте говорит об этом в "Поэзии и правде" (часть 3, книга 2): "Материя существует вечно, она всегда в движении, и благодаря этому движению вправо, влево и во все стороны без дальнейших околичностей производит все бесконечные феномены бытия. Мы бы этим удовлетворились, если бы автор из своей движущийся материи построил на наших глазах мир. Но он, видимо, так же мало знал природу, как и мы, ибо, твёрдо установив некоторые основные понятия, он тот час забывал их, чтобы  превратить то, что выше природы, или высшую природу в природе, в природу материальную, тяжелую, правда, подвижную, но расплыв-чатую и бесформенную, полагая, что этим достигает очень многого". Гёте не нашёл здесь ничего, кроме "подвижной материи";

--------------------------------

6 «Поэзия и правда», ч.2, кн.8

7 «Поэзия и правда», ч.3,кн.1

и в противоположность этому его понятия о природе становятся всё более ясными. В написанной им в 1780 г. статье "Природа"8 нам представлена взаимосвязь этих понятий. Поскольку все мысли Гёте о природе, которые мы до сих пор находим лишь в разрозненном виде, собраны здесь воедино, эта статья имеет очень важное значение. Здесь перед нами возникает идея сущности, которая постигается в непрестанном изменении, оставаясь при этом идентичной самой себе: "Всё так же ново, как и старо". "Она (природа) вечно изменяется, не оставаясь ни на миг неподвижной", но "законы её неизменны". Мы ещё увидим, что Гёте в безграничном множестве растительных форм искал одно прарастение. Уже здесь мы находим указание на эту мысль: "Всякое её (природы) произведение имеет собственную сущность, каждому её явлению соответствует отдельное понятие, и, тем не менее, всё едино". Даже позиция, которую он занял позднее в отношении исключительных случаев, а именно - рассматривать их не просто как дефекты формы, но выводить из законов природы, выражена здесь уже вполне отчётливо: "Самое неестественное тоже природа", и "её исключения редки"9. У Гёте, как мы видим, ещё до приезда в Веймар уже сформировалось определённое понятие организма. И хотя упомянутая статья "Природа" появилась лишь спустя долгое время после этого, она в основном содержит ещё ранние воззрения Гёте. Он тогда ещё не применил это понятие к определённому роду объектов природы, к отдельной сущности. Для этого требовалась непосредственная действительность конкретного мира живых существ. Отражённая в человеческом духе природа была отнюдь не тем элементом, способным дать импульс Гёте. Беседы о ботанике с надворным советником Людвигом в Лейпциге, как и застольные беседы с друзьями-медиками в Страсбурге, не оказали решающего влияния. В отношении научных занятий молодой Гёте являет нам полное подобие Фауста, лишившегося свежести первоначального созерцания природы и выражающего свое стремление к этому в следующих словах [Iчасть/Ночь]:

 

«Ach! Konnt’ ich doch auf Bergeshohn

         In deinem (des Mund) lieben Licht gehen,

         Um Bergeshohle mit Geistern schweben,

         Auf Wiesen in deinem Dammer weben»

 

 

--------------------------------------

 8 Natw. Schr., 2 Bd. S.5ff.; относительно этого сочинения сравните высказывания Рудольфа Штайнера в «Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goeteschen Weltanschauung», Gesamtaufgabe Dornach 1960, S.138 (Anm. Zu S. 28) und Methodische Grundlagen der Antroposophie 1884-1901», Gesamtausgabe Dornach 1961, S. 320 ff.]

9 Об авторстве этой статьи смотрите примечание 1 в конце этой работы. Рудольф Штайнер намеревался для отдельного издания более полного введения в «Еестественнонаучные работы» Гёте (Изд. 1-5, Дронах 1925) к этому и другим, уже отмеченным им 35-ти местам, – в данном тексте эти места отмечены знаком * - написать примечания. Осуществить это намерение он уже не смог.

 

           «Ах! Мог бы я по высям горным

       В твой (луны) нежный свет войти свободно,

  Средь духов снизойти в лощины

  Иль в сумрак твой сойти в долины.»

 

Исполнением этого желания представляется нам его переезд в Веймар, когда ему удалось "сменить пыльный городской воздух на сельскую атмосферу лесов и садов" (Ntw. Schr., 1. Bd., S. 64).

Как непосредственное побуждение к изучению растений следует нам рассматривать работу поэта по выращиванию растений в саду, который был подарен ему герцогом Карлом Августом. 21 апреля 1776 г. Гёте вступает во владение садом, а изданный Кейлем дневник уведомляет нас, что постоянная работа в этом саду стала отныне его любимым занятием. Новую область для подобных изысканий предоставил ему Тюрингский лес, где он получил возможность изучить жизнь низших организмов. Особенно его интересовали мхи и лишайники. 31 октября 1777 г. он просит у г-жи фон Штайн различные виды мха, по возможности влажные и с корнями, чтобы выращивать их вновь. Нам представляется чрезвычайно важным, что Гёте, хотя и занимается здесь миром низших организмом, но законы растительной организации он выведет в дальнейшем из высших растений. Мы не будем, в отличие от некоторых, считать это обстоятельство недооценкой значения менее развитых существ, но отнесём к вполне осознанному намерению.

Теперь поэт больше не расстаётся с царством растений. С сочинениями Линнея он знакомится довольно рано. Мы узнаём об этом из письма 1782 года к г-же фон Штайн.

Линней стремился внести систематическую ясность в сведения о растениях. Следовало установить вполне определённую последо-вательность, в которой любой организм занял бы отведённое ему место, чтобы в любое время его легко можно было отыскать и вооб-ще иметь способ для ориентации в необозримом множестве частнос-тей. С этой целью живые существа исследовались на степень их родства, по которому объединялись в группы. А поскольку здесь, прежде всего, речь шла о том, чтобы опознать любое растение и легко отыскать его место в системе, то особое внимание уделялось тем признакам, которыми растения отличаются друг от друга. Эти отличительные признаки искали в основном для того, чтобы невозможно было спутать одно растение с другим. При этом Линней и его последователи рассматривали внешние отличительные признаки - размеры, количество и местоположение отдельных органов - в качестве характеризующих. Растения действительно были выстроены на такой лад в шеренги, но таким же способом - по внешним, не соответствующим внутренней природе растения признакам - можно было бы расположить некое количество неорганических тел. Растения предстали во внешней рядоположенности, без внутренней, необходимой взаимосвязи. При том значительном понятии, которое было у Гёте о природе живого существа, его не мог удовлетворить этот способ рассмотрения. Здесь вообще не исследовалась сущность растения. Гёте поставил перед собой вопрос: в чём заключается то "нечто", что делает определённое природное существо растением? Далее ему пришлось признать, что это "нечто" равным образом присутствует во всех растениях. И, тем не менее, бесконечное различие отдельных существ нуждалось в объяснении. Как же это единое проявляется в столь многообразных обликах? Эти вопросы возникли у Гёте при чтении сочинений Линнея, после чего он сказал себе: "То, что он – Линней - пытается насильно разделить, должно стремиться, согласно внутренней потребности моего существа, к соединению".10   

Приблизительно на то же самое время, время первого знакомства с Линнеем, приходится знакомство и с ботаническими изысканиями Руссо. 16 июня 1782 года Гёте пишет Карлу Августу [герцогу]: "В сочинениях Руссо нашлись превосходнейшие письма о ботанике, в которых он в доступнейшей и изысканнейшей форме преподносит эту науку даме. Это верный пример, как нужно обучать, и дополнение к "Эмилю". Поэтому я пользуюсь случаем заново пригласить моих прекрасных подруг в чудесный мир цветов" [WA 5, 347]. Изыскания Руссо в области растений произвели на Гёте глубокое впечатление. Акцент на вытекающей из сущности растений и соответствующей ей терминологии, изначальность наблюдения, рассмотрение растений ради них самих, независимо от всяких утилитарных принципов - всё, что мы встречаем у Руссо, было совершенно в духе Гёте. Общим для обоих было и то, что к изучению растений их привели не специально культивированные научные стремления, но общечеловеческие мотивы. Одинаковый интерес привлёк их к одному и тому же предмету.

Дальнейшие обстоятельные наблюдения растительного мира приходятся на 1784 год. Вильгельм Фрайхер фон Гляйх, по прозвищу Russwurm*, опубликовал тогда два исследования, тема которых живо интересовала Гёте: «Das Neueste aus dem Reiche der Pflanzen» (Nurnberg 1764) («Новое в области растений") и «Auserlesene mikroskopische Entdeckungen bei Pflanzen, Blumen und Bluten, Insekten und anderen Merkwurdigkeiten» (Nurnberg 1764-81) ("Некоторые открытия, сделанные с помощью микроскопа в области растений, цветов и цветения, насекомых и другие достопримечательности"). Обе работы были посвящены процессу оплодотворения растений. Цветочная пыльца, тычинки и пестик были тщательно исследованы, а происходящие при этом процессы были представлены на превосходно выполненных таблицах. Гёте повторил эти исследования. 12 января 1785 года он пишет Ф.Х. Якоби:  «Микроскоп установлен, чтобы с наступлением весны вновь повторить и проверить опыты фон Гляйха, по прозвищу Russwurm.[WA 7,8] Этой весной была также исследована природа семени, о чём мы узнаём из письма Кнебелю от 2 апреля 1785 года: "Я исследовал субстанцию семени, насколько позволили мои опыты". [WA 7,36] При всех этих исследованиях речь у Гёте идёт не о частностях; его цель заключается в изучении сущности растения. 8 апреля 1785 года он сообщает Мерку, что сделал в ботанике "прекрасные открытия и комбинации". [WA 7,41] Это выражение "комбинации" указывает на его стремление представить мысленный образ процессов в растительном царстве. Изучение ботаники быстро приближается к намеченной цели. Однако при этом нам следует иметь в виду, что Гёте в 1784 году открыл межчелюстную кость, о чём мы непременно скажем дальше, и сделал тем самым значительный

-------------------------------------

10 Срв. Natw. Schr., 1.Bd., S.68

 

шаг к тайне действия природы при образовании органической сущности. Далее нам следует иметь в виду, что в 1784 году была завершена первая часть "Идеи к философии истории" Гердера, что между Гёте и Гердером тогда очень часто велись беседы о природе. Так г-жа фон Штайн 1 мая 1784 года сообщает Кнебелю: "Из нового сочинения Гердера следует вероятность, что сначала мы были растениями и животными. Сейчас Гёте размышляет об этом, полностью погрузился в эти вещи, и всё, что только проходит через его представления, становится весьма интересным." [Zur deutschen Literatur und Geachichte, hrsg. Von H.Duntzer, Bd.1, Nurnberg 1857, S.120] Отсюда мы видим, какого рода интерес был тогда у Гёте к великим научным вопросам. Поэтому нам совершенно понятны те размышления о природе растений и комбинации, которые занимали его весной 1785 г. В середине апреля этого года он отправляется в Бельведер, чтобы разрешить свои сомнения и вопросы, а 15 мая [1786!] сообщает г-же фон Штайн: "Мне трудно выразить, насколько доступной стала для меня книга природы; моё долгое изучение букв помогло мне, дало результат, и моя безмолвная радость невыразима." [WA 7,229] Незадолго до этого он хочет даже написать небольшое сочинение по ботанике для Кнебеля, дабы заинтересовать его этой наукой.11 Ботаника настолько сильно захватывает его, что поездка в Карлсбад 2 июня 1785 г., с намерением провести там лето, была посвящена исключительно ботанике. Его сопровождал Кнебель. Недалеко от Иены им повстречался семнадцатилетний юноша по имени Дитрих, жестяной короб которого свидетельствовал о том, что он тоже возвращается с ботанической экскурсии. Подробности этой интересной поездки нам известны из "Истории моих батанических занятий" Гёте и из некоторых сообщений Койна12 в Бреслау, которые он мог заимствовать из рукописи Дитриха. По возвращению домой Гёте с необычайной энергией отдаётся изучению ботаники; с "Философией"13 Линнея в руках он изучает грибы, мхи, лишайники и водоросли, в чём мы можем убедиться из его писем к г-же фон Штайн. Только теперь, после длительных размышлений и наблюдений, Линней стал ему более полезен, он находит у него объяснения многих частностей, которые помогли ему в дальнейшем в его комбинациях. Он извещает г-жу фон Штайн 9 ноября 1785 г.: "Я продолжаю читать Линнея, и я доволен, что у меня нет другой книги. Для меня лучший способ чтения книги, безусловно, тот, при котором чаще обращаешься к практике, поэтому мне не так легко выбрать книгу. Она главным образом не для чтения, а для обобщений, и служит мне превосходно, когда я сам размышляю над большей частью вопросов». [WA 7,118] Во время этих исследований ему становится всё яснее, что есть лишь одна основная форма, которая проявляется в бес-конечном множестве отдельных растений, сама эта основная форма становится для него всё более явной, далее он понимает,что этой основной форме присуща способность бесконечных изменений,

11 «Охотно послал бы тебе небольшую лекцию по ботанике, если бы только она была написана”. (из письма Кнебелю) 2 апреля 1785. [WA7,36]»

12 «Deutsche Rundschau» (Berlin etc.) Bd. ХХVIII (Juli-Sept.) 1888, S.34f.

13 Karl von Linne, «Philosophia botanica», Stockholm 1751.

благодаря чему из единства производитсямножественность. Он пишет 9 июля 1786 г-же фон Штайн: "Найдена форма, с которой природа как бы постоянноиграет и, играя, производит многообразие жизни". [WA7, 242] Теперь речь идёт прежде всего о том, что это пребывающее, постоянное, эту праформу, с которой природа как бы играет, развить в частностях до пластического образа. Для того чтобы отделить в растительной форме действительно пребывающее, постоянное, от изменчивого, непостоянного, требовались соответствующие условия. Для наблюдений этого рода Гёте следовало расширить область своих исследований. Нужно было наблюдать одно и то же растение при различных условиях и воздействиях; ибо только благодаря этому изменение становится очевидным. У растений различных видов оно менее заметно. Всё это осуществила счастливая поездка в Италию, которую он предпринял из Карлсбада 3 сентября. Некоторые наблюдения над флорой были сделаны уже в Альпах. Он находит здесь не только новые, ещё неизвестные ему растения, но уже в изменённом виде те, которые были ему известны. "Если в местах более низменных ветки и стебель были сочнее, листья шире, глазки располагались теснее, то выше, в горах, ветки и стебели становились более нежными, гладкими, а, следовательно, и узлы дальше отстояли один от другого, листья принимали остроконечную форму. Заметив это по иве и горечавке, я убедился, что дело тут не в различии пород. На Вальхензее я тоже обратил внимание на камыш, более тонкий и длинный, чем у озёр пониже."14 Эти наблюдения продолжались. В Венеции у моря он обнаружил различные растения, обладавшие свойствами, которые им могла дать не только исконная соль песчаной почвы, но гораздо больше насыщенный солью воздух. Он нашёл там растение, которое принял сначала за нашу невиннейшую "мать и мачеху", только что вооружённую грозным оружием: листья у неё точно кожа, так же как семенные коробочки, и стебли – мясистые, жирные.15 Гёте наблюдал здесь все внешние признаки растения, всё, что в растении относится к видимости, непостоянно, изменчиво. Он сделал отсюда вывод, что не к этим свойствам сводится сущность растения, но искать её нужно глубже. Из таких же наблюдений, что и Гёте, исходил и Дарвин, когда высказал сомнение в устойчивости родовых и видовых форм. Но оба пришли к совершенно разным результатам. Если для Дарвина этими свойствами действительно исчерпывалась сущность организма, а из изменчивости он вывел заключение, что в жизни растений нет ничего постоянного, то Гёте идёт глубже и приходит к выводу: если эти свойства непостоянны, то постоянство следует искать в другом - в том, что лежит в основе этих внешних изменений. Выявление этой константы стало целью Гёте, тогда как Дарвин стремился исследовать и установить причины этой изменчивости в частностях. Оба способа исследования необходимы и дополняют друг друга. Будет совершенно неверно сводить значение Гёте для органической науки лишь к тому, чтобы видеть в нём исключительно

 

--------------------------

14 «Итальянское путешествие», 8 сент.1785.

15 «Итальянское путешествие», 8 окт.1786.

 

предтечу Дарвина. Его способ рассмотрения гораздо шире, он охватывает две стороны: 1. Тип, то есть проявляющуюся в организме закономерность, животное бытие в животном, саму себя воспроизводящую жизнь, имеющую силу и способность благодаря заложенным в ней возможностям развиваться в многообразных внешних формах (видах, семействах). 2. Взаимодействие организма и неорганической природы и организмов между собой (приспособление и борьба за существование). Дарвин разработал только последнюю сторону органики. Следовательно, нельзя утверждать, что теория Дарвина является якобы развитием основной идеи Гёте, - развивает она только одну сторону последней. Она обращает внимание лишь на факты, которые побуждают мир живых существ развиваться определённым образом, но не на то "нечто", которое оказывает на эти факты определяющее влияние. Если ограничиться только одной стороной, то она вообще не может привести к исчерпывающей теории организмов, суть которой необходимо, дополнить и углубить другой стороной, постигнув её в духе Гёте. Поясним это простым сравнением. Возьмём свинец, нагреем его до текучего состояния и выльем в холодную воду. Свинец прошёл две, следующие одна за другой, стадии своего состояния; первая вызывается высокой, вторая - низкой температурой. В какой форме протекают эти стадии, зависит не только от природы тепла, но и весьма значительно от природы свинца. Другое тело в тех же самых условиях явило бы другие состояния. Организмы также подвержены влиянию окружающей их среды, они также принимают под её воздействием различные состояния, но непременно соответственно своей природе, соответственно той сущности, которая делает их организмами. И эту сущность находят в гётевской идее. Только тот, кто вооружён пониманием этой сущности, в состоянии постигнуть - почему на определённые воздействия организм отвечает именно этим и никоим иным образом. И только он в состоянии образовать правильные представления об изменчивости форм проявления организмов и связанным с этим законом приспособления и борьбы за существование.16

Идея прарастения приобретала в духе Гёте всё боле ясную и  определённую форму. В ботанических садах Падуи («Итальянское путешествие» 27. 7.1786), где он бродил среди незнакомой ему растительности, для него «всё более очевидной становилась мысль, что все растительные формы,

быть может, развились из одной". 17 ноября 1786 он пишет Кнебелю: "Мои непритязательные занятия ботаникой доставляют мне большую радость, тем более в этой местности, где произрастает буйная, густая растительность. Я уже весьма преуспел в восходящих к всеобщему наблюдениях, которые в дальнейшем будут приятны и тебе." [WA 8, 58] 19 февраля 1787 (см. «Итальянское путешествие») он пишет, что вроде бы находится на пути "к открытию новых потрясающих связей, как природа, этот невидимый исполин, развивает из простого самое разнообразнейшее".

 

-----------------------------------------------

16 Излишне говорить, что современное учение о происхождении видов совсем не ставится этим под сомнение, и её утверждения не умаляются; напротив, только это даёт ей надёжную основу.

 

25 марта он просит передать Гердеру, что почти справился с прарастением. 17 апреля (см. «Итальянское путешествие») он пишет о прарастении в следущих словах: "Должно же оно существовать! Иначе откуда бы мне знать, что то или иное образование - растение, если бы они не были созданы все по одному образцу". Перед его взором возникла совокупность формообразующих законов, которые образуют растение, делают его тем, что оно есть, и благодаря чему определённый объект природы вызывает в нас мысль: это растение. Это было прарастение.* Как таковое оно идеально, удерживается лишь мышлением; но оно обретает облик, обретает определённую форму, размер, окраску, количество своих органов и т.д. В его внешнем облике нет ничего застывшего, он может подвергаться бесконечным изменениям, которые соответствуют всей этой совокупности формообразующих законов, с необходимостью сле-дуют из неё. Постигая эти формообразующие законы, этот праобраз растения, удерживают в идее то, что природа как бы кладёт в основу всякого растительного индивидуума, из чего она выводит его как следствие и позволяет ему возникнуть. Можно даже пред-ставить соответствующую этим законам растительную форму, которая с необходимостью вытекала бы из сущности растения и могла бы существовать, если бы для этого нашлись необходимые условия. Так Гёте стремился как бы в духе следовать тому, что совершает природа при создании своих существ. Он пишет 17 мая 178717 Гердеру: "Далее хочу сказать тебе, что я близок к разгадке тайны размножения и строения растений и что это очень просто – проще не придумаешь... Прарастение станет удивительнейшим созданием на свете, сама природа будет завидовать мне. С этой моделью и ключом к ней станет возможно до бесконечности придумывать растения, вполне последовательные, иными словами – которые если и не существуют, то, безусловно, могли бы существовать и, не будучи поэтическими или живописными видениями или тенями, обла-дать внутренней правдой и необходимостью. Этот же закон сделает-ся применимым ко всему живому." Здесь следует обратить внимание на дальнейшее отличие гётевского подхода от подхода Дарвина, если, конечно, иметь в виду то, как обычно представлен последний.18

Он допускает, что внешние влияния воздействуют на природу

организма подобно механическим причинам и соответственно этому

изменяют его. У Гёте отдельные изменения - это различные про-явления праорганизма, который сам по себе обладает способностью принимать многообразные формы, и в каждом определённом случае принимать ту форму, которая наиболее соответствует условиям окружающего его мира. Эти внешние обстоятельства дают лишь повод для проявления особым образом внутренних формирующих сил. Именно эти силы и являются в растение в высшей степени конструктивным,

-----------------------------------------------

17 «Итальянское путешествие»

18 Здесь в меньшей степени имеется в виду эволюционная теория тех естествоиспытателей, которые опираются на чувственно воспринимаемый опыт, но в большей – теоретические основы, принципы, которые лежат в основе дарвинизма, и прежде всего, разумется, Иенскую школу во главе с Геккелем; в этом выдающемся уме учение Дарвина, со всей его односторонностью, нашло своё последовательное развитие

творческим принципом. Поэтому Гёте 6 сентября 178719 называет это также έν χαί ήάν (одним и всем) растительного мира.

Обратившись теперь к самому прарастению, мы можем сказать о нём следующее. Живое - это единое, замкнутое в себе целое, которое производит свои состояния из самого себя. Как в пространственной рядоположенности частей, так и в после-довательном ряду временных состояний живого существа имеется корреляция, которая не обусловлена ни чувственно воспринимаемыми свойствами частей, ни механически-казуальной зависимостью последующего от предыдущего, но подчиняется находящемуся над частями и состояниями высшему принципу. Именно природа целого является причиной того, что одно определённое состояние вызывается как первое, а другое - как последующее; и даже последовательность промежуточных состояний определяется идеей целого; последующее зависит от предыдущего и наоборот; короче говоря, в живом организме развитие одного из другого, переход одного состояния в другое, - это не завершённое, замкнутое бытие частей, но постоянное становление. Эта обусловленность бытия всякой отдельной части целым возникает в растении постольку, поскольку все органы созидаются согласно одной и той же основной форме. 17 мая 178720  Гёте выражает эту мысль Гердеру в следующих словах: "Меня буквально осенило, что в том органе (растения), который мы обычно считаем листом, сокрыт истинный Протей, который может скрываться и проявляться во всех обликах. В противоположных направлениях (ruckwarts und vorwarts – туда и обратно) растение всегда является только листом, с которым будущее семя связано настолько неразрывно, что невозможно представить одно без другого". Если у животного этот более высокий принцип, который властвует над каждой частью, конкретно явлен нам как то, что движет органами согласно удовлетворению своих потребностей и т. д., то растение пока ещё лишено такого реального жизненного принципа; у него он проявляется более неопределённым образом лишь в том, что все органы созидаются согласно одному и тому же формирующему типу, а в каждой части содержится возможность всего растения, которое при благоприятных условиях может развиться из этой части. Особенно ясно стало это Гёте в Риме, когда во время прогулки с советником Райфенштайном, тот время от времени срезал ветви, утверждая, что, если их воткнуть в землю, они примутся расти и станут полноценными растениями. Итак, растение есть сущность, которая в последовательные периоды времени развивает определённые органы, которые все, как между собой, так и каждый по отдельности с целым, созидаются согласно одной и той же идее. Каждое растение есть гармоническая совокупность растений21. Когда это отчётливо явилось взору Гёте, дело для него свелось лишь к ряду наблюдений, которые дали бы наибольшую возможность установить в отдельности различные стадии развития, производимые из себя самим растением. Многое для этого было уже сделано. Гёте, как нам известно, уже весной 1875 года исследовал семена; из Италии

----------------

19 «Итальянское путешествие»

20 «Итальянское путешествие»

он 17 мая 1787 уведомляет Гердера, что совершенно точно и безошибочно установил местонахождение ростка. [WA Abt. 1,31,240] Этим была создана предпосылка для первой стадии (изучения) жизни растений. Но вскоре проявилось достаточно наглядно и единство строения всех листьев. Наряду с другими многочисленными примерами Гёте обнаружил у свежего фенхеля отличие нижних листьев от верхних, которые, несмотря на это, были тем же самым органом. 25 марта 1787.22 [Wa Abt.1,37,35]] Он просит уведомить Гердера, что его учение о семядоли стало настолько законченным, что едва ли можно двигаться дальше. Необходимо было сделать лишь ещё один небольшой шаг, чтобы рассмотреть лепестки цветка, тычинку и стебель как метаморфоз листа. К этому могли бы привести исследования английского ботаника Хиля, которые получили тогда общее признание и рассматривали преобразования одних органов цветка в другие.

Организующие сущность растения силы, вступая в реальное бытие, принимают ряд пространственных формообразований. Теперь речь пойдёт о живом понятии, которое связывает эти формы в противоположных направлениях(ruckwarts und vorwarts).

Обращаясь к разработанному в 1790 году учению Гёте о метаморфозе, мы находим, что под этим понятием. Гёте имеет в виду попеременные расширения и сжатия. В семени растительное образование находится в наибольшем сжатии (концентрации). Листья являются результатом первого развёртывания, расширения образующих сил. Что было сжато в семени в одной точке - это проявляется в разделённых пространством друг от друга листьях. В чашечке эти силы вновь собираются в осевой точке; венчик производится следующим расширением; тычинки, пестики и стебель возникают благодаря следующему сжатию; плод - благодаря последнему (третьему) расширению, после чего вся сила растительной жизни (принцип энтилехии) вновь сворачивается в семя - в состояние наибольшего сжатия. Если мы достаточно точно проследим все детали идеи метаморфоза, вплоть до её окончательного оформления в статье 1790 года, то окажется, что с понятием расширения и сжатия дело обстоит не так просто. Но мы, тем не менее, не ошибёмся, если допустим, что эта глубоко укоренившееся в духе Гёте идея соединилась с понятием развития растения ещё в Италии. Так как содержание этой идеи обусловлено  большим или меньшим пространственным проявлением образующих сил, стало быть - сводится к тому, что в растении непосред-ственно предлагается взору, то идея эта легче всего возникает тогда, когда берутся описывать законы природного образования (der naturlichen Bildung) соответствующего растения. И вот Гёте находит в Риме кустовидный стебель гвоздики, который особенно ясно показывает ему метаморфоз. Он пишет пишет об этом: «Не

 

--------------------

21 В каком смысле эти отдельности связаны с целым, мы, по возможности, будем указывать в различных местах. Если для такого взаимодействия живых частей сущности с целым заимствовать понятия современной науки, то это было бы нечто подобное "улью" в зоологии. Это своего рода сообщность живых существ, индивидуумов, которые в свою очередь состоят из самостоятельных индивидуумов, индивидуумов более высокого рода.

22 «Итальянское путешествие» [Wa. Abt.1,37,35.].

 

изыскав никаких средств к сохранению этого удивительного экземпляра, я приступил к его точному описанию, при этом я достиг большего понимания идеи метаморфоза."23 Такое описание, возможно, делалось ещё чаще, что и могло привести затем к вышеупомянутой идее.*

В сентябре 1787 при втором посещении Рима Гёте, рассказав об этом случае своему другу Моритцу, находит, насколько живым и наглядным стал предмет при одном из таких сообщений. Постоянно ведутся записи, насколько далеко они продвинулись. Из этого и некоторых других высказываний Гёте можно сделать вывод, что и запись учения о метаморфозе, по меньшей мере, афористично, была сделана ещё в Италии. Далее он говорит: "Таким способом – как Моритцу - я мог бы записать только некоторые мои мысли"24. Теперь нет ни малейших сомнений, что в конце 1789 - начале 1790 работа была написана в том виде, в каком мы её сейчас имеем; но редактировался ли этот последниё вариант и что ещё было добавлено - сказать трудно. Объявленная к следующей Пасхе книга, которая могла бы содержать подобные идеи, побудила его осенью 1789 взяться за свои идеи и подготовить их к публикации. 20 ноября он пишет герцогу, что к нему обратились с просьбой – записать его идеи о ботанике. 18 декабря он уже посылает свою рукопись для просмотра ботанику Батшу в Иену; 20 декабря он отправляется туда для переговоров с Батшем; 22 деабря извещает Кнебеля, что Батш одобрил рукопись. Он возвращается домой, прорабатывает рукопись ещё раз; опять посылает её Батшу, который возвращает ее 19 января 1790. Какие переживания принесла как сама рукопись, так и её публикация - об этом подробно рассказал сам Гёте (см. Natw. Schr., 1.Bd.[S.91ff.]). Великое значение учения о метаморфозе, как и его сущность, мы подробнее рассмотрим ниже, в главе "О сущности и значении работ Гёте об органическом образовании".

 

 

----------------------------------------------------                                                              

23 «Итальянское путешествие» (Storende Naturbetrachtung; vgl. Auch den Brief Goethes an Knebel vom 18 aug.1787 (WA 8, 251)

24 «Итальянское путешествие», 28 сент. 1787.

 

                III

 

 

     СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ ГЁТЕ О РАЗВИТИИ ЖИВОТНЫХ

 

 

    

Великий труд Лафатера "Физиогномические фрагменты, побуждающии к познанию человека и к любви" появился в 1775-1778 годах. Гёте принял активное участие не только в подготовке издания, но и написал статью. Но особенно интересно то, что уже в этой статье мы можем найти зародыш его поздних работ по зоологии.

Физиогномика пыталась по внешним формам человека познать его внутреннюю сущность, его дух. К внешности обращались не ради её самой, но как к выражению души. Пластичный, созданный более для познания внешних связей дух Гёте не остановился на этом. В процессе этой работы, которая рассматривала внешнюю форму лишь как средство для постижения внутренней сути, ему открылось значение автономности наиболее внешнего – облика. Мы видим это из его статьи о черепе животных 1776 г., вошедшей во второй раздел второго тома "Физиогномических фрагментов"25. К вышеупомянутой статье его побудило чтение в этом году работы Аристотеля по физиогномики,26  но наряду с этим он пытается найти отличие человека от животного. Он находит это отличие в обусловленной всем человеческим телосложением  возвышении голо-вы, в совершенстве человеческого мозга, на который все части человеческого тела указывают как на своё средоточие. "Всё строение стоит подобно опоре свода, в котором должно отражаться небо".27 Противоположное этому он находит в строении животного. "Голова лишь подвешена к позвоночнику! Мозг, окончание поз-воночника, имеет не больший, чем необходимо, объём для проявления жизненного духа и управления чувственным созданием, живущего полностью настоящим."28. Указав на это отличие, Гёте поднялся над рассмотрением частных внешних связей с внутренним человека до постижения целого и до созерцания облика как такового. Он пришёл к воззрению, что человеческое телосложение в целом образует основу для его высших проявлений жизни, что в своеобразии этого целого лежит условие, которое возводит челове-ка на вершину творения. Нам в данный момент следует главным образом иметь в виду, что Гёте вновь находит облик животного в преобразованном облике человека; только в первом на передний план выступают служащие более анималистическим отправлениям органы, они как бы являются центром, на который указывает и которому служит весь облик, тогда как человеческий облик обра-зует специальные, служащии духовным функциям органы. Уже здесь

--------------------

25 Срв. Natw. Schr., 2 Bd., S.68 ff.

26 Письмо Я.К.Лафатеру, 20 марта 1776; WA 3,42.

27 Срв. Natw. Schr., 2.Bd.,S.68 (Eingang).

28 Там же.

мы находим: то, что представлялось Гёте животным организмом, не являлось тем или иным чувственно-реальным, но идеальным организмом, который у животного развивается в более низком, а у человека в более высоком направлении. Уже здесь виден зародыш того, что Гёте назвал позднее типом, обозначив этим "не отдельное животное", но "идею" животного. Даже более того - уже здесь выявляется сходство с его поздним высказыванием о важном в своей последовательности законе, а именно: "Многообразие форм возникает в силу перевеса той или иной части над другими"29. Уже здесь противоположность животного и человека видится в том, что идеальная форма развивается в двух различных направлениях, что всякий раз достигает перевеса одна система органов, от чего и получает свой характер всё существо.

Но мы также видим, что в том же году (1776) Гёте стало ясно, из чего следует исходить при рассмотрении формы животного организма. Он устанавливает, что кости образуют основу формы;30 эту мысль он подтверждает позднее, исходя в своих анатомических работах исключительно из учения о костях. В этом году он делает важную в этом смысле запись:31 "Подвижные части формируются после их (костей), в сущности говоря с ними, и занимаются своим делом лишь насколько позволяют твёрдые". Даже следующие слова в "Физиогномике" Лафатера: "Ещё можно отметить, что я считаю костную систему основным чертежомчеловека, череп - фундаментом костной системы, а всю плоть всего лишь колоритом этого чертежа",32 - можно считать, пожалуй, написанными под влиянием Гёте, который довольно часто обсуждал с Лафатером эти вещи. Они идентичны с включённым в сочинения Гёте высказыванием.33 Но Гёте делает к этому дальнейшее примечание, на которое нам следует обратить особое внимание: "Это положение (что на костях, а именно черепа, яснее всего можно видеть, что кости являются основой формы), которое здесь (у животных) бесспорно, будучи применённым к различию человеческого черепа страдает вопиющим противоречием".34  Гёте не делает здесь ничего иного, как только вновь находит более простое животное в сложном составе человека, как он сам выразился позднее(1795)! Это позволяет нам прийти к выводу, что основные мысли, на которых позднее основывались размышления Гёте об образовании животных, выработались у него в 1776 г. при занятиях "Физиогномикой" Лафатера.

В этом году Гёте начал изучение отдельных областей анатомии. 22 января 1776 он пишет Лафатеру: "Получил от герцога шесть черепов; отмечены замечательные детали, которые послужат Вашему Преподобию, если Вы не нашли их уже без меня" [WA 3,20]

Дальнейшее побуждение к более основательному изучению анатомии

он получил благодаря связи с университетом Иены. Первое указание на это мы находим в 1781. В изданном Кейлем дневнике он отмечает

--------------------------

29 См. Natw. Schr., 1.Dd.,S.247.

30 См. Natw. Schr., 2.Bd.[S.68f]

31 Там же [S.69].

32 Lavaters Fragmente II, 143

33 См. Natw. Schr., 2.Bd.S.69.

34 Там же.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 549.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...