Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формулировка противоречия, порождённого выявленным конфликтом (построение абстрактной модели конкретной задачи). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В зависимости от выбранной задачи, а также от предъявляемых к системе требований, возможны различные виды противоречия на основе конфликта. Модель технического противоречия (ТП), а точнее пары ТП (если выполнить условие 1, то (положительные следствия ("+")), но (отрицательные следствия ("-")), а если выполнить противоположное условие 2, то отсутствует "-", но отсутствует и "+") помогает чётче определиться с тем, к чему будет предъявляться претензия. Например, в задаче "О детском негативизме": Если жёстко настаивать на немедленном выполнении требования ребёнком, то взрослый добьется желаемого послушания ("+"), но это послушание будет неосознанным, а ребёнок будет испытывать дискомфорт ("-"). Если же не настаивать на немедленном выполнении требования, то ребёнок будет чувствовать себя комфортно ("+"), но не подчинится по первому требованию ("-"). Надо сделать так, чтобы + остались, а - ликвидировались. Т.е. надо сделать так, чтобы ребёнок послушался и при этом чувствовал себя комфортно. Очевидно, что способность ребенка воспринимать требования взрослого и подчиняться им и есть тот самый объективный фактор, который диктуется психофизиологическими особенностями развития. Далее используется модель физического противоречия (ФП): ПАРАМЕТР Элемента Наиболее проблемным местом на этом этапе является выбор элемента (системы), к которой предъявляется претензия. Если претензия предъявляется не к тому элементу, или за основу принимаются не те требования, то происходит подмена условия задачи. Так произошло, например, в задаче "О ребёнке, который прятался в шкафчик". В описанном решении была сделана попытка изменить средство (шкафчик для хранения одежды), которое использовал ребенок для самовыражения. А претензию следовало предъявлять к способу самовыражения, или к мотивам. В задаче "О детском негативизме" тем самым элементом, который должен повлиять на мотивы поведения ребёнка, является распоряжение взрослого относительно дисциплины. Потому что негативная реакция малыша направлена именно на него. Поскольку признаки изобретательской задачи имеет именно пример №3 "О детском негативизме", далее для иллюстрации мы будем использовать только этот пример. Пример 3. Распоряжение взрослого должно потребовать от ребёнка определённой нормы поведения, потому что этого требует установленный распорядок. И распоряжение взрослого не должно требовать от ребёнка нужной нормы поведения, потому что малыш не может подчиниться в силу проявления детского негативизма, побуждающего его действовать наперекор. Следует отметить, что зачастую противоречие сразу формулируется по модели ФП. Если "проблемный элемент" очевиден уже при выявлении конфликта объективных и субъективных факторов. 4. "ИКР" Представление Идеального Конечного Результата (построение абстрактной модели решения задачи). Необходимо представить такую ситуацию, в которой противоречие разрешается при минимальных затратах, практически само по себе ("бесплатно"). Система сама решает связанные в ней проблемы. Пример 3. Ребёнок сам захочет выполнить требование взрослого. 5. "Ресурсы" Выявление ресурсов для достижения ИКР и выход на конкретное решение. Наиболее рациональным ("бесплатным") является внутренний ресурс, т.е. тот, которые уже занимает в системе естественное положение. В данном случае нас будут интересовать мотивы поведения ребёнка. Причём не все, а именно тот мотив, который мешает нам добиться послушания. Пример 3. Если ребёнок стремится всё делать наоборот, надо постараться задействовать именно этот "дух сопротивления". Требование нужно сформулировать так, чтобы ребёнок, сопротивляясь, сам выполнил требуемое распоряжение. 6. "Решение" Решение задачи с помощью выбранных ресурсов и определение тех ограничений, в условиях которых будет работать данное решение. Формулирование подзадач. Пример 3. Чтобы ребёнок сделал наоборот, нужно дать требование "наоборот". Например: "Ни в коем случае не одевайся гулять!" Руководствуясь духом сопротивления, он быстро сделает наоборот. В некоторых случаях на предыдущем шаге определяется не само решение, а идея, которая требует доработки: мысленного эксперимента по применению выбранного решения и построения прогноза на будущее, или формулировки подзадач, решение которых необходимо для получения финального решения. Тогда ход рассуждений повторяется, в зависимости от подзадачи формулируется новое противоречие (по модели ФП) и т.д. Более подробно это будет показано на конкретных примерах в главе "Примеры анализа педагогических проблем, выполненные учащимися". В задаче "О детском негативизме" решение будет работоспособным только до определённого возраста (до 2-2,5 лет), пока малыш всё воспринимает непосредственно. И при условии, что оно будет использовано в 1-2 случаях. При частом повторении, а также в старшем возрасте ребёнок уже понимает комичность ситуации, и решение потребуется другое. В данном случае мы получили удовлетворяющее решение. Если же получена лишь идея, то дальнейшая работа заключается в формулировании тех подзадач, которые необходимо решить, чтобы воплотить эту идею в конкретное решение. Нужно искать новые ресурсы, выявлять противоречие их параметров для конкретной ситуации и т.д. * * * Анализ некоторых типовых решений, предлагаемых традиционным опытом в педагогической деятельности, проводится нами в работе со студентами дневного отделения (будущими педагогами), и заочной формы обучения (практиками, не имеющими специального образования). Наши наблюдения показывают, что в первом случае, у будущих педагогов предупреждается возникновение некоторых стереотипов, ещё не выработанных практическим применением, но уже обозначенным в результате их опыта на бытовом уровне. Во втором же случае, практикам становится понятной и очевидной несостоятельность некоторых требований к ребёнку со стороны взрослого, предъявляемых по инерции. Такой подход к работе с педагогической задачей, на наш взгляд, способен сформировать аналитическое мышление у будущих педагогов, понимание необходимости умений применять знания по психологии, физиологии, анатомии, истории. |
ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ВЫПОЛНЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ
Задача №1 "Об отверженном ребёнке"
Проблема: в группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Анализ задачи:
|
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...