Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формулировка противоречия, порождённого выявленным конфликтом (построение абстрактной модели конкретной задачи).




В зависимости от выбранной задачи, а также от предъявляемых к системе требований, возможны различные виды противоречия на основе конфликта.

Модель технического противоречия (ТП), а точнее пары ТП (если выполнить условие 1, то (положительные следствия ("+")), но (отрицательные следствия ("-")), а если выполнить противоположное условие 2, то отсутствует "-", но отсутствует и "+") помогает чётче определиться с тем, к чему будет предъявляться претензия.

Например, в задаче "О детском негативизме":

Если жёстко настаивать на немедленном выполнении требования ребёнком, то взрослый добьется желаемого послушания ("+"), но это послушание будет неосознанным, а ребёнок будет испытывать дискомфорт ("-").

Если же не настаивать на немедленном выполнении требования, то ребёнок будет чувствовать себя комфортно ("+"), но не подчинится по первому требованию ("-"). Надо сделать так, чтобы + остались, а - ликвидировались.

Т.е. надо сделать так, чтобы ребёнок послушался и при этом чувствовал себя комфортно. Очевидно, что способность ребенка воспринимать требования взрослого и подчиняться им и есть тот самый объективный фактор, который диктуется психофизиологическими особенностями развития.

Далее используется модель физического противоречия (ФП):

ПАРАМЕТР Элемента
должен быть (требование 1),
чтобы (обоснование требования 1),
И этот же ПАРАМЕТР ТОГО ЖЕ элемента,
должен быть другим (противоположное требование 2),
чтобы (обоснование требования 2).

Наиболее проблемным местом на этом этапе является выбор элемента (системы), к которой предъявляется претензия. Если претензия предъявляется не к тому элементу, или за основу принимаются не те требования, то происходит подмена условия задачи. Так произошло, например, в задаче "О ребёнке, который прятался в шкафчик". В описанном решении была сделана попытка изменить средство (шкафчик для хранения одежды), которое использовал ребенок для самовыражения. А претензию следовало предъявлять к способу самовыражения, или к мотивам.

В задаче "О детском негативизме" тем самым элементом, который должен повлиять на мотивы поведения ребёнка, является распоряжение взрослого относительно дисциплины. Потому что негативная реакция малыша направлена именно на него.

Поскольку признаки изобретательской задачи имеет именно пример №3 "О детском негативизме", далее для иллюстрации мы будем использовать только этот пример.






Пример 3.

Распоряжение взрослого должно потребовать от ребёнка определённой нормы поведения, потому что этого требует установленный распорядок. И распоряжение взрослого не должно требовать от ребёнка нужной нормы поведения, потому что малыш не может подчиниться в силу проявления детского негативизма, побуждающего его действовать наперекор. Следует отметить, что зачастую противоречие сразу формулируется по модели ФП. Если "проблемный элемент" очевиден уже при выявлении конфликта объективных и субъективных факторов.

4. "ИКР"

Представление Идеального Конечного Результата (построение абстрактной модели решения задачи).

Необходимо представить такую ситуацию, в которой противоречие разрешается при минимальных затратах, практически само по себе ("бесплатно"). Система сама решает связанные в ней проблемы.

Пример 3.

Ребёнок сам захочет выполнить требование взрослого.

5. "Ресурсы"

Выявление ресурсов для достижения ИКР и выход на конкретное решение.

Наиболее рациональным ("бесплатным") является внутренний ресурс, т.е. тот, которые уже занимает в системе естественное положение. В данном случае нас будут интересовать мотивы поведения ребёнка. Причём не все, а именно тот мотив, который мешает нам добиться послушания.

Пример 3.

Если ребёнок стремится всё делать наоборот, надо постараться задействовать именно этот "дух сопротивления". Требование нужно сформулировать так, чтобы ребёнок, сопротивляясь, сам выполнил требуемое распоряжение.

6. "Решение"

Решение задачи с помощью выбранных ресурсов и определение тех ограничений, в условиях которых будет работать данное решение. Формулирование подзадач.

Пример 3.

Чтобы ребёнок сделал наоборот, нужно дать требование "наоборот". Например: "Ни в коем случае не одевайся гулять!" Руководствуясь духом сопротивления, он быстро сделает наоборот.

В некоторых случаях на предыдущем шаге определяется не само решение, а идея, которая требует доработки: мысленного эксперимента по применению выбранного решения и построения прогноза на будущее, или формулировки подзадач, решение которых необходимо для получения финального решения. Тогда ход рассуждений повторяется, в зависимости от подзадачи формулируется новое противоречие (по модели ФП) и т.д. Более подробно это будет показано на конкретных примерах в главе "Примеры анализа педагогических проблем, выполненные учащимися".

В задаче "О детском негативизме" решение будет работоспособным только до определённого возраста (до 2-2,5 лет), пока малыш всё воспринимает непосредственно. И при условии, что оно будет использовано в 1-2 случаях. При частом повторении, а также в старшем возрасте ребёнок уже понимает комичность ситуации, и решение потребуется другое.

В данном случае мы получили удовлетворяющее решение. Если же получена лишь идея, то дальнейшая работа заключается в формулировании тех подзадач, которые необходимо решить, чтобы воплотить эту идею в конкретное решение. Нужно искать новые ресурсы, выявлять противоречие их параметров для конкретной ситуации и т.д.

* * *

Анализ некоторых типовых решений, предлагаемых традиционным опытом в педагогической деятельности, проводится нами в работе со студентами дневного отделения (будущими педагогами), и заочной формы обучения (практиками, не имеющими специального образования). Наши наблюдения показывают, что в первом случае, у будущих педагогов предупреждается возникновение некоторых стереотипов, ещё не выработанных практическим применением, но уже обозначенным в результате их опыта на бытовом уровне.

Во втором же случае, практикам становится понятной и очевидной несостоятельность некоторых требований к ребёнку со стороны взрослого, предъявляемых по инерции.

Такой подход к работе с педагогической задачей, на наш взгляд, способен сформировать аналитическое мышление у будущих педагогов, понимание необходимости умений применять знания по психологии, физиологии, анатомии, истории.

 

 

    ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ВЫПОЛНЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ Задача №1 "Об отверженном ребёнке" Проблема: в группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику. Анализ задачи:
  • Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
  • Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
  • Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
Конфликт: наше желание помочь мальчику войти в детское общество конфликтует с нежеланием детей его принять. Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно, что повлияло на то, что ребёнок стал отверженным в группе, неясны истинные мотивы детей, так как они не в состоянии адекватно пояснить ситуацию. Допущение: ребёнок, попавший в ситуацию отверженного, не умеет себя проявить. Противоречие 1: дети должны принять мальчика в круг своего общения, чтобы он чувствовал себя комфортно, и дети не должны принимать его в круг своего общения, потому что он им несимпатичен. ИКР: дети сами вступают с мальчиком в общение. Ресурсы: способности мальчика, значимые для других детей; ситуация, когда дети вынуждены часто обращаться к мальчику, например, за помощью, которую больше никто не может оказать. Промежуточное решение 1: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети. Противоречие 2: поручений должно быть много, чтобы дети почаще обращались к мальчику, и поручений не должно быть много, чтобы не создавать для мальчика ситуации зависимости от большого числа обязанностей, и чтобы не вызвать раздражения у других детей. Обострение противоречия: поручений должно быть бесконечно много (вся жизнь - сплошное поручение) и поручение должно быть одно единственное. ИКР 2: поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям. Конкретное решение: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей. Задача №2. "О фронтальном и индивидуальном обучении" Проблема: в группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-30 человек). Это не позволяет во время занятия уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяет режим и специфика работы детского сада. Как быть? Задача:
  • Что есть? - группа детей 25 человек,
  • Что не устраивает? - не хватает времени и способности распределить внимание на всех детей в процессе 25-минутного занятия.
  • Что нужно? - чтобы на занятии каждый ребёнок имел возможность принять активное участие.
Конфликт: потребность поставить каждого ребёнка в активную позицию через индивидуальное общение конфликтует с нехваткой времени и возможностями воспитателя. Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестен возраст детей, вид занятия и характер деятельности. Допущение №1: ситуация происходит в младшей группе. Противоречие 1: если уделить индивидуальное внимание каждому ребёнку, то качество усвоения материала будет выше, но при этом а) занятие не впишется в отведённые временные рамки и б) дети, до которых очередь дойдёт позже могут потерять интерес к содержанию. Если же работать со всеми фронтально и обращаться только к отдельным детям, то занятие впишется во временные требования, но качество усвоения материала будет хуже. ИКР 1: каждый ребёнок получает индивидуальное внимание на протяжение всего занятия. Ресурс 1: старший собеседник каждому ребёнку (другой воспитатель, няня, старшие дети). Промежуточное решение 1: на занятие к малышам приглашаются дети старшего возраста, которые способны после небольшой инструкции индивидуально проверить правильность выполнения задания у 2-4 малышей. Противоречие 2: старшие дети могут принять участие в занятии с малышами, чтобы помочь осуществить индивидуальное общение, и старшие дети не могут принять участие в занятии с малышами, потому что у них тоже есть свои занятия. Конкретное решение №1: разнесение времени занятий в режиме дня - с малышами можно заниматься и во второй половине дня, когда у старших, как правило, занятий нет. ИКР 2: участие старших детей в занятии младших решает образовательные задачи и того, и другого возраста. Ресурс 2: содержание детской деятельности в рамках темы. Конкретное решение №2: после занятия с малышами каждый старший ребёнок индивидуально рассказывает воспитателю о том, как его подопечный выполнил задание. Этим как минимум формируется навык связной монологической речи. Более конкретный вариант возможен, если специально разработать содержание такого интегрированного занятия. Допущение №2: ситуация происходит в старшей группе. Противоречие: то же. ИКР: дети сами создают себе возможность индивидуального общения. Ресурс: навыки общения со сверстниками в рамках заданной темы. Конкретное решение: занятие организуется по принципу взаимообучения. Например, ролевая игра, когда дети в парах поочерёдно выступают в роли ученика и учителя. Задача №3. "О ребёнке, который прятался в шкафчик" (шутка) Проблема: каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день. Как быть? Анализ ситуации: в данной ситуации можно рассматривать много задач. Мы не можем изменить традиции отношений в семье, поэтому выделим тот момент, который нас больше всего не устраивает. Ребёнок прячется в личный шкафчик и не хочет оттуда выходить. Однако когда папа уходит, он выходит из шкафчика после требования педагога, которое нужно повторить 2-3 раза. При этом ребёнок никак не объясняет своё поведение. Но его мимика и весь внешний вид показывает, что он получает удовольствие от оказываемого ему внимания. Ребёнок общительный, отношения с детьми в группе у него ровные, есть товарищи по играм. И вообще на протяжении всего дня он не создаёт напряжения в группе. Получаем задачу: как сделать так, чтобы ребёнок не прятался по утрам в шкафчик и этим не создавал проблемы воспитателю? Задача:
  • Что есть? - ребёнок 5 лет, который прячется в личный шкафчик по утрам.
  • Что не устраивает? - то, что воспитателю приходится отвлекаться на него от остальных детей.
  • Что нужно? - чтобы ребёнок прекратил прятаться в шкафчик при раздевании.
Конфликт: неадекватное поведение ребенка конфликтует с требованиями дисциплины. Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно точно, какие мотивы побуждают ребёнка поступать таким образом. Допущение: такое поведения мальчика - каприз, объясняемый попустительской реакцией отца. Противоречие: ребёнок должен прятаться в шкафчик, потому что так хочет, и не должен этого делать, чтобы не создавать неудобства воспитателю. ИКР: в раздевалке создаётся ситуация, что ребёнок никак не может спрятаться в шкафчик. В шкафчик нельзя спрятаться, если его попросту нет. Ресурс: идеальный шкафчик (шкафчика нет, но его функции выполняются). Шкафчик - место для хранения одежды. Принципиально важные с этой целью его части - стенки и крючки для одежды на них. Конкретное решение: нужно организовать ребёнку место для раздевания, которое не будет изолироваться (закрываться) дверцей, чтобы некуда было спрятаться. Раздвигаем шкафчики (они традиционно объединены в блоки по 4-5 штук), на их внешние стенки крепим крючки, в простенке ставим стульчик, сидение которого будет выполнять функции полочки. Примечание: в работе с этой проблемой учащиеся изначально допустили ошибку, неверно определив элемент, к которому предъявляется претензия. Из педагогических соображений, им не было указано на это, для того, чтобы, получив решение, они сами поняли свою ошибку. Задача №4. "О девочке, жующей пластилин" Проблема: в группе детского сада есть девочка, которая на занятиях по лепке постоянно берёт в рот пластилин. Замечания и запреты не помогают. Объяснить эту тягу ребёнок не может. Как быть? Задача:
  • Что есть? - ребёнок 4 лет, который любит жевать пластилин.
  • Что не устраивает? - то, что эта привычки наносит вред состоянию здоровья (пластилин вреден по химическому составу), и что это привлекает внимание других детей.
  • Что нужно? - чтобы ребёнок прекратил брать пластилин в рот.
Конфликт: вредная привычка ребенка конфликтует с требованиями санитарии и гигиены. Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно точно, какие мотивы побуждают ребёнка поступать таким образом. Противоречие: нужно сделать так, чтобы девочка перестала брать пластилин в рот, чтобы не вредить её здоровью, и нельзя этого сделать обычным способом, потому что это отвлекает внимание и время взрослого, предназначенное другим детям. ИКР: девочка сама не хочет брать пластилин в рот. Ресурс: вкус, вызывающий очень неприятное ощущение. Конкретное решение: в кусочки пластилина, которые даются девочке на занятие, подмешивается порошок жгучего перца. Задача №5. " О гиперактивном ребёнке" Проблема: мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. Анализ ситуации: умственно ребёнок развивается нормально, любит шумные игры, но долго находиться в состоянии покоя не может. По отношению к детям настроен положительно, имеет в группе друзей, не агрессивен. Гиперактивность имеет физиологические корни. Если взрослый настаивает на спокойном виде деятельности, ребёнок теряет равновесие в поведении, плачет, отказывается от общения. Задача:
  • Что есть? - гиперактивный ребёнок.
  • Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
  • Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.
Конфликт: физиологические особенности ребёнка конфликтуют со способом организации учебной деятельности. Противоречие: если ограничить подвижность ребёнка в процессе обучения, чтобы он выполнял задание, то это вызовет негативную реакцию мальчика, а задание не будет выполнено. Если не ограничивать подвижности, то ребёнок будет работоспособен, но создаст много шума. Задача решается одним из типовых приёмов разрешения противоречий "Обратить вред с пользу": излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания. Конкретное решение: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т.д.), где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения. * * * Все задачи, описанные в этом разделе, были предложены самими учащимися на основе наблюдений, сделанных на практике в детском саду. Решения работоспособные, хотя не все были приняты педагогами. Причина неприятия - необычность подхода, непривычность такого способа действия.
 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...