Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Психология как отрасль научного знания и научно-теоретическая основа деятельности психолога в образовании




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

Екатеринбург

РГППУ

2016


Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в профессиональную деятельность». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 22 с.

 

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

 

Авторы: кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития О.Н. Шахматова
  старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития И.А. Курочкина
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

 

Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от «14» января 2016 г. № 11.

 

Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития   Э.Ф. Зеер

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от «29» января 2016 г. № 5.

 

Председатель методической комиссии Института ППО          В.В. Пузырев
     
Директор Института ППО   И.И. Хасанова
     
Зам. директора НБ   Е.Н. Билева

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© О.Н. Шахматова, 2016 © И.А. Курочкина , 2016



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» является ознакомление студентов с основными отраслями научной психологии, видами и сферами работы психологов-практиков, спецификой психологии как профессии. Формирование образа психолога-профессионала (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая). Содействие развитию мотивации к освоению профессии психолог.

Задачи дисциплины:

· ознакомить с учебно-профессиональной подготовкой психологов в образовании;

· ознакомить с особенностями профессиональной деятельности психолога в образовании;

· сформировать теоретические знания об особенностях психологии, как науки и профессии;

· провести со студентами мероприятия, формирующие компетенции, необходимые для работы психолога в образовании.

Воспитательной целью данной дисциплины является создание благоприятных условий для развития набора важных для психолога, работающего в образовании, компетенций.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

 

Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» относится к вариативной части профессионального цикла. Она дает возможность ознакомления с базовыми знаниями и навыками профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины рассчитано на первый семестр, поэтому в данном курсе предоставляются начальные знания, которые понадобятся студенту на последующих этапах обучения.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, которые включены в учебный процесс в этом же семестре:

Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» основывается на знаниях из дисциплин школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Биология».

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Педагогическая психология», «Психолого-педагогическая коррекция», «Психологическое консультирование», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психологическая служба в образовании» в профессиональном цикле ОПОП.

3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную общепсихологическую подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего психолога.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ОПОП ВО:

общекультурные компетенции:

– способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

профессиональные компетенции (ОПК):

– способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК -10).

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПК):

– способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-24);

– способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК-28).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· о целях и задачах основных направлений деятельности психолога-профессионала;

· о целях и задачах основных направлений деятельности психолога-профессионала;

· квалификационные требования к психологам различного профиля;

· морально-этические принципы работы психолога.

Уметь:

· ориентироваться в классификациях психологических профессий;

· анализировать типичные приемы работы психолога;

· определять индивидуально-личностные причины выбора специальности;

· определять свою профессиональную позицию психолога

Владеть:

· навыками теоретического анализа научной психологической литературы;

· организовывать самообразование

· способами обобщения и логического изложения материала.

 

 



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий

Формы обучения

Очная форма обучения Заочная форма с полным сроком обучения

1. Виды и объем учебной работы, в ч.

1. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108)
1.2. Аудиторные занятия: 34 8
1.2.1. Лекции - -
1.2.2. Практические (семинарские) занятия 34 8
1.2.3. Лабораторные работы - -
1.3. Самостоятельная работа: 74 100
1.3.1. Курсовой проект (работа) - -
1.3.2. Контрольная работа - 60
1.3.3. Расчетно-графическая работа - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних работ, самостоятельная подготовка по дополнительному материалу и др. 74 40

2. График изучения дисциплины

2.1. Курс 1 1
2.2. Семестр 1 1
2.3. Экзамен (семестр) - -
2.4. Зачет (семестр) 1 1
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - -
2.6. Контрольная работа (семестр) - 1

 

 



Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция Практические занятия Самостоятельная работа Лабораторная работа
1 Психология как отрасль научного знания и научно-теоретическая основа деятельности психолога в образовании

1

 

1-2 - 4 8

Не предусмотрена

Выполнение самостоятельных домашних заданий:

эссе;

интерпретация тестовых методик;

Рефераты; подготовка мультимедиапрезентаций

2 Общая характеристика деятельности психолога в образовании 3-4 - 4 8  
3 Направления деятельности психолога в образовании 5-6 - 4 8
4 Образование и его особенности на современном этапе развития общества 7-8 - 4 8
5 Этическое и нормативно-правовое регулирование деятельности психолога в образовании 9-10 - 4 8
6 Профессиональные особенности личности психолога в образовании 11-12 - 4 8
7 Характеристика методов, применяемых психологом при работе в сфере образования 13-14 - 4 8
8 Профессиональное самоопределение и развитие психолога 15-16 - 4 10
9. Особенности организации и самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студента в высшем учебном заведении 17 - 2 8    
  Итого     - 34 74 0 Зачет


Содержание дисциплины

Тема 1. Психология как отрасль научного знания и научно-теоретическая основа деятельности психолога в образовании

Психология как наука, научно-методические подходы, связь психологии с другими науками. Краткая характеристика основных теоретических направлений в зарубежной и отечественной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, основные направления и школы отечественной психологии (деятельностный подход, культурно-исторический подход, субъектный подход, поведенческий подход). Современная психология как совокупность теоретических и прикладных дисциплин.

 

Тема 2.Общая характеристика деятельности психолога в образовании

Психолог в сфере образования и обучения. Основные направления деятельности психолога (научное, прикладное, практико-ориентированное).

Психология как профессия. Краткая историческая справка. Практическая психология. Специфика профессии психолога. Психолог-исследователь. Психолог-практик. Психолог – преподаватель. Психолог-организатор.

 

Тема 3. Направления деятельности психолога в образованииНаправления деятельности практического психолога образования: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, коррекция, консультирование. Виды профессиональной деятельности психолога в образовании, здравоохранении, промышленности и бизнесе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...