Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Воспитатель предлагает детям сделать горки из снега на участке, по­катать своих кукол на игрушечных санках. Это удобная ситуация, когда ребенок может выполнять определенные действия с игрушкой под стихотворение, которое читает в этот момент взрослый: «Пока­тились санки вниз / Крепче куколка держись! / Ты гляди, не упади, / Там канавка впереди».

Время на прогулке удобно для наблюдений за самостоятельными играми детей. Воспитатель должен знать, на каком уровне развития сюжетно-ролевой игры находится каждый ребенок: создает ли он свой замысел или предпочитает присоединиться к играющим де­тям; умеет ли организовывать игровую среду для реализации своего замысла; какие игровые средства он использует (обозначает игро­вое действие словом, жестом или предпочитает развернутые пред­метно-игровые действия); чаще играет один, рядом или вместе со сверстниками; вступает ли в ролевой диалог с партнером. Это не­обходимо для того, чтобы видеть успехи детей в результате форми­рующих игр со взрослыми и помогать им преодолевать возникшие затруднения. Это поможет обозначить задачи развития на ближай­шее будущее.

При наблюдении за самостоятельными играми воспитатель дол­жен уметь вовремя вступить в игру в случае конфликта, помочь сове­том, в случае затруднения в игре путем наводящих вопросов стиму­лировать сюжет.

297


РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Белые фигурки»

Задачи.Обогащать опыт содержательного внеситуативного об­щения детей. Подводить к составлению небольшого пересказа. Раз­вивать образность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков.

Материалы, инструменты, оборудование.Элементы костюма для рассказчика: шапочка, шарф, лыжи и т. д. (по усмотрению воспитате­ля). Детские лыжи.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель загадыва­ет детям загадку:

Шубу снежную надела, Закружила, завертела. Заковала речку в лед, Встать на лыжи нас зовет1.

(Зима)

Педагог спрашивает детей:

— Когда это бывает?

— Как вы догадались, что это зима?

— Как вы понимаете, что значит «шубу снежную надела»? (Сво­
бодные высказывания детей.)

— А что значит «закружила, завертела»? (Ответы детей.)

Затем загадывает еще одну загадку:

Сразу два лихих коня В зимний лес несут меня2. (Лыжи)

Педагог демонстрирует лыжи и спрашивает, почему сказано про лыжи, что это «два лихих коня»? Выслушивает рассуждения детей. Затем говорит: «Зимой, когда падает снег, рождаются странные белые фигурки, на что-то очень похожие». Предлагает послушать об этом. Читает отрывки из рассказа Н. Сладкова «Белые фигурки»:

Тут вылез из сугроба снежный человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. <...>

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их торопись. А то дунет ветер поминай как звали!3

1 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 19.

2 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 27.

3 Игры круглый год. Программа развития и обучения дошкольников. Школа Оле­
си Жуковой. — СПб: Нева, М.: Омега-Пресс Образование, 2003. С. 16.

298


После чтения рассказа педагог спрашивает детей, поняли ли они, что это были за странные фигурки. Выслушивает высказывания де­тей. Воспитатель обобщает и расширяет детские ответы: «Это снег ложится такими причудливыми фигурками. Но стоит подуть ветру — и они исчезают».

Далее дети хором читают скороговорку:

Чудо-чудо-чудеса, Волшебство пришло в леса.

Скороговорка повторяется в умеренном темпе негромко, с таинс­твенной интонацией 3 раза.

Затем воспитатель говорит: «Зимой много всего прекрасного и интересного. А что вас больше всего поражает, радует зимой?» (Сво­бодные высказывания детей.)

Воспитатель продолжает: «Зимой бывает новогодний празд­ник». Читает стихотворение П. Синявского «Мы встречали Новый год».

Мы встречали Новый год — Папа, мама, я и кот.

Я пил праздничный компот, Взрослые — шампанское. А ужасно важный кот Уплетал сметанское1.

Педагог спрашивает детей, что они любят делать зимой, кто хотел бы рассказать об этом. Выслушивают желающих детей. Воспитатель ждет, чтобы ребенок самостоятельно произнес 2—3 фразы. Но, если он молчит, ему следует оказать помощь, подсказывая начало предло­жения. Добиваться точной передачи текста не надо.

ЛЕПКА «Нарядные снеговики»

Задачи.Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пласти­ческой формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей раз­ной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнитель­ными материалами. Развивать чувство формы и пропорций.

Самые веселые. — М: Олма-Пресс Образование, 2004. С. 69.

299


Предварительная работа.Экспериментирование со снегом и плас­тилином. Лепка (конструирование) снеговиков и других поделок из мягкого снега на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками.

Материалы, инструменты, оборудование.Материал по выбору пе­дагога: пластилин белого, голубого, сиреневого, синего цвета; белая глина или неокрашенное соленое тесто; стеки, мелкие пуговички для глаз, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матер­чатые, поворотный диск.

Схематическое изображение снеговика для обучения планирова­нию работы: графический рисунок или аппликация из геометричес­ких форм (см. рисунок).

Основа для общей композиции — овальная или более сложная форма, вырезанная из белого или светло-голубого картона.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает де­тям стихотворение Г. Лагздынь «Человечки снеговые»:

Подо льдом уснули речки,

А под снегом грядки спят.

Я из снега человечков налеплю,

Поставлю в ряд!

Пусть стоят, как часовые.

Человечки снеговые1.

Воспитатель вспоминает с детьми, что можно слепить на улице из мягкого снега. Предлагает слепить снеговика. Дети самостоятельно выбирают материал для лепки.

Педагог спрашивает детей, как обычно выглядит снеговик, ка­ким способом его лучше слепить. Уточняет и обобщает ответы де­тей, создавая схематический рисунок мелом на доске, фломастером на мольберте или выкладывая аппликацию из геометрических форм на фланелеграфе. Это обязательный элемент занятия, необходимый для обучения детей планированию работы — делению пластилина на нужное количество частей с опорой на схему.

— Посмотрите на нашего нарисованного снеговика. Он состоит
из трех частей: внизу самый большой шар, посередине средний по
величине шар; и вверху самый маленький шар — голова. Еще есть
руки — они могут быть как шарики у неваляшки, или как столбики
(цилиндрики).

— Посмотрите, как мы будем делить пластилин (комок глины,
соленого теста). Скатайте его в виде пирамидки: один конец пи­
рамидки толще, а другой — тоньше. Положите его перед собой и
разделите стекой пополам, а потом каждую часть еще раз пополам.

Из неопубликованного.


Из самой маленькой части мы сделаем руки, а из остальных — ту­ловище и голову снеговика. (На этом занятии дети планируют ра­боту и делят материал на нужное количество частей параллельно с воспитателем).

—Сколько частей у нас получилось? Одинаковые они по размеру?
Сейчас мы все вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить
материал для лепки снеговика. Покажите, из чего будете лепить туло­
вище. (Дети показывают). Найдите материал для головы. Что выйдет
из оставшегося кусочка?

—Молодцы! Начинаем лепить, только постараемся, чтобы ваши
снеговики были нарядными. Чем и как вы можете их нарядить? Как
можно слепить необычную шапку? Пуговицы? Шарфик? Не забудем
про глазки — их можно сделать из пуговичек или пластилина темного
цвета.

Дети лепят. Воспитатель помогает советами, косвенными вопро­сами, в случае затруднений с планированием повторно показывает схему, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приемы.


-х-


В конце занятия воспитатель предлагает детям принести снего­виков на «Снежную полянку» и разместить так, чтобы всем хватило места.


 


300


301


ПРИРОДА «Снег и лед»

Задачи.Познакомить детей со свойствами снега и льда, с некото­рыми зимними явлениями природы (снегопад, метель).

Материалы, инструменты, оборудование.Кусочки льда (желатель­но использовать для замораживания специальные фигурные фор­мочки); ледяная пластинка, внутри которой заморожен лист расте­ния или какой-нибудь небольшой, легкий, плоский предмет; снег, мисочки, перчатки, лупы.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель напоми­нает детям о том, как они наблюдали за снегом и льдом на прогулках, просит вспомнить, чем лед отличается от снега, и предлагает иссле­довать лед и снег.

Воспитатель показывает большую миску с кусочками льда и спра­шивает, что это такое, выясняет, как дети узнали, что это лед, а не снег. Каждый ребенок получает по кусочку льда и исследует его: рас­сматривает через лупу, трогает, берет в руку, проводит пальчиком по его поверхности, выясняет, тяжелый он или легкий.

Затем воспитатель по очереди надевает каждому ребенку на одну руку перчатку и предлагает взять в нее кусочек льда. Такой же кусочек ребенок берет в другую руку, без перчатки. Воспитатель спрашивает, какой ладошке холоднее — той, которая в перчатке, или той, которая без нее, обсуждает с детьми, почему лед в руке без перчатки начинает таять, а в руке с перчаткой — нет.

Затем воспитатель показывает детям тонкую пластинку льда, в ко­торой заморожен предмет, и спрашивает, что они видят. Воспитатель объясняет, что лед прозрачный, как стекло в окошке или аквариуме. Спрашивает, почему дети могут видеть через стекло (оно тоже про­зрачное). Затем воспитатель помещает такой же предмет за листом обычной белой бумаги и спрашивает, виден ли он теперь. (Нет, пред­мет не виден. Значит, бумага не прозрачна).

Дети отставляют мисочки с кусочками льда, чтобы в конце занятия понаблюдать, что с ними произошло. Воспитатель кладет каждому ре­бенку немного снега в другую мисочку и спрашивает, почему дети ре­шили, что это снег, а не лед. Дети исследуют снег по аналогии со льдом, сжимают его в руке, рассматривают снежинки через лупу. Во время ис­следований воспитатель подчеркивает, чем снег похож на лед (холод­ный) и чем отличается (мягкий, его можно сжать в руке, не прозрач­ный, в нем заметны снежинки). В заключение воспитатель сообщает, что у снега и льда есть еще кое-что общее и предлагает посмотреть, что появилось в мисочках со льдом и снегом во время занятия, спраши­вает, откуда взялась вода. Вместе с воспитателем дети делают вывод: в тепле лед и снег тают. Значит, снег и лед — это вода, которая замерзла.


РИСОВАНИЕ «Снеговики в шапочках и шарфиках»

Задачи.Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приемы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать чувство цвета, формы и пропорций. Воспи­тывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Предварительная работа.Создание снеговиков из разных матери­алов.

Материалы, инструменты, оборудование.Листы бумаги темно-го­лубого, синего, фиолетового, сиреневого, черного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы — графический рисунок или аппли­кация из геометрических форм.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель напо­минает детям о том, как они лепили на улице из мягкого снега нарядных снеговиков. Показывает пластилиновые фигурки снего­виков, которых дети слепили на занятии по лепке, и предлагает нарисовать их друзей — нарядных снеговиков в шапочках и шар­фиках. Объясняет порядок работы:

— берем лист бумаги синего (темно-голубого, сиреневого, фиоле­тового, черного) цвета для того, чтобы хорошо было видно белых сне­говиков (на белой бумаге они «потеряются»); размещаем лист верти­кально, если хотим нарисовать одного снеговика, и горизонтально, если будем рисовать двух-трех снеговиков;


 


302


303


—рисуем снеговика (или двух-трех снеговиков), начиная с самого
большого круга; снеговик может быть слеплен из двух или трех ком­
ков снега, поэтому и рисовать можно два или три круга;

—наряжаем снеговика (или снеговиков) в нарядную шапочку и
«повязываем» шарфик такого же цвета, чтобы получился комплект
одежды; на шапке и концах шарфа можно нарисовать кисточки, пом­
поны или бахрому;

—берем тонкую кисточку и дорисовываем мелкие детали — глаза,
нос-морковку, рот, метлу.

Дети рисуют. Воспитатель помогает советами, косвенными воп­росами, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приемы.

В конце занятия проводится экспресс-выставка «Снеговики в ша­почках и шарфиках».

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Лыжи и санки»

Задачи. Продолжать знакомить детей с временами года, зимни­ми развлечениями (катание на санках, лыжах), со свойствами снега и льда. Учить находить зависимость внешнего вида предмета от его назначения.

Предварительная работа.Во время прогулки воспитатель с детьми рассматривает на участке с рыхлым снегом следы, оставшиеся на нем, и просит детей догадаться, от чего они (упала ветка, пробежала кош­ка или собака, прыгала птица, прошел человек). Пробует вмести с де­тьми оставить на рыхлом снегу отпечатки (наступить ногой, постучать лопаткой, бросить какой-либо небольшой предмет: шишку, мячик, листок бумаги и т. п.). Рассматривает, какие из получившихся следов глубокие, а какие — нет. Затем предлагает детям провести по рыхлому снегу куклу на игрушечной машине и игрушечных санках, после это­го обсуждает, что было сделать легче, а что тяжелее. Делает вывод, что колеса машины больше проваливаются в снег, а полозья санок — мень­ше, поэтому санки везти легче, а машину тяжелее. Затем воспитатель и дети утрамбовывают небольшой участок рыхлого снега и вновь прово­зят машину и санки, обсуждают, что получилось. После этого делают то же самое на очищенном от снега асфальте — выясняют, что по ас­фальту машину везти легче, а санки — труднее, они не скользят.

В конце воспитатель предлагает детям поиграть в следопытов: они получают задание найти как можно больше самых разных следов на снегу и объяснить их происхождение.

Материалы.Картинки: снегокат, лыжи, детские санки и большие сани. Иллюстрации с изображениями разных упряжек, в которые

304


впряжены разные животные — лошади, олени, собаки, волы, осли­ки, верблюды и т. д.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель выясняет с детьми, какое сейчас время года, что они любят делать, во что иг­рать на улице зимой (лепить снеговиков, кататься на санках и т. д.). Затем предлагает послушать стихотворение о том, что произошло од­нажды с мальчиком в магазине:

Очень обидно Валяться без толку, Зря занимать Магазинную полку!

Клюшка кричит За спиной продавца:

—     Эй, попроси хорошенько
Отца!

Это немыслимо, Это уж слишком, Чтобы без клюшки Остался мальчишка!

Санки ревут:

—     Мы умрем от жары,
Если сейчас же

Не съедем с горы!

Лыжи меня Подозвали поближе:

—     Знаешь, мы очень хорошие лыжи.
Ночью сегодня

Нам снилась лыжня...

Славные лыжи теперь У меня!'

Воспитатель обсуждает с детьми, какие предметы просили мальчика о том, чтобы он купил их, что выбрал мальчик, что вы­брали бы они: клюшку, санки или лыжи — и почему. Напоминает, что на физкультурном занятии они пробовали кататься на лыжах, спрашивает, трудно или легко это было. Обсуждает с детьми, что такое лыжня. Вспоминает, как они пробовали везти по снегу кук­лу на игрушечной машине и на санках, подводит их к выводу, что полозья лыж, как и полозья санок не дают глубоко проваливаться в снег.

1Кушак Ю. «В магазине» // Кушак Ю.Н. Плывет кораблик в гости. — М.: Малыш, 1990.С. 8.

305


Показывает детям картинки, на которых изображены снегокат, аэросани, лыжи, детские санки и большие сани, просит назвать, что это, когда, в какое время года люди этим пользуются. Затем спра­шивает, что у них общего, что есть у всех этих предметов (полозья), и почему. Если имеется картинка с санями-волокушами, то следует обратить внимание на то, что у них нет полозьев и обсудить с де­тьми, как будут ехать такие сани по снегу, легче ли на них передви­гать ся, чем на обычных санях; если на картинке старинные сани, то можно рассказать, что когда в России не было дорог, передвигаться в санях было удобнее, чем на телеге, а зимой ездили на санях по ре­кам, как по дорогам.

Спрашивает детей, кто из них уже катался на санках с горки, кого катали на санках взрослые. Рассказывает о разных видах саней, о том, каких животных можно впрягать в сани. Показывает иллюстрации, на которых изображены разные упряжки (тележки, повозки и сан­ки), которые везут разные животные (волы, лошади, ослики, собаки, олени) просит детей сказать, какие из них могут ехать по снегу, а ка­кие — нет.

Спрашивает, где санки едут легче и быстрее — по снежной до­роге или по асфальту. Обсуждает с детьми, почему по поверхности льда или по утрамбованному снегу легко скользить, почему лыжи не едут по асфальту. Вспоминает вместе с детьми рассказ «На гор­ке», который они читали накануне, в котором мальчик Котька сделал ледяную горку нескользкой, спрашивает, как он это сделал.

В конце занятия предлагает детям отгадать загадку и сказать, о ка­ких странных дощечках и непонятных крючках говорится в отрывке из стихотворения Д. Хармса «Я шел зимою вдоль болота...»:

...Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических

крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел,

Подпрыгнул

И исчез.1

Последующая работа.Воспитатель предлагает детям устроить для игрушек зимнюю Олимпиаду, когда они могут ездить на санках, коньках, лыжах, кататься с горок.

1ХармсД. «Что это было?» //Д. Хармс, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий, А. Введенский «Игра». Сборник стихов. Составитель Л.Н. Колесова. — М.: «Галарт», 1993. С. 14.


КОНСТРУИРОВАНИЕ «Горки»

Задачи.Учить детей анализировать образец конструкции гор­ки в определенной последовательности; конструировать горку по образцу и перестраивать ее по условию — опытным путем опреде­лять зависимость скорости движения при спуске с горы от высоты спуска; выделять в конструкциях параметры величины (высота) и различать три градации данного параметра величины при конс­труировании и обыгрывании горки (высокий — ниже — низкий).

Материалы, инструменты, оборудование.Набор строительного ма­териала для каждого ребенка (кубики; кирпичики короткие, средние и длинные пластины); игрушечные машины, соответствующие по ве­личине конструируемой горке.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показыва­ет детям образец конструкции горки (рис.) и предлагает ее рассмот­реть. Организует анализ конструкции по следующей последователь­ности: рассматривание объекта в целом; выделение в нем основных частей; установление пространственного расположения этих частей; выделение строительных деталей, необходимых для конструирова­ния каждой части конструкции; установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу и возвраще­ние к целостности объекта.

—Что это? (Горка.)

—Из каких частей она состоит? (Площадка, спуск.)

—Как расположены эти части? (Спуск примыкает к площадке.)

—Из каких деталей сделана площадка горки? (Из кубиков.)

—Из каких деталей сделан спуск горки? (Из широких пластин.)

—Как расположены эти пластины? (Первая пластина одной сто­
роной соединена со спуском, другой — со второй пластиной.)

—Чем отличается наша горка от горки, которую мы рассматрива­
ли на улице? (У нее нет лестницы, перил)

Затем воспитатель говорит детям: «По этой горке будут съезжать игрушечные машины». Она демонстрирует, как машинка съезжает с горки. Воспитатель объясняет и показывает, как сконструировать горку из кирпичиков и двух широких пластин: «Сначала надо пост­роить площадку из кубиков, к ней с одной стороны пристроить спуск из 2-х широких пластин». Далее предлагает детям приступить к прак­тической деятельности.

После того как все дети справились с заданием, воспитатель пред­лагает им поиграть с машинками — скатить их со своих горок.

Затем воспитатель предлагает одной группе детей перестроить свои горки так, чтобы машинка съезжала медленнее, чем с горки,


307


выполненной по образцу, а другой — так, чтобы машинка съезжала быстрее.

Давая задания одновременно двум подгруппам детей на разные варианты перестройки конструкции горки, воспитатель не уточня­ет, что эти изменения конструкции связаны с изменением высоты горки — ее площадки (одним детям горку надо сделать выше, дру­гим — ниже). Это задание дается детям на самостоятельное установ­ление зависимости скорости спуска с горки от высоты ее площадки и спуска. (Чем выше горка, тем больше скорость при спуске с нее.) Воспитатель предлагает детям еще раз скатить машинки с горки и практическим путем определить, правильно ли они выполнили зада­ние. Далее, в течение нескольких минут, дети играют с машинками.

В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за старание и про­сит аккуратно разобрать горки, сложить строительный материал в ко­робки, начиная с широких пластин.


ЯНВАРЬ. 19 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.На последней неделе ян­варя педагог продолжит с детьми разговор о зиме — самом холодном времени года. Дети узнают о том, из каких материалов шьют зимнюю одежду, как делают одежду из шерсти, как изготавливают валенки. Воспитатель познакомит детей с зимующими птицами, особеннос­тями их внешнего вида и поведения. Дети будут готовить разнообраз­ный корм для птиц, периодически подкармливать птиц и наблюдать за тем, как они едят, какую еду выбирают. Читая детям природовед­ческие рассказы, воспитатель обогатит детские представления о пти­цах новыми интересными фактами. Через стихотворные произведе­ния педагог будет не только развивать поэтический слух детей, но и активизировать употребление детьми точных глаголов, прилагатель­ных, в процессе речевой игры с правилами будет учить детей задавать вопросы о характерных признаках животных.

Полученные представления помогут детям слепить птиц на кор­мушках и нарисовать снегирей на заснеженных ветках, передавая строение тела и окраску. Воспитатель будет учить детей добиваться выразительности лепной фигурки путем смешивания двух исходных цветов пластилина, использования дополнительных материалов, пе­редачи движения птицы; совершенствовать технику рисования гуа-шевыми красками, развивать чувство цвета и формы.

На занятии по математике дети будут учиться считать в пределах пяти по осязанию. На прогулке будут осваивать новый способ конс­труирования из снега — путем отсекания лишнего от большого ком­ка. В сюжетных играх особое внимание будет уделяться развитию ро­левых отношений.

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1день

ч

*

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Ва­ленки и варежки». 2. Физкультура № 19.1. Разучивание тех­ники метания мяча на дальность (удобной рукой). Упражнение в ходьбе со сменой темпа и направления. Развитие гибкости: подвижная игра «Мышки в норках».
Прогулка Наблюдения в природе. Катание на санках, лыжах. Игры по инициативе детей.

309


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

После сна Чтение стихотворения Л.Зубковой «Ла-повички».
Вечер Игры по инициативе детей.

2 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Математические представления. За­нятие № 9. 2. Музыка № 19.1. Игра на детских музы­кальных инструментах: «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко). Музыкальное движение: обыгрывание песни «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко); игра «Медведь и зай­цы» (ел. и муз. Ф. Финкельштейна).
Прогулка Наблюдения в природе. Соревнование на санках «Кто быстрее». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа Г. Снегирева «Скво­рец».
Вечер Игры по инициативе детей.

3 день

Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Природа. «Птицы зимой». 2. Лепка. «Воробушки на кормушке».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры на лыжах «Догоните меня», «С горки в присядку», «Снайперы». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки В.Зотова «Снегирь».
Вечер Игры по инициативе детей.

4 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Рисование. «Как розовые яблоки, на ветках снегири». 2. Музыка № 19.2. Слушание музыки: «Пришла зима» (муз. Ю. Слонова, ел. О. Высотской). Пение: распевка «Я пою»; «Горка и Егорка» (муз. Ю. Блинова, ел. С. Поликарпова и И. Шаферана); «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко). Музыкальное движе­ние: «Танец с ленточками» (муз. В. А. Мо­царта).

310


 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Догоните меня» на лыжах. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения А. Барто «Сне­гирь».
Вечер Игры по инициативе детей.

5 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Узоры на снегу». 2. Физкультура № 19.2. Разучивание техники лазания по гимнастической стенке вверх и вниз приставным шагом. Закрепление техники метания мяча на дальность (удобной рукой). Развитие силы: комплекс ОРУ с набивными мя­чами.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Снайперы» на лы­жах. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.




















































Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. На этой неделе педагог уделяет особое внимание наблюдениям за птицами. Дети готовят разнообразный корм для птиц, который периодически кладут в кормушку. Воспита­тель предлагает запомнить, какие птицы и когда прилетали к детско­му саду, что они делали, как себя вели. Дети рассматривают внешний вид птиц, сравнивают их, находят сходства и отличия, наблюдают за тем, как они едят, какую еду выбирают. Воспитатель организует раз­нообразные игры, по содержанию связанные с темой «Птицы». На­пример, с помощью движений дети показывают, как передвигаются птицы по земле, как они летают, как едят.

Наблюдения в уголке природы. Воспитатель особое внимание уделя­ет наблюдениям за птицами в уголке природы. Дети сравнивают их с птицами, за которыми наблюдают на улице, составляют краткое опи­сание их внешнего вида, отмечают особенности поведения, питания. Воспитатель предлагает понаблюдать за волнистым попугайчиком и

311


показать с помощью движений, как он держится за жердочку, как ест, двигается, поворачивает голову, машет крылышками и т. п.

Формирование игровых умений и поддержкасюжетно-ролевой игры.

Самодеятельная сюжетная игра в своей развитой форме предполагает совместную деятельность детей. Но чаще всего мы наблюдаем, что дети в этом возрасте выполняют специфические действия, связанные с ролью, и мало внимания уделяют ролевым отношениям (не обща­ются друг с другом, не ведут ролевой диалог).

Каждая роль имеет разную степень подчиненности. В совместной игре могут быть разные роли, которые находятся во взаимодействии друг с другом, и отношения между ними могут быть как равноправ­ными («дети в семье», «покупатели в магазине», «пациенты в поли­клинике»), так и подчиненными («мама и дети», «продавец и покупа­тели»). Так, роль «ребенка» в игре в «семью» находится в подчинении к роли «мамы» и «папы»; в игре в «детский сад» — к роли «воспи­тателя» и «няни». А в отношениях с другими детьми в этой игре ре­бенок находится в равных отношениях. В процессе игры возможна смена ролей, например, кто-то из детей становится «дедушкой» или «бабушкой». В таком случае ролевое поведение участников меняется. Воспитатель в совместной игре с детьми формирует умение строить свое ролевое поведение в зависимости от ролевой позиции партнеров по игре. Овладение умениями изменять ролевые позиции и роли уже делает самодеятельную игру ребенка богаче, способствует развитию в игре ориентации в смыслах человеческих действий и отношений. В совместной игре с детьми воспитатель не только подчеркивает раз­нообразие ролевых связей, но и выделяет типы отношений между людьми.

Как правило, ведущие, лидирующие роли получает наиболее хо­рошо играющий ребенок в группе, нередко он пытается (и успешно) организовывать игру партнеров (Я — доктор, а ты, ладно, будешь мама Зайчика, я его буду лечить. А ты будешь — очередь...). Целесо­образно вводить в игру (хотя бы в виде эпизодических персонажей) тех детей, которые не справляются с индивидуальной ролью. Зато, повторяя друг за другом игровые действия в качестве «пассажиров» в транспорте, покупателей в магазине и т. п., они готовятся к более сложному ролевому поведению, самостоятельной ролевой речи, диа­логу.

Конструктивная деятельность детей на прогулке.Конструирование из снега. Педагог учит детей конструировать из снега новым (более трудным) способом — из плотной снежной массы убирается (отсека­ется) лишний снег и остается целостный образ, например, домик для птички, собачки, скамеечка и горка для куклы, мебель в кукольной комнате. В процессе конструирования из снега дети могут исполь­зовать совки, лопаты, дощечки, ящики, коробки, природный и бро-

312


совый материал (ветки, камни, шишки и др.). Для украшения конс­трукции и придания ей большей выразительности, используются разноцветные льдинки или окрашивание краской всей конструкции или отдельных ее частей.

Конструирование в вечернее время.Конструирование из деталей конструктора типа «Лего». Воспитатель вводит в деятельность де­тей новый вид конструктора типа «Лего» (базовые детали), имею­щего достаточно крупные размеры, разную геометрическую форму и простые способы крепления. Она вносит конструктор в группу, рассматривает вместе с детьми его детали, обсуждает правила поль­зования им: работать за столом, размещая коробку в центре стола и располагаясь вокруг, поднимать упавшие детали, не брать их в рот, оставшиеся детали убирать в коробку, после игры класть конструк­тор в определенное место. Педагог организует детей небольшими подгруппами, дает детям возможность самим рассмотреть детали конструктора, попробовать способы крепления деталей. При этом необходимо обеспечить каждому ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь.

Из-за большой подражательности детей этого возраста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому. Воспитателю не стоит сра­зу приходить на помощь. Лучше предложить ребенку самому найти такую же деталь, что важно для развития его сенсорики, ориенти­ровочной деятельности, определенной самостоятельности. Можно всем вместе придумать названия для каждой из деталей: пластина,

313


кубик, кирпичик, горка, арка и пр. В первое время лучше ограничить разнообразие деталей базовыми кубиками, кирпичиками и пласти­нами.

Как показывает опыт, дети не склонны вначале рассматривать детали, они начинают сразу их объединять, пытаясь что-то сделать, не всегда успешно. После нескольких попыток они сами открывают способ крепления деталей друг с другом или повторяют действия, увиденные у других детей. В результате практических пробующих действий дети получают разные конструкции и обозначают их сло­вом (машина, трамвайчик, кораблик и пр.) и действуют с ними. Вос­питатель может научить детей делать дорожки, заборы, мосты, огра­ды, ворота, домики и пр.

Находясь рядом, воспитатель наблюдает за действиями детей, оказывает помощь по их просьбе. Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки, сортируя их по форме.


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Валенки и варежки»

Задачи.Продолжать знакомить детей с разными материалами (мех и шерсть животных), учить узнавать их. Рассказать, откуда берется шерсть, как из ниток получаются шерстяные вещи; показать, как вя­жут (на спицах и крючком) и валяют.

Предварительная работа.Составление и рассматривание «коллек­ции» вещей, сделанных из шерсти (связанных из шерстяных ниток, свалянных из шерсти — валенки, шляпы, игрушки и т. д.).

Материалы, инструменты, оборудование.Иллюстрации с изобра­жением зимнего пейзажа: заснеженных домов, «одетых в снежные шапки». Меховая и шерстяная шапки, иллюстрации с изображением меховой шубы, меховых варежек, дубленки и тулупа (или настоящие вещи). Желательно подобрать несколько вязаных вещей с разными узорами, которые можно разглядывать и сравнивать между собой. Небольшой образец, связанный на спицах.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение. Читает стихотворение Игоря Шевчука «Первый снег»:

Шапки с неба! Шапки с неба! Закидала нас зима. Шапки снега, Шапки снега Нахлобучили дома.

Аи да шапки! Точно впору — Не малы, не велики: Вот высокому забору, Вот пенечкам у реки.

Шапки всех фасонов сразу Так и сыплются с небес.


 




314


*                                 Вам с помпоном или без?'

Воспитатель спрашивает детей, о каких шапках говорится в этом стихотворении: из чего получились эти «шапки», откуда они появи-

1 Наши друзья — поэты. Часть 2. — СПб.: Агентство образовательного сотрудни­чества, 2006. С. 97.

315


лись на домах. Рассматривает с детьми иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, делает вместе с ними вывод, что снежные сугробы на домах и заборах очень похожи на шапки, надетые на голову.

Затем воспитатель показывает детям меховую и шерстяную шапки. Называет их, говорит, что меховая шапка сделана из меха животных, а шерстяная — из шерсти. Просит детей рассмотреть меховую шапку, рассказывает, что такую шапку сшивают из кусочков меха. Вместе с де­тьми рассматривает и называет, какая еще одежда может быть сделана из меха (меховая шуба, меховые варежки, дубленка, тулуп).

Затем рассматривает с детьми шерстяную шапку, сравнивает ее со связанным на спицах небольшим образцом с незакрепленной нитью. Показывает, что происходит, если потянуть за ниточку. Де­лает с детьми вывод о том, что шерстяная шапка связана из шерс­тных ниток.

Педагог показывает детям, как вязать на спицах. Обращает их внимание на клубок, в который смотаны шерстяные нитки, уточняет, знают ли они, что это такое и как называется. Предлагает послушать про него стихотворение. Читает стихотворение Алексея Шевченко «Бабушкино вязание»:

Весело катится

Ниток клубок,

Он словно из сказки

Смешной колобок,

Но здесь

Никуда он не денется —

В него

Мой братишка оденется!

Мучной колобок

Укатился в леса

И там его

Хитрая съела лиса,

А наш

Под ногами катается

И в свитерок

Превращается!'

Воспитатель спрашивает детей, что еще может быть связано из ниток, показывает и называет вместе с ними (свитер, кофта, носки, шарф, перчатки, варежки и т.д.).

Затем педагог показывает детям кусок нескрученной шерсти, рас­сказывает, что такую шерсть состригают с животных.

Читает стихотворение С. Маршака «Барашек»2.

' Наши друзья — поэты. Часть 2. — СПб.: Агентство образовательного сотрудни­чества, 2006. С. 91.

2Маршак С.Я. Детям / Сказки, стихи, загадки, песни — М.: «Планета детства», 2006. С. 254.


Рассказывает детям, что если берут шерсть у овечки, то получается овечья шерсть, если у козы — козья, у собаки — собачья, у кролика — кроличья. Воспитатель просит детей подумать, как из такой шерсти могла получиться нитка. Показывает, как можно скрутить нить из шерсти и дает детям попробовать сделать это самим.

Показывает детям настоящие валенки, спрашивает, из чего, по их мнению, они сделаны, напоминает, что валенки сделаны из шерсти. Рассказывает и показывает на иллюстрациях, как делают валенки — намачивают шерсть, сваливают, придают форму, сушат. Можно поп­робовать свалять из непряденой шерсти, например, шарик (в основу берется мячик или пустое пластмассовое яйцо «киндер-сюрприз», обволакивается шерстью, несколько раз моется и трамбуется горячей водой с простым мылом, промывается холодной водой, высушивает­ся; при желании можно сделать форму маленьких валенок и навалять их для куклы).

Последующая работа.Воспитатель вяжет на глазах у детей шапоч­ку и шарф для куклы (крючком и спицами), показывая, как наби­раются и провязываются петли, как растет связанное полотно. При возможности рекомендуется провести экскурсию в мини-музей де­тского сада и показать старинные прялки, веретено, объяснить, как ими пользовались, как с их помощью делали нитки, а также совмес­тно с родителями организовать экскурсию в музей валенок, которые сейчас есть во многих городах.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие №9

Задачи.Учить детей считать в пределах пяти, согласовывать чис­лительное с существительным в роде, числе и падеже, относить пос­леднее числительное ко всей пересчитанной группе. Учить считать по осязанию. Развивать у детей произвольное внимание.

Материалы, элементы, оборудование.Счетная лесенка, салфет­ка, четыре набора игрушек по 5 одинаковых штук в каждом: куклы, машинки, елочки, грибочки. «Чудесный мешочек» и к нему мелкий счетный материал (шишки, камешки, крупные фруктовые косточки, например, от персика). Подносы, на которых разложен этот же мате­риал но 5 штук.

Содержание образовательной деятельности.Перед детьми на сто­ле счетная лесенка, накрытая сверху салфеткой. На верхней ступе­ни лесенки сидят 5 кукол, а на нижней — стоят 5 машин. Воспита­тель спрашивает детей:


 


316


317


 


 

—Как вы думаете, что там может быть? Может, кто-то в гости к
нам пришел? (Дети начинают угадывать, что там может быть. Воспи­
татель снимает салфетку.)

—Оказывается, здесь куклы. Они не пришли, а приехали. А у каж­
дой ли куклы есть своя машина?

Дотрагиваясь поочередно до кукол и до машинок, воспитатель произносит:

—У этой есть, и у этой есть... Кукол и машин поровну? (Дети под­
тверждают.)

—А сколько кукол и машин? Давайте посчитаем.

Воспитатель и дети начинают пересчет кукол, дети хором повто­ряют за воспитателем — одна, две, три, четыре, пять. Воспитатель обращает особое внимание на произнесение первых двух числитель­ных: «Кукла одна», поправляя тем самым неверное употребление. Пересчитав всех кукол, воспитатель обводит круговым жестом всю пересчитанную группу и говорит:

— Вот это все — пять кукол.

Точно так же пересчитываются машинки и делается вывод:

—Кукол и машинок поровну, по пять.

—А как еще можно проверить, что кукол и машинок одинаково,
поровну? — спрашивает воспитатель детей.

Если никто из детей не ответит, воспитатель, молча, берет первую куклу и сажает ее в машину, стоящую на нижней ступеньке. После этого она может пригласить одного или двух детей к столу проделать то же самое с остальными куклами. При этом важно, чтобы ребенок последовательно брал по одной кукле и сажал ее в машину, стоящую соответственно под куклой.

После этого воспитатель предлагает детям закрыть глаза и быст­ро убирает кукол и машинки, выставляя на ступеньки лесенки по 5 елочек и грибочков, на одинаковом расстоянии друг от друга. Накры­вает лесенку салфеткой. Дети вновь пытаются угадать, кто же теперь приехал к ним в гости. После небольшой паузы воспитатель снимает салфетку и говорит:

— Ой, это не они к нам приехали, а мы сейчас пойдем к ним в гос­
ти. Но вначале узнаем, сколько тут елочек и грибочков.

Вначале воспитатель с детьми пересчитывают елочки, дотраги­ваясь до каждой, затем называют общее числительное. Сложность данной ситуации в том, что детям на этом занятии придется пересчи­тывать предметы как женского, так и мужского рода, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным. Вначале пе­ресчета воспитатель называет предмет, отчетливо произнося оконча­ние слова, после чего начинает пересчет: «Одна, две... елочки. Один, два... грибка». Процедура счета, подведение итога, установление ра­венства между двумя группами предметов аналогична процедуре сче­та кукол и машинок.


На столе у воспитателя на разных подносах лежит счетный ма­териал: шишки, косточки от персика, камешки и пр. Организуется игра «Чудесный мешочек». Воспитатель уточняет с детьми название предметов, лежащих на подносах, дает возможность детям потрогать их. Затем накрывает подносы салфеткой. Незаметно для детей педа­гог кладет в мешочек по 3 однородных предмета, таких же, что ле­жат на подносах, и просит кого-то из детей определить, что же лежит в мешочке и сколько. Вызванный ребенок на ощупь определяет и вслух говорит: «В мешочке шишки, их три». Вынимает предметы из мешка и показывает остальным детям. Выворачивает мешок, чтобы убедиться, что он пуст. Такая игра повторяется трижды. Педагог при этом меняет в мешке предметы и их количество, оставаясь в преде­лах трех.

ПРИРОДА «Птицызимой»

Задачи.Познакомить детей с зимующими птицами, особеннос­тями их поведения, воспитывать бережное, заботливое отношение к ним.

Материалы, элементы, оборудование.Рисунки, фотографии зиму­ющих и перелетных птиц, макет кормушки или настоящая кормуш­ка, бумажные силуэты зимующих птиц из плотного картона, которые можно закрепить на кормушке; аудиозаписи голосов птиц, клетка с декоративной птицей (попугайчиком, канарейкой). (Если в детском саду таких птиц нет, воспитатель показывает соответствующие ил­люстрации).

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показыва­ет детям клетку с декоративной птицей, спрашивает, как она назы­вается, где живет в детском саду, предлагает детям подумать, можно ли эту птицу сейчас выпустить на улицу. Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог: попугайчика (канарейку) зимой нельзя выносить на улицу: они замерзнут и не смогут отыскать еду.

Воспитатель спрашивает, видели ли дети в это время года на улице каких-нибудь птиц, предлагает вспомнить, за какими птицами они наблюдали, что эти птицы делали, как дети им помогали.

Педагог включает весеннюю или летнюю аудиозапись голосов птиц и спрашивает, когда можно услышать такое пение — зимой или летом? А можно ли услышать голоса птиц сейчас? Как «разговарива­ют» синичка, ворона, голубь, свиристель? (Дети подражают птицам. Если есть аудиозапись голосов какой-нибудь зимующей птицы, вос­питатель предлагает ее прослушать.)


 


318


319


 

Воспитатель загадывает детям загадки о зимующих птицах. После того, как дети их отгадывают, воспитатель показывает соответствую­щее изображение птицы и рассказывает о ней. Например:

—       Давайте вспомним, как называется эта маленькая птичка с жел­
той грудкой. Мы уже с вами выяснили, что она поет «тинь-тинь, синь-
синь». Поэтому ее и назвали синичкой. Прилетает к нам синичка на
кормушку? Что она любит кушать? Летом синичка живет в лесу и ест
мух, гусениц. Может она найти их зимой? Нет, поэтому зимой синич­
ки едят и семена разных растений. Давайте поместим синичку на нашу
кормушку. (Воспитатель закрепляет синичку на модели кормушки.)

— А как называется эта птичка с красной грудкой? Снегирь. Ка­
кое слово напоминает нам его название? (Снег.) Наверное, его так
назвали потому, что снегирь остается с нами даже тогда, когда насту­
пает зима, и на улице лежит снег. Весной снегирь улетает в лес, а в
холодное время года живет около людей. Как можно узнать снегиря?
У него красивая красная грудка и черная шапочка. Я сейчас покажу
вам разную еду, а вы мне скажете, что выбрал бы себе на обед снегирь.
(Воспитатель показывает ягоды рябины, конфету, печенье, кусочек
сала, еловую шишку.) Правильно, снегири очень любят ягоды ряби­
ны. Давайте мы во время прогулки положим эти ягодки в настоящую
кормушку. А нашего снегиря мы пригласим в гости к синичке. (Вос­
питатель прикрепляет фигурку снегиря к модели кормушки.)

—Эта птичка немного похожа на снегиря. У нее тоже красная груд­
ка. Но ее всегда можно узнать по хохолку на голове. Это свиристель.
Видели мы таких птичек? Чаще всего их можно обнаружить на рябинах
и кленах. Они, как и снегири, очень любят лакомиться ягодами ряби­
ны и засохшими семенами клена. Пригласим свиристеля на нашу кор­
мушку? (Воспитатель закрепляет фигурку свиристели на кормушке.)

—А какую маленькую серую птичку мы видим зимой чаще всего?
Эта птичка говорит: «чик—чирик». Может, она здоровается с нами,
а, может, просит крошек хлеба. Конечно же, это воробей. Видели мы
с вами воробья? Какую еду мы можем ему предложить? Например,
зернышки — крупу, семена подсолнуха. Воробей тоже остается зимой
рядом с нами, значит, и его приглашаем на нашу кормушку.

—Среди птиц, за которыми мы с вами наблюдали, были не толь­
ко маленькие, но и большие. Одна из них громко говорит: «Кар-кар-
кар». Кто это? Конечно, это ворона. Какого цвета у нее перья — бе­
лые, черные или красные? А клюв? Что ворона ест? Вороны едят все.
Они так и называются — всеядные птицы. Даже зимой они легко на­
ходят еду, поэтому и остаются зимовать. И вороне найдется место на
нашей кормушке.

— В нашем городе (поселке) много голубей. Люди любят этих птиц
и всегда подкармливают их. Где мы с вами видели голубей? Прилета­
ли они к нашей кормушке, клевали зернышки? Значит, голуби тоже
останутся на этой кормушке. (Воспитатель прикрепляет изображе­
ние голубя к модели кормушки.)

320


 

—А теперь я хочу показать вам птицу, которую вы все хорошо зна­
ете. Она тоже зимой никуда не улетает, но увидеть ее очень сложно,
так как живет она в лесу. У этой птицы красная шапочка, длинный
нос. Если летом в лесу вести себя тихо, можно услышать, как она сту­
чит клювом по дереву — тук-тук-тук. Эта птица — дятел — ищет под
корой насекомых. А может она найти зимой насекомых? Нет, ведь
мы с вами говорили, что осенью они прячутся. Поэтому зимой дятел
долбит сосновые и еловые шишки и ест семена. (Воспитатель пока­
зывает шишки деревьев.)

—А как вы думаете, эту птицу мы можем поместить на нашу кор­
мушку? (Воспитатель показывает изображение ласточки, аиста или
другой перелетной птицы, характерной для данной местности.) Ко­
нечно же, нет. Потому что эта птица не может зимой найти здесь еду
и осенью улетает в теплые края. А весной, когда появляются насеко­
мые, (для аиста — и лягушки) птицы возвращаются обратно. Значит,
это не зимующая, а перелетная птица.

В заключение воспитатель подводит итог:

— Есть птицы, которые осенью улетают в теплые края (перелет­
ные), и есть птицы, которые остаются зимовать. Они так и называют­
ся — зимующие. Давайте посмотрим на нашу кормушку и еще раз на­
зовем этих птиц. (Дети с помощью воспитателя выполняют задание.)
Зимующим птицам в холода бывает трудно найти себе еду, поэтому
мы с вами сделали кормушки и подкармливаем птиц. Я сейчас дам
вам еду для птиц, и на прогулке вы положите ее в кормушку. (Вос­
питатель дает одному ребенку ягоды рябины, другому семена клена,
ясеня, третьему сосновому шишку и т. д. Главное, чтобы каждый ре­
бенок что-нибудь получил.)

ЛЕПКА «Воробушки на кормушке»

Задачи.Учить детей лепить птиц конструктивным способом из 4—5 частей, разных по форме и размеру, с использованием дополни­тельных материалов (спички для ног, пуговички для глаз, семечки для клювиков). Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Направить на само­стоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки (голова опущена вниз, крылья приподняты). Развивать чувство фор­мы, способности к композиции.

Предварительная работа.Наблюдение за птицами на прогулке в парке. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, сне­гирь, ворона, сорока и т. д.).

321


Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображения­ми воробьев. Пластилин коричневого и серого цветов, стеки, семечки для клювиков, спички (трубочки для коктейля) для ножек, салфетки бумажные и матерчатые; «кормушки» как основы для коллективных композиций: 2—3 крышки от картонных коробок (разного размера, с низкими бортиками) с веревочками или тесьмой для подвески.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает де­тям отрывок из стихотворения 3. Александровой «Птичья елка»:

У серебряной дорожки, Лишь наступит Новый год. На высокой тонкой ножке Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая И она не для ребят. Возле елочки летая, Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы. Снегири, и воробей Все хотят повеселиться Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки И не светится звезда, Но зато для птиц кормушки Мы повесили туда!'

Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за птицами на кормушке и сами подкармливали их семеч­ками, крупой, хлебными крошками. Затем показывает подготовлен­ные заранее 2—3 кормушки из картонных коробок (крышек с низ­кими бортиками) с веревочками для подвески и предлагает слепить воробышков. Показывает картинки с изображениями воробышков и просит сказать, как они выглядят (маленькие, туловище округлое, голова маленькая и тоже круглая, крылья небольшие, хвост удлинен­ный, перышки коричневые с серым, клюв короткий, глаза — малень­кие, кругленькие). Показывает способ лепки воробышка конструк­тивным способом:

— берем кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем их в один комок, чтобы получился цвет, похожий на окраску перьев воробышков (воспитатель вновь обращает внимание детей на изоб­ражения воробьев);


 

—делим коричнево-серый комок пополам и одну половинку еще
раз пополам, чтобы всего получилось 3 кусочка — один большой и
два поменьше;

—из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади
оттягиваем хвостик, сплющиваем пальчиками, чтобы получился во­
робьиный хвост;

—у нас осталось два одинаковых кусочка пластилина, из од­
ного сделаем голову и подставку для ножек, а из второго — кры­
лышки;

 

—этот кусочек делим на голову и подставку для ног; катаем
круглую голову, прикрепляем к туловищу (показывает место при­
крепления); для ног берем спичку, ломаем ее пополам, вставляем
в нижнюю часть туловища (животик) и укрепляем на подставке-
лепешке;

—крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем, разре­
заем стекой пополам — получаем два одинаковых крылышка, при­
крепляем их по бокам туловища;

—проверяем, будет ли наш воробышек стоять на ножках (воспи­
татель проверяет устойчивость поделки);

—оформляем голову воробышка: клюв делаем из желтого плас­
тилина или просто вставляем семечку — одну, если клюв закрыт, и
две, ели клювик открыт; круглые глазки хорошо получатся из мел­
ких пластилиновых шариков;

—воробышек готов и может лететь на кормушку.

Воспитатель в игровой форме показывает детям возможнос­ти передачи движения лепной фигурки: приподнимает крылья и показывает, будто воробышек летит к кормушке, садится на нее (крылья опускаются) и начинает клевать зернышки (опускает го­лову вниз).

Дети выбирают материал, начинают лепить воробышков и по мере изготовления переносят на кормушки.


 


1 Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост.: Л. Н. Елисеева — М : Знание, 1996. С. 248.


Последующая работа.Дети дополняют по своему желанию компо­зиции «Воробышки на кормушке».


 


322


323


РИСОВАНИЕ «Как розовые яблоки, на ветках снегири»

Задачи.Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы — строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, пов­торяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы.

Материалы, инструменты, оборудование.Листы бумаги светло-го­лубого цвета, гуашевые краски (белая, красная и черная), кисти бе­личьи или колонковые, салфетки бумажные и матерчатые, банки с водой, подставки под кисточки.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает де­тям отрывок из стихотворения 3. Александровой:

Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! Как розовые яблоки, На ветках снегири.

Педагог показывает детям изображение снегирей и уточняет пред­ставления детей об их внешнем виде (маленькие птички с черной спинкой, с красной или ярко-розовой грудкой). Обращает внимание на то, что сидящие на ветках снегири похожи на круглые шарики или яблоки.

Затем воспитатель показывает разные варианты изображения сне­гирей. На заснеженной ветке сидят мама и птенчик; у мамы тулови­ще — большой круг, голова — маленький круг; птенчик примостился рядом с мамой — он весь круглый и пушистый, даже не видно, где голова, а где туловище, поэтому нарисован один круг.

Педагог объясняет порядок работы:

— беру лист бумаги, размещаю его горизонтально, чтобы помес­
тились ветки (показывает и просит детей положить бумагу также);

— беру фломастер и внизу листа рисую длинную сосновую или
еловую ветку с иголками;

— беру краску, чтобы нарисовать розовую грудку снегирей. Где
взять розовую краску, ведь у нас с вами есть только красная? (Если
дети затрудняются с ответом, то воспитатель показывает,'как в крас­
ную краску добавить белую, чтобы получилась розовая.) Нарисую и
раскрашу круглую грудку снегиря;

— а теперь мою кисточку и рисую снегирю черной краской голову,
крылышки и хвостик (показывает);

— когда рисунок высохнет, нарисую фломастером своим снегирям
клювики и черные глазки.

324


Воспитатель предлагает детям нарисовать красивых снегирей с розовыми грудками — одного или двух (маму и птенчика) — кто как захочет.

В конце занятия дети выкладывают свои рисунки для просушки.

Последующая работа.Оформление выставки «Слетайтесь, снеги­ри!», объединяющей индивидуальные рисунки «Снегири на заснежен­ных ветках» и коллективные композиции «Воробышки на кормушке».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Узоры на снегу»

Задачи.Обогащать опыт внеситуативного содержательного об­щения детей. Развивать поэтический слух. Активизировать точные глаголы, прилагательные. Побуждать образовывать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. За­давать вопросы об их характерных признаках. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков. Учить выделять первый звук в слове.

Материалы, элементы, оборудование.Карточки с изображениями волка, лисы, зайца, лося и их детенышей в единственном и множест­венном числе. Наборное полотно. Фишка.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает де­тям произведение «Снег и скрипка» В. Хмельницкого'.

Воспитатель задает детям вопросы:

— Что вас удивило в этом произведении? (Снег хотел играть на скрипке, но умел пока только скрипеть.)

1 Игры круглый год. Программа развития и обучения дошкольника. Школа Олеси Жуковой. — СПб.: Нева, М.: Олма-Пресс Образование, 2003. С. 17.

325


— А что еще делает снег? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает и распространяет высказывания детей: снег кружится, падает, летает, искрится, сверкает, переливается, тает.

— Какой бывает снег? (Холодный, липкий, пушистый, искря­
щийся и т. п.)

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Алексан­дра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит...1

Педагог говорит детям: «В стихотворении снег в лесу блестит, как волшебный. Скажем вместе: чудо-чудо-чудеса, волшебство пришло в леса».

Далее педагог читает текст «Узоры на снегу» (по И. Соколову-Ми-китову.)

Чистой белой скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охот­ники видят красивые узоры. Это следы зверей и птиц. Охотники уме­ют читать эти узоры.

Вот ночью здесь прыгал зайчик. Он обглодал кору осинок. На лесной опушке видны следы старой лисы. Они похожи на красивую цепочку.

По краю опушки пробежали волки. А через широкую дорогу прошли лоси...

Много крупных и мелких зверей и птиц живет в тихом зимнем лесу1.

Вопросы к детям:

— Правда, красиво в зимнем лесу?

— Что это за белая скатерть покрыла землю?

— Что за узоры на этой скатерти?

— Какие звери оставили свои следы на снегу?

Педагог обращается к детям: «Звери ходят по зимнему лесу не одни, а со своими детенышами». (Выставляет на панно картинки с изображением взрослых животных и их детенышей в единственном или множественном числе: волк с волчатами, лиса с лисятами, лось с лосенком, заяц с зайчонком.)

Дети рассматривают и называют картинки. Выполняют задание на выделение первого звука в словах: лось, лиса, волк, заяц. Сначала произносят слово с интонационным выделением звука, потом звук


изолированно. Воспитатель продолжает: «Зимой в лесу можно встре­тить белку, оленя, в берлоге спит медведица. Кто их детеныши?»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...