Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел I. Историко-методологическое введение




нодательная власть должна принадлежать Народному вече, исполнительная — правительству во главе с монархом, судебная власть осуществляется системой судов. Автор достаточно убедительно доказывал необходимость федеративного устройства России.

 

Павел Иванович Пестель (1793-1826) — известный декабрист и политический писатель. Работа: ォРусская правдаサ. Опираясь на европейские идеи естественных прав человека и договорного происхождения

государства, он резко критиковал крепостничество и абсолютную монархию как изжившую себя форму правления в России. Исходил из того что народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства. Его позитивная программа предполагала безвозмездное наделение

всех крестьян землей, утверждение республиканского правления на основе избирательного права, предоставляемого лицам мужского пола. Пестель рассматривал возможность федеративного устройства России, исходя из того, что в России множество племен и народов, религий и все это невозможно учесть, управляя из одного центра. Однако его модель государства по сути выглядит унитарным устройством.

После подавления декабристского восстания и жестокой расправы над его участниками стала очевидной ближайшая бесполезность разработки политико-правовых проектов и программ. Общественно-политическая мысль углубилась в теоретическое, философское осмысление путей развития России. В ЗО-е годы у Чаадаева (1794-1856) появляется идея особого пути развития России. ォМы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем традиций ни того, ни другого.サ1 Концептуальное оформление эта идея получила в доктрине славянофильства, ранние представители которого (А.Хомяков (1804-1860), И.Киреевский (1806-1856),

К. Аксаков (1817-1860) обосновывали особенности государственно-правового устройства России посредством обращения к исторически сложившемуся специфическому отношению народа и власти, земли

(общины) и государства.

Слабости славянофильской модели развития России вскрывали западники. Их политическая идеология заключалась в обосновании движения Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. — М, 1991. — С. 25.

 

Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 59

России по пути прогресса, начертанному Западом (В.Г. Белинский (1811-1848), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), А.И.Герцен (1812-1870), и др.

Однако и западный путь они воспринимали критически и пытались найти для России более справедливую форму организации человеческого общежития. Политические идеи в России второй половины XIX-первой половины XX вв.

Вторая половина XIX — первая половина XX в. отличаются в России богатством и многообразием общественно-политических направлений и политических доктрин. С 50-х годов XIX века стала активно разрабатываться доктрина русского социализма (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров,

П.Н. Ткачев и др.). Проблемы политики и государства рассматривались большинством теоретиков русского социализма в качестве подчиненных проблемам социальным и экономическим. Так, Герцен, различая социальную и политическую республики, подлинной считает республику социальную, которая в России будет формироваться как союз сельских общин. ォЭкономический переворот имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциямиサ.1 Вместе с тем в среде теоретиков русского социализма разрабатывались идеи радикального насильственного переворота. П. Ткачев (1844-1885) рассматривал захват власти небольшой группой революционеров как необходимое условие социальных преобразований. Это революционное меньшинство начнет осуществлять преобразования и перевоспитывать

консервативные массы. Определенное влияние имели на российской почве и анархистские

идеи (М.А. Бакунин (1814-1876), П.А. Кропоткин (1842-1921)). ォНикакое государство, как бы демократичны ни были его формы, ...не в силах дать народу того, что ему надо, т.е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства.サ2 Такое отношение к государству обусловливалось в анархистских доктринах по-

Герцен А.И. О социализме. Избранное. — М.,1974. — С.611.

Бакунин М.А. Государственность и анархия // Антология мировой политиче-

Ской мысли. Т.4. — С.29.

 

Раздел I. Историко-методологическое введение

ниманием государства как основного источника человеческих бедствий. Поэтому их позитивная программа провозглашала не замену одной формы государственной власти на другую, а ее полное уничтожение.

Анархисты провозглашали ォверховные права личности и народа и стремились освободить народные учреждения от государстваサ.1 Вместо этого утверждается независимость каждой территориальной, земельной

единицы, т.е. деревни, города, области, страны; взаимные соглашения заменяют собою понемногу законодательство и направляют отдельные частные интересы к одной общей цели, независимо от государственных границ.2

Рассматриваемый период развития русской общественно-политической мысли характеризуется усилением теоретического обоснования идей консервативного направления (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л. Тихомиров И.А. Ильин и др.). Оригинальность теорий русских консерваторов связана с углублением критики европейского политического опыта, расширением аргументов в пользу особенностей развития России. Н. Данилевский обращал внимание на тесную связь национального (народного) и политического факторов в своей теории культурно-исторических типов. И. Ильин показывал обусловленность государственного развития народа состоянием и особенностями его политического и правового сознания.

 

Видное место в спектре политических направлений в России конца Х1Х-начала XX в. занимали либерально-конституционные идеи Б.Н.Чичерин (1828-1904), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. Б.Н. Чичерин выступал в своих научных трудах признанным теоретиком либерализма. Исходный пункт его взглядов заключался в утверждении того, что личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений, а формула политического идеала заключается в гармонии личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона. Наиболее оптимальной формой, способной обеспечить гармонию, является, согласно Чичерину, конституционная монархия, где монархия есть начало власти, народ в лице его представителей — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона. 1 Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. — М., 1990. С. 247.

См: там же, с.53.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...