Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел I. Историко-методологическое введение




 

Укорененность политики в истории — вот главная мысль Берка, которую он и пытается доказывать на протяжении всей своей работы. Порядок в государстве, согласно Берку, это итог истории и обычаев. ォИстиная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институтыサ. Эти положения английского мыслителя были далее развиты французом Ж. Де Местром, который подчерки-

вал, что государство есть живой организм, оно живет силами, коренящимися в далеком прошлом, которых само хорошо не знает.

 

Таким образом, в новое время в политической теории складывается целое направление — консерватизм, в котором четко проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию, а сама традиция выполняет регулятивно-направляющую роль по отношению к власти. ォЛюбая власть, обесценившая нравы и обычаи, будет искать средства, чтобы удержаться...Когда из жизни уйдут старые обычаи и правила, потери

будут невозместимы. С этого момента у нас нет более компаса, и мы не знаем, в какой порт мы плывемサ.

Традиция в размышлениях Берка — это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превращая это лучшее в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления.

 

В ХГХ-ХХ вв. на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологическое направление в анализе политики и власти, в рамках которого находит дальнейшее обоснование тезис о существенной обусловленности политико-властного и государственно-управленческого процесса состоянием и особенностями политической культуры и менталитета данного общества. Глубокую разработку проблем государства осуществили представители немецкой классической философии. И. Кант (1724-1804) обратил внимание на тесную связь и существенное различие государства, права и этики. Содержание связи он пытался раскрыть посредством понятия ォкатегорический императивサ. Категорический императив представляет собой всеобщее обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди. Он, согласно Канту, выражает общую норму, суть которой заключена в следующей формуле:ォ...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

 

Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 35

Эта максима выражает общечеловеческий принцип: ォКак хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с нимиサ. В теории Канта важное место принадлежит пониманию государства как

правового института. Кант указывает, что ォгосударство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законамサ. Нормы права регулируют внешние отношения между людьми, мораль касается внутренней мотивации. Право требует не делать зла, в этом суть требования — подчиняться закону.

Политическая концепция Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) обращает внимание на связь государства, права и свободы воли человека. Гегель четко различает гражданское общество и политическое государство. Характеризуя гражданское общество, немецкий мыслитель показывает, что это сфера проявления свободы человека, но здесь еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, и лишь

государство представляет собой шествие разума, подлинной свободы и права.

 

Карл Маркс (1818-1883) — известнейший немецкий философ, экономист, внес также значительный вклад в развитие социологии и политической науки. Работы: ォМанифест коммунистической партииサ (совместно с Ф. Энгельсом), ォНемецкая идеологияサ, ォКапиталサ и многие другие.

В основу своих теоретических построений Маркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности политических явлений, классового происхождения и классовой природы государства. Совокупность производственных отношений, по Марксу, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, накотором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. ォПолитическая власть является лишь порождением экономической властиサ, а государство является институтом ォэкономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает

таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного классаサ.

Опираясь на материалистические идеи, Маркс разрабатывает теорию классовой борьбы как главной движущей силы исторического процесса.

 

Раздел I. Историко-методологическое введение

 

Характеризуя демократию, Маркс отмечал, что здесь ォне человек существует для закона, а закон существует для человека. Таков отличительный признак демократииサ.

 

ТЕМА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ:

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Политическая наука в Европе конца XIX-XX вв. Исследование политики в европейской науке XIX века сводилось в основном к изучению государства в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и др.). В конце XIX-XX вв. проблематика политической науки значительно расширилась. Европейские исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как: сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины утверждения различных политических режимов, сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и др.). Крупнейшей фигурой в политической науке этого периода выступает немецкий исследователь Макс Вебер (1864-1920). Его наиболее важные работы в области политологии ォПолитика как призвание и профессияサ, ォПротестантская этика и дух капитализмаサ, ォОбъективность социально-научного и социально-политического познанияサ и др. Вебер обосновал одно из распространенных в современной науке определений политики, раскрывая ее как ォстремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, между группами людей, которые оно в себе заключаетサ. При этом под государством Вебер понимает такой политический институт, который претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Государство есть такое отношение господства людей надлюдьми, которое опирается на легитимное насилие (т.е. считающееся легитимным) как средство. Автор поясняет, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником ォправаサ на насилие считается государство.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...