Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел I. Историко-методологическое введение том регуляции власти, находящимся вне власти.




И шаг, который затем сделал Макиавелли1, был уже предуготовлен ранее религиозными мыслителями, которые выделяли мир (мирские дела) и два учреждения в нем: церковную и королевскую власть. Так государство было отдифференцировано от общества, стало рассматриваться как отдельный институт.

Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы — ォГосударьサ, ォРазмышления о первой декаде Тита Ливияサ и др.

  Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить анти теократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые ォфортунуサ и ォдоблестьサ. В контексте размышлений автора под фортуной имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, под доблестью — личные способности и таланты (субъективный фактор) государя в решении политических задач.

 

Макиавелли отделяет сферу политику и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым бн ' открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота общественных связей, разрывается целостность социо-культурной ткани и тем самым обедняется и искажается понимание сути поли-

тики.

Макиавелли вводит в научный оборот понятие ォгосударствоサ (stato— от латинского status ォсостояниеサ) для обозначения политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос

о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный ис-

 

1 Общим местом стало в научной литературе утверждение о том, что Макиавелли отделил власть от религии, утвердил государство как автономную систему ценностей. См.: Политическая энциклопедия. В 2-х томах. Т. 1. — М., 1999. — С. 648. Если и представлять эту точку зрения справедливой, то только с учетом того, что ранее сделали религиозные мыслители в деле дифференциации власти церкви и власти князя.

 

Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 29

 

Следователь творческого наследия итальянского мыслителя Е.И. Темнов, в литературе широко использовались понятия царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат,

доминат, деспотия, султанат и др1. Однако после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое итальянским писателем латинское ォstatoサ (staat — в немецком, state — в англий-

ском, etat — в французском, estado — в испанском, stato — в итальянском).

 

Важной причиной политической динамики Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью. В стабильных условиях он обосновывал предпочтительность республиканского правления,

для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.

 

Политические идеи Нового времени

В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как: ォдоговорная теория происхождения государстваサ, концепция ォестественных и неотъемлемых прав человекаサ, теории ォнародного суверенитетаサ, ォразделения властейサ, ォгражданского обществаサ ォправового государстваサ, концепция ォсоциально-классовой природы государстваサ и др. В этот период были сформулированы основы таких политических идеологий, как этатизм, либерализм, демократия, консерватизм, социализм.

  Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ и политический мыслитель. В своих работах ォО гражданинеサ, ォЛевиафан...サ и др., разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап характеризуется ォвойной всех против всехサ, что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. В разработке своей концепции государства

 

1 См: Макиавелли. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве / Предисловие Е.И. Темнова. — М., 1996. — С. 13.

 

Раздел I. Историко-методологическое введение

 

 Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Однако необходимо иметь в виду, что этатистская концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в

Англии 1641-1649 гг. Этот период четко обозначил, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на восстановление порядка и недопущение впредь гражданской войны и революции Гоббс возлагает на сильное государство.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма. Его основная работа в области политики ォДва трактата о правленииサ. Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для того, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Следует заметить, что впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемы прав человека, идея, которая с конца XVIII в. стала закрепляться в политико-правовых документах США и стран Европы, а с XX в. в международных документах1. Лишь к концу XX в. эта идея была отражена в правовых документах нашей страны. В Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.), в статье 17 отмечается, что ォВ Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина... Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рожденияサ. Далее Дж. Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. Власть должна, как отмечает английский писатель, управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону. Либеральные идеи Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслите-

лей XVIII-XX века.

 

1 См: Декларация независимости (США, 4 июля 1776 г), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г), Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.) //

Антология мировой политической мысли. Т. 5. — М., 1997. — С. 41, 69, 417.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...