Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИАШОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT) Авторами методики являются Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (2000). Цель методики — изучение общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье. Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или нескольких членов семьи, нередко плохо осознаваемые и трудно локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является наличие сомнений, страхов, опасений, касающихся, прежде всего, семьи — здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы — производственную деятельность, родственные, соседские отношения и т. п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, в себе. Нередко подобные переживания, противоречащие представлениям о себе, вытесняются, что может проявиться в семейных отношениях в виде тревоги. Важными составляющими «семейной тревоги» являются также ощущения беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, в независимости от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000). Описание методики Членам семьи предлагается самостоятельно заполнить опросник. Инструкция:«Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в бланке, прилагающемся к методике. Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в целом не 282 согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье. В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете». Текст опросника 1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною. 2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так. 3. Я многого не успеваю сделать. 4. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей семье. 5. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной). 6. Дома мне часто приходится нервничать. 7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой). 8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой). 9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю. 10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи. 11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие. 12. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать. 13. Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома. 14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки. 15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться. 16. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил. 17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое. 18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться. 19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми. 20. Часто бывает так: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо. 21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать. Обработка и интерпретация результатов За каждое согласие с утверждением начисляется 1 балл. Сумма баллов подсчитывается отдельно по каждой из трех шкал: 283 1. Субшкала В— вина (семейная вина члена семьи) — неадекватное ощу 2. Субшкала Т— тревожность (семейная тревожность члена семьи) — ощу 3. Субшкала Н— напряженность (семейная напряженность) — ощущение, После подсчета баллов по отдельным шкалам вычисляется сумма баллов по обобщенной шкале (вина + тревожность + напряженность), на основании чего делается вывод об уровне общей семейной тревожности. Шкала определения уровня депрессии Шкала определения уровня депрессии создана В. Зунгом. В данном издании приводится вариант методики в адаптации Т. Н. Балашовой (Дермано-ваИ. Б., 2002). Назначение методики — диагностика сниженного настроения (субдепрессии) и депрессивного состояния. Описание методики Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявление сниженного настроения. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, заполняя нижеприведенный бланк протокола. Инструкция:«Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |