Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обработка и интерпретация результатов




Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сход­ной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утвер­ждения переводятся в баллы следующим образом:

ответы 12 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. табл. 15,16). Напри-

Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей

Табли ца 15

Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы Сумма по шкале №...
1   13 *** 25   37   49   1
2   14 *** 26   38 *** 50 *** 2
3   15   27   39   51   3/2
4   16   28   40   52 ***  
5 6 *** 17 18 ** * 29   41 *** 53   4
7 8 9 10 11 12 *** *** *** 19 20 21 22 23 24 * * * *** 31 32 33 34 35 36 *** 43 44 45 46 47 48 *** *** *** 55 56 57 58 59 60 *** 5/2 6 7 8 9 10

262

ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

мер, к шкале 1 относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к шкале 10: 12, 24, 36, 48, 60; к шкале 3: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т. д.

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей

1. Нетребовательность—требовательность.

2. Мягкость—строгость.

3. Автономность—контроль.

4. Эмоциональная дистанция—близость.

5. Отвержение—принятие.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.

7. Несогласие-согласие.

8. Непоследовательность-последовательность.

9. Авторитетность родителя.

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).

Таблица 16

Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников

 

 

Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы Сумма по шкале №...
1   13 *•* 25   37   49   1
2   14 *** 26   38 *•* 50 *** 2
3 *** 15   27   39 •«* 51  

3

/2

4 ** * 16   28   40   52 ***
5   17   29   41 *** 53   4
6 *** 18 *** 30   42   54 ***

5

/2

7 *** 19 *** 31 *** 43 *** 55  
8   20   32   44   56   6
9 *** 21   33   45   57 *** 7
10 *** 22 .** 34 *** 46 *** 58 *** 8
11   23   35   47   59   9
12   24   36   48 *** 60   10

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

1. Нетребовательность—требовательность.

2. Мягкость—строгость.

3. Автономность—контроль.

4. Эмоциональная дистанция-близость.

5. Отвержение—принятие.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.

7. Тревожность за ребенка.

8. Непоследовательность—последовательность.

9. Воспитательная конфронтация в семье.

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.

Для интерпретации данных опросника ВРР в соответствии с характеристи­кой шкал, представленной выше, можно пользоваться результатами процен-тильной стандартизации, показанными в таблицах 17, 18 и 19.

263

Таблица 17

Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке старшеклассников (100 чел.)

Процмгпин 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 7 5 10 10 11 9 7 9 9 7
20 10 6 11 11 19 11 10 11 11 11
30 11 8 13 12 14 12 11 11 12 13
40 12 9 14 12 15 13 12 12 13 15
50 13 10 15 14 16 14 13 13 15 17
60 14 12 15,5 16 18 15 14 14 16 17
70 16 13 16,5 17 19 16 15 15 18 18
80 17 14 18 19 20 18 17 16 19 20
90 18 15 19 20 21 19 18 17 22 21
100 22 18 22 24 21 24 24 21 24 25

Таблица 18 Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.)

Процентили 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 11 7 10,5 14 12 15 11 10 5 13
20 12 9 12,5 16 14 17 13 12 6 15
30 13 10 13 18 15 17 15 15 8 16
40 14 11 14 19 16 18 16 16 9 17
50 14 12 14,5 20 16,5 20 18 17 9 18
60 15 13 15,5 20 17,5 20 19 19 10 19
70 16 14 16 21 18 21 20 20 12 20
80 17 15 17 22 19 22 21 21 14 21
90 18 17 18 23 19,5 23 23 22 17 22
100 23 25 21 25 21,5 25 25 25 25 25

Таблица 19 Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей старшеклассников (70 чел.)

Процентили 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10
10 11 5 12,5 15 12,5 13 12 12 13 14
20 13 7 14 16 13,5 14 13 14 14 17
30 14 8 14,5 16 14 16 13 15 15 18
40 15 8 15,5 18 14,5 18 14 16 15 19
50 15 10 16,5 19 15 19 15 17 16 20
60 16 12 17 20 15,5 20 16 19 17 21
70 16 12 18 20 16 20 16 19 18 22
80 17 14 18 21 17 21 17 20 19 23
90 18 15 20 22 18 22 19 22 20 24
100 19 18 22,5 24 19,5 23 25 24 23 25

264

Методика диагностики

Родительского отношения

Авторами методики являются А. Я. Варга и В. В. Столин (1989).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой пси­ходиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Описание методики

Опросник состоит из 5 шкал:

1. «Принятие—отвержение».Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть; родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему; родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы — роди­тель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способнос­тей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель ис­пытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; он не доверяет ребен­ку и не уважает его.

2. «Кооперация»— социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, ис­пытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятель­ность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз»— шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ре­бенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стре­мится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенден­ция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, хочет по возможности удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от труд­ностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребен­ка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повыша­ется, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»— отражает форму и направление кон­троля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительс­ком отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он

265

старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуаль­ными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник»— отражает особенности восприятия и понима­ния ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительс­ком отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка млад­шим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представ­ляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неуме­лость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жиз­ни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

Инструкция:«Выразите свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями с помощью ответов „да" или „нет".

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных про­блем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презре­ния, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как „губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет поря­дочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку „липнет" все дурное.

266

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не уда­лось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нра­вятся его родителям.

267










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...