Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуально – типологические особенности личностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Психология как наука Психология – прикладная наука. Психология занимается изучением субъективного мира человека, также познаваемых психических явлений. Предмет психологии – человек. Изучение психологии происходит через изучение: · Телесных механизмов · Физиологических механизмов · Психологических механизмов Психология как наука о субъективном духовном мире человека, осознаваемых и неосознаваемых психических явлениях, законах их развития и механизмах функционирования. Психология делится на научную, практическую и житейскую. Житейская психология имеет бессистемный характер, интуитивный, малоосмысленный и является причиной ошибочных действий и поступков. Практическая психология разрабатывает приемы и способы применения научной психологии в практической деятельности. Это психодиагностика, психокоррекция, психотерапия. Научная психология – дополняет и уточняет житейские знания, делает их более осознанными и рациональными. Наука психология вышла из философии 19 в. В 19 в. – расцвет психологии и складываются 3 научной школы: бихевиоризм, фрейдизм, гештальт психология. Бихевиоризм (поведение) – с 1913 г. Как отдельное течение. Изучают цель поведения человека и животного. Цель данного направления заключается в выявлении причин поведения человека и животных. Учатся по стимулу определенной реакции, а по реакции определенному стимулу. Гештальт психология – основоположники Кафка, Пеллер. Есть определенная последовательность действий, которая должна завершится. Есть целостные структуры в психике и в поведении. Существуют они изначально и не разбиваются на отдельные элементы. Есть психические явления (образы, мысли, чувства) и акты поведения (действия и поступки), которые не могут быть сведены к отдельным впечатлениям и механическим движениям, типа проб ошибок. Фрейдизм – есть сознательное, подсознательное и бессознательное состояние – так считает Фрейд. Его ученик Юнг говорит, что есть вещи, которые мы контролируем, а есть бессознательность. Бессознательное определяет действия, характер и его влияние на поведение человека. Подсознательное – это область, где информация накапливается и с трудом поступает в сферу сознания через механизмы сопротивления и вытеснения. Сенсорные познавательные процессы Ощущение – простейший познавательный процесс, обеспечивающий функционирование более сложных процессов. Ощущения возникают при действие раздражителя на органы чувств. Соответствующая информация о свойствах и качествах предмета отражается в сознании, в форме ощущений и впечатлений.Ощущения связаны не только с органами чувств, но и с деятельностью всей нервной системы. Качество ощущения зависит от состояния анализатора. Свойства ощущений: 1. Качество – основная характеристика ощущений, отличающая один вид от другого, также ощущения внутри одного вида. 2. Интенсивность – количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя. 3. Длительность – временная характеристика, которая определяется временем действия раздражителя. Пространственная отнесенность – проявляется в том, что возникающее впечатление адресуется конкретному раздражителю. Адаптация в сенсорных процессах связана с приспособлением органов чувств к действующему раздражителю. Под влиянием адаптации интенсивность ощущений понижается или повышается. Адаптация бывает негативной и позитивной. Негативная, в свою очередь, делится на полную и частичную. Полная негативная адаптация – когда ощущение полностью исчезает из сознания. Частичная негативная адаптация – когда интенсивность ощущения притупляется. Позитивная адаптация – когда чувствительность анализатора повышается, и человек начинает ощущать те раздражители, которые до этого не замечал. Восприятие – отражает предметы и явления вместе со всеми их свойствами и качествами. В процессе восприятия формируется образ предмета, который действуют на органы чувств. Восприятие – процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов, при непосредственном действии объекта на органы чувств. В процессе восприятия человек получает более полные знания о предметах, явлениях, их форме, величине и пространственному положению. Характеристики восприятия 1. Предметность – основное свойство восприятия, которым характеризуется воспринимаемый объект через присущие только ему свойства и качества. 2. Целостность – образ предмета может существовать как элемент сознания, несмотря на то, что все детали объекта воспринимаются. 3. Осмысленность – образ воспринимаемого предмета является элементом сознания, т.к обозначен словом. 4. Избирательность – обеспечивает выделение объекта из общего фона. Типы зрительного восприятия 1. Синтетический – люди выделяют объект в целом, не конкретизируя детали. 2. Аналитический – человек замечает детали объекта, их особенности и наиболее характерные признаки. Однако отсутствует общее впечатление об объекте. 3. Аналитико – синтетический – хорошо воспринимаются предметы в целом и даются характеристики отдельным деталям. Внимание – особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для наиболее полного и четкого отражения действительности. Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, т.к оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психологические явление не существует. Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения более полной информации о нем. Сосредоточенность внимания проявляется в результате преобладания процессов возбуждения над процессами торможения. Виды внимания 1. Сенсорное – возникает при действии объекта на органы чувств. 2. Моторное – направленно на движения и действия, совершаемые человеком. 3. Интеллектуальное – направленно на более эффективное функционирование познавательных процессов памяти, вооброжения и мышления. Внимание: преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное (произвольное) – возникает при наличии у субъекта целей или задач быть внимательным какому – либо внешнему предметы или внутреннему умственному действию. Непреднамеренное (непроизвольное) – возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Свойства внимания · Устойчивость – характеризуется промежутком времени, в течении которого оно может быть направленно и сосредоточенно на объектах и на деятельности. · Концентрация – характеризуется степенью углубленности человека в деятельность. · Переключение – преднамеренное перемещение внимания с одного предмета на другой или с одной деятельности на другую. · Отвлечение - происходит в результате непреднамеренного перемещения внимания на предметы отвлекающие действующего на личность. · Распределение – дает возможность человеку заниматься несколькими видами деятельности. · Объем – характеризует количество объекта, на который можно направить и сосредоточить внимание субъекта в долю секунды. Интеллектуальные процессы Память выполняет функционирование познавательной деятельности, дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Функции памяти: 1. Запоминание – отбирает ту информацию, которая непосредственно связанна с деятельностью человека. 2. Воспроизведение- процесс восстановления усвоенной информации (актуализация) может осуществляться в таких формах как: · Узнавание – наиболее простая форма актуализации информации при ее повторном восприятии. · Воспоминания – восстановление информации, воспринятой в определенное время и при определенных обстоятельствах. · Припоминание – сложный интеллектуальный процесс, связанный с восстановлением информации. 3. Сохранение – направленно на закрепление, систематизацию и удержание информации в сознании субъекта в период между запоминанием и восприятием. 4. Забывание. Бывает двух видов: сопротивление и вытеснение. Сопротивление (отрицание) – отбирается и пропускается в сознании только информация, имеющая важное жизненное значение, вся остальная информация игнорируется. Вытеснение (подавление) – удаляется ненужная информация, которая больше не применяется. Виды памяти 1. Образная – определяет существующим в сознании представлениям, которые отражают ранее воспринятые предметы или явления. 2. Смысловая (словесно - логическая) – направлена на усвоение смыслового содержания слова. 3. Эмоциональная – основана на способности человека помнить, те эмоции и чувства, которые раньше им переживались. 4. Двигательная – обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, является составной частью двигательных навыков и умений. Воображение – процесс создания новых образов, идей или замыслов, которые могут быть реализованы в практической и теоретической деятельности. Воображение тесно связано с мышлением, благодаря которому человек может правильно оценить продукты воображения, отделить фантастические образы от образов, которые могут быть реализованы в действительности. Процессы воображения 1. Аглютинация – склеивание (Кентавр, Минотавр) 2. Схематизация – схематические образы, создаются путем выделения в предметах и явлениях основные наиболее важные структуры и элементы. 3. Типизация 4. Гиперболизация – создаются новые образы путем чрезвычайного преувеличения или преуменьшения представлений о реально существующих предметах. 5. Акцентирование – подчеркиваются наиболее характерные детали объекта через их преувеличение. 6. Уподобление – создание новых объектов по аналогии с уже существующими. Виды воображение 1. Преднамеренное (произвольное) 2. Непреднамеренное (непроизвольное) Преднамеренное – образы воображения могут создаваться: · когда сознанию необходимо активная деятельность для создания нового предмета · образы воображения создаются только для того, чтобы уйти от реальной действительности в придуманный мир. Мышление – процесс обобщения и опосредованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познании нового, неизвестного. Типы мышления 1. Наглядно – действительное – дает возможность человеку связывать отношения меж воспринимаемыми предметами при решении практических задач посредством осуществления разнообразных движений и действий. 2. Образное – применяется при всех прочих видах деятельности, когда не нужны практические действия с предметами, а достаточно их образного представления. 3. Словесно – логическое – объединяет практическую и теоретическую деятельность, используя отвлеченные понятия, которые возникают на основе суждений, умозаключений, понятий. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Широта мышления – глубина и разнообразие знаний, умений и навыков, дающих возможность проявлять творчество в различных областях знаний. Индивидуально – типологические особенности личности Темперамент – наиболее общее свойство личности, от которого зависят динамические особенности психики и поведения человека. Динамические особенности психической деятельности (свойства, которые присуще темпераменту человека): 1. Сензитивность – характеризуется наименьшей силой внешнего воздействия, вызывающего психическую или физическую реакцию. 2. Реактивность – выражается в непроизвольных реакциях, возникающих под влиянием внешних и внутренних воздействий. 3. Активность – проявляется в степени активных воздействий человека на внешний мир и способности преодолевать препятствия при достижении поставленной цели. 4. Соответствие реактивности и активности – определяется тем, от чего человек в большей степени зависят психика человека, от внешних или внутренних стимулов. 5. Темп реакции – характеризуется скоростью возникновения и протекания психических явлений и физических реакций. 6. Пластичность и ригидность – определенная способность человека быстро приспосабливаться к внешнему миру (пластичность) или отсутствие такой способности (ригидность) 7. Экстраверсия и интроверсия – характеризует направление психической деятельности на внешний мир (экстраверсия) или внутреннее состояние (интроверсия). 8. Эмоциональная возбудимость – свойство, связанное с минимальной силой внешнего воздействия, способного вызвать эмоциональную реакцию и скорость ее возникновения. Типы темперамента 1. Сангвиник – пониженная сензитивность, высокая реактивность и активность, уравновешенный, пластичный, экстраверт, с быстрым темпом реакции и высокой эмоциональной возбудимостью. 2. Холерик – пониженная сензитивность, высокая реактивность и активность, неуравновешенный, ригидный, быстрый темп реакции, высокая эмоциональная возбудимость. 3. Флегматик – пониженная сензитивность, высокая активность, слабая реактивность, ригидность, интроверт, медленный темп реакции и невысокая эмоциональная возбудимость. 4. Меланхолик – пониженная сензитивность, слабая реактивность и активность, интроверт, медленный темп реакции, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость депрессивного характера. Характер –устойчивое сочетание индивидуально – психологических особенностей личности, в которой проявляется отношение личности к окружающему миру, к самому себе и определяются типичные для человека формы поведения. Характер рассматривается как сложное психическое образование, в структуру которого входят разнообразные психические явления. Группы черт характера: 1. Отношение к другим людям: чуткость, внимательность, отзывчивость, честность, правдивость. Отрицательные: грубость, высокомерие, лживость, угодливость. 2. Отношение к себе: скромность, гордость, достоинство, застенчивость. Отрицательные: самолюбие, честолюбие, самомнение, зазнайство. 3. Отношение к деятельности: трудолюбие, добросовестность, ответственность, исполнительность, деловитость, предприимчивость, безответность, халатность. 4. Отношение к вещам: бережливость, аккуратность, расчетливость, щедрость, расточительность, небрежность, скупость. В зависимости оттого, какие черты характера преобладают у человека, формируется нравственная составляющая, принципиальность, альтруизм и совестливость Черты характера: ¾ Волевые(решительность, настойчивость, упорство, самообладание, выдержка) ¾ Интеллектуальные (находчивость, остроумие, хитрость, наблюдательность, злопамятность, мечтательность, фантазерство) ¾ Эмоциональные (страстность, сентиментальность, восторженность) Акцентуации характера – крайнее выражение, каких – либо черт характера, находящихся на грани нормы и патологии. Типы характера: Гипертимный тип – общительность, инициативность, самоуверенность. Дистимтивный тип – мало общительный, серьезный, добросовестный, справедливый, неповоротливый, пассивный, эгоистичный. Циклоидный тип – непостоянство характера, раздражительность, изменчивость настроения, низкая контактность при плохом настроении и высокая при хорошем. Застревающий тип –чувствительность к социальной несправедливости, самолюбив, честолюбив, обидчив, мстителен, подозрителен. Педантичный тип – пунктуальность, добросовестность, серьезность, аккуратность, надежность, формализм, бюрократизм. Шизоидный тип – замкнутость, безразличие, сдержанность, фантазерство. Истероидный тип – эгоцентризм, ревнивость, стремление заслужить похвалу окружающих, главенствовать, быть авторитетом. Тревожный тип – робость, неуверенность, слабая контактность, беззащитность, дружелюбность, внимательность, самокритичность. Эмотивный тип – доброта, сострадательность, чувство долга, совестливость, доверчивость, чувствительность, плаксивость. Демонстративный тип – позерство, склонность к театральности, интриганство, лидерство, все сделает для достижения цели. Типы агрессии: Бывает физическая и вербальная, они делятся на активную и пассивную, и эти на прямую и непрямую. Агрессия физическая активная прямая – это любое насилие, непрямая – сговор с убийцей, терроризм. Пассивная прямая – преграждение пути к достижению цели, непрямая – отказ от выполнения каких – либо действий. Агрессия вербальная активная прямая – оскорбление, непрямая – сплетничество. Пассивная прямая – отказ от общения, непрямая – не объяснение действий. Виды агрессивных реакций: 1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия – агрессия, направленная на другое лицо или не на кого не направленная. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждение. 4. Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность –выражается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия – выражается в негативных чувствах через крик, визг или содержание словесных ответов. 8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло и ощущаемые им угрызения совести. Способности – свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение знаний, умений, навыков, закрепление и эффективное использование их на практике. Задатки делятся на врожденные (природные) и приобретенные (социальные) Врожденные: 1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению (т. е ее способность длительно выдерживать интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки), не обнаруживая запредельного торможения. 2. Сила нервной системы по отношению к торможению (способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния) 3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния. 4. Лабильность нервной системы, которая оценивается по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения. Приобретенные: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и т.д. Условия развития соц. способностей 1. Наличие общества и социально – культурной среды 2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4. Наличие с рождения вокруг человека более компетентных взрослых 5. Отсутствие у человека жестких запрограммированных структур поведения. Развитие способностей: 1. Созревание необходимых структур головного мозга, которые отвечают за развитие определенных способностей 2. Становление социальных способностей – развитие двигательных, конструкторских, организаторских и художественно – изобразительных способностей. 3. Комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. 4. Компенсируемость Психология межличностных взаимоотношений Личность в группе: Личность – это субъект, на нее, как факторы, влияют наследственность, среда и воспитание. В психологии изучают полисубъективные взаимоотношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности. Для человека считается важным принадлежность к какой-либо группе. Группы делятся на референтные (те, которые выбирают) и нереферентные (в которые попадают без собственных устремлений) Функции группы: 1. Функция объединения – соединяет отдельные личности в группу, которая представляет собой ячейку общества и позволяет человеку чувствовать свою сопричастность. 2. Функция социализации – превращает индивида в сознательно действующую личность, позволяет развивать способности и качества личности. 3. Прагматическая функция – приобщает личность к совместной деятельности с другими людьми и дает возможность для создания предметов материальной культуры. 4. Экспрессивная функция – помогает личности проявить себя в группе, реализовывать свои возможности, способности, заслужить доверие, уважение и одобрение окружающих. Виды групп В первичных группах имеют место непосредственное эмоциональное окрашивание взаимоотношений. Вторичные группы характеризуются непосредственными отношениями между членами группы. Классификация групп по уровню их развития: 1. Диффузная группа – отсутствуют деловые отношения, и межличностные отношения имеют поверхностный характер. 2. Ассоциация – группа людей, объединенных деловыми отношениями, которые зависят от того вклада, который вносит каждая личность в общее дело. 3. Коллектив – наиболее развитая группа людей, характерная высокой сплоченностью, четкой организацией, правильным распределением обязанностей, добросовестным и ответственным отношением их исполнения. 4. Корпорация – высоко организованное групповое объединение, имеющие обособленный характер. Структура группы: Социометрия – метод изучения характера и видов взаимодействия внутри группы. Групповая деятельность: Стиль руководства группой может быть авторитарный, либеральный и демократический. Авторитарный – единоличное принятие решения со стороны руководителя. Либеральный – игнорирование своих обязанностей в принятии решений со стороны руководства. Демократический – позволяет делегировать полномочия в принятии решений отдельным членам группы. Конфликтология или психология конфликта Конфликт – целостная динамическая система перехода от одной ситуации к другой, каждая из которой характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства. Участники конфликта могут быть прямые и косвенные. Основные участники конфликта – это всегда прямые непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Они же субъекты или оппоненты. В различных конфликтных ситуациях бывает востребован различный потенциал участника конфликта (физический, экономический, административный, информационный). Неосновные участники конфликта активно не участвуют (третья сторона) – второстепенная роль возникновения и развития конфликта. Роль неосновных участников конфликта может быть конструктивной (положительной) или деструктивной (отрицательной). Неосновные участники: · Инициаторы или зачинщики – те участники, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государством · Организаторы – группа лиц или отдельное лицо, разрабатывающее общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу · Пособник – лицо, которое помогает участнику конфликта в его развязывании организации и развитии · Посредник (медиатор) – роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |