Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Текст программы на языке ПаскальСтр 1 из 10Следующая ⇒
Новоуральский технологический институт
Кафедра информатики и программирования
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Часть 1
Учебно-методическое пособие по курсам «Информатика», «Программирование и основы алгоритмизации», для студентов всех специальностей очной формы обучения
Новоуральск 2010 УДК 681.3.06
МиМ – 2.3. - - 10
Автор Орлова Ирина Викторовна
Рецензент кандидат физико-математических наук, доцент кафедры ВМ Фоминых Марина Анатольевна
Примеры решения задач по программированию. Часть 1.Учебно-методическое пособие по курсам «Информатика», «Программирование и основы алгоритмизации», «Программирование на языках высокого уровня» для студентов всех специальностей очной формы обучения Новоуральск, НТИ НИЯУ МИФИ, 2010, 56 с.
Пособие представляет собой описание решения 21 задачи по программированию на языке Паскаль по основным девяти темам, изучаемым в курсах «Информатика», «Программирование и основы алгоритмизация» и «Программирование на языках высокого уровня» в НТИ НИЯУ МИФИ.
Содержит 21 библиографических названия.
Пособие может использоваться при самостоятельном изучении программирования на языке Паскаль».
Методическое пособие рассмотрено на заседании кафедры Протокол № 117 от 21 июня 2010 г.
Зав.кафедрой Н.А.Николаев
СОГЛАСОВАНО:
Председатель методкомиссии НТИ НИЯУ МИФИ д.т.н., профессор А.Е.Беляев
Оглавление
ВВедение.. 4 1 ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ.. 5 2 УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР.. 8 3 ПРОСТЕЙШИЕ ЦИКЛЫ... 13 4 ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ... 19 5 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ... 25 6 ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССИВОВ.. 29 7 ВЛОЖЕННЫЕ ЦИКЛЫ... 35 8 ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ.. 40 9 работа с МАТРИЦами.. 47 Список литературы... 54
ВВедение
Студенты НТИ НИЯУ МИФИ различных специальностей изучают программирование в курсах "Программирование на языке высокого уровня", "Программирование и основы алгоритмизации" и "Информатика" в разных объёмах, но в любом случае основой изучения данной темы является лабораторный практикум, который структурно делится на две части: общий практикум, сопровождающий основной курс по программированию, и практикум по численным методам, нацеленный на приобретение студентами опыта решения на ЭВМ определенных классов задач, а также на практическое освоение студентами специализированных компонент математического обеспечения. Каждая задача практикума – это самостоятельная задача с краткой, но четкой содержательной формулировкой, не содержащей описания алгоритма. В процессе решения задачи от студента требуется: - составить алгоритм решения задачи; - записать алгоритм в виде программы на Паскале; - произвести отладку программы; - протестировать программу по заранее подготовленным данным; Первый и второй этапы выполняются дома при подготовке к лабораторной работе, третий и четвертый - во время лабораторной работы. Студентам, только начинающим изучать основы алгоритмизации и программирование, а также имеющим не достаточно глубокие знания элементарной математики, математического анализа и линейной алгебры, бывает трудно представить ход решения предлагаемых задач и правильно оформить отчёт к лабораторной работе по программированию. В данном пособии рассматриваются примеры решения задач по первой, общей части практикума. Представленные в пособии задачи сгруппированы по девяти темам, которые соответствуют темам лабораторных работ, задания для которых содержатся в методическом пособии [3] и практически полностью охватывают материал, изучаемый студентами всех специальностей в первом семестре изучения соответствующего курса. На каждую тему в данном пособии приводится по 2–3 примера, которые подобраны так, чтобы рассмотреть наиболее часто используемые приёмы при решении задач указанной темы. Для каждой из рассматриваемых задач, помимо условия, приводится математическая модель или описание рассуждений, используемых при решении задачи, затем приводится блок-схема алгоритма, текст программы на языке Паскаль и данные для тестирования, с помощью которых можно проверить правильность работы представленной программы. Настоящее пособие может быть использовано студентами при подготовке к лабораторным и контрольным работам или изучающими самостоятельно тему «Основы алгоритмизации и программирования на языке Паскаль», преподавателями при подготовке и проведении лекций по этой теме в курсах «Информатика», «Программирование и основы алгоритмизации» и «Программирование на языках высокого уровня», а также сотрудниками, которые в своей работе встречаются с необходимостью составления алгоритмов и написания программ на языке Паскаль. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ В этом разделе рассматриваются примеры решения простейших задач, алгоритм которых имеет линейную структуру. По каждой задаче составлена программа, содержащая операторы ввода исходных данных, присваивания и вывода результатов. В программах предусмотрен вывод подсказки для ввода и пояснения результата при выводе. Пример 1.1. Дано натуральное трехзначное число. Вычислить сумму его цифр. Математическая модель задачи Введём переменные: z – введённое трёхзначное число. Единицы: e = z mod 10; Десятки: d = (z div 10) mod 10; Сотни: s = z div 100; Сумма цифр числа z: Sum = e + d + s. Блок-схема алгоритма
Текст программы на языке Паскаль Program Example_1; Var z, e, d, s, Sum : word; Begin write(‘Введите трехзначное число z=‘); read(z); e := z mod 10; d := (z div 100) mod 10; s := z div 100; Sum := e + d + s; writeln(‘Сумма цифр числа ‘, z , ’ = ‘, Sum); readln end. Данные для тестирования 1) Для числа z=128 – сумма цифр = 1 + 2 + 8 = 11 2) Для числа z=756 – сумма цифр = 7 + 5 + 6 = 18
Пример 1.2. Даны два круга с общим центром и радиусами R1 и R2 (R1 > R2 ). Найти площадь S кольца, внешний радиус которого равен R1 , а внутренний радиус R2. В качестве значения π использовать 3.14. Математическая модель задачи Площадь S кольца будет равна разности площади круга с радиусом R1 и площади круга с радиусом R2: S = 3.14*R12 – 3.14*R22. Блок-схема алгоритма Текст программы на языке Паскаль Program Example_2; Var R1, R2, S : real; Begin write(‘Введите радиус большего круга R1=‘); read(R1); write(‘Введите радиус меньшего круга R2=‘); read(R2); S := 3.14*R1*R1 - 3.14*R2*R2; writeln(‘Площадь кольца S = ‘, S:5:2); readln end. Данные для тестирования 1) Для R1=5, R2=3 – Площадь кольца S = 3.14*52 – 3.14*32 = 50.24 2) Для R1=7, R2=5 – Площадь кольца S = 3.14*72 – 3.14*52 = 75.36
УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР В этом разделе рассматривается решение задач с использованием условного оператора. В некоторых задачах решение будет более компактным и простым если при проверке условия составить сложное логическое выражение, а в других задачах необходимо использовать вложенный оператор if. Пример 2.1. Даны действительные числа x, y. Меньшее из этих двух чисел заменить их удвоенной суммой, а большее – половиной их произведения. Если числа равны, то оставить их без изменения. Математическая модель задачи Введём переменные: min = 2*(x + y); max = x * y / 2. Блок-схема алгоритма |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 500. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |