Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Монет, находящихся в обращении
Примечание. Источник: http://www.cbr.ru/Bank-notes_coins/sndmvo /str_nal_dm_160701.pdfnotes_coins/sndmvo/str_nal_dm_160701.pdf Структура наличного денежного оборота включает денежные потоки между такими субъектами денежного оборота как: − между системой центрального банка и системой коммерческих банков; − между коммерческими банками, между банками и их клиентами; − между организациями, между организациями и населением; − между отдельными гражданами. Кругооборот наличных денег можно рассматривать по местам нахождения или передвижения: − в центральных и региональных хранилищах центрального банка; − структурных подразделения центрального банка (расчетно-кассовых центрах); − в операционных кассах коммерческих банков; − в кассах предприятий и организаций; − в пути от одних касс к другим; − на руках у населения. Наличный денежный оборот организуется государством в лице центрального банка в соответствии с порядком ведения кассовой дисциплины в экономике. В Российской Федерации расчеты наличными деньгами между физическими и юридическими лицами не ограничиваются по сумме (см. прил. 2). Также лимитируются расчеты наличными деньгами между юридическими лицами. Так, по одному договору с одним контрагентом в течении одного дня сумма платежа не должна превышать 100 000 рублей (см. прил. 2). Банк России вводит ограничения в организации наличного денежного оборота для снижения наличных денег в структуре денежной массы. Так, устанавливаются лимиты расчетов между юридическими лицами и устанавливаются лимиты остатков наличных денег в кассах предприятий и организаций (см. прил. 3). Коммерческие банки освобождены от обязанности проверять кассовую дисциплину находящихся на расчетно-кассовом обслуживании клиентов. Проверки кассовой дисциплины осуществляют подразделения Федеральной налоговой службы. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, и в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов – влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Организуя наличный денежный оборот центральный банк имеет в своем распоряжении централизованные хранилища, где лежат напечатанные фабрикой Гознака наличные деньги. Из централизованного хранилища наличные деньги поступают в расчетно-кассовые центры, находящиеся в субъектах РФ. Расчетно-кассовые центры имеют резервный фонд и оборотную кассу. Резервный фонд – это денежные средства, еще не выпущенные в обращение или уже изъятые из обращения. Оборотная касса – это денежные средства в обращении. При наличии потребности в наличных деньгах из резервного фонда на основании эмиссионной директивы наличные деньги поступают в оборотную кассу (данный процесс носит название эмиссии денег). Далее наличные деньги на основании банковских заявок поступают в операционные кассы коммерческих банков, а далее в кассы предприятий, организаций и населению. Полученную наличность организации и население тратит на оплату приобретенных товаров, работ и услуг. Таким образом наличные деньги поступают в кассы предприятий и организаций. В соответствии с кассовой дисциплиной в конце рабочего дня предприятия и организации должны сдать превышающую лимиты наличность в кассу банка, где они обслуживаются. К кассам коммерческих банков также предъявляется минимально необходимый остаток. По инициативе коммерческого банка сверх данного остатка передается в расчетно-кассовые центры, зачисляясь в оборотную кассу, а оттуда сверхлимитная наличность попадает в резервный фонд. На уровне каждого расчетно-кассового центра осуществляется прогнозирование наличного денежного оборота и составляются прогнозы кассовых оборотов. Кредитные организации осуществляют расчеты поступлений и выдач наличных денег по кассовым заявкам, составляют отчеты о кассовых оборотах. В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. Организация наличного денежного оборота со стороны центрального банка требует соблюдения кредитными организациями: установленного порядка ведения кассовых операций; правил организации поступления наличных денег в их кассы; правил организации получения наличных денег из их касс; лимита остатка их кассы (минимально допустимый остаток в операционной кассе на конец дня); порядка расчета наличными деньгами; лимита расчета наличными деньгами (предельный размер между юридическими лицами). Задача организации наличного денежного оборота со стороны центрального банка – это обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность. Прогнозирование наличного денежного оборота. Для выпуска денег в обращение их необходимо не только изготовить, но и определить суммарную потребность экономики в наличной денежной массе и составить соответствующий прогноз банкнотной эмиссии. В настоящее время формируется прогноз кассовых оборотов. Прогноз формируется на каждый квартал с разбивкой по месяцам. В нем отражается предполагаемый объем прихода и расхода наличных денег по банковской системе и выводится эмиссионных результат (изъятие, эмиссия). Разница между приходом и расходом нивелируется за счет эмиссии или изъятия. Этапы прогнозирования: 1. Коммерческие банки на основе кассовых заявок обслуживаемых предприятий составляет прогноз поступления и выбытия денежных средств в кассе банка. Денежные прогнозы направляются в РКЦ за 14 дней до начала прогнозируемого квартала. 2. РКЦ обобщает информацию и с учетом анализа оборотов наличных денег проходящих через кассы РКЦ составляют прогноз кассовых оборотов по обслуживаемой территории и передают за 7 дней в территориальное управление Банка России. 3. Территориальные учреждения составляют прогнозные кассовые обороты по субъекту РФ (отражаются источники поступления направления выдачи и эмиссионный результат) При составлении учитывается отчетные данные о кассовых оборотах за предшествующий период, показатели экономического развития региона, намечаемые мероприятия по увеличению /снижению денежных доходов и расходов населения на перспективу. Предоставляется за 3 дня в Департамент наличного денежного обращения. 4. Департамент наличного денежного обращения аккумулирует информацию и, учитывая структурные изменение в экономике, темпы инфляции, мероприятия в области ДК регулирования, составляет прогноз кассовых оборотов по стране, тем самым определяет денежную наличность. При определении общей потребности в денежной наличности принимаются во внимание имеющиеся остатки наличных денег в резервных фондах и необходимость их пополнения. 5. Составленный прогноз служат ориентиром для определения плана производства денежных знаков для предприятий Гознака. |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |