Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционное право граждан на обращения




Важной формой участия граждан в управлении обществом и государством являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет право петиций (на обращение) в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации с целью наиболее полного удовлетворения интересов граждан, совершенствования работы федеральных и местных органов, обеспечения двусторонней связи между государством и населением.

Статья 33 наделяет правом на обращение только граждан России, но на деле этим правом пользуются и иностранцы, и лица без гражданства, что не противоречит международно-правовым стандартам.

Конституция предусматривает возможность как непосредственного (личного) обращения, так и различных форм его направления (по почте, через средства массовой информации и пр.). При этом сами обращения могут быть и личными и коллективными (как двух и более авторов, так и обращения, принятые на митингах и собраниях). Но во всех ситуациях обращение должно иметь индивидуальные подписи, число которых не подлежит ограничению. В случае же отсутствия таких подписей соответствующее обращение рассматривается как анонимное со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями (то есть государственные органы, должностные лица вовсе не обязаны его рассматривать).

Действующее законодательство предусматривает различные виды обращений:

1) предложения (в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа, предприятия, организации);

2) заявления (в котором содержится просьба о предоставлении условий для реализации гражданином принадлежащего ему права на получение жилья, прием на работу и т.п.);

3) ходатайство (в котором в письменной форме содержится просьба о признании за лицом определенного статуса, прав и свобод

4) жалоба (в которой содержится требование о восстановлении нарушенного права).

В соответствующих актах определен порядок подачи предложений, заявлений, жалоб, установлены сроки их рассмотрения (Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, а в тех случаях, когда нет необходимости в дополнительной проверке, — безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления обращения).

45. Понятие и содержание экономических прав человека, механизм их осуществления, виды

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Обеспечивают человека свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности.
1. Право на труд: право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. В КС РФ гарантируется право каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные условия труда. КС РФ также запрещает принудительный труд, т.е. труд, который гражданин не избрал добровольно. Принудительный труд допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.
2. Право на защиту от безработицы: обеспечение работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения.
3. Право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда:
- вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей;
- условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены;
- все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на соответст-вующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации;
- все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.
В Кс РФ принцип справедливой оплаты труды воплощается в запрете дискриминации в оплате труда, т.е. любого ограничения в правах либо установления преимуществ в завис-ти от пола, возраста, расы, национальности, языка и т.д.
4. Право частной собственности на имущество, в том числе и на землю: гражданин вправе иметь в собственности любое имущество производственного, культурного и иного назначения, за исключением того, которое в соответствии с законом или международными договорами РФ не может ему принадлежать по соображениям государственной и общественной безопасности.
5. Свобода экономической деятельности: право свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности; частной собственности, свободы договора, права на доброе имя (деловую репутацию) и др.

46. Понятие и содержание социальных прав человека, механизм их реализации, виды

Термином «социальные права»обычно обозначают совокупность определенных прав и свобод человека, обеспечивающих ему достойный уровень жизни и необходимую социальную защищенность. По мнению ученых, под социальным правом понимается признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплект прав и свобод, которым должен обладать каждый человек для обеспече­ния и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, не­обходимых ему для нормального физического, материального и духовного существования и развития, дня социально достойной жизни и общественно ценной деятельности.

Социальное право имеет своим предметом общественные отноше­ния, складывающиеся между гражданами и государственными органами социальной защиты (социального развития, социального обеспечения) или профсоюзами и представителями государственных органов.

В комплексе общественных отношений социальное право является более широким понятием, чем право социального обеспечения, и преду­сматривает целую систему социальной защиты населения. Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых госу­дарство проводит свою социальную политику по социальной защите насе­ления [9, 23]. Обширный круг общественных отношений в социальной сфере регулируется нормами социального права. Предметом социального права, по мнению Т.С. Сулимовой, является:

1) правовое регулирование занятости;

2) охраны труда и здоровья населения;

3) социальное обеспечение;

4) социальное страхование и пенсионное обеспечение;

5) правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инва­лидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других), проживаю­щих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

6) правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты [9].

Социальное право выполняет различные функции, выделение кото­рых необходимо для понимания его специфики и социального назначения.

1. Экономическая функция социального права заключается в воз­действии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны и оплаты труда.

2. Политическая функция заключается в том, что в нормах соци­ального права закреплены основные положения социальной политики го­сударства, что и способствует ее реализации.

3. Организационная функция выражается в сощании системы со­циальных служб социальной защиты населения, организации защиты от безработицы, социального обеспечения, социального страхования, обеспе­чения безопасных условий жизни и благосостояния людей, повышении культуры труда, быта и отдыха.

4. Воспитательная функция социального права заключена в повы­шении культуры взаимоотношений людей в процессе труда и быта, в ува­жении к интересам других, особенно социально неустроенных, в воспита­нии доброты к окружающим, в утверждении принципов терпимости, со­страдания, милосердия в обществе.

Про­анализировав имеющиеся в между народно-правовых документах нормы, авторы В.А. Иваненко, B.C. Иваненко [1, 107] предлагают основные соци­альные права, которыми должен обладать каждый человек. Все социаль­ные права можно разделить на три группы.

В первую группу включаются права, связанные с обеспечением средств существования и установлением контроля государства за отноше­ниями работника и работодателя в процессе труда. К ним относятся:

1) право на труд;

2) право на защиту от безработицы;

3) право на свободный выбор труда;

4) право на безопасные условия труда;

5) право на равную оплату за равный труд;

6) право на равную возможность продвижения в работе;

7) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение;

8) право на трудовые споры и забастовки;

9) право на разумное ограничение рабочего времени;

10) право на оплачиваемый периодический отпуск;

11) право на создание профессиональных союзов и объединений;

12) право на свободное вхождение в профессиональные союзы.
Вторая группа прав — это права, гарантирующие достойный жиз­ненный уровень., выступающие средством интеграции людей в обществен­ную жизнь на основе использования услуг современной инфраструктуры и достижений цивилизации. К ним относятся:

1. право на достойную жизнь;

2. право на здоровье;

3. право на жилище;

4. право на развитие;

5. право на образование;

6. право на информацию и участие в решении «судьбоносных» для каждого человека вопросов;

7. право на отдых и досуг;

8. право на благоприятную окружающую среду;

9. право на постоянное улучшение условий жизни и труда.

К третьей группе отнесены социальные права в области социально­го обеспечения, направленные на особую защиту отдельных групп населе­ния:

1. право на поддержку и защиту семьи;

2. право матерей на социальную защиту;

3. право детей и подростков на социальную защиту;

4. право пожилых людей на социальную защиту и помощь;

5. право на социальное обеспечение при yтрате средств существова­ния.

Очень важным положением является и то.что каждый человек имеет право на пользование перечисленными социальными правами бeз какой- либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, рождения, языка религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иных обстоятельств

47. Понятие, содержание и формы реализации культурных прав, их система и место среди других прав человека.

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.1. Право на образование. Основы международных стандартов права на образование сформулированы во Всеобщей декларации прав человека и в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Это: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Международно-правовые нормы устанавливают также и приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества и т.д. Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения КС РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в гос. или муницип. образовательных учреждениях и предприятиях.2. Право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО. В них отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни.

48. Право народов на самоопределение.

Право народов на самоопределение – один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие.

Принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН - "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов..." (п. 2 ст. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих положениях Устава. В ст. 55, например, она теснейшим образом связывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем вэкономической и социальной областях, в сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т. п.

Принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.

Вместе с тем и сегодня принцип самоопределения является основным при решении проблем колониальных и зависимых народов, о которых говорится в главах XI-XIII Устава ООН, поскольку субъектом самоопределения являются не государства, а народы и нации.

В резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея прямо указала, что "дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире". Согласно этой же резолюции и многим другим документам ООН, недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования не должны использоваться в качестве предлога для отказа в предоставлении независимости.

В документах ООН выражено главное в нормативном содержании принципа самоопределения. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".

Право национального самоопределения не исчезает, если нация образовала самостоятельное государство или вошла в состав федерации государств. Субъектом права на самоопределение являются не только зависимые, но и суверенные нации и народы. С достижением национальной самостоятельности право на самоопределение лишь меняет свое содержание, что находит отражение в соответствующей международно-правовой норме.

В содержании права на самоопределение все чаще выделяют экономические аспекты, например право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, осуществлять культурное развитие и т. п.

Современное нормативное содержание самоопределения включает в себя как права народов, так и соответствующие им обязанности государств. Так, праву народов свободно, без какого бы то ни было вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие соответствует обязанность государств не только уважать это право, но и содействовать ему путем совместных и индивидуальных действий.

Без строгого уважения и соблюдения принципа самоопределения народов невозможно выполнить многие жизненно важные задачи, стоящие перед ООН, например задачу содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также поддержание отношений мирного сосуществования между государствами. Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.

Принцип самоопределения народов и наций - это право народов и наций, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. С другой стороны, если народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушающие принципы невмешательства и суверенного равенства государств.Право народов и наций на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Уважение свободы политического выбора становится фундаментом сотрудничества, а не соперничества и противоборства. С этим, в частности, связано право освободившихся государств на проведение политики неприсоединения, на участие в решении как общемировых, так и региональных проблем. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным (и т. п.) традициям и представлениям.

49. Права, обеспечивающие жизнь и ценность личности.

Основным правом человека является право на жизнь. Оно означает не просто физическое бытие человека, а вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнедеятельность. Должна существовать система гарантий реализации права на жизнь, состоящая в возложении на государство ряда обязанностей, которые можно подразделить на две группы: общие (касающиеся всех граждан РФ) и индивидуальные (касающиеся жизни отдельного человека). К числу обязанностей-гарантий относятся: отказ от войны как от средства разрешения международных конфликтов и участия в ней; целенаправленная и жесткая борьба с преступностью против личности, обеспечение надлежащей законности и правопорядка; установление особого порядка хранения, распространения и применения оружия; провозглашение смертной казни, впредь до ее отмены, исключительной мерой наказания; доступность и квалифицированность медицинской помощи; охрана окружающей природной среды и т.п. Индивидуальные обязанности-гарантии связаны с признанием ряда конкретных действий, посягающих на жизнь и здоровье человека, преступными и закреплением их в качестве таковых в действующем законодательстве, например в УК РФ. Право на жизнь, являясь абсолютным правом, в принципе не должно ограничиваться. Смертная казнь – это такой особый, уникальный способ лишения жизни человека, который обладает специфическими признаками: 1) выступает самым суровым наказанием, мерой жесткого государственного принуждения, в которой кара проявляется в максимальной степени; 2) применяется от имени государства и только по приговору суда; 3) возлагается только за особо тяжкие преступления против жизни; 4) является исключительной, временной и альтернативной (наряду с лишением свободы) мерой; Таким образом, право на жизнь должно пониматься в широком смысле – как отрицание смерти, как создание условий для нормального человеческого существования.

 

Права граждан обеспечивающие жизнь и ценность личности

1) П на жизнь; 2) П на честь и дост-во; 3) П на индивид.облик; 4) П на репут-ю. Осн.П чел-ка - П на жизнь. Оно означает не просто физ.бытие чел-ка, а возмож-ть вести полнокровную, отвеч-ю совр. стандартам жизнедеят-ть. Существ-т система гарантий реализ-и П на жизнь, состоящая в возлож-и на гос-во ряда обяз-тей, кот.м.подразделить на 2 гр-ы: общие (касающ-ся всех гр-н РФ) и инд-ые(касающ-ся жизни отд.че­л-ка). Общие обяз-ти -гарантии: 1)отказ от войны как средства разреш-я межд.конфл-в и участия в ней; 2)целенаправл-я и жесткая борьба с преступ-тью против лич-ти, обеспеч-е надлежащей закон-ти и прав-дка; 3) установл-е особого порядка хранения, распростр-я и примен-я оружия; 4) провозгл-е смер.казни, впредь до ее отмены, исключит-й мерой наказ-я; 5) доступность и квалифициров-ть мед.помощи; 6) охрана окруж.прир.среды и т.п. Инд.обяз-ти-гарантии связаны с признан-м ряда конкр.действий, посяг-х на жизнь и здоровье чел-ка, преступ-ми и закрепл-м их в кач-ве таковых в действ. законод-ве. П на жизнь, явл.абсолютным правом, но есть огранич-е. Смер.казнь- особый, уник-й способ лиш-я жизни чел-ка. П на жизнь необходимо рассматр-ть как возмож-ть обращ-я к гос-ву за защитой по поводу любого незак-го или неоправд-го в мед.отнош-и вмешат-ва в чел.организм, что могло бы поставить под угрозу его жизнь и здоровье. П на честь и дост-во.Дост-во - признание за чел-ком этой цен-ти незав-мо от того, что он о себе думает и как его оценивают др. Каждый чел-к и.П на то, чтобы никто не умалял его дост-во. Этот принцип дополн-ся запретом подвергать чел-ка пыткам, насилию, др. жест-му или униж-му чел. дост.во обращ-ю или наказ-ю, а также без добров.согласия мед., науч.или иным опытам. Целям защиты дост-ва служат многие нормы К-ции: П на достойную жизнь, неприк-ть частной жизни, защита чел-ком своей чести и доброго имени, запрет сбора инфо о частной жизни, запрет насильств-го проникнов-я в жилище и др.В УК предусм-ны такие составы прест-я, как клевета и оскорбл-е. Если гр-ну причинен мор.вред действ-ми, наруш-ми его лич.права, он вправе возложить на нарушителя обяз-ть ден.компенс-и указ-го вреда. Для защиты чести, дост-ва, дел.репут-и гр-н вправе обращ-ся в суд, причем допуск-ся защита чести и дост-ва гр-на и после его смерти. З-ном установлен порядок удовлетв-я требований гр-на, связ-х с распростр-м сведений, пороч-х его честь, дост-во или дел.репут-ю.

 

50. Права, обеспечивающие правовую защиту (право на правосудие и др.).

Право граждан на судебную защиту прописано в основном законе государства. Кроме того, оно гарантируется всем иностранцам, физическим и юридическим лицам. Судебная защита распространяется не только на те права и свободы граждан, которые предусмотрены Конституцией, но также и на указанные в других законах и актах.Право граждан на судебную защиту гарантируется Конституцией. Представляет собой возможность обращения в вышестоящие инстанции с целью отстоять свои законные интересы. Потому что все люди равны перед законом и поэтому они имеют равные права на личную жизнь, свободу, собственность, тайну переписки, на труд, образование, неприкосновенность частной собственности. Здесь же можно отметить тот факт, что реабилитированный человек может обратиться в суд для восстановления справедливости и требовать компенсации морального вреда. Обвиняемый вправе ходатайствовать о присутствии на процессе присяжных заседателей. Лицо, которому отказали в трудоустройстве, также может обратиться в суд. Каждый человек может обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав, что предусмотрено основным законом государства. Практически любое действие или бездействие органов местной власти и должностных лиц может быть признано незаконным и будет отменено. Право граждан на судебную защиту заключается в том, что они могут обратиться в данный орган и он должен будет рассмотреть их заявление, после чего принять соответствующее решение. Последнее также можно будет обжаловать в вышестоящей инстанции. Право граждан на судебную защиту заключается еще и в том, что каждый человек, который преступил закон и оказался на скамье подсудимых, может просить о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей. Данные лица будут выносить свой вердикт, независимый от какого-либо мнения. Большинство людей считают такой суд гуманным. Если решение данного органа будет несправедливым, то человек сможет обжаловать его в верховной инстанции, что также закрепляет право граждан на судебную защиту. Презумпция невиновности человека является прямым доказательством того, что существует судебная защита прав и свобод граждан. Потому что никто не может быть признан виновным, пока приговор не вступит в свою законную силу. Тем самым человек, находящийся под следствием, еще не может быть назван преступником. Кроме того, судебная защита прав и свобод граждан заключается в том, что никто не может дважды отбывать наказание за одно и то же злодеяние. Доказательства, положенные в основу приговора, должны быть собраны надлежащим образом, без нарушения норм УПК. Также не стоит забывать о том, что человек не может давать показания против самого себя и своих близких и родных людей. Так гласит статья 51 основного закона государства. Кроме того, Конституция предусматривает возмещение вреда человеку в том случае, если он был причинен ему незаконными действиями органов власти и должностных лиц. Кстати, судебная защита прав, свобод гражданина РФ не всегда осуществляется в соответствии с законом. На практике встречается достаточное количество таких случаев. Кроме того, каждый человек вправе осуществлять свою защиту в суде с помощью квалифицированного защитника. Обвиняемым он предоставляется на безвозмездной основе, если они по причине отсутствия денежных средств не могут позволить себе платного адвоката. Грамотный и высококвалифицированный юрист знает, как правильно обойти все уловки закона и помочь своему доверителю. В большинстве случае люди проигрывают процессы потому, что не знают, как правильно сформулировать свои доводы и доказать правоту в суде. Поэтому стоит не надеяться на чудо, а прибегнуть к услугам адвоката. Обеспечение права граждан на судебную защиту еще раз подчеркивает тот факт, что человек живет в демократическом государстве, где его свободы являются наивысшей ценностью. Каждый человек может обратиться в суд для защиты своих интересов, в также в иные органы, которые вправе решать спорные вопросы. Например, гражданин, у которого сложные отношения с руководством компании, имеет возможность изменить ситуацию в свою сторону, если напишет заявление в комиссию по трудовым вопросам, после чего он уже будет вправе обратиться в суд. Либо покупатель, который приобрел некачественный товар, может написать претензию производителю и получить от него ответ, затем уже обращаться в суд. Как правило, все вопросы в таких ситуациях можно решить мирным путем, если договориться между собой. Как показывает практика, судебный порядок защиты прав граждан - наиболее выгодный для них. Потому что в таком случае они смогут получить еще и компенсацию морального вреда, если докажут факт нарушения своих прав. Обеспечение права граждан на судебную защиту может быть реализовано только в случае проведения заседания. Оно прописано в основном законе государства. Кроме того, при обращении в данный орган дело может быть рассмотрено только в форме правосудия. Объектами защиты в данном случае будут только те права и интересы, которые были нарушены, например: право на образование, труд, неприкосновенность жилища, тайна переговоров. Их восстановление гарантировано Конституцией. Судебный порядок защиты прав граждан будет зависеть от того, каким будет заявление, а также от вопроса, который требуется разрешить. Например, на подготовку к рассмотрению дела о бракоразводном процессе может уйти до двух месяцев, а требование об уплате алиментов удовлетворяется в этот же день. Немаловажную роль будет играть правильное определение подсудности. Все будет зависеть от того, какой вопрос следует разрешить. Кроме того, по уголовным делам в суде вправе принимать участие присяжные заседатели. Если человек обвиняется в совершении особо тяжкого злодеяния, помощь защитника в данном случае предоставляется бесплатно. Очень часто право гражданина РФ на судебную защиту не только не реализуется в полном объеме, но и нарушается представителями данной системы. На практике достаточно часто человек сталкивается с коррупцией и несоблюдением законов. Соответственно, что государство предусматривает ответственность должностных лиц за такие правонарушения, но чтобы доказать данные факты, нужно иметь неопровержимые доказательства и обладать профессиональными знаниями и умениями. Для того чтобы соблюдался судебный порядок прав граждан, людям просто необходимо обращаться за помощью к профессиональным защитникам. Каждый гражданин может обратиться в суд, если считает, что его интересы были нарушены. В данном случае судебная защита прав, свобод человека, гражданина закреплена в основном законе государства. При этом он может пользоваться помощью профессионального защитника. Здесь не будет иметь значение, осужденный он, обвиняемый, депутат или начальник предприятия - все равны перед законом. На практике нередко возникают ситуации, когда судебная защита прав человека, гражданина особенно необходима. В основном это касается тех случаев, когда человек нуждается: - в восстановлении на работе, потому что ему нечем кормить себя и свою семью; - незаконного проникновения в его жилое помещение, которое находится в собственности и описи имущества; - компенсации вреда, причиненного преступным деянием. Суд при рассмотрении дела и изучении его материалов старается с максимальной точностью разрешить возникший конфликт или принять решение, которое бы восстанавливало социальную справедливость. В противном случае его можно будет обжаловать в вышестоящей инстанции. Судебная защита прав, интересов граждан прописана в основном законе государства. Кроме того, каждый человек вправе обратиться не только в суд, находящихся по месту его жительства, а также в вышестоящий. Конечно, при наличии возможности обеспечить представление своих интересов в суде с помощью квалифицированного юриста ею просто необходимо воспользоваться. Потому что знать только одни законы недостаточно для того, чтобы выиграть процесс, нужно уметь применять их на практике. Конституционная судебная защита прав граждан представляет собой возможность для обращения в любой государственный орган, даже в тот, который находится за пределами страны. Здесь также необходимо правильно оформить свою жалобу и заявление, потому что документ, оформленный с нарушением предусмотренных процессуальных норм, к рассмотрению, как правило, не принимается. Кроме того, каждый человек может обратиться в Конституционный суд России, но только в том случае, если его права, закрепленные в основном законе государства, нарушаются другими несоответствующими ей нормативными актами. При этом необходимо учитывать тот факт, что заявление, оформленное ненадлежащим образом, будет отклонено и возращено обратно гражданину. Поэтому в нем обязательно должны присутствовать ссылки на те законодательные акты, которые нарушают нормы Конституции, в том числе основные права и интересы людей. При обращении гражданина в суд необходимо учитывать тот факт, что все материалы дела рассматриваются данными государственными органами в определенном порядке. Поэтому ждать мгновенного разрешения спора не стоит. Для подготовки к разбирательству по гражданским делам, рассматриваемый районным судом, срок рассмотрения с момента подачи иска составляет примерно два месяца. В то время как в мировом данный период времени составляет четыре недели. Если дело касается только вынесения судебного приказа, то его могут оформить в день подачи заявления. Перед обращением в суд лучше всего обратиться к опытному юристу, который поможет составить иск, жалобу или любой другой документ. Кроме того, человек, хорошо разбирающийся в законодательстве, сразу же определит подсудность дела и передаст все необходимые бумаги в нужный государственный орган, тем самым позволит сэкономить время и нервы своего клиента. Основным законом государства каждому человеку и гражданину гарантируется право на защиту его интересов в суде. На этом основании невозможно считать виновным человека, пока это не будет установлено в процессе расследования и заседания данного государственного органа. В то же время никто не может быть два раза осужден за одно и то же злодеяние. В том случае, если права человека были нарушены незаконным привлечением к ответственности, он может обратиться в данный государственный орган с иском о возмещении морального вреда.

51. Понятие источников прав человека.

Право прав человека – отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека, устанавливающихобязательства государств по их реализации и судебной защите, а также механизмы международного контроля за их соблюдением государствами.В праве прав человека отсутствует какой-либо документ, который обобщенно закреплялбы принципы прав человека, поэтому их наличие и содержание определяется на основе анализа важнейших международно-правовых документов в области прав человека.Все принципы права прав человека можно разделить на две категории: общие принципымеждународного права, применимые к праву прав человека, и специальные принципы в области прав человека.К первой категории относятся: принцип равноправия и самоопределения народов (наций);принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; принцип справедливости.К специальным принципам права прав человека относятся принцип универсальности,принцип недискриминации, принцип защиты и применения специальных мер, принципдолжной распорядительности, принцип ответственности за нарушение прав и свобод человека.Основные прав человека стали объектом нормотворческой деятельности ООН вскоре после ее создания. С этой целью на основе резолюции ЭКОСОС в 1946 году была создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международных деклараций или конвенций по вопросам прав и свобод. Уже в 1948 году Комиссия по правам человека завершила работу над проектом Всеобщей декларации прав человека, которая былапринята большинством голосов на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10декабря 1948 года.В результате усилий всех компетентных органов Организации Объединенных Наций 16декабря 1966 года были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, дающий возможность Комитету по правам человека, созданному в соответствии с положениями этого Пакта, получать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте.Дальнейшая разработка международных стандартов прав человека шла в направлении детализации, конкретизации положений указанных международных документов. В итоге былоразработано около 80 международных соглашений и деклараций, охватывающих важнейшие применения прав человека. Всеобщая декларация и другие документы ООН послужили основой для принятия региональных соглашений о правах человека.

52. Система источников по правам человека.

Источниками прав и основных свобод человека являются объективная сторона бытия соответствующей человеческой формации (материальные источники) и нормативные акты, содержащие положения о правах и основных свободах человека (формальные источники). Среди последних выделяют источники международного и источники национального характера. Важное место в череде источников прав и основных свобод человека занимает Устав ООН, хотя и не конкретизирует понятие прав человека. Он содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Например, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т. е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т. е. свободе совести, убеждений и т. п.).С учетом положений Устава ООН разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы в области права и основных свобод человека. К ним, в частности, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего Международной организации труда и ЮНЕСКО.Другая часть документов в области прав человека – это международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе можно назвать Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др.Среди источников регионального уровня можно выделить Римскую конвенциюправ и основных свобод человека 1950 г., Американскую декларацию прав и обязанностей человека 1948 г., Американскую конвенцию прав человека 1969 г., Африканскую хартию прав человека и народов 1981 г., Декларацию глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., а также всевозможные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и другие партикулярные соглашения.Среди источников национального характера применительно к Российской Федерации следует назвать, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, где содержатся основные положения о правах и свободах человека (и гражданина) в Российской Федерации, и основных свободах закреплены В Конституции Российской Федерации, а также Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую 22 ноября 1991 г.

53. Основные всемирные (универсальные) документы по правам человека.

Международные акты, к числу которых относятся конвенции, пакты, протоколы, обладают обязательной силой для тех государств, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Договоры, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, открыты для подписания и ратификации всеми государствами, в то время как условием для принятия договоров, утвержденных в рамках региональных организаций, является членство в соответствующей организации, например, Совете Европы.

Рассмотрим содержание Всеобщейдекларации прав человека и двух международных пактов, составляющих единое целое –Билль о правах человека. Сформулированные в преамбуле и 30‑ти статьях Всеобщей декларации прав человека права, можно систематизировать по трем группам. Первая группа прав (ст. 2 – 21 Всеобщей декларации прав человека) призвана обеспечить человеку защиту от любого ограничения его свободы. Вторая группа прав (ст. 22–27) направлена на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни. Третья группа прав (упоминается в ст. 28) призвана обеспечить право каждого человека на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Билль о правах человека включает, помимо Всеобщей декларации,Международный пакт о гражданских и политических правах иМеждународный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые были приняты в 1966г. и вступили в силу в 1976г.Их принятие было продиктовано необходимостью дополнить нормы Декларации, которые имеют нравственное и политическое значение, нормами и стандартами, имеющими юридическую силу, с помощью которой в судебном порядке может обеспечиваться защита прав человека в случаях их нарушения.

В 53 статьях Международного пакта о гражданских и политических правах и двух факультативных протоколах к нему сформулирован не только перечень прав человека, но и механизм их реализации на международном уровне и в отдельных странах. В этом пакте закреплены следующие права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 6), право не подвергаться пыткам и бесчеловечному обращению, не подвергаться произвольному аресту и задержанию (ст. 7, 9), право свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 12), права на свободу слова, религии, собрания, ассоциаций, включая членство в профсоюзах (ст. 18, 19, 21, 22), право голосовать на основе системы всеобщего избирательного права (ст. 25), право меньшинств на защиту (ст. 27) и другие права.

Развитием международных документов стало принятие пяти договоров, обеспечивающих защиту конкретных прав: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся‑мигрантов и членов их семей 1990 г.

Важная роль также отводится Декларации социального прогресса и развития, принятой в 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В ней получили дальнейшее развитие и углубление многие нормы прав человека, изложенные в пактах. В этой Декларации сказано, что целью социального прогресса и развития является постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод. В ней были изложены основные направления социальной политики на национальном, региональном и международном уровнях; планирование социального прогресса и развития как составной части общего пропорционального развития; учреждение, где это необходимо, национальных систем по разработке и проведению в жизнь социальной политики и программ; содействие со стороны заинтересованных государств плановому региональному развитию.

В последующие годы после принятия Международных пактов, Декларации социального прогресса и развития были проведены многочисленные акции, цель которых – решение конкретных задач социальной политики. Среди них: Международные конференции по проблемам народонаселения и развития 1974 г., 1994 г. ; Международный год женщины и Десятилетие женщины ООН: Равенство, Развитие, Мир 1976–1985 гг. и соответствующие конференции 1975 г., 1980 г. и 1985 г. ; Всемирная конференция по вопросам занятости 1976 г. ; Международное десятилетие инвалидов ООН 1983–1992 гг. ; Всемирная ассамблея по проблемам старения 1982 г. ; Международный год молодежи 1985 г. ; Международная конференция по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом 1987 г. ; Международный год обеспечения жильем бездомного населения 1987 г. и ряд других встреч и совещаний. Также ООН приняла важные документы, в которых был сделан акцент на социальное развитие. Так, в декабре 1986 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о праве на развитие и резолюцию «Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

Значимым для понимания роли социальной политики в защите прав человека стало проведение в сентябре 1987 г. (г. Вена) Межрегионального консультативного совещания по политике и программам социального обеспечения в целях развития с участием представителей 90 стран. На совещании состоялся обмен профессиональным опытом на глобальном уровне в области социальной политики, социального развития и социального обеспечения. На нем были приняты «Руководящие принципы» политики и программ социального обеспечения в целях развития на ближайшее будущее, которые позднее были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в ее специальной резолюции.

Участники этого совещания акцентировали внимание на повышении роли социальной политики в решении жизненных проблем мирового сообщества. При этом было подчеркнуто, что социальная политика должна быть достаточно гибкой, чтобы ее применять для решения возникающих новых проблем и она могла стать средством, содействующим развитию, а не барьером на его пути.

Большое значение имела и Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития в марте 1995 г. (г. Копенгаген). Участники встречи отметили сложную и противоречивую ситуацию, характерную для современного мира. С одной стороны, несомненные достижения науки и техники, с другой – их плодами пользуется только один из почти б млрд населения мира. 1,3 млрд человек живут за чертой бедности. 1,5 млрд человек не имеет возможности пользоваться самой элементарной медицинской помощью. Свыше 900 млн человек неграмотны, 100 млн детей не посещают школу. Внешняя задолженность развивающихся стран, включая страны Восточной Европы, составляет 1,3 трлн долларов. На обслуживание этого долга ежегодно тратятся десятки и сотни миллиардов долларов[22].

В принятой на этой встрече Программе действий были сформулированы приоритетные цели социального развития: обеспечение социальной защиты индивида, содействие социальной интеграции и поддержание социального мира. Всемирная встреча на высшем уровне подчеркнула связь между борьбой с бедностью, изысканием возможностей социальной интеграции и созданием продуктивной занятости. Занятость сегодня представляет собой необходимый фактор интеграции. И наоборот, безработица – это форма изоляции, которая влечет за собой целый ряд социальных проблем.

Соблюдением прав человека, развитием социальной политики занимаются многие международные организации. Система ООН включает целый ряд специализированных международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), призванных заниматься конкретными социальными проблемами.

Международная организация труда (МОТ) функционирует с1919 г. и за это время его нормотворческая деятельность в сфере социально‑трудовых отношений составляет свыше 170 конвенций, которые сыграли важную роль в налаживании социального партнерства между работниками, работодателями и государством. Неслучайно при вручении МОТ Нобелевской премии было отмечено, что МОТ «оказывала влияние на законодательство всех стран».

Права человека в области образования, науки, культуры и информации формирует на глобальном уровне ЮНЕСКО.За более чем 50‑летний период деятельности эта организация при самом активном участии ведущих ученых и специалистов разработала и приняла ряд принципиально важных деклараций, рекомендаций, программ, которые сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, доступе широких масс к культуре, пользованию достижениями науки и прогресса.

Наряду с конвенциями и декларациями всемирного масштаба имеютсяконтинентальные и региональные договоры по правам человека.Следует назвать Хартию Организации африканского единства 1963 г., Африканскую Хартию прав человека и народов 1981 г., Африканскую комиссию по правам человека и народов, Устав Организации американских государств – Американскую декларацию прав и обязанностей человека 1948 г. Американскую конвенцию о правах человека 1969 г., Межамериканскую комиссию по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и его основных свобод 1950 г., Европейскую социальную хартию 1961 г., Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Европейский суд защиты прав человека, Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. [23]

В ООН функционирует два вида контрольных механизмов: институциональные и конвенциональные (договорные).Институциональными структурами, т. е. постоянными институтами ООН являются Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993 г. – Управление Верховного комиссара по правам человека, призванное играть центральную роль в процедуре контроля за выполнением всех конвенций в области прав человека.

Соблюдение прав человека в социальной сфере, в соответствии с принятыми международными актами, наряду с вышеназванными институциональными органами ООН обеспечивают такие механизмы, как конвенциональные структуры, которые учреждаются для контроля за выполнением каждого международного договора, вступившего в силу. Такими договорными органами ООН являются Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, которые призваны осуществлять контроль за соблюдением положений соответствующих международных договоров.Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций. Также, согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101‑ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Российская Федерация в качестве государства – продолжателя Союза Советских Социалистических Республик осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Конституция РФ 1993 г. признает примат международного права в международных делах. Российская Федерация после вступления в Совет Европы, например, ратифицировала три основополагающих документа – Европейскую конвенцию о правах и основных свободах, Конвенцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило Российской Федерации стать полноправным членом Совета Европы.

54. Устав ООН

В научной литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что Устав ООН - самый главный документ ХХ века, не только вобравший в себя наиболее прогрессивные идеи, накопленные человечеством за свою историю, но и заложивший основу для последующего развития мирового сообщества.

Характеризуя Устав ООН, необходимо рассматривать его, как минимум, в двух аспектах, хотя и тесно взаимосвязанных. Первый аспект - политический, и с этой точки зрения Устав является именно политическим документом с неизбежными для такого рода актов декларативностью и расплывчатостью формулировок. В качестве политического документа Устав ООН отражает определенные ценности мирового сообщества, философию послевоенного мира и связанные с ним романтические ожидания государств. Говоря о политической составляющей Устава ООН, трудно не согласиться с провозглашаемыми в нем идеями и принципами, так как все они пронизаны духом гуманизма, мира, равноправия и т.п. Думается, что преамбула Устава будет актуальной на любом этапе развития международных отношений.

Второй аспект - собственно правовой, так как Устав формально представляет собой учредительный акт, объект межгосударственного соглашения. В этом смысле Устав ООН содержит юридически оформленные обязательства государств, регулирует вопросы членства в ООН, закрепляет статус и функции ее органов, а также механизм принятия решений и их реализации. Как показывает практика, именно правовое содержание Устава в наши дни все больше расходится с реальной действительностью и нуждается в определенном переосмыслении.

Еще в период разработки текста Устава выявились два основных фундаментальных подхода к статусу и целям создаваемой организации. Первая точка зрения (ее придерживалась Великобритания) сводилась к тому, что ООН должна заниматься исключительно проблемами международной безопасности, то есть регулировать военно-политический аспект международного сотрудничества государств. Согласно второй концепции (выдвинутой СССР), ООН должна была стать центром межгосударственного сотрудничества по самому широкому кругу вопросов, включая решение любых глобальных международных проблем. В конечном итоге победила вторая точка зрения, в чем легко убедиться, анализируя уставные цели и принципы Организации.

Устав ООН оказался достаточно стабильным юридическим документом. За более чем полувековую историю ООН поправки были сделаны только в отношении четырех его статей и касались исключительно организационной структуры Организации и процедурных вопросов. В частности, в 1963 году число членов Совета Безопасности было увеличено с 11 до 15, а число членов Экономического и Социального Совета - с 18 до 27.

Устав ООН (статья 1) закрепляет три основные цели Организации:

1)поддержание международного мира и безопасности посредством коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, а также посредством мирного урегулирования международных споров;

2)развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов;

3)осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Устава, ООН стремится быть центром согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Уставные принципы ООН, содержащиеся в статье 2 Устава, должны быть положены в основу деятельности не только самой Организации, но и всех ее членов. Этими принципами являются:

-суверенное равенство членов ООН;

-добросовестное выполнение членами ООН принятых на себя по Уставу обязательств;

-разрешение международных споров мирными средствами;

-неприменение в международных отношениях силы и угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с целями Организации;

-оказание всеми членами ООН всемерной помощи Организации во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Таким образом, Устав ООН содержит пять принципов, четыре из которых с несколько измененными формулировками являются общепризнанными императивными принципами международного права. Остальные пять принципов (территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, сотрудничества, всеобщего уважения прав человека и равноправия и самоопределения народов) в качестве таковых в Уставе не названы, хотя и выводятся из его содержания эмпирическим путем.

Согласно Уставу, членами ООН могут быть все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в Уставе обязательства и, по мнению самой Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Устав выделяет такую категорию членов ООН, как "первоначальные члены" - государства, принявшие участие в Конференции в Сан-Франциско или ранее подписавшие Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 года и впоследствии ратифицировавшие Устав. Все остальные члены ООН являются присоединившимися членами. Прием государства в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Аналогичный порядок предусмотрен и для приостановления прав и привилегий членства в Организации, а также для исключения государства из ООН. Основанием для приостановления членства в ООН является осуществление Советом Безопасности против государства мер превентивного или принудительного характера, а для исключения - систематическое нарушение государством принципов Устава. Восстановление приостановленных прав и привилегий члена Организации производится по решению Совета Безопасности.

28 мая 1948 года Международный Суд ООН вынес консультативное заключение об условиях принятия государства в ООН. В заключении названы 5 условий для принятия в Организацию нового члена. Он должен: 1)быть государством; 2)быть миролюбивым; 3)принять на себя обязательства, предусмотренные Уставом; 4)быть способным их выполнять; 5)иметь намерение их выполнять. Международный Суд решил, что данный перечень является исчерпывающим, а определение наличия или отсутствия этих условий является прерогативой голосующих государств. 3 марта 1950 года Международный Суд вынес еще одно консультативное заключение - на этот раз о компетенции Генеральной Ассамблеи ООН в области принятия нового члена. В заключении Суд указал, что наличие положительной рекомендации Совета Безопасности является обязательным условием для принятия государства в члены ООН и что при отсутствии таковой Генеральная Ассамблея не вправе принимать решение о приеме.

Главными органами ООН, по Уставу, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Кроме того, для достижения уставных целей Организация вправе учреждать вспомогательные органы. (О компетенции главных органов ООН и ее вспомогательных органов - далее в настоящей главе).

Устав ООН содержит механизм мирного разрешения споров (глава VI Устава), а также порядок деятельности Совета Безопасности в случаях угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии (см. главу 16). Кроме того, Устав предусматривает поддержание международного мира и безопасности посредством региональных соглашений или органов при условии, что их деятельность совместима с целями и принципами ООН. Совет Безопасности вправе использовать такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством. При этом никакие принудительные действия самими региональными структурами не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности (статья 53 Устава). Государства, участвующие в региональных соглашениях или органах, обязаны информировать Совет Безопасности о всех действиях (как предпринятых, так и намечаемых), направленных на поддержание международного мира и безопасности.

В области международного экономического и социального сотрудничества члены ООН приняли на себя обязательство предпринимать совместные и самостоятельные действия для достижения следующих целей:

-повышения уровня жизни, полной занятости населения, создания условий для экономического и социального прогресса и развития;

-разрешения международных проблем в области экономики, социальной сферы, здравоохранения, а также углубления международного сотрудничества в области культуры и образования;

-всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод без какой-либо дискриминации.

Уставным обязательством всех членов ООН является также содействие политическому, экономическому и социальному прогрессу народов, которые не достигли полного самоуправления (статья 73 Устава). В этих целях государства, ответственные за управление несамоуправляемыми территориями, должны всячески развивать самоуправление данных народов и помогать им в развитии свободных политических институтов, а также передавать Генеральному Секретарю ООН статистическую и другую информацию, относящуюся к экономическим и социальным условиям данных регионов. Кроме того, для управления отдельными территориями Устав предусматривал создание международной системы опеки, в рамках которой отдельные государства брали на себя ответственность за развитие проживающих на таких территориях народов. Конкретные обязательства управляющих государств должны были регулироваться специальными соглашениями, утверждаемыми Советом Безопасности ООН. Контроль за реализацией таких соглашений возлагался на Совет по Опеке.

Как уже отмечалось (см. главу 8), Устав ООН обязывает всех членов Организации при первой возможности регистрировать в Секретариате все вступившие в силу международные соглашения, которые впоследствии подлежат опубликованию. Значение регистрации состоит в том, что ни одна сторона соглашения, не зарегистрированного в Секретариате, не может ссылаться на это соглашение ни в одном из органов ООН.

Наконец, к числу уставных обязательств государств-членов ООН относится признание на своих территориях такой правоспособности Организации, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей. Кроме того, каждое государство должно признавать соответствующие привилегии и иммунитеты ООН, ее представителей и должностных лиц. Правовое закрепление и конкретизация этой части Устава содержатся в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 года и в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года.

Ключевое значение для правовой характеристики Устава ООН имеет статья 103, в соответствии с которой уставные обязательства членов Организации объявляются приоритетными по отношению к любым другим международным обязательствам. Таким образом, Устав ООН является своеобразной международно-правовой "конституцией", нормы которой обладают высшей юридической силой. Любое международное соглашение между членами ООН, противоречащее положениям Устава Организации, является юридически ничтожным с момента заключения и не должно выполняться.

Поправки к Уставу могут быть сделаны по решению квалифицированного большинства Генеральной Ассамблеи ООН (требуется две трети голосов). Такие поправки вступают в силу для всех членов Организации только после того, как они будут ратифицированы двумя третями всех государств-членов, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Пересмотр Устава возможен только посредством соответствующего решения Генеральной конференции всех членов ООН. За пересмотр Устава должны проголосовать не менее двух третей членов Генеральной ассамблеи не менее девяти любых членов Совета Безопасности.

55. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...