Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Декларация прав и свобод человека и гражданина




Принята
Верховным Советом РСФСР
22 ноября 1991 года

 

Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства,

отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека,

Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию.

 





Статья 1.

(1) Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.

(2) Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.

 



Статья 2.

(1) Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.

(2) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

 

 

Статья 3.

(1) Все равны перед законом и судом.

(2) Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

(3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.

(4) Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.



Статья 4.

(1) Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

(2) Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.



Статья 5.

(1) Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом РСФСР.

(2) Гражданин РСФСР не может быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы.

(3) Гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РСФСР или СССР.

(4) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.



Статья 6.

Лица, не являющиеся гражданами РСФСР и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР. Лицо не может быть лишено почетного гражданства либо предоставленного политического убежища на территории РСФСР без согласия Верховного Совета РСФСР.



Статья 7.

Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления только по приговору суда с участием присяжных.



Статья 8.

(1) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

(2) Задержание может быть обжаловано в судебном порядке.

(3) Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом.

(4) Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.



Статья 9.

(1) Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.

(2) Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства.

(3) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев, указанных в законе.



Статья 10.

(1) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

(2) Государство поощряет жилищное строительство, содействует реализации права на жилище.

(3) Жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.



Статья 11.

(1) Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

(2) Обыск и иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательств, возможен иной, установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий.



Статья 12.

(1) Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

(2) Гражданин РСФСР имеет право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться.

(3) Ограничение этих прав допускается только на основании закона.



Статья 13.

(1) Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.

(2) Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.



Статья 14.

Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.



Статья 15.

Каждый гражданин РСФСР, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом.



Статья 16.

(1) Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.

(2) Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.

(3) Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.



Статья 17.

Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании.



Статья 18.

Граждане РСФСР имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей.



Статья 19.

Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.



Статья 20.

Граждане РСФСР имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона.



Статья 21.

Граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.



Статья 22.

(1) Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.

(2) Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.



Статья 23.

(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

(3) Каждый имеет право на защиту от безработицы.

(4) Принудительный труд запрещен.



Статья 24.

(1) Каждый работник имеет право на отдых.

(2) Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.



Статья 25.

(1) Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.

(2) Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону.



Статья 26.

(1) Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях.

(2) Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

(3) Государство развивает систему социального страхования и обеспечения.

(4) Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность.



Статья 27.

(1) Каждый имеет право на образование.

(2) Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно.



Статья 28.

Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке.



Статья 29.

(1) Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.

(2) Признается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.



Статья 30.

Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.



Статья 31.

Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.



Статья 32.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.



Статья 33.

Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за причиненный ущерб.



Статья 34.

(1) Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

(2) Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

(3) Никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение.

(4) Признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона.



Статья 35.

(1) Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

(2) Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.



Статья 36.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.



Статья 37.

(1) Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно.

(2) Каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.



Статья 38.

Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.



Статья 39.

Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом РСФСР.



Статья 40.

(1) Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека.

(2) Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.

(3) Полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления устанавливаются законом.

 

32. Права человека и Конституция России 1993 г.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитар-ного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция Рф 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, не-долгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Кон-ституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего, некоторых чисто советских социально-экономических прав).

Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г. , можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус лич-ности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДА-НИНА. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обна-руживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокуп-ности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федера-ции.

Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса лич-ности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приори-тета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредствен-ного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации ( часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемо-сти прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом)(статья 19). Что-бы понять подлинный смысл и значение закреплениия в новой Конституции РФ этих прин-ципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство извышеперечисленных принци-пов не признавались советской наукой государственного права, как сонованные на буржуаз-ных теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государтство могло и лишить человека дарованных ему прав, если это потребуют инте-ресы того же государства.

Нужно сказать, что качественно новый взгдяд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до при-нятия Конституции 1993 г. Решеющем этапом на этом пути стало принятие Верховным Сове-том РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действоваавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изме-нения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отли-чать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (счасть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и граж-данина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т. д. ) В этой же части говориться о запрете любых ограничений рав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиоз-нойпринадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где го-ворится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав (?).

Конституционная доктрина совре-менных государствв все же признает возможность существования некотрых различий в пра-вах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: напр. , обязанность прохо-дить военную службу в большинстве гос-в мира возлагается только на граждан мужского по-ла, особые конституционные права в последние десятилетия стали закреплятся за инвалида-ми, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.

Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конститу-ционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских колнституций. Эти отличия касаются буквально все-го: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка - права личные. Как знак воспринятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политиче-ские и только на третье - социально-экономические права, назвав первым из них право част-ной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеолоическую позицию авторов Конституции, что иначе как буржуазной ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой приемственности по отношению к практике советского государствен-но-правового строительсва.

Заметнейшим образом изменилась юридическая техника кон-ституционного закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций, гово-ривших о материальных гарантиях прав в виде неуклонного роста производительных сил и т. п. , пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической конституции.

К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых осново-полагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государствуву. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр. , Международный пакт о граждан-ских и политических правах 1966 г. ) и конституции обычно относят к личным правам и сво-бодам следущие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную не-прикосновенность, право не подвергатся пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право чело-века на признание его правосубъктности в любой стране мира, свобода мысли, совести и ре-лигии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.

Безусловно, важнейшим среди личных прав явля-ется право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных гос-вах. Так, в гос-вах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ , Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т. н. абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (приме-нение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т. н. относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация отно-сится к последним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в ка-честве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практи-ке также новое явление - его не содержала ни одна из конституций советского периода.

Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Инсти-тут личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как пр. , в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержа-ния без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на чело-века после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением из-вестных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г. . Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и со-держание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1статьи 23), а также право на тайну пере-писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных собщений (часть 2 статьи 23). Больим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на соновании судебного решения. На протяже-нии всейистории и до сегднегошнего дня это право произвольно нарушалось компетентны-ми органами, которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокуро-ра.

Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так.совершенно нова-торски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации очастной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного само-управления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Регулированию комплексного иститута свободы информа-ции и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограни-чений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей соци-альную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социальнуого, расового, национального, религиозного или языкового превосходст-ва.

Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждо-го определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26)

Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является лич-ным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического ха-рактера (партия, политических движениях и т. п. ). Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках тре-бования закона. . Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности об-щественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который не смотря на все перемены никак не может утвердится в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно пе-редвигатся, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории гос-ва, а также покидать территорию гос-ва и возвращатся на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории гос-ва, гражданами к-рого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических гос-вах существует целый ряд ограничений С. п. и п. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве гос-в значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспе-чения гос. безопасности и сохранения гос. тайны. Свобода передвижения и поселения гаран-тируется ст. 27 Конституции РФ 1993 г. , а осуществление ее регулируется Законом РФ О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жителства в преде-лах Российской Федерации от 25 июня 1993 г. Как и ряд других. свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия ре-жима чрезвычайного положения.

Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в обществен-ной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объедине-ние (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право пети-ций.

Конституция РФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстра-ции, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении пра-восудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиций). Очевидно, что эти статьи носят т. н. рамочный характер. В настоящее время в Федеральном Собрании Российской Федерации идет большая работа над проектами федеральных законов, которые должны на-полнить абстрактные нормы конституции конкретным содержанием. Это проекты законов О митингах, шествиях и демонстрациях, О референдуме, О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и другие. В настоящее же время со-держание этих статей конкретизируется рядом подзаконных актов, некоторые из которых были изданы еще в иную историческую эпоху.

В РФ активное И. п. принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным И. п. требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Несмотря на то, что им уже не отводится первая роль, как прежде, социально-экономические права и свободы продолжают по-прежнему занимать весьма важное место в системе конституционого регулирования правового личности в Российской Федерации. Ав-торы проекта ныне действующей Конституции стремились урезать социально-экономические права до минимума, но столкнувшись с совершенно противоположными ожиданиями населе-ния, решили не испытывать судьбу и сохранить эти права если не содержательно, то хотя бы номинально. Социально-экономическим правам в посвящены статьи 34-41.

Интересно проследить метаморфозу их каталога и содержания по сравнению с последней советской Конституцией (редакции 1988 года). Если тогда перечень открывало право на труд, затем шли права на отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение по старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, право на жилище, на образование. В нынешней конституции список начинается с права на свободу предпринимательства и пра-ва частной собственности, потом снова идет право частной собственности, но уже на землю, свобода (!) труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Как видно, в последней советской конституции право собственности вообще выпало из каталога прав.

Смена перечня и содержания прав отразила полную трансформацию всей системы экономических отношений общества. Проследим, как измени-лось содержание конкретных прав.

Пожалуй, наименее всего изменилось содержание пра-ва на социальное обеспечение, поскольку система социального обеспечения уже давно стала совершенно необходимым атриббутом любого мало-мальски цивилизованного общест-ва.

Право на жилище теперь является особенностью российской Конституции. Среди но-вейших конституций его закрепляют еще только Конституция Кыргызстана 1993 г. Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 40), право на жилище является правом каждого и означает за-прет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов всоответ-ствии с установленными законом нормами. Согласно той же статье 40, органы гос. власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство.

Право на образо-вание является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав челове-ка, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляет-ся практически во всех основных законах начиная с Конституции Мексики 1917 г. , причем содержание этого права имеет тенденцию к раширению. В настоящее время в демократиче-ских гос-вах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государствен-ных и муниципальных школах и нек-рых др. образовательных учреждениях, общедоступ-ность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений. Право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.

В последние годы в мировой конституционной практике помимо выше-указанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уров-не все новые виды прав и свобод, что отражат тененции расширения сферы конституционно-го регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей чело-века, нуждающихся в конституционной защите.

Среди таких прав наиболее часто выде-ляют право на благоприятную окружающую среду, которое иногда включается в более широ-кое понятие экологических прав.

В особую группу выделяют часто также культурные права и свободы - особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гаранти-рованные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая сво-бода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждения-ми культуры, право на доступ к культурным ценностям. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г. Многие ученые однако больше склонны относить культур-ные права к группе социально-экономических прав.

Наконец, следует упомянуть еще об одном достаточно специфическом праве - праве политического убежища. Это право заключа-ется в возможности иностранца неопределенно долгое время оставатся на территории данно-го государства, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по поли-тическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. Предоставление поли-тического убежища не влечет, однако, автоматического предоставления гражданства. Со-гласност. 63 Конституции РФ 1993 г. , РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами междуна-родного права. Право политического убежища не является новым: его можно было встретить и в прежних, советских конституциях.

 

33.Основные положения современной концепция прав человека.

Вмеждународно-правовой литературе можно встретить различные точки зрения относительно классификации прав человека. Наиболее распространенной является концепция естественного права,в соответствии с которой выделяется особая группа прав: право на жизнь, свобода выражения мнений, свобода вероисповедания и др., т. е. естественные права, которыми человек должен обладать от рождения. Данная теория акцентирует внимание на их имманентности

человеческой природе, первичности их существования, догосударственности, дополитичности. ВЕвропе - родине данной концепции —сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические,

социальные и права в области культуры. Они закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Европейской Социальной Хартии и других документах. Американская классификация прав человекав значительной степени отличается от Европейской. Билль о правах (первые десять поправок к Конституции 1787 г.) своеобразно трактует права и свободы. США в силу разных причин не признают существования социально-экономических прав, что не позволило им ратифицировать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Социалистическая концепция прав человека,существовавшая в СССР и других социалистических странах, состояла в признании социально-классовой обусловленности их объема и содержания.

Всоответствии с этим критерием выделялись социально-экономические, политические и личные права и свободы. Такая искусственная конструкция не выдерживает критики, т. к. для классификации должно быть взято одно основание. Вгруппу личных прав зачислялись право на неприкосновенность личности, право на охрану личной жизни,тайну переписки, свобода вероисповедания и др. Однако права человека в политической и экономической области являются столь же личными, индивидуальными, субъективными, осуществляемыми отдельным человеком, сколь и другие права из советской группы. Таким образом, права человека следует понимать как необходимые условия его существования и определенные социальные возможности, установленные законодательным путем и являющиеся неотъемлемой составной частью правового статуса личности, обеспеченные соответствующими юридическими гарантиями и процедурами

их реализации. Права человека - это сложное, многогранно явление, которое имманентно связано не только с государством и правом, но еще в большей степени с культурой, философией, этикой, религией, то есть с гуманитарным знанием. Поэтому духовно-нравственным источником современной концепции прав человека являются гуманистические, философские, социально-политические идеи прошлого и настоящего, кодексы законов, международные пакты, декларации, конвенции, укрепляющие веру в человека, его достоинство и разум. Без прав и свобод человек не может существовать как полноценная личность, поэтому важно знать, уважать и уметь отстаивать эти права.

34.Правовое государство и права человека

Идея правового государства волновала всœехивсœегда, начинаясдревнегомира, среднихвеков, эпохиПросвещенияиособенновнашевремя. Взглядыразличныхисториков, философовиюристовповопросупонятиеицелиправовогогосударствасводилиськопределœению содержания закона имеющего силу и установленного в интересах меньшинства (Платон). Закон должен властвовать над всœем (Аристотель). Правовоегосударство - ϶ᴛᴏ объединœениемножествалюдей, подчинœенныхправовымзаконам (Кант).

Все эти идеи оказали влияние на концепцию разделœениявластей. ПримечательновданномконтекстесуждениеМонтескье, чьеучениеоразделœениивластейсыгралосущественнуюрольвстановленииконцепцииправовогогосударства. Речьидеторазделœениетрехвластей–еслинезнатьэтойконцепции, значит не иметь представление о правовом государстве.

В современной концепции правового государства права человека занимают центральное положение. Права и обязанности человека определяют смысл и содержание Конституции и закона. На базе этого строится и правовой принцип ʼʼразрешено всœе, чтонезапрещенозакономʼʼ.

В конечном счете, теория правового государства имеет смысл, в случае если она реализует и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинство и присущей ему свободы.

Государство - ϶ᴛᴏ политическая организация, члены которой объединяются в единое целое властными отношениями, для достижения между властными отношениями компромисса.[22]

Смысл правового государства раскрывает статья 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Профессор В.А. Туманов определяет правовое государство - как демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с ним.[23]

Правовое государство обладает следующими признаками:[24]

· гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов;

· верховенство Конституции РФ и принципа законности;

· демократическая форма правления;

· разделœениевластейинезависимостьсудебнойвласти;

· взаимная ответственность государства и гражданина.

К функциям государства относятся:[25]

  • защита и охрана прав и свобод граждан;
  • обеспечение достоинства личности;
  • обеспечение взаимного общения человека и власти (в основу такого общения заложено равенство власти, гражданина, общества, а также права и их равенство перед законом).

Российская Федерация на сегодняшний день не является правовым государством, в котором права человека развиваются параллельно правовому государству, поскольку права и свободы не стали высшей ценностью.[26]

Причины, по которым государство не является правовым:

1. права человека - ϶ᴛᴏ теория, а не реальность;

2. низкая правовая культура;

3. ослабленность российской государственности (государство воспринимается, как противостояние интересам общества;

4. права и свободы человека, закрепленные в Конституции, не снимают вопроса о совершенствовании механизмов и процедур призванных защищать эти права и свободы (ст.45 Конституции РФ).

Правовое положение человека в правовом государстве основано на принципе приоритета прав человека. Важность этого принципа проявляется: а) во взаимоотношениях личности и государства; б) основной целью государства является провозглашение и конституционное закрепление интересов гражданина; в) государство призвано служить человеку, человек не может рассматриваться как оружие государства; г) статья 2 Конституции РФ закрепляет права человека в качестве высшей ценности; д) статья 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов.

В вопросœеопределœенияправовогостатусаличностивправовомгосударствеважноезначениеимеетизучение и соотношение категорий человек, личность и гражданин.

Человек - ϶ᴛᴏ биологическое высокоорганизованное существо, обладающее от рождения чувствами, разумом и достоинством, отличающим его от других живых существ.[27]

Гражданин - ϶ᴛᴏ человек, обладающий устойчивой юридической связью с определœеннымгосударством.[28]

Индивид - ϶ᴛᴏ человек одаренный определœеннымикачествами, присущимитолькоему.[29]

Понятия ʼʼличностьʼʼ и ʼʼчеловекʼʼ идентичны, в связи с этим Конституция РФ устанавливает ʼʼосновы правового статуса человека и гражданинаʼʼ, а не ʼʼосновы правового статуса личностиʼʼ. А вот отличаются они по формально-юридическому признаку, и еще понятие ʼʼличностьʼʼ носит универсальный характер.ненужно или сформулировать по другому

Конституция РФ 1993 года не разделяет права человека и права гражданина и не дает их классификацию по видам. Положения Конституции РФ 1993 года основываются на следующем:

1. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод, как человека, так и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие или отменяющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы бывают ограничены лишь с целью защиты основ конституционного строя, обеспечения прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в условиях чрезвычайного положения, за исключением таких прав, как право на жизнь (статья 20 Конституция РФ), достоинство личности (статья 21 Конституция РФ), неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, защиты чести и достоинства (статьи23, 24, 28, 34, 40, 46-54 Конституции РФ).

3. Права и свободы должны соответствовать международным стандартам.

4. Равенство прав и свобод.

5. Нормы о правах и свободах должны быть действующими.

6. Осуществление прав и свобод не должны затрагивать права и свободы других лиц.

А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин рассматривают категории права человека и права гражданина через основы правового статуса личности.[30]

1. человек – член гражданского общества, а гражданин – член политического общества;

2. человек - высокоорганизованное существо, обладающее качествами, отличающими его от других живых существ разумом, а гражданин – тот же человек, но обладающий дополнительными свойствами: наличие юридической связи с государством, имеют избирательное право, имеют право на занятие государственной и муниципальной должности, несут обязанность защищать Отечество.

В отношении правового статуса личности сформировались 3 подхода:

1 подход: Н.В.Витрук включил в правовое положение личности следующие элементы: юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности, гражданство, правосубъектность, юридические гарантии;

2 подход: включил в правовое положение личности, следующие 2 элемента: права и обязанности и дополнительные элементы (гражданство, правоспособность, юридическая ответственность по отношению к обязанностям);

3 подход: Л.Д.Валодин рассматривает правовой статус и правовое положение личности как синонимы. По его мнению, необходим критерий, по которому определялось бы место индивида в обществе и государстве.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анализ подходов позволяет выделить три уровня:

1 – права, свободы и обязанности – ядро правового положения;

2 - гражданство, прасубъектность и юридические гарантии;

3 – принципы правового положения личности, как исходные начала, определяющие нормативное содержание прав, свобод и обязанностей.

35. Признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности общества и государства. Права человека как важнейший элемент правового положения личности в России.

Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, – указывается в ст. 2, – обязанность государства».

Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строяРоссийской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции Российской федерации об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное. Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета – народ – состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конституционное государство, обосновывая необходимость его существования. В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства, – господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов. Таким образом, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина. Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства – задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязанностью государства. Государство призвано защищать человека как данность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.О содержании понятия «человек – высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека – от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип следует понимать гораздо шире. Например, ведутся дискуссии о правах плода в чреве матери или о защите чести и достоинства умершего человека. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу – важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов. В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека,* признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.

36. Проблемы реализации прав человека и гражданина в России

Прaва человека и гражданина – это важнейший институт, который получил свое развитие не только в конституционном праве, но и в других отраслях права. Наиболее активное развитие он получил во второй половине XX века и вышел на первое место как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Правовой статус человека и гражданина - это система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также их законных интересов, как субъектов права.

Человек - биологическое и социальное разумное существо, обладающее даром мышления, речи и находящееся в сложной системе отношений с другими людьми. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения и до смерти, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью [1]. Данное конституционное положение провозглашает, что права и свободы представляют собой конституционные ценности, которые должны гарантироваться и защищаться государством

Понятие «гражданин» выражает определенное политико-правовое качество или состояние человека, именуемое гражданством. Грaжданство означает принадлежность лица тому или иному государству и его устойчивую правовую связь с этим государством. Гражданин имеет соответствующие права и обязанности, установленные законодательством государства, к которому он принадлежит, занимает в нем определенное правовое положение, несет перед ним ответственность, и в то же время сам находится под его защитой. Вместе с тем гражданин-это человек, но не всякий человек имеет статус гражданина.

Из определений данных понятий можно сделать вывод о том, что правосубъектность гражданина шире, чем правосубъектность человека именно за счет наличия соответствующих обязанностей и возникновения ответственности за их нарушение, как последствия.

Конституция РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. В нaстоящее время они гарантируются не только Конституцией, но и общепризнанными международными принципами и нормами, которые составляют часть национально-правовой системы государства. Провозглашая права и свободы человека и гражданина, государство берет на себя и обязанность гарантировать эти права.

Права и свободы недостаточно провозгласить, главным образом их необходимо реализовать, претворить в жизнь. А это уже более сложная задача.

Под реализацией понимается процесс воплощения смысла конституционных установлений в отраслевом законодательстве посредством использования потенциала конституционных идей и правил при разработке закона, толковании его содержания, применении его норм, а также их оценке на предмет соответствия Конституции [4].

Почему нарушаются права человека и гражданина?

Ни для кого не секрет, что Россия в настоящее время далеко не на первом месте по уровню жизни, и некоторые социальные права человека, входящие в международный стандарт, государство просто не может обеспечить.

Если рaньше нарушение этих прав объяснялось воздействием тоталитарного режима, то сейчас они страдают от самой демократии. Власть злоупотребляет имеющимися у нее административными рычагами. Нередко возникают ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются.

Должным образом не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность (ежегодно от преступлений погибает свыше тридцати тысяч человек, в несколько раз больше получают телесные повреждения, смертность превышает рождаемость, эколого-демографический кризис) [5].

В одном из своих Посланий Федеральному Собранию В.В. Путин предложил: «отодвинуть в сторону политические амбиции и не распылять ресурсы, сосредоточиться на решении важнейшей для страны демографической проблеме». Былa введенa программа стимулирования рождаемости, а именно меры поддержки молодых семей, разработана программа по материальному стимулированию устройства на воспитание в семью детей и сирот, оставшихся без попечения родителей.

Также нужно отметить, что ослaблены гарантии социальных прав. Для значительной части населения все больше становятся малодоступными высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение.

Бессилие права порождает недоверие людей к власти. Многие граждане, подвергшиеся преступным посягательствам, не обращаются ни в полицию, ни в прокуратуру, ни в суд, так как не верят в их возможность защищать и наказывать. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность.

Главное в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав и свобод человека и гражданина, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, то есть практическая сфера [6].

Существуют следующие механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина:

· конституционно-судебный механизм (Конституционный Суд);

· судебная защита (суды общей юрисдикции);

· административные действия органов исполнительной власти;

· законная самозащита человеком своих прав;

· международно-правовой механизм.

Деятельность Конституционного Суда РФ в сфере защиты конституционных прaв и свобод граждан осуществляется по двум направлениям: по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле [7]. В соответствии с ч.2 ст.55 Конституции в Российской Федерaции не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Судебная защита является одним из видов государственной защиты. Конституция РФ закрепила гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Ст. 46 Основного Закона предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Судебная защитa осуществляется в форме предъявления иска или жалобы. Защите подлежат любые правa и свободы, а также охраняемые законом интересы, в том числе и политические (свобода слова, собраний, право на получение информации, избирательные права и т.п.).

В сфере исполнительной власти наиболее универсальным способом защиты прав человекa и гражданина является судебный порядок разрешения административных жалоб. Гражданин вправе по своей инициативе выбирать в качестве первоначальной инстанции либо орган исполнительной власти, либо суд. Но во всех случаях за гражданином сохраняется право обратиться в суд, если он не будет удовлетворен решением органа исполнительной власти.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти действует прокурорский надзор.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...