Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие моторной речи ребенка




 

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - С. 99.

 

Стадии Возраст Голосовые реакции
1 1,5-3 месяца Гуление: а-а-а... гу-у, бу-у и т. п.
2 3-4 месяца Свирель: аль-ле-е... аг-ы и т. п.
3 3-9,5 месяца Лепет: повторение слогов ба-ба, да-да-да и т. п.
4 9 месяцев — 1 год 6 месяцев Слова: ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба, ам-ам (есть), бай-бай и т. п. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы). Словарь до 30 слов, односложные предложения. Обозначение слого-словом ряда сходных предметов. Междометия

 

Наблюдение существенно дополняет информацию, получаемую с помощью других методов. Эти дополнения могут носить характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т. п. Так, при изучении патологии развития важным является не только результат эксперимента или теста, но и поведение больного в процессе этих обследований.

Из данных, полученных Б. В. Зейгарник, видно, что именно через наблюдение удается дать обобщенную характеристику особенностей поведения детей, имеющих разные типы нарушения интеллектуальной деятельности, при выполнении ими тестов.

 

Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности у детей 6-8 лет, их проявление и соотношение с количественными показателями

 

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник. — М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 164.

 

Тип нарушения и субтесты, на выполнение которых он влияет Проявление у ребенка нарушений (данные наблюдения)
Замедленность темпа психической деятельности (III, VII, VIII, IX, X, XI, XII) Практически не делает ошибок, сосредоточенно выполняет задание, но очень медленно; долго не приступает к заданию, молчит, часто не укладывается в отведенные лимиты времени, нередко появляются внешние признаки утомления
Психомоторная расторможенность в сочетании с плохим самоконтролем (III, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII) Все время торопится, часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дослушав инструкции, делает много ошибок и не исправляет их
Нарушение планирования, регулирования деятельности (III, IV, VIII, IX, X, XII) Не анализирует исходных условий, ориентируется на случайные, внешние признаки, решает путем проб и ошибок, отсутствует логика суждений и действий
Недостатки пространственного анализа и синтеза (IX, X) Собирает совершенно неверные конструкции, не соответствующие образцу или реальному объекту (например, собирая лошадь, может приставить ноги к голове)
Несформированность умственного плана действий (III, IV, VIII: речь улучшает выполнение) Не может выполнять задания в уме, постоянно требуется внешняя опора (посчитать на пальцах, записать, проговорить вслух), наличие которой улучшает выполнение
Бедный запас знаний, культуральная задержка (I, II, V, а иногда VII) Не знает очень многих вещей, никогда не видел их, не слышал о них, бедный словарный запас; задания, требующие сиюминутной сообразительности, выполняет достаточно хорошо
Недостатки моторики (XI, XII, иногда IX и X) Тремор руки, прерывистость линий, ребенок часто выходит за пределы лабиринта, отрывает карандаш от бумаги, кубики и детали у него падают, разъезжаются, затруднен их подгон
Нарушение кратковременной памяти (VI и III) Ребенок воспроизводит одну-две цифры, иногда проявляются контаминации, плохо удерживает промежуточные результаты
Речевые недостатки (1,11, IV, V) Путает слова по звучанию, неверно произносит отдельные звуки, отвечает междометиями, появляются «сорные» слова, жесты и др.

 

Велика роль наблюдения в развитии и совершенствовании других методов психологии. Если проанализировать процесс создания опросников, анкет, то обнаружится, что одним из первых этапов при их разработке было наблюдение. Как правило, авторы опросников не публикуют данные о ходе работы по их созданию. Но в книге А. Б. Леоновой «Психодиагностика функциональных состояний человека» этот процесс описан подробно. Автор показывает, что наблюдение за проявлением острого утомления позволило вначале выделить основные группы симптомов и его признаки по каждой из этих групп, затем, после статистических процедур, оставить в каждой группе симптомов только наиболее характерные и на этой основе создать содержание опросника. Познакомившись с опросником, вы убедитесь в том, что за ним стоят данные, полученные путем наблюдения.

Стр. 15 - 21

 

Характеристика наблюдения и его видов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...