Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Применяемые в настоящее время экономические инструменты управления природопользованием в стране могут быть сгруппированы следующим образом.




Природно-заповедный фонд Российской Федерации

. Государственные природные заповедники, включая биосферные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги республик в составе Российской Федерации, образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации и обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей.

2. Изъятие земель природно-заповедного фонда Российской Федерации запрещено.

3. Природно-заповедный фонд находится в ведении и управлении специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

4. Режим природно-заповедного фонда и его составных частей определяется настоящим Законом, дополняющими его законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Право природопользования.

Право природопользования классифицирует­ся на виды по нескольким основаниям. В зависимости от того, какие природные ре­сурсы являются объектами права природопользо­вания, выделяются землепользование, водополь­зование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.По порядку и условиям пользования разли­чаются право общего и специального природо­пользования. Право общего природопользования - это га­рантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно при­родной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является об­щедоступным и не требует какого-либо разреше­ния компетентных государственных органов. Право общего природопользования непосредственно вытекает из Кон­ституции РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окру­жающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законода­тельства - земельного, водного, лесного и др.Так, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность для граждан бес­платно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ - право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс РСФСР - право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76). Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разра­ботке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использо­вании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих зе­мельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровитель­ных местностей и т. д.Право специального природопользования означает возможность исполь­зовать в установленном законом порядке и на основе специального юриди­ческого документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в про­цессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно, как правило, является платным.В качестве примеров права специального природопользования можно привести предоставление земельного участка для строительства жилого дома, использование леса для заготовки древесины, водного объекта - для сброса или забора воды, животного мира - для отстрела диких зверей и птиц. Субъектами права природопользования являются лица, которые облада­ют правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это могут быть юридические лица - пред­приятия, организации и учреждения, а также граждане. Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность - наличие правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц - как общей правоспособности, так и специ­альной, если последняя предполагает возможность использования природ­ных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах. Объектом права природопользования признается индивидуально опре­деленная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установле­ния ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свиде­тельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды уча­стка лесного фонда и др.).

 

Что понимается под экологической экспертизой?

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Законом "Об экологической экспертизы" предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Асть 3 Экологические функции таможни, суда и арбитражного суда

В механизме правоохранительных органов, выполняющих функции охраны окружающей природной среды арбитражный суд занимает особое место, если производственно-хозяйственная деятельность является основным источником деградации окружающей среды, то арбитражный суд, рассматривающий имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, призван активно содействовать укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений общества и природы

Методология экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования

Экономические методы регулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования

Смысл мер экономического воздействия сводится к созданию системы заинтересованности и ответственности природопользователей в соблюдении требований рационального природопользования в процессе осуществления хозяйственной деятельности, особенно в условиях конкуренции.

Ошибочно полагать, что сами рыночные отношения автоматически, обязательно, безусловно будут «работать» на рациональное природопользование. Наоборот, конкуренция подталкивает к экономии финансовых и других средств, в том числе необходимых для осуществления природоохранных мероприятий.

Нужны искусственные меры, усилия по регулированию на основе экономических рычагов, инструментов, т.е. необходим экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Применяемые в настоящее время экономические инструменты управления природопользованием в стране могут быть сгруппированы следующим образом.

1-ый тип. Экономические методы, принуждающие природопользователей к соблюдению природоохранных требований и принятию природоохранных мер:

· нормативное регулирование;

· платежи;

· санкции, штрафы;

2-щй тип. Меры, побуждающие природопользователей к проведению природоохранных мероприятий:

· система льгот;

· система преимуществ, приоритетов;

· право на ускоренное описание природоохранного оборудования.

3-ий тип. Экономические меры, поддерживающие природопользователей при осуществлении ими природоохранных мероприятий:

· субсидии;

· кредиты (льготные, долговременные);

· целевые займы под низкие проценты;

· снижение налогов или освобождение от них;

· выплатв из целевых экологических фондов. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования. М. 2005










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...