Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обобщение результатов анализа.




ХОД УРОКА

I. Организационная подготовка учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сообщение учителя.

На прошлом уроке мы говорили о русской пейзажной лирике. У каждого художника слова свое восприятие природы. А.С. Пушкин открыл русскому читателю красоту родной природы, научил ею любоваться. Александр Сергеевич черпал в природе вдохновение.

Тема природы занимает важное место в творчестве Федора Ивановича Тютчева. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Как весел грохот летних бурь...», узнаем об особенностях пейзажной темы в творчестве Тютчева.

III. Подготовка к работе над новым материалом.

Актуализация опорных знаний.

1.1.Свободная беседа:

− Что вы знаете о биографии Ф.И.Тютчева?

− Какие темы звучат в творчестве поэта?

1.2. Игра «Узнай стихотворение».

Задание. По последним словам строчек попробуйте узнать стихотворения Ф. И. Тютчева и процитируйте их:

1. ..первоначальной                      ... пора       ... хрустальный                  ...вечера 3.                 ...снег           ... шумят                          ... брег                      ... гласят  
2.                 ...мая                     ...гром                      ... играя                ...голубом 4.                   ...злится                          ...пора                       ... стучится                         ...двора

Ответы: 1. «Есть в осени первоначальной…». 2. «Весенняя гроза». 3. «Весенние воды». 4. «Зима недаром злится…».

− Назовите другие известные вам стиховторения Ф.И. Тютчева.

Вступительное слово учителя. Обсуждение эпиграфа к уроку.

                        Не то, что мните вы, природа:

                    Не слепок, не бездушный лик –

                             В ней есть душа, в ней есть свобода,

                           В ней есть любовь, в ней есть язык...

Четверостишие, использованное в качестве эпиграфа к уроку,открывает одно из самых известных стихотворений Федора Ивановича Тютчева. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свои взгляды на природу. Он воспринимает природу как живое, одухотворённое существо. Поэт пытается понять душу природы, услышать её голос, проникнуть в её тайны.

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» Тютчев противопоставил два взгляда на природу. Одни близки к природе, они чутко чувствуют природу. Другие к природе равнодушны, глухи. Поэт говорил о таких «глухих» к природе людях с возмущением и сожалением. Интересно, к какому типу людей вы относите себя?

ІV. Изучение нового материала.

1. Сообщение учителя об особенностях пейзажной лирики Ф. И. Тютчева.Как видите, Тютчев наблюдал за природой постоянно и изображал её в различное время. Мы с вами вспомнили отрывки, посвящённые осени, зиме и весне. Причём поэт рисует не определённое время суток или пору года в «чистом» виде, а ищет состояния переходные: например, от поздней осени к зиме, весеннюю грозу и т. д. Вместе с Тютчевым мы наблюдаем мир в постоянном движении и изменении. При изображении природы Тютчев обыкновенно сосредоточивает своё внимание на одном избранном моменте, и благодаря этому его пейзажи приобретают характер особенной законченности, а обилие метко схваченных деталей придает им яркую наглядность.

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением поэта, и посвящено оно будет лету.

Словесное рисование.

− Что вы представляете, когда слышите выражение «летняя гроза»? Опишите возникающие в вашем воображении картины.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем(мелодекламация).

В качестве музыкального сопровождения используется отрывок из цикла «Времена года» П. Чайковского (картина «Июль.Песня косаря»).

− Сейчас вы узнаете, как изобразил летнюю грозу Ф.И. Тютчев в стихотворении «Как весел грохот летних бурь…». Закройте глаза и во время слушания стихотворения постарайтесь представить эту картину.

              ***

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

 

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, –

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу...

4. Беседа по первым впечатлениям:

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Понятны ли вам чувства автора? Переживали ли вы что-то похожее?

– Какие образы стихотворения понравились и запомнились?

− Какой момент грозы изображен в тексте (приближение грозы, ее начало, разгар, окончание, последствия грозы)? Как вы об этом догадались? Какие образы из стихотворения подтверждают вашу точку зрения?

Постановка проблемы.

Лев Толстой отметил это стихотворение буквой «К!», то есть «Красота!» Давайте проанализируем произведение, чтобы понять, что в нем так восхитило писателя.

6. Анализ текста в ходе перечитывания.

Класс разделяется на три группы.

Задание для «лингвистов»: определить значения слов прах, лазурь, опрометчивый, роптать спомощью толкового словаря; объяснить эти слова классу; попытаться определить роль данных слов в стихотворении (в ходе ответов на дальнейшие вопросы учителя).

Задание для «художников»: подготовить иллюстрации к стихотворению (цветными карандашами, фломастерами).

Задание для «чтецов»: подготовить выразительное чтение стихотворения.

Все группы участвуют в общем анализе текста.

Анализ синтаксической структуры текста.

Беседа:

– Сколько предложений в этом стихотворении? Сколько строчек занимает каждое предложение?

– Как вы это определили? Какие знаки препинания использовал автор для обозначения границ предложений?

– Как вы думаете, почему выбраны именно эти знаки препинания?

Анализ первой строфы.

Беседа с элементами сообщения учителя, работа над теоретико-литературными понятиями.

Вопросы и задания:

– Почему в первой строке Тютчева называет грохот бури «веселым»? Какие чувства вызывает у вас приближение грозы? Похожи ли эти чувства, на те, которые передает Тютчев в стихотворении? Опишите свои чувства.

– Во второй строке автор использует слово «прах». Какое значение имеет это слово? (Ответ группы «лингвистов».)

– Каким современным синонимом мы можем заменить это слово?

Как вы думаете, почему же поэт выбрал именно «прах»?

– Пыль в воздухе поднимается при порывах ветра. Как Тютчеву удается передать движение воздуха, хотя поэт не использует слово «ветер»? Чему, какому процессу уподобляются порывы ветра («взметая прах»? Как называется такой художественный прием?

– Как называется образное прилагательное, использованное в словосочетании «прах летучий»? Как называется такой порядок слов?

– Что такое лазурь? (Ответ группы «лингвистов».)

– Как вы понимаете значение выражения «смутит небесную лазурь»? Как называется такой прием?

– Гроза у Тютчева наступает внезапно, неожиданно. Перечитайте первые четыре строчки, вслушиваясь в их звучание и выделяя голосом ударные слоги.

– Что помогает «услышать» приближение бури, шум ветра? Как мы называем такой прием?

– Обратите внимание, что эти звуки будут повторяться на протяжении всего стихотворения. Внимание Тютчева к аллитерациям связано с его музыкальным восприятием мира.

– Определите размер стихотворения.

– Обратите внимание, что именно двусложный размер с ударением на втором слоге помогает Тютчеву передать стремительность приближения грозы, ее мощь и силу.

– Давайте проследим, как поэт описывает дубраву во время бури. Гроза набегает «опрометчиво-безумно». Определите значение слова «опрометчиво»и подберите синонимы к данному сочетанию. (Ответ группы «лингвистов».)

– Прочитайте ещё раз следующие строки:

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

– Какой приём помогает автору передать шум деревьев при сильном ветре?

– Слово «широколиственно» вы не найдете словарях: оно придумано самим поэтом.Как вы понимаете значение этого слова? Попробуйте заменить синонимами?

– Как вам кажется, какова цель использования поэтом многосложного слова?

Сообщение учителя.

Исследователи творчества Тютчева обратили внимание на то, что поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом из них есть одно или два многосложных.

Анализ второй строфы.

Словесное рисование эпизода стихотворения.

– Ещё раз про себя перечитайте строки, где поэт описывает дубраву во время бури. Попробуйте словесно воссоздать картину леса, на который «набежала» гроза.

Аналитическая беседа (продолжение)

Вопросы и задания для анализа:

– Почему автор не употребляет слово «деревья», как он их называет? Какой приём при этом используется?

– Какая строчка производит на вас большее впечатление: «лесные гнутся исполины» или «гнутся большие деревья»? Как вы думаете почему?

– А как вы понимаете строчку: «тревожно ропщут их вершины...», что происходит с деревьями?

– Но деревья не просто «говорят», они «ропщут». Определите значение этого слова, подберите синонимы. (Ответ группы «лингвистов».)

Сравнение чернового и окончательного вариантов текста.

Первоначально одиннадцатая строка читалась так: «Тревожно свищут их вершины». Позднее Тютчев изменяет эту строку на «тревожно ропщут их вершины».

– Сравните эти два варианта и подумайте, почему автор произвел такую замену; какой глагол лучше передает замысел.

– Как это влияет на ваше личное восприятие стихотворения?

Углубление представления об олицетворении (сообщение учителя, работа со словарем литературоведческих терминов).

– Чувства обиды и недовольства характерны для человека. Когда Тютчев говорит о деревьях, что они «ропщут», «совещаются» между собой, он переносит на неодушевленные предметы (деревья) свойства людей. Такой прием называется олицетворением.

В «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце учебника найдите определение термина «олицетворение»и выпишите это определение в тетрадь.

Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы высказать, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни, о человеческой жизни. Поэтому образные картины обретают особую осязаемость и выразительность, а природа очеловечена.Природа у Тютчева всегда изменчива, многолика, наполнена красками, звуками и запахами. Она живет чудной жизнью, как человек, обладая своей тайной, своим языком.

Аналитическая беседа (продолжение)

Вопросы для анализа:

– В начале второго предложения (строфы) усиливается ощущение бури. Как меняется настроение стихотворения? Какие чувства хотел передать автор?

– Какой образ возникает в последних строчках стихотворения?

Какие ассоциации, какие чувства вызывает у вас этот образ?

Обобщение результатов анализа.

Аналитическая беседа.

Вопросы и задания:

Как можно было бы озаглавить это стихотворение?

– Какие зрительные картины нарисованы в тексте?

– Перечислите и охарактеризуйте звуковые образы стихотворения.

Сообщение учителя с элементами беседы.

– Обратите внимание, что некоторые из них автор называет напрямую, а другие «зашифровывает» в тексте.

– Какие средства выразительности использует автор?

– Как меняется настроение в произведении?

– Обратите внимание, чтогрусть в конце произведения подчёркивается также многоточием, оно позволяет считать мысль автора незаконченной, и каждый читатель вправе домысливать своё развитие бури.

Словесное рисование.

– Представьте себя поэтами. О чем бы вы ещё рассказали, описывая летнюю бурю? Какие картины нарисовали?

– Если бы вы эти положили на музыку, какой бы она была? Какие инструменты вы бы использовали? Какой характер будет у музыки (медленная или быстрая, легкая или тяжелая, мажор или минор)? Короткое или длинное произведение вы бы написали?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...