Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ результатов экспериментального исследования




Обратимся к анализу результатов, полученных с помощью методики «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича).

Из сводной таблицы результатов (см. Приложение 2) следует, что большая часть испытуемых, в количестве 7 человек, обладает сформированным механизмом дифференциации ценностей (т.е. умением производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот параметр ценностных ориентаций, служила вариативность оценок, которые учащиеся используют при определении значимости той или иной ценности. В случаях, когда учащиеся используют все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить об определенной сформированности у них механизма дифференциации. Использование испытуемыми в основном двух оценок из пяти свидетельствует о том, что умение делать ценностный выбор находится на начальной стадии формирования. Такие результаты обнаружены у 3 школьников, что составляет 30% опрошенных. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом или вообще не в состоянии дать оценки, то можно предположить, что дифференциация у этих учащихся еще не сформировалась. В выбранной нами группе таких результатов не наблюдается.

В соответствии с полученным баллом мы выделили наиболее и наименее значимые ценности. Ценности, получившие наивысший балл, характеризуют общую направленности личности.

 

 

Рис.1. Наиболее и наименее значимые терминальные ценности

Рис.2.Наиболее и наименее значимые инструментальные ценности

Из рисунка 1 мы видим, какие терминальные ценности для данной группы подростков являются основными. Так, 7 из 10 опрошенных одной из главных ценностей считают «Здоровье». На втором месте стоит «Свобода», за нее высший балл отдали 6 человек. Следующими по важности ценностями являются «Уверенность в себе» и «Материальная обеспеченность». В иерархии инструментальных ценностей преобладающими оказались следующие ценности:  «Ответственность» (9 из 10 человек определили как одно из самых важных качеств), «Самоконтроль» и «Воспитанность»(по 60 % опрошенных).

Ценности, получившие наименьший балл, также важны для характеристики личности, так как показывают незначимость этих целей и средств для человека. Такими являются «Творчество», наименьшую оценку которому дали 5 человек, и «Любовь», которую как одну из главных ценностей в жизни выделил 1 человек. Незначимыми оказались такие инструментальные ценности, как «Нетерпимость к недостаткам» и «Высокие запросы».

Ценности, которые находятся в середине иерархической структуры малоинформативны: для них характерна тенденция к изменению места в зависимости от обстоятельств жизни.

Следующей выбранной нами методикой была «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности по С.С. Бубновой». Тест, предлагаемый учащимся, состоит из 66 вопросов, ответ на которые может быть положительным или отрицательным (в бланках ответов соответственно «+» или «-» ). Каждый положительный ответ засчитывался как 1 балл. Благодаря ключу мы высчитали значение каждой ценности - от 0 до 6 баллов (см. Приложение 1). Общий для группы балл вычислялся путем сложения всех оценок по той или иной ценности и деления этого числа на количество испытуемых. Результаты исследования, как индивидуальные, так и общие для группы,  занесли в таблицу.

 

Таблица 1. Сравнительная таблица ценностей подростков (в баллах)

Ценность

Испытуемые (№ п/п)

Средний балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Приятное времяпрепровождение, отдых.   5 6 2 5 4 0 4 3 4 3 3.6
Высокое материальное благосостояние.   1 4 2 3 2 3 3 4 3 2 2.7
Поиск и наслаждение прекрасным.   6 3 2 4 4 3 2 1 5 4 3.4
Помощь и милосердие к другим людям.   4 5 4 3 2 3 2 6 4 4 3.7
Любовь.   3 1 4 1 4 3 1 5 3 3 2.8
Познание нового в мире, природе, человеке.   4 2 2 4 2 2 3 2 6 1 2.8
Высокий социальный статус и управление людьми.   3 1 3 2 3 4 1 4 3 3 2.7
Признание и уважение людей и влияние на окружающих.   5 5 3 4 4 6 1 3 3 4 3.8
Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.   4 3 1 1 2 4 2 0 1 4 2.2
Общение.   1 2 1 5 3 4 3 3 1 2 2.5
Здоровье.   5 3 4 1 3 2 2 4 2 4 3.0

 

 Для большей наглядности по результатам обработки мы построили графический профиль, который отражает выраженность каждой ценности (в среднем по группе). Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали – виды ценностей.

Рис.2. Выраженность ценностей подростков (среднегрупповой результат)

Из рисунка мы видим, что наиболее предпочтительными для подростков являются  «признание и уважение других людей», т.е. общественная оценка, средний балл по данному виду ценности равен 3,8; «помощь и милосердие к окружающим» – 3,7 балла по общегрупповому исследованию; и «приятное времяпровождение» (3,6 б.).

Таким образом, завершая анализ эксперимента, мы можем отметить, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Большинство результатов показывает нам сформированность системы ценностных ориентаций. Кроме того из результатов эксперимента мы увидели, что каждый ребенок имеет свою индивидуальную иерархию ценностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...